Урок: «Ассортимент ткани».
методическая разработка по теме
Задачи:
- обучение распознавания ассортимента ткани и использование этих знаний в практической деятельности;
- понятие закона спроса, причины его существования;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_assortiment_tkani.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ассортимент ткани».
Цель урока:
- обучение распознавания ассортимента ткани и использование этих знаний в практической деятельности;
- понятие закона спроса, причины его существования;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание эстетического вкуса.
Задачи:
- применять полученные знания при выполнении практической работы;
- учиться участвовать в диалогической речи;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
- учитывать эстетические требования к одежде при выполнении творческой работы.
Тип урока: бинарный (портные + продавцы + экономика).
Методы и формы обучения: рассказ, показ.
Меж.предметные связи: химия, биология, деловая культура, санитария и гигиена,
материаловедение, экономика.
Оснащение и дидактический материал: презентация, образцы тканей, карточки
с изображением манипуляционных знаков, таблицы со
свойствами материалов.
Базовые понятия и термины: ассортимент, упаковка, маркировка, спрос, хранение,
продажа.
Ход урока.
I. Организационный момент (3 мин.)
1. проверка наличия учащихся;
2. сообщение темы и целей урока.
Мастер п/о: Здравствуйте, пожалуйста, садитесь. Проверим наличие учащихся.
Старосты групп дают информацию о количестве присутствующих учеников на уроке.
Проверим готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек).
Хорошо, старосты групп сдайте рапортички.
Сегодня мы с вами проведем бинарный, т.е. объединенный урок с группами продавцов, контролеров-кассиров и портных. Профессии у вас разные, но тема совпадает для обеих групп. Итак, тема урока «Ассортимент ткани».
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
С группой ПКК-1 мы уже изучили волокно, нити, из которых ткут ткань. А какими свойствами обладает ткань, её ассортимент нам расскажут девочки из группы портных ПШ - 9, т.к. у них урок повторения, а у продавцов – изучение новой темы.
Преподаватель спецтехнологии: Объединяет наши две профессии изучение вопросов экономики, спроса на тот или иной товар, так как конечный результат нашей профессиональной деятельности – реализовать, продать готовый или изготовленный товар.
Чтобы урок прошел интереснее, разделим группы на – портных, продавцов и потребителей.
II. Изложение нового материала (32 мин.)
Преподаватель экономики: Все мы являемся потребителями тех материальных благ, которые создаются в экономике и с помощью экономики. В то же время большая часть людей трудоспособного возраста являются производителями, то есть занимаются производством материальных благ для удовлетворения наших с вами потребностей. Сегодня мы с вами проследим, что же все-таки происходит и как в таких процессах как производство - распределение - потребление. Возьмем определенную сферу деятельности - швейное производство. Прежде чем мы с вами оденем вот такие красивые блузки, юбки, брюки, что происходит? (производство тканей – пошив - оптовая торговля - розничная торговля - потребление). Производство тканей исключаем - ткань поставляется в швейные мастерские. Какие ткани бывают?
Схема воспроизводства экономического продукта (слайд 2)
Транспорт | Производство Оптовая торговля Розничная торговля Потребитель | Коммуникации |
Преподаватель спецтехнологии: Вы знаете, что все ткани разные: есть ткани тонкие и толстые, с рисунком и без рисунка, защищающие от холода и от солнца. Они отличаются строением и свойствами. Свойств у тканей, как и у других творений человеческих рук немало. И если для платьевой ткани необходимо сочетание, каких - либо одних свойств, то для брезента требуются совершенно другие свойства. Разнообразие тканей, их расцветки и качество влияют на формирование направления моды, на ассортимент одежды. Ежегодно в нашей стране создается более 600 новых хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей, тканей из химических волокон и их смесей, а также смесей с натуральными волокнами: шерстью, хлопком и шелком. Различие свойств волокон предопределяет назначение тканей.
Задания обучающимся: (выданы образцы тканей)
- Портные – Какие изделия можно сшить из фланелевых тканей?
- Продавцы – Какие изделия Вы хотели бы видеть на прилавках магазинов из шелковых тканей?
- Потребители - Какие изделия Вы хотели бы приобрести в магазинах из шерстяных тканей?
а) Ассортимент и общая характеристика (сообщения обучающихся)
Хлопчатобумажные ткани (слайды 3,4)
Ассортимент хлопчатобумажных тканей в основном является традиционным. Ткани вырабатываются из гребенной, кардной и аппаратной пряжи и в последние годы из пряжи пневмомеханического прядения разной линейной плотности и строения (1).
Хлопчатобумажные ткани отличаются высокими показателями гигиенических свойств, хорошей износостойкостью и размеростабильностью. Смешанные ткани вырабатывают из хлопко-вискозной, хлопкосиблоновой, хлопкополиэфирной пряжи при условии, что содержание хлопковых волокон выше 50%.
В ассортименте хлопчатобумажных тканей сложились определенные уже классические группы тканей со стабильной структурой и свойствами, выпускаемые на протяжении многих лет: ситец, бязь, сатин.
Подгруппа летних тканей отличаются небольшой поверхностной плотностью, хорошей проницаемостью структуры. Они предназначены для изготовления изделий плательной ассортиментной группы. Ткани этой подгруппы ассортимента выпускаются отбеленными, гладкокрашеными и набивными: батист, маркизет, вуаль.
Зимнюю подгруппу составляют ткани с плотным односторонним или двухсторонним ворсовым начесом, обладающие повышенными теплозащитными свойствами, высокими гигроскопическими свойствами. Такие ткани широко используются для пошива демисезонных и зимних изделий детского ассортимента и платьев, халатов, блузок для женщин пожилого возраста: фланель, бумазея.
Льняные ткани (слайды 5,6,7)
Ассортимент льняных тканей менее разнообразен по волокнистому составу и строению. Льняные ткани это в основном ткани бытового назначения. Их легко обрабатывать, мало растяжимы, гнилостно-устойчивы, с хорошими гигиеническими свойствами. К недостаткам можно отнести усадку и сминаемость. В зависимости от толщины, полотна делят на очень тонкие (льняной батист), тонкие, средние, полугрубые, грубые. Используют полотна для изготовления постельного и столового белья, костюмов. Для пошива платьев используют ткани различных названий. Волокнистый состав их, строение и отделка зависят от направления моды.
Для пошива легких летних платьев используют хлопкольняные ткани с печатным рисунком на белом или суровом фоне, они сравнительно легкие.
Для изготовления платьев используют и более тяжелые плательно-костюмные ткани гладкокрашеные ткани комбинированных переплетений с кареточными рисунками, имитирующими вышивку или мережку на полотняном фоне. Ткани поверхностной плотности 137-150 г./м2 предназначены для изготовления платьев, но встречаются и более тяжелые (180-г-230 г./м2) плательно-костюмные ткани (например, арт. 062166 с жаккардовым или кареточным рисунком).
Вторую большую группу в ассортименте льняных плательных тканей составляют льнолавсановые ткани, вырабатываемые из смешанной пряжи с содержанием лавсановых волокон 33%, 50% и 62%. Льнолавсановые ткани более тяжелые по сравнению с хлопкольняными, их поверхностная плотность колеблется в пределах 150-280 г./м3, однако здесь можно выделить группы плательных и костюмно-плательных тканей.
Меланжевые и пестротканые льнолавсановые ткани имеют разнообразные рисунки клеток и полос.
Третью большую группу ассортимента льняных тканей составляют ткани с хлопчатобумажной пряжей в основе и льнолавсановой смешанной пряжей в утке, иногда в сочетании с хлопчатобумажной пряжей. Это позволяет получать более легкие, тонкие и менее жесткие ткани с хорошими гигиеническими свойствами, при сохранении высокой прочности и износостойкости. Так как введение хлопчатобумажной пряжи несколько снижает несминаемость и повышает усадочность тканей, по сравнению с льнолавсановыми, их подвергают малосминаемой и малоусадочной отделке.
Небольшую группу составляют ткани (арт. 062292, 062293, 062294), в которых уточная нить представляет собой хлопчатобумажную пряжу, скрученную с полиэфирной нитью, что придает тканям повышенную упругость и шелковистый блеск. С подобным эффектом получают ткань, в которой льняная пряжа скручена с капроновой нитью.
Шерстяные ткани (слайды 8,9)
Шерстяные ткани входят в группу ценных разновидностей тканей. Они красивые, прочные и обладают хорошими теплоизоляционными свойствами.
В ассортименте шерстяных тканей, насчитывающем более 1000 артикулов, кроме чистошерстяных широко представлены полушерстяные ткани. Шерстяные ткани бывают гребенные (камвольные), тонкосуконные и грубосуконные в зависимости от толщины и способа изготовления пряжи. По назначению они делятся на платьевые, костюмные и пальтовые. Шерстяные ткани в большинстве случаев хорошо настилаются, легко режутся и благодаря шероховатой поверхности не смещаются (2).
Шерстяная промышленность вырабатывает ткани гребенные с отчетливо выраженным рисунком переплетения и суконные более тяжелые, толстые, рыхлые, с войлокообразным застилом, частично или полностью закрывающим рисунок переплетения. Последние в свою очередь в зависимости от вида шерсти подразделяются на тонкосуконные и грубосуконные. От общего выпуска гребенные ткани составляют 40%, тонкосуконные 43% и грубосуконные лишь 17%).
Гребенные ткани используются главным образом для изготовления костюмов; меньшую часть этих тканей составляют платьевые ткани и совсем небольшую группу - ткани для пальто, преимущественно летних.
Назначение суконных тканей - прежде всего пальто зимнее, демисезонное и шинель; более легкие суконные ткани (около 26% от выпуска суконных тканей) используется для изготовления недорогих костюмов и ведомственной одежды, наиболее легкие ткани - для изготовления женских платьев.
Ткани, вырабатываемые шерстяной промышленностью, особенно разнообразны по своему сырьевому составу. Наряду с чистошерстяными из тонкой, полутонкой, полугрубой и грубой шерсти выпускается большое количество смешанных тканей с химическими волокнами и хлопком, а также тканей из неоднородных нитей.
Шелковые ткани (слайды 10,11)
Шелковые ткани производятся из натурального шелка, искусственных и синтетических волокон и нитей. Натуральные шелковые ткани составляют приблизительно четыре процента от общего количество шелковых тканей, поэтому ее применяют производства для нарядных платьев и блузок. Ткани, сделанные из натурального шелка, красивые и обладают хорошими гигиеническими свойствами, хорошо драпируются. Недостатки заключаются в невысокой износостойкости, так же они потеряют свою прочность, если их намочить. Шелковую ткань трудно обрабатывать.
По сырьевому составу ассортимент шёлковых тканей делятся на группы:
- из шёлковых (натуральных) нитей,
- из шёлковых нитей с другими нитями и волокнами,
- из искусственных нитей,
- из искусственных нитей с другими нитями и волокнами,
- из синтетических нитей,
- из синтетических нитей с другими нитями и волокнами,
- из искусственных волокон и их сочетания с другими нитями и волокнами,
- из синтетических волокон и их сочетания с другими нитями и волокнами.
К классическим шёлковым тканям можно отнести:
Креп - шифон - легкая (25-48 г./м2) тонкая (0,11-0,20 мм) полупрозрачная ткань полотняного переплетения из двух-, трёхниточной шелковой нити креповой крутки; она отличается подвижной, несколько разреженной структурой с мягким шероховатым грифом. В традициях креп-шифона выпускаются плательные ткани артикулов 11043, 11083.
Креп - жоржет - полупрозрачная, легкая (42-67 г./м2) и тонкая (0,14-0,28 мм) ткань полотняного переплетения из трех- и четырехниточного крепа с мелкозернистой матовой поверхностью; она подвижна, пластична, более размеростабильна по сравнению с креп-шифоном, обладает жестковатым грифом. В современном ассортименте помимо классических видов креп-жоржета выпускаются подобные ему плательные ткани (арт. 11045, 11082 и др.).
Крепдешин - полукреповая ткань, вырабатываемая полотняным переплетением из шёлка-сырца пологой крутки по основе и креповой нити по утку;
ткань отличается красивой мелкозернистой (креповой) поверхностью, эластичностью, хорошей драпируемостью и приятным мягким грифом. Крепдешины самые популярные плательные ткани среди натуральных шелковых тканей, они составляют значительную ассортиментную группу.
Креп - гофре - отличается характерной поверхностью с продольной морщинистостью (эффект жатости), образуемой за счёт использования по утку нитей с разной степенью креповой крутки, обладающих в связи с этим различной величиной усадки. Креп-гофре вырабатывается на базе креп-жоржета или крепдешина. В ткани «Нежность» (арт. 11075) своеобразное чередование участков крупных и мелких горф достигается за счет того, что основное полотно ткани вырабатывается из шёлковых нитей пологой крутки, а в поперечных полосах использованы в направлении утка нити креповой крутки, что вызывает повышенную усадку участка в поперечном направлении при влажно-тепловой обработке. Ткани типа гофре отличаются повышенной растяжимостью и пластичностью в поперечном направлении, возможностью значительной усадки при стирке, что следует учитывать при проектировании и изготовлении швейных изделий и разработке рекомендаций по уходу за ними при эксплуатации.
Креп - сатин - плотная, тяжелая (89-97 г./м2) ткань атласного переплетения вырабатывают из шёлка-сырца по основе и креповой нити по утку, в результате чего получают матовую мелкозернистую лицевую и блестящую изнаночную поверхности; креп-сатин часто используют как двухстороннюю ткань для вечерних торжественных платьев и платьев-костюмов.
Фуляр - гладьевая ткань полотняного переплетения из нитей пологой крутки с приятным шелковистым мягким грифом; фуляр обладает малой поверхностной плотностью (30-54 г./м2) и небольшой толщиной (0,08-0,12 мм).
Полотно - классическая гладьевая ткань полотняного переплетения из шёлковой пряжи хлопкоподобная с мягким шелковистым блеском поверхностной плотности от 60 до 100 г./м2 и толщиной 0,20-0,30 мм. Полотна могут вырабатываться и из комплексных нитей пологой крутки, подобно фуляру, и из шелкового муслина.
Бархат имеет ворс из смешанной шелкополиэфирной пряжи с 20% содержанием полиэфирных волокон, что повышает износостойкость и несминаемость ворса. Бархат плательный (арт. 24004) вырабатывают основовязанным переплетением из креповых шелковых нитей грунта и вискозных нитей ворса. Он отличается коротким (1,7 мм), плотным, прямостоящим сплошным ворсом, мягкостью, пластичностью, красивой драпируемостью. Бархат - велюр (арт. 24005) имеет густой высокий наклонно расположенный ворс из вискозной нити и креповый шелковый грунт. Бархат - велюр вытравной вырабатывается на базе бархата-велюра и отличается от него ворсовым рельефным рисунком на полупрозрачном креповом фоне, который получают путем вытравливания ворса по заданному рисунку.
Преподаватель экономики: С видами тканей разобрались. Какие виды тканей сегодня наиболее популярны? Изделия, из каких видов тканей предпочитает у нас потребитель?
Желание и возможность купить тот или иной товар называют спросом.
Спрос - это количество продукта, которые потребители готовы и в состоянии купить в определенное время по определенной цене.
Факторы, влияющие на спрос:
-цена
-доходы граждан
-вкусы покупателей (мода, реклама)
-ожидания потребителей, связанные с инфляцией, неблагоприятными
климатическими условиями.
Закон спроса: при прочих равных условиях товаров по низким ценам купят больше, чем по высоким.
Кривая спроса (слайд 12)
Цена
Кол – во
Прежде чем продукт (в данном случае ткань) попадает к портным, или просто к потребителю, они проходят еще несколько этапов. Это уже работа наших продавцов.
В. Упаковка, маркировка, хранение и продажа тканей (сообщения обучающихся)
Упаковка тканей (слайд 13)
Упаковка сохраняет качество текстильных товаров при хранении и транспортировке. Ткани складываются и формируются в куски. В кусок комплектуются ткани одного артикула, сорта, цвета, рисунка и т.д. Куски ткани упаковывают в бумагу или полиэтиленовую пленку. Если ткани сложены во всю ширину, оба торца оставляют открытыми, У тканей, сложенных вдвое оставляют открытым один торец. Ткани светлых тонов, бельевые, портьерные упаковывают со всех сторон.
Для транспортирования ткани упаковывают в кипы, мешки, тюки, рулоны, а ткани ворсовые, креповые и др., которые не должны быть подвергнуты прессованию, - в жесткую тару – ящики.
Кипы относятся к полужесткой таре. Куски ткани, обернутые бумагой и обтянутые лентой или тесьмой, находятся в кипе в прессованном состоянии. Кипа обтягивается металлической лентой или проволокой.
Маркировка тканей (слайды 14, 15)
Ткани маркируют клеймом и товарным ярлыком из картона или плотной бумаги. Клеймо наносится контрастной смываемой краской на изнаночную сторону ткани, краска не должна проходить на лицевую сторону ткани. Клеймо наносят на оба куска, вдоль среза на расстоянии не более 10 мм от края куса или кромки. На клейме указывают наименование предприятия изготовителя, номер контролера ОТК, а также длину ткани в куске.
На товарном ярлыке указывают наименование предприятия – изготовителя, его товарный знак, местонахождение, наименование ткани, артикул, количество отрезов в куске, его общий метраж, сорт, вид применяемых волокон, их процентное содержание, вид специальной отделки, устойчивость окраски.
Хранение (слайд 16)
Текстильные материалы хранят в складских помещениях в упакованном виде. Складские помещения должны быть сухими, чистыми, проветриваемыми. Текстильные материалы следует защищать от попадания прямых солнечных лучей, т.к. материал выцветает. Но, т.к. ультрафиолетовые лучи замедляют развитие микроорганизмов, в складские помещения ,где хранят ткани, должен быть обеспечен доступ света. Температура хранения -15 -18*С, относительная влажность -60 -65%. При повышенной температуре материал высыхает, становится малоэластичным, жестким. При повышенной влажности материал отсыревает и разрушается в результате развития микроорганизмов. Шерстяные материалы предохраняют от моли противомолевыми средствами и периодически осматривают.
Продажа тканей (слайды 18,19)
Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объёмных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных и трикотажных полотен, может производится способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая лента. Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом, если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
Продавец в присутствии покупателя проверяет качество товара, точность меры, правильность подсчета стоимости покупки. Ткань передается покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, осуществляющего продажу.
III. Закрепление материала(6 мин.)
Обучающиеся дают ответы на задание, данное вначале урока.
Преподаватель спецтехнологии:
- Какими положительными качествами обладают ткани хлопчатобумажные?
- Перечислите разновидности хлопчатобумажных тканей.
- Какими недостатками обладает льняная ткань?
- Где используют льняные ткани?
- Какая ткань обладает теплозащитными свойствами?
- Какая ткань самая капризная, трудно обрабатываемая?
- Какие шелковые ткани бывают?
- При каких условиях хранят ткани?
- Как отмеряют тяжелую шерстяную ткань?
- Допускается ли продажа ткани с фабричным ярлыком?
IV. Подведение итогов (3 мин.)
- сообщить обучающимся о достижении целей урока;
- оценить результаты обучающихся на уроке.
Мастер п/о: Итак, на все вопросы по закреплению новых знаний вы ответили, молодцы!
Но нас волнует еще несколько вопросов. Чему же мы сегодня научились?
Следует ответ учащихся.
Что вам понравилось больше всего?
Следует ответ учащихся.
Что показалось трудным?
Следует ответ учащихся.
А что мы ещё не сделали?
Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.
Правильно! Итак, оценки за урок. Учащиеся подготовившие сообщения получают отличные оценки.
Наиболее активные учащиеся и правильно отвечающие на вопросы по закреплению нового материала получают так же оценки.
V. Домашнее задание (1 мин.)
- задание на дом (написано на доске).
Мастер п/о: Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры
. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"
Методическая разработка представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....