Воспитание креативной личности на учебных занятиях
статья на тему
Креативное мышление - основа профессионально-педагогической деятельности. В статье рассмариваются компоненты творческого потенциала педагога и предлагаются формы работы по их развитию у студентов педколледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st._vospitan._tvorch_lichnosti.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание творческой личности на учебных занятиях
Черменева С.И
Необходимость подготовки специалистов к творческому профессиональному труду обосновывается многими учеными - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, С.Т. Шацкий, В.А. Канн-Калик, В.А. Крутецкий, творческим характером деятельности современного специалиста, неповторимостью ситуаций, в которых ему приходиться действовать.
Педагогическая деятельность по своей сути является потенциально творческой. Очень важно, чтобы она на практике являлась таковой, так как эффективность труда по воспитанию детей в решающей степени зависит от присутствия в ней компонентов творчества.
Творчество педагога представляет собой систему качеств, которые обеспечивают возможность успешного решения профессиональных задач.
Структура творческого потенциал педагога складывается из следующих компонентов
- Профессионально-творческая направленность личности, которая складывается из социальных установок убеждений, потребностей и интересов личности, мотивации к творческому труду, проявляется, прежде всего, в желании творчески выполнять дело.
- Креативность - способность личности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, вносить новизну. Характерным показателями креативности является умение видеть проблему, способность к анализу и синтезу идей, способность к импровизации.
- Инициативность или способность к самостоятельным начинаниям. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем это требует простое соблюдение общепринятых норм. Инициатива – это форма сверхнормативной активности личности. Развитее инициативности в педагогической деятельности важно потому, что увлечь за собой может неординарная личность, интересная тем, что постоянно проявляет творческую активность, предлагает увлекательные перспективы.
- Профессиональная наблюдательность. Известный психолог Л.В Занков подчеркивал, что для полноценного развития личности важно, чтобы студенты получали знания об окружающем мире не только через чтение и выполнение практических заданий, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям. А.А. Леонтьев утверждал, что развитие коммуникативных умений, способность понимать других людей основывается на профессиональной наблюдательности. Психологи указывают на связь наблюдательности с умение выдвигать гипотезы, формирование чувство такта.
- Импровизация - способность специалиста быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции. Отличительным признаком импровизации является способность принимать решение без непосредственной подготовки. В педагогической деятельности часто встречаются ситуации когда специалист, осуществляя запланированное встречается с иной, чем предполагалось педагогической ситуацией, непредвиденными усложнениями деятельности. И ему быстро требуется оценить обстановку, перекомпановать материал, найти верные действия.
Психолого-педагогический цикл наук способствует воспитанию профессионально-творческой личности, так как и содержание и рекомендуемая методика преподавания способствуют вышеуказанных качеств личности. На своих занятиях по воспитанию творческой личности можно использовать следующие приемы работы.
По воспитанию Профессионально-творческой направленности будущего педагога:
- Формирование педагогических знаний, которые способствуют мотивации к педагогическому творчеству
- Убеждение в значимости профессионального творчества в педагогической профессии
- Положительные примеры педагогической работы из практики, опыта воспитательной работы колледжа, педагогической литературы
По развитию Креативности у студентов актуальны такие приемы как -
- Составление планов воспитательных мероприятий, где формируется умения синтезировать теоретических знаний с изученным опытом и личным педагогическим творчеством
- Разработка и защита эскизов демонстрационного и раздаточного наглядного материала к воспитательным мероприятиям, материала атрибутики летнего оздоровительного лагеря, где развивается художественно-дидактическое творчество.
- Формулировка педагогических выводов и предложений по совершенствованию микропреподавания творческой подгруппы, ответов студентов, творческих заданий, что формирует умение видеть проблему только со своей точки зрения, способствует развитию аналитко-синтетической стороны мыслительной деятельности будущего педагога.
С целью воспитания Инициативности -
- Поощрение творчества в выполнении заданий, ответах студентов.
- Элементы соревнования, которые проявляются в конкурсах на лучшую педагогическую идею, дидактическое пособие, методическую разработку.
- Выполнение педагогических поручений
По развитию профессиональной наблюдательности целесообразны следующие приемы
- Демонстрация видеофильмов, где студенты наблюдают за проведением воспитательных мероприятий со стороны, перенимают положительное и учатся, если можно сказать, на чужих ошибках
- Работа с литературой по подготовке материала для методических папок, что способствует анализу педагогического опыта в литературе.
- Наблюдение и анализ работы микрогруппы по апробации конспекта воспитательной работы, теоретическое обоснование выбранных приемов, объяснение их целесообразности.
По формированию Импровизации актуальны
- Микропреподавание, в процессе которого развивается педагогическая техника, навыки культуры общения, воспитывается педагогический такт.
- Решение педагогических ситуаций, где нужно предложить несколько вариантов принять решения, определить верный, дать теоретическое объяснение выбору приемов
- Выполнение заданий по разработке и апробированию творческих приемов воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере
- импровизация сказки на новый лад
- тематические концерты
- конкурсы песен, поделок, отрядной атрибутики (название, девиз, речевка).
- игротека и др.
Таким образом, комплекс приемов работы на занятиях по развитию всех составных педагогического творчества способствует его воспитанию у будущего специалиста. Поскольку личность представляет собой динамичную, постоянноизменяющуюся, самосовершенствующуюся систему для развития ее творческого потенциала студентов немаловажную роль играет среда, в которой осуществляется процесс обучения: требовательность и доброжелательность, единство требований и психологический комфорт, создание условий по реализации педагогических задач являются немаловажными показателями для воспитания личности будущего педагога.
Материалы к презентации
1. Воспитание творческой личности на учебных занятия
2. Компоненты творческого потенциала педагога
- Профессионально-творческая направленность личности
- Креативность
- Инициативность
- Профессиональная наблюдательность.
- Импровизация
Профессионально-творческая направленность
- Формирование педагогических знаний,
- Убеждение
- Положительные примеры
4. Креативность
- Составление планов воспитательных мероприятий
- Разработка эскизов демонстрационного и раздаточного наглядного материала
- Формулировка педагогических выводов и предложений
5. Инициативность
- Поощрение проявления творчества
- Элементы соревнования
- Выполнение педагогических поручений
6. Профессиональная наблюдательность
- Демонстрация видеофильмов
- Работа с литературой
- Наблюдение и анализ работы микрогруппы
7.Импровизация
- Микропреподавание
- Решение педагогических ситуаций
- Выполнение творческих заданий
- импровизация сказки на новый лад
- тематические концерты
- конкурсы песен, поделок, отрядной атрибутики (название, девиз, речевка).
- игротека и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная песня, как средство воспитания творческой личности
Влияние народной песни на развитие и становление личности ребенка...
План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"
План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. , МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...
Воспитание культуры личности
Материал представляет собой доклад на педагогическом совете о духовно-нравственном воспитании личности обучающегося...
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (4 открытое занятие)
4 открыте занятие - игра "Психологическая баталия"...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (3 открытое занятие)
3 открытое занятие - викторина "Психология - это интересно!"...
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (2 открытое занятие)
2 открытое занятие - "Я и мое здоровье"...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...