Методическая разработка урока
методическая разработка
Методическая разработка урока на тему "Модельные испытания судна. Метод пересчета результатов модельных испытаний на натуру" по МДК "Технологическая подготовка производства в судостроении" для студентов специальности Судостроение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
Автор:
преподаватель Ферафонтова М.А.
Санкт-Петербург 2020
План открытого урока
в группе 329
по МДК 01.01 Технологическая подготовка производства в судостроении
Дата | «22» сентября 2020 года |
Аудитория | 106 |
Тема | Модельные испытания судна. Метод пересчета результатов модельных испытаний на натуру |
Цели |
|
Тип | комбинированный |
Методы | объяснительно-иллюстративный с применением информационных и мультимедийных технологий, решение задач |
Материальное обеспечение | Проектор, презентация, видеоматериал |
По завершении занятия студент должен
знать:
- назначение модельных испытаний судна;
- типы опытовых бассейнов;
- правила пересчета сопротивления с модели на натуру;
уметь:
- проводить пересчет результатов модельных испытаний на натуру.
Ход занятия
1. Организационный момент |
2. Объявление темы и цели занятия:
|
3. Мотивация учебной деятельности Вступительное слово преподавателя о важности и необходимости проведения модельных испытаний судов на этапе проектирования |
4. Актуализация опорных знаний Тестирование:
|
5. Изложение нового материала План изложения: 5.1. Типы опытовых бассейнов: а) динамометрические; б) гравитационные. 5.2. Испытания судов в бассейнах (показ видеофильма) 5.3. Разгадывание кроссворда 5.4. Пересчет результатов модельных испытаний на натуру |
6. Закрепление нового материала 6.1 Решение задач с преподавателем |
7. Домашнее задание
|
8. Заключительная часть. Подведение итогов урока Выставление оценок с последующим комментированием |
Развернутый план занятия
1. Вступительное слово преподавателя о важности и необходимости проведения модельных испытаний судов на этапе проектирования:
Судно движется по воде, и эта среда оказывает его движению сопротивление. Для определения сопротивления судна воде с максимальной точностью проводят модельные испытания. Испытание моделей в опытовых бассейнах является одним из основных способов изучения вопросов ходкости, управляемости и мореходности судов.
2. Актуализация опорных знаний:
- Что называется ходкостью?
а) способность судна двигаться с заданной скоростью при определенной мощности главных двигателей;
б) способность судна сохранять заданное направление движения;
в) способность судна оставаться на плаву, сохраняя в достаточной степени остойчивость, при затоплении одного или нескольких отсеков.
- Какие внешние среды оказывают сопротивление движению судна?
а) земля и вода;
б) воздух и вода;
в) ветер и волны.
- Какие противоположно направленные горизонтальные силы действуют на судно при его движении?
а) сила тяжести и сила поддержания
б) сила сопротивления воды и тяга винтов
в) сила поддержания и сила сопротивления воды
- Из каких составляющих состоит полное сопротивление воды?
а) сопротивление формы, трения, шероховатости;
б) сопротивление формы, трения, волны;
в) сопротивление воздуха, трения, волны.
- Чему равно остаточное сопротивление?
а) Rтр + Rф;
б) Rвозд + Rв;
в) Rф + Rволн;
- Почему сопротивлением воздуха пренебрегают?
а) из-за его незначительной величины;
б) невозможно определить;
в) не оказывает влияние на движение судна.
3. Изложение нового материала
Типы опытовых бассейнов
В то время как сопротивление трения можно сравнительно точно определить расчетом, остальные две составляющие определить весьма трудно из-за отсутствия достаточно надежных расчетных методов по вычислению коэффициентов волнового сопротивления и сопротивления формы.
Остаточное сопротивление можно определить с максимальной точностью только модельными испытаниями. Модели судов буксируют в опытовых бассейнах, представляющих собой каналы (или чаши), заполненные водой. Во время буксировки модели с определенной скоростью замеряют сопротивление воды, которое затем пересчитывают на натурное судно.
Существуют два основных типа опытовых бассейнов, отличающихся способом буксировки модели.
Бассейны первого типа (так называемые динамометрические) оборудованы самоходной тележкой, к которой крепится буксируемая модель. Скорость движения тележки и модели назначается при каждом пробеге. Сопротивление модели регистрируется с помощью специального динамометра.
Опытовые бассейны этого типа наиболее распространены. Они представляют собой заполненные водой до определенного уровня прямоугольные в сечении каналы, размеры которых колеблются в следующих пределах: длина 100—1000 м, ширина 5—15 м, глубина 1,5—8,0 м. Специальные устройства осуществляют начальный разгон и торможение тележки, движущейся по рельсам вдоль канала, а также регулируют ее движение на рабочем участке, где скорость должна быть постоянной. В бассейнах такого типа помимо определения сопротивления воды движению исследуются другие мореходные и эксплуатационные качества судна (влияние качки, волнения и мелководья на ходкость, изменение посадки в этих условиях, устойчивость на курсе и поворотливость судна и т. п.).
В бассейнах второго типа, которые принято называть гравитационными, движение модели осуществляется с помощью падающего груза и бесконечного троса, натянутого на два колеса, расположенных по концам бассейна.
В этих бассейнах сопротивление модели оказывается равным массе опускающегося груза (с учетом сопротивления трения буксировочной системы и передаточного отношения блоков), а результирующая скорость движения измеряется с помощью специальной аппаратуры. Основное преимущество бассейнов второго типа — их небольшие размеры н меньшая стоимость оборудования; основные недостатки — ограниченные возможности для исследовательской работы, меньшие удобства при наблюдении за моделями и невозможность достигнуть достаточно большой скорости их движения.
Масштаб модели зависит от размеров судна, размеров бассейна и скорости буксировки и выбирается из условия отсутствия влияния стенок и дна бассейна на результаты модельных испытаний. Перед началом испытаний модели задают нужную посадку, которая обеспечивается размещением дополнительного балласта.
4. Испытания судов в бассейнах (показ видеофильма)
5. Кроссворд
1 | ||||||||||||||
2 | П | А | Р | А | Ф | И | Н | |||||||
3 | М | О | Д | Е | Л | Ь | ||||||||
4 | Д | И | Н | А | М | О | М | Е | Т | Р | ||||
5 | Р | О | С | С | И | Я | ||||||||
6 | С | Т | А | П | Е | Л | Ь | |||||||
7 | К | Р | Ы | Л | О | В | ||||||||
8 | Т | Е | Л | Е | Ж | К | А | |||||||
9 | Б | А | С | С | Е | Й | Н | |||||||
10 | Ж | Е | Л | Т | Ы | Й |
- Из какого материала делают модели судов в современности?
- Из какого материала делали модели судов в прежние времена?
- Как называется уменьшенная копия судна?
- Как называется инструмент, которым измеряют сопротивление модели воде?
- В какой стране находится самый большой в мире опытовый бассейн?
- Как называется место, где изготовляют модели судов?
- Имя какого выдающегося кораблестроителя носит НИИ по испытанию моделей судов в Санкт-Петербурге?
- На чем крепятся модели во время испытаний?
- Как называется место проведения испытаний моделей?
- В какой цвет преимущественно красят модели судов?
6. Пересчет результатов модельных испытаний на натуру
Остаточное сопротивление можно определить с максимальной точностью только модельными испытаниями. Модели судов буксируют в опытовых бассейнах, представляющих собой каналы (или чаши), заполненные водой. Во время буксировки модели с определенной скоростью замеряют сопротивление воды, которое затем пересчитывают на натурное судно. Модели изготовляют из дерева или парафина с воском на деревянном каркасе. Масштаб модели выбирают таким, чтобы длина ее была в пределах 2—8 м. Чем крупнее модель, тем точнее результаты испытаний.
L / ɭ = B / b = T / t = Ω1/2 / ω1/2 = V1/3 / vм1/3 = λ Ʋм = Ʋс * (ɭ1/2 / L1/2) r = rтр + rост; rтр = (ξтр.м*ω*ρ*Ʋм2) / 2 Rост = rост*λ3 |
- Решение задач
Задача 1. Модель судна длиной l = 10,0 м при испытании в бассейне со скоростью υм = 5 м/с имела остаточное сопротивление rост = 12 Н. Найти соответствующую скорости хода модели скорость хода судна V и определить остаточное сопротивление судна Rост, если длина судна L = 160,0 м.
Задача 2. Модель судна, длиной l = 12,0 м, при испытании в бассейне со скоростью υ = 4 м/с имела полное сопротивление r = 130 Н. Определить остаточное сопротивление. Площадь смоченной поверхности модели ω = 21,3 м2. Коэффициент трения модели ξтр.м = 2,5*10-4.
Задача 3. Определить длину, ширину, осадку и объемное водоизмещение модели, если известны главные размерения судна: L =140 м; B = 24 м; T = 6 м; δ = 0,7; λ = 20.
Преподаватель ___________________/ М.А.Ферафонтова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-308096-1384091441.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-280546-1376589758.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/16/picture-550292-1513456264.jpg)
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-817496-1491590751.jpg)
Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».
План-конспект урокапо ПМ 03 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1277906-1602590736.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...