Методическая разработка урока
методическая разработка
Методическая разработка урока на тему "Модельные испытания судна. Метод пересчета результатов модельных испытаний на натуру" по МДК "Технологическая подготовка производства в судостроении" для студентов специальности Судостроение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
Автор:
преподаватель Ферафонтова М.А.
Санкт-Петербург 2020
План открытого урока
в группе 329
по МДК 01.01 Технологическая подготовка производства в судостроении
Дата | «22» сентября 2020 года |
Аудитория | 106 |
Тема | Модельные испытания судна. Метод пересчета результатов модельных испытаний на натуру |
Цели |
|
Тип | комбинированный |
Методы | объяснительно-иллюстративный с применением информационных и мультимедийных технологий, решение задач |
Материальное обеспечение | Проектор, презентация, видеоматериал |
По завершении занятия студент должен
знать:
- назначение модельных испытаний судна;
- типы опытовых бассейнов;
- правила пересчета сопротивления с модели на натуру;
уметь:
- проводить пересчет результатов модельных испытаний на натуру.
Ход занятия
1. Организационный момент |
2. Объявление темы и цели занятия:
|
3. Мотивация учебной деятельности Вступительное слово преподавателя о важности и необходимости проведения модельных испытаний судов на этапе проектирования |
4. Актуализация опорных знаний Тестирование:
|
5. Изложение нового материала План изложения: 5.1. Типы опытовых бассейнов: а) динамометрические; б) гравитационные. 5.2. Испытания судов в бассейнах (показ видеофильма) 5.3. Разгадывание кроссворда 5.4. Пересчет результатов модельных испытаний на натуру |
6. Закрепление нового материала 6.1 Решение задач с преподавателем |
7. Домашнее задание
|
8. Заключительная часть. Подведение итогов урока Выставление оценок с последующим комментированием |
Развернутый план занятия
1. Вступительное слово преподавателя о важности и необходимости проведения модельных испытаний судов на этапе проектирования:
Судно движется по воде, и эта среда оказывает его движению сопротивление. Для определения сопротивления судна воде с максимальной точностью проводят модельные испытания. Испытание моделей в опытовых бассейнах является одним из основных способов изучения вопросов ходкости, управляемости и мореходности судов.
2. Актуализация опорных знаний:
- Что называется ходкостью?
а) способность судна двигаться с заданной скоростью при определенной мощности главных двигателей;
б) способность судна сохранять заданное направление движения;
в) способность судна оставаться на плаву, сохраняя в достаточной степени остойчивость, при затоплении одного или нескольких отсеков.
- Какие внешние среды оказывают сопротивление движению судна?
а) земля и вода;
б) воздух и вода;
в) ветер и волны.
- Какие противоположно направленные горизонтальные силы действуют на судно при его движении?
а) сила тяжести и сила поддержания
б) сила сопротивления воды и тяга винтов
в) сила поддержания и сила сопротивления воды
- Из каких составляющих состоит полное сопротивление воды?
а) сопротивление формы, трения, шероховатости;
б) сопротивление формы, трения, волны;
в) сопротивление воздуха, трения, волны.
- Чему равно остаточное сопротивление?
а) Rтр + Rф;
б) Rвозд + Rв;
в) Rф + Rволн;
- Почему сопротивлением воздуха пренебрегают?
а) из-за его незначительной величины;
б) невозможно определить;
в) не оказывает влияние на движение судна.
3. Изложение нового материала
Типы опытовых бассейнов
В то время как сопротивление трения можно сравнительно точно определить расчетом, остальные две составляющие определить весьма трудно из-за отсутствия достаточно надежных расчетных методов по вычислению коэффициентов волнового сопротивления и сопротивления формы.
Остаточное сопротивление можно определить с максимальной точностью только модельными испытаниями. Модели судов буксируют в опытовых бассейнах, представляющих собой каналы (или чаши), заполненные водой. Во время буксировки модели с определенной скоростью замеряют сопротивление воды, которое затем пересчитывают на натурное судно.
Существуют два основных типа опытовых бассейнов, отличающихся способом буксировки модели.
Бассейны первого типа (так называемые динамометрические) оборудованы самоходной тележкой, к которой крепится буксируемая модель. Скорость движения тележки и модели назначается при каждом пробеге. Сопротивление модели регистрируется с помощью специального динамометра.
Опытовые бассейны этого типа наиболее распространены. Они представляют собой заполненные водой до определенного уровня прямоугольные в сечении каналы, размеры которых колеблются в следующих пределах: длина 100—1000 м, ширина 5—15 м, глубина 1,5—8,0 м. Специальные устройства осуществляют начальный разгон и торможение тележки, движущейся по рельсам вдоль канала, а также регулируют ее движение на рабочем участке, где скорость должна быть постоянной. В бассейнах такого типа помимо определения сопротивления воды движению исследуются другие мореходные и эксплуатационные качества судна (влияние качки, волнения и мелководья на ходкость, изменение посадки в этих условиях, устойчивость на курсе и поворотливость судна и т. п.).
В бассейнах второго типа, которые принято называть гравитационными, движение модели осуществляется с помощью падающего груза и бесконечного троса, натянутого на два колеса, расположенных по концам бассейна.
В этих бассейнах сопротивление модели оказывается равным массе опускающегося груза (с учетом сопротивления трения буксировочной системы и передаточного отношения блоков), а результирующая скорость движения измеряется с помощью специальной аппаратуры. Основное преимущество бассейнов второго типа — их небольшие размеры н меньшая стоимость оборудования; основные недостатки — ограниченные возможности для исследовательской работы, меньшие удобства при наблюдении за моделями и невозможность достигнуть достаточно большой скорости их движения.
Масштаб модели зависит от размеров судна, размеров бассейна и скорости буксировки и выбирается из условия отсутствия влияния стенок и дна бассейна на результаты модельных испытаний. Перед началом испытаний модели задают нужную посадку, которая обеспечивается размещением дополнительного балласта.
4. Испытания судов в бассейнах (показ видеофильма)
5. Кроссворд
1 | ||||||||||||||
2 | П | А | Р | А | Ф | И | Н | |||||||
3 | М | О | Д | Е | Л | Ь | ||||||||
4 | Д | И | Н | А | М | О | М | Е | Т | Р | ||||
5 | Р | О | С | С | И | Я | ||||||||
6 | С | Т | А | П | Е | Л | Ь | |||||||
7 | К | Р | Ы | Л | О | В | ||||||||
8 | Т | Е | Л | Е | Ж | К | А | |||||||
9 | Б | А | С | С | Е | Й | Н | |||||||
10 | Ж | Е | Л | Т | Ы | Й |
- Из какого материала делают модели судов в современности?
- Из какого материала делали модели судов в прежние времена?
- Как называется уменьшенная копия судна?
- Как называется инструмент, которым измеряют сопротивление модели воде?
- В какой стране находится самый большой в мире опытовый бассейн?
- Как называется место, где изготовляют модели судов?
- Имя какого выдающегося кораблестроителя носит НИИ по испытанию моделей судов в Санкт-Петербурге?
- На чем крепятся модели во время испытаний?
- Как называется место проведения испытаний моделей?
- В какой цвет преимущественно красят модели судов?
6. Пересчет результатов модельных испытаний на натуру
Остаточное сопротивление можно определить с максимальной точностью только модельными испытаниями. Модели судов буксируют в опытовых бассейнах, представляющих собой каналы (или чаши), заполненные водой. Во время буксировки модели с определенной скоростью замеряют сопротивление воды, которое затем пересчитывают на натурное судно. Модели изготовляют из дерева или парафина с воском на деревянном каркасе. Масштаб модели выбирают таким, чтобы длина ее была в пределах 2—8 м. Чем крупнее модель, тем точнее результаты испытаний.
L / ɭ = B / b = T / t = Ω1/2 / ω1/2 = V1/3 / vм1/3 = λ Ʋм = Ʋс * (ɭ1/2 / L1/2) r = rтр + rост; rтр = (ξтр.м*ω*ρ*Ʋм2) / 2 Rост = rост*λ3 |
- Решение задач
Задача 1. Модель судна длиной l = 10,0 м при испытании в бассейне со скоростью υм = 5 м/с имела остаточное сопротивление rост = 12 Н. Найти соответствующую скорости хода модели скорость хода судна V и определить остаточное сопротивление судна Rост, если длина судна L = 160,0 м.
Задача 2. Модель судна, длиной l = 12,0 м, при испытании в бассейне со скоростью υ = 4 м/с имела полное сопротивление r = 130 Н. Определить остаточное сопротивление. Площадь смоченной поверхности модели ω = 21,3 м2. Коэффициент трения модели ξтр.м = 2,5*10-4.
Задача 3. Определить длину, ширину, осадку и объемное водоизмещение модели, если известны главные размерения судна: L =140 м; B = 24 м; T = 6 м; δ = 0,7; λ = 20.
Преподаватель ___________________/ М.А.Ферафонтова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».
План-конспект урокапо ПМ 03 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...
Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".
Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...