МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
по ОП.07 Технология отрасли
на тему «Погрешность измерений. Определение годности детали»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tulina_urok_poslednyaya_versiya.docx | 364.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УМР
____________В.Н.Долженкова
«___» _________ 2020г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
по ОП.07 Технология отрасли
на тему «Погрешность измерений. Определение годности детали»
для студентов 3 курса гр. М-9-18
Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Разработал преподаватель спец. дисциплин А.В. Тулина
Рассмотрена и одобрена цикловойкомиссией общих профессиональных дисциплин
и профессиональных модулей по направлению «Машиностроение» и «Технология материалов»
Протокол № от_____________
Председатель ЦК __________ Г.В. Долгодуш
Шебекино, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Описание технологии Технологическая карта урока по теме «Погрешности измерений. Определение годности детали» Организационно-деятельностная структура занятия Сценарий урока Информационные ресурсы | 3 4 6 9 22 |
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Открытый урокна тему «Погрешность измерений. Определение годности детали» поО П.07 Технология отрасли проводится для студентов 3 курса
гр. М-9-18 специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" планируется осуществлять основную цель - качество реализации Государственных образовательных стандартов и их дидактическое сопровождение для приведения содержания и технологий образования в соответствие:
а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций);
б) требованиям образовательного стандарта, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы;
в) требованиям внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.
В свете названного национального проекта задача педагогическойдеятельности, разработать и внедрить методическую, аналитическую, дидактическую составляющую уроков нетрадиционной формы, применяемых в процессе обучения обучающихся в учреждениях профессионального образования.
В учебных заведениях особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность каждого за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать, используя нестандартные формы обучения.
В научно-педагогической литературе использование нетрадиционных форм проведения урока обусловлено несколькими факторами:
1) повышение интереса к учебному процессу в целом;
2) активизациямыслительной деятельностиобучающегося;
3) формирование мотивации профессиональной деятельности.
Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, преподаватель во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении целей обучения, развития и воспитания.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения.
Кейс-технология (от англ. «case» — случай)— интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.
Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько.
Подпроблемной ситуацией понимается соотношение обстоятельств и условий, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения, в рамках которых разворачивается деятельность обучающегося или группы. В этом случае перед обучающимися возникает необходимость развивать знания, открывать новое в известном.
Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение, оценить сформированность компетенций (способность работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию, способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий, способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности и др.).
Кейс-технология направлена на развитие междисциплинарных знаний и умений, так как решение проблемной ситуации может быть на «стыке» разных наук, требовать применения знаний из других дисциплин и научных областей. Установление междисциплинарных связей происходит в процессе работы обучающихся над кейсом (при его анализе и выработке решения).
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивает у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Еще одна технология применяемая на уроке является -технология коллективного взаимообучения.
Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.
. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Преимущества технологии коллективного взаимообучения:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;
- в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
— каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение
Ни один современный урок не может обойтись без ИКТ. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
· использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
В рамках данного урока применяется еще и проектно-ориентированный подход. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для студента, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающегося в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ
«Погрешности измерений. Определение годности детали
Профессиональный модуль, МДК: | ОП.07. Технология отрасли | ||
Специальность | 15.02.12 | ||
Группа, курс | Гр.М-9-18, 3 курс | ||
Преподаватель | А.В. Тулина | ||
Тема урока | Погрешность измерений. Определение годности детали | ||
Междисциплинарные связи | Математика, Материаловедение, Метрология, стандартизация и сертификация, Инженерная графика | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Элементы современных технологий | ИКТ Кейс-метод Коллективное взаимообучение (работа в команде) Проектно-ориентированный подход | ||
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические, работа с информационным источником | ||
Цель урока | Формирование умений определять годность детали и совершенствование навыков работы с измерительным инструментом | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Обеспечить усвоение обучающимися целостного представления о погрешностях измерений и определении годности детали. Формировать базу для освоения профессиональных компетенций и трудовых функций | Развивать умение пространственного воображения, способности творчески мыслить применять знания теории на практике. Развивать учебно-коммуникативные умения, формируя коммуникативные компетенции. | Содействовать формированию у обучающихся самостоятельности, умения сосредоточиться для выполнения поставленной задачи в любых психологических условиях. Создавать условия для формирования положительного отношения к знаниям и интереса к специальности | |
Осваиваемые компетенции Требования к знаниям и умениям Трудовая функция | ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - проектировать операции технологического процесса производства продукции отрасли; - проектировать участки механических цехов; нормировать операции технологического процесса. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - организацию производственного и технологического процесса; - принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов; - технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин В/02.4 Слесарная обработка деталей средней сложности:
| ||
Техническое оснащение урока (средства обучения) | - Мультимедийный проектор, ноутбук. - Программное обеспечение: операционная система Windows. Редактор презентаций MsPowerPoint - Карточки с задачами | ||
Методическое обеспечение урока Инструкции по оцениванию и выполнению заданий | Выписка из ФГОС 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), Рабочая программа по ОП.08. «Технология отрасли» УМК по дисциплине Перспективно-тематический план Методические указания к выполнению самостоятельной работы. Презентация к уроку. Выписка из профессионального стандарта №1164н "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования" - критерии оценивания знаний | ||
Информационные ресурсы | Основные источники 1. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения: в 2 ч. – М.: «Академия», 2012. –352 с. 2. Ильянков А.И., Новиков В.Ю. Технология машиностроения: Практикум и курсовое проектирование. – М.: «Академия», 2012. – 432 с. 3.Молоканов Типовые технологии производства М.:ИНФРА,2013г.,2014г. Дополнительные источники: 1. Клепиков В.В., Бодров К.Н. Технология машиностроения – М: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2004. 2. Воробьев Л.Н. Технология машиностроения и ремонт машин – М: Высшая школа, 1981. 3. Данилевский В.В.. Технология машиностроения – М: Высшая школа, 1984. 4. Мельников Н.Ф., Бристоль Б.Н.Дементьев В.И. Технология машиностроения. – М: Машиностроение, 1977 5. Рахмилевич З.З., Радзин И.М., ФарамазовС.А. Справочник механика химических и нефтеперерабатывающих производств – М: Химия, 1985. Интернет-ресурсы: 1 http://tm.gepta.ru/ | ||
Функции и виды деятельности преподавателя |
( самостоятельной работы). | ||
Виды деятельности обучающихся | Обучающиеся эмоционально настраиваются на работу, проходят проверку выполнения самостоятельной работы в виде фронтального опроса, участвуют в процессе диалогового изучения нового материала, выполняют расчеты в малых группах, участвуют в рефлексии. | ||
Формы работы обучающихся | Фронтальная, групповая, диалоговая |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала. 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «Точность обработки изделий в машиностроении и методы их достижения». Проверка домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтальной, анализ типичных ошибок. Оценивание результата. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный опрос), по теме «Точность обработки изделий в машиностроении и методы их достижения». Выяснение и анализ допущенных ошибок. Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Слайд 1-6 Презентация по теме занятия «Погрешности измерений. Определение годности детали». Слайды: «Вопросы урока», «Цель, компетенции» | 2' 7' |
II | Основной этап Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия. План изложения теоретического материала: - погрешности измерений - определение годности детали | Демонстрация слайдов. Координация и оценка рассуждений обучающихся. Знакомит с новой информацией. | Делают обоснование по заданным вопросам. Усваивают новую информацию. Слушают объяснение. Участвуют в обсуждении | Слайд №9-17; . | 20' |
III | Заключительный этап 2. Контроль усвоения знаний 3. Подведение итогов занятия: - отмечаются лучшие обучающиеся 4. Рефлексия результатов обучения 5.Домашнее задание. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Предлагает задания, наблюдает за работой, проговаривает алгоритм. Координирует и оценивает выполненную работу обучающихся. Обеспечивает закрепление полученных знаний. Объясняет задания и фиксирует выводы, на основании полученных результатов. Оценивание ответов обучающихся. Оценка учебного занятия в целом преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по внеаудиторной самостоятельной работе. Объявляет задания. | Участвуют в фронтальном опросе по новой теме. Слушают задание на практическую часть. Работа в малых группах Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Слайд «Рефлексия». Слайд «Домашняя работа» Учебник для самостоятельной работы / 1. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения: в 2 ч. – М.: «Академия», 2018. – 352 с. Карточки с задачами. | 10-15' 1-6' |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1. Организационно-мотивационный этап
Слайд 1-2
Здравствуйте, уважаемые присутствующие!
Получая квалификацию техник-механик важным является знание основных процессов изготовления деталей и оборудования.. Поэтому в рамках занятия сегодня нам предстоят следующие виды работы на уроке:
- Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Точность обработки изделий в машиностроении и методы их достижения»
- Изучение нового материалапо теме занятия «Погрешности измерения. Определение годности детали.
- В заключительной части урока вам предстоит определить годность деталей практическим и теоретическими способами.
Слайд 3
Ваша деятельность на уроке будет оцениваться с учетом принципов:
- Мобильный отклик
- Участие каждого
- Правило поднятой руки
- Право высказаться каждому
- Без критики
2.Контроль внеаудиторной самостоятельной работы
Слайд 4-6
На предыдущих занятиях мы с вами изучили такое понятие как точность механической обработки..
Сейчас мы проверим выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Задание: На доске появятся определение основных понятий, изученных на прошлой паре, ваша задача заполнить пропущенные слова, и продолжить предложения.
Студенты отвечают на заданные вопросы.
- Точность детали- это степен ее приближения к геометрическому правильному прототипу
- Виды отклонений поверхностей деталей от их геометрических форм:
- макрогеометрическое отклонение, под которым понимают отклонение реальной поверхности от правильной геометрической формы в пределах габаритных размеров этой поверхности
- волнистость, представляет собой переодические неровности поверхности, встречающиеся на участках протяженностью от 1 до 10 мм
- микрогеометрические отклонения, отклонения реальной поверхности в пределах небольших ее участков, обычно размеров 1 мм^2
- Шероховатость поверхности-совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами на базовой длине.
- Сколько существует параметров шероховатости (ответ 6 )
- Какими показателями характеризуется точность машин и оборудования
- Шероховатостью исполнительных поверхностей
- Точностью относительных поворотов исполнительных поверхностей
- Точностью геометрических форм исполнительных поверхностей машин
- Точностью относительного движения исполнительных поверхностей машин
- Как обозначается шероховатость на чертежах
А)
Б)
В)
Все верно. Вы справились с работой.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (мотивация)
Переходим к изучению нового материала.
Слайд 7
Запишем основные вопросы, которые рассмотрим сегодня:
- Погрешности измерений
- Определение годности деталей.
Слайд 8
Цель урока сегодня –формирование умений определения годности деталей и совершенствование навыков работы с измерительным инструментом, а в целом ваша работа на уроке будет способствовать освоению общих и профессиональных компетенций и трудовой функции профессионального стандарта "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования", которые вы видите на экране:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией
ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов
ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования
В/02.4 Слесарная обработка деталей средней сложности:
- Назначение, устройство универсальных приспособлений и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов
- Основные механические свойства обрабатываемых материалов
- Типичные дефекты при выполнении слесарной обработки, причины их появления и способы предупреждения
- Способы устранения дефектов в процессе выполнения слесарной обработки
- Способы размерной обработки деталей
- Способы и последовательность проведения пригоночных операций слесарной обработки деталей
- Правила и последовательность проведения измерений
- Методы и способы контроля качества выполнения слесарной обработки
Фронтальный опрос
- Вернемся к теме урока. Так что же называетсяизмерением?
Возможный ответ
Измерение — совокупность действий для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений)
- Какие нужно провести измерения для изображения детали на чертеже?
Возможный ответ: длину, ширину, глубину, диаметр…
– Совершенно верно.
- Изложение нового материала
Преподаватель –Возможно ли изготовить деталь со 100% точностью размеров?
Студенты – Нет, не возможно, потому что каждый инструмент и оборудование имеет свои погрешности, а также влияет человеческий фактор и температура изготовления
Преподаватель–Правильно, так что же такое погрешность?
Студенты – Погрешность-это ….(ответы студентов)
Преподаватель– Давайте запишем с вами определение погрешности-отклонение результата измерения xот истинного значения xист измеряемой величины (Слайд 9)
Преподаватель–Какие виды погрешностей вы знаете?
Студенты-высказывают свои предположения
Преподаватель–Да существуют следующие виды погрешностей(студенты записывают): (Слайд 10)
- Абсолютная погрешность измерения - разность между значением величины, полученным при измерении, и ее истинным значением, выражаемая в единицах измеряемой величины.
- Относительная погрешность измерения - отношение абсолютной погрешности, измерения к истинному значению измеряемой величины.
- Систематическая погрешность измерения - составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или изменяющаяся по определенному закону при повторных измерениях одной и той же величины. Систематическая погрешность может быть исключена с помощью поправки.
- Случайная погрешность - составляющая погрешности измерения, изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же величины случайным образом.
- Инструментальная погрешность. Эта погрешность определяется несовершенством прибора, возникающим, например, вследствие расхождения его реальной функции преобразования от калибровочной зависимости.
- Методическая погрешность. Методической называют погрешность, обусловленную несовершенством метода измерений. К таким можно отнести погрешности от неадекватности принятой модели объекта от реального объекта или от неточности расчётных формул.
- Субъективная погрешность. Субъективной является погрешность, обусловленная ограничениями человека, как оператора при проведении измерений. Проявляется, например, в неточностях при отсчете показаний со шкалы прибора.
Слайд 6
Преподаватель-Учитывается ли погрешность при изготовлении детали?
Студенты-высказывают свои предположения
При изготовлении детали нужно учитывать погрешность измерений, так как при не соблюдении определенных норм и пределов соединения, детали могут быть забракованы и предприятие понесет убытки.
Преподаватель-Да одним из показателей годности детали является точность выполнение детали, то есть выполнение обработки заготовки с наименьшими погрешностями.
И сегодня на паре мы с вами научимся определять годность деталей.
Для тог чтобы определить годность детали нужно знать предельные отклонения.
Что такое отклонение размеров?
…..-это арифметическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.
А что такое номинальный размер и какие еще размеры вы знаете?
Ответы студентов:
1. Номинальный – размер, полученный конструктором при проектировании в результате расчетов (на прочность, жесткость) или с учетом различных конструкторских или технологических соображений. На чертеже в качестве номинального линейного размера указывается только такой размер, который после расчета округлен до ближайшего большего значения из установленного ряда нормальных линейных размеров. (Слайд 11)
2. Действительный – размер, установленный измерением с допустимой погрешностью.
Все верно
А, чтобы действительный размер обеспечивал функциональную годность детали, конструктор, исходя из целого ряда факторов, должен установить после расчета номинального размера два предельных размера — наибольший и наименьший. Это предельно допустимые размеры, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Задавать на чертеже два размера неудобно, поэтому в дополнение к номинальному размеру на чертеже проставляют его предельные отклонения — верхнее и нижнее. Они могут иметь знак «+» или « –».
А что же такое верхнее и нижнее отклонение?
Верхнее отклонение = наибольший предельный размер – номинальный размер.(Слайд 12)
Нижнее отклонение = наименьший предельный размер – номинальный размер. (Слайд 13)
Зона значений размеров, между которыми должен находиться действительный размер годной детали, характеризует точность размера и называется допуском, он обозначается буквой Т. (Слайд 14) Иначе говоря, допуск — это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами, или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями. Допуск, в отличие от отклонений, знака не имеет. Чем допуск больше, тем ниже требования к точности обработки детали, тем проще ее изготовление. И наоборот, уменьшение допуска означает большую точность, требуемую при изготовлении детали, и соответственно ее удорожание. Поэтому назначение конструктором допуска (или предельных отклонений) должно быть тщательно обосновано.
Для удобства и упрощения оперирования данными чертежа всё многообразие конкретных элементов деталей принято сводить к двум элементам: отверстию и валу. (Слайд 15)
А что же такое вал и отверстие?
Элемент детали, которому в сопряжении принадлежат охватываемая поверхности, называется валом.
Элемент, которому принадлежит охватывающая поверхность, называется отверстием.
Охватываемые элементы принято называть валом, а охватывающие – отверстием.
А как сопрягаются детали вал с отверстием?
Ответы студентов- Сопряжение детали вал с отверстием происходит в посадку.
А какие посадки вы знаете?
Ответы студентов- Посадка с зазором, в натяг и переходная. (Слайд 16)
Ну а теперь рассмотрим с вами условия годности.
Условие годности действительного размера: размер будет годным, если он окажется не больше наибольшего предельного размера и не меньше наименьшего предельного размера. Если это условие не выполняется, то деталь считается бракованной.
Брак может быть исправим и неисправим.
Если отверстие получилось больше наибольшего, то уменьшить его невозможно, тогда говорят, что брак неисправим.
Если отверстие получилось меньше наименьшего, то его можно расточить (рассверлить), то есть брак исправим.
Если вал получился больше наибольшего, то его можно обточить, то есть брак исправим.
Если вал получился меньше наименьшего, то увеличить его не представляется возможным, то есть брак не исправим.
Слайд
Условием годности (Слайд 17)
Деталь считается годной, если:
Дmin ≤ ДД ≤ Дmax (для отверстия)
dmin ≤ dД ≤ dmax (для вала)
Брак исправим, если:
DД<Dmin (для отверстия)
dД>dmax( для вала)
Действительный размер, т.е. размер, установленный измерением, будет годным, если он окажется не больше наибольшего предельного размера и не меньше наименьшего предельного размера или равен им. Это и есть условие годности действительного размера. Надо всегда помнить, что для установления годности сравнивается действительный размер с предельными (которые задают требуемую точность изготовления), а не с номинальным (который является лишь исходным для назначения предельных размеров).
А к чему может привести не учитывание и несоблюдение погрешностей измерения?
Студенты высказывают свои предположения…
Вы все верно говорите!
5. Контроль усвоения знаний
Сейчас мы проверим насколько вы усвоиливесьматериал урока.
Для этого вы определим годность деталей теоретическим и практически путем
Время выполнения –до 15 минут на команду
Слайд 8
Но перед тем как приступить к задаче, давайте вспомним:
- Что такое погрешность?
…- отклонение результата измерения x от истинного значения xист измеряемой величины
Условие годности?
Деталь считается годной, если:
Дmin ≤ ДД ≤ Дmax (для отверстия)
dmin ≤ dД ≤ dmax (для вала)
Вот мы и повторили материал, а теперь преступаем к решению задач.
Задание вы будете выполнять малыми группами. Две группы будет теоретически определять годность детали, а остальные практически.
Перед вами представлены детали «вал», первые две группы должны измерить размеры детали с помощью штангельциркуля, с которым вы научились работать на учебной практике, и сделать вывод о годности или негодности данной заготовки
Две вторые группы теоретически по чертежам и заданным условиям должны определить годность детали. Ваши задания представлены в раздаточном материале.
Задание для практической части определения годности:
Перед вами располагается вал. Вам нужно определить размеры и обозначить на чертеже, а после определите годность деталей и характер брака исходя из полученных действительных размеров. Условия задачи указаны в раздаточном материале. Сделать вывод о проделанной работе.
Задание для теоретической части определения годности:
По данным приведенным в таблице (Приложение №1), определить годность детали и указать какой брак. Сделать вывод по работе.
Критерии оценивания (Приложение №2)
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
• допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
• студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
Оценивать вашу работу вы будете также в команде. (Приложение №3)
6.Рефлексия:
Итак, цель нашего занятия - формирование умений определения годности деталей и совершенствование навыков работы с измерительным инструментом, достигнута.
А теперь в качестве рефлексии проведем работу в виде «Акрослово».
Вам нужно описать при помощи эпитетов наш урок. (Слайд 18)
П-познавательный
О-обучающий
Г-гармоничный
Р-развивающий
Е-
Ш-
Н-
О-
С-саморазвивающий
Т- творческий
Ь-…
Оценки по итогам урока я вам сейчас озвучу.вам. И, как видно, ваше мнение и оценивание совпадают.
Желаю вам и в реальной профессиональной деятельности тоже оставаться самыми лучшими.
7. Домашнее задание (внеаудиторная самостоятельная работа студентов):
А сейчас запишите в тетрадях домашнее задание. Учебник Новиков В.Ю. Технология машиностроения: Учебник–М.: Форум: Инфра-М, 2018 , стр 82-87 (Слайд 19)
В качестве внеаудиторной самостоятельной работы необходимо решить задачу по вариантам, на определение годности деталей.( Приложение №4)
Бланки у вас в папке есть.
Вопросы по выполнению задания есть или все понятно?
Хочу поблагодарить вас за участие в уроке, надеюсь, вам было комфортно, а материал будет полезен в вашей практической деятельности (Слайд 20)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Основные источники
1. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения: в 2 ч. – М.: «Академия», 2012. –352 с.
2. Ильянков А.И., Новиков В.Ю. Технология машиностроения: Практикум и курсовое проектирование. – М.: «Академия», 2012. – 432 с.
3.Молоканов Типовые технологии производства М.:ИНФРА,2013г.,2014г.
Дополнительные источники:
1. Клепиков В.В., Бодров К.Н. Технология машиностроения – М: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2004.
2. Воробьев Л.Н. Технология машиностроения и ремонт машин – М: Высшая школа, 1981.
3. Данилевский В.В.. Технология машиностроения – М: Высшая школа, 1984.
4. Мельников Н.Ф., Бристоль Б.Н.Дементьев В.И. Технология машиностроения. – М: Машиностроение, 1977
5. Рахмилевич З.З., Радзин И.М., ФарамазовС.А. Справочник механика химических и нефтеперерабатывающих производств – М: Химия, 1985.
Интернет-ресурсы:
1 http://tm.gepta.ru/
Приложение №1
Задание для теоретического метода определение годности детали
Подгруппа №1
Подгруппа №2
РАЗМЕРЫ И ОТКЛОНЕНИЯ УСЛОВИЕ ГОДНОСТИ. |
Номинальный размер, относительно которого определяют предельные размеры и отклонения. Номинальный размер является общим для соединений.
Действительный размер установлен измерением с допустимой погрешностью.
Предельные размеры – это два предельных допустимых размера, между которыми должен находиться, или которым может быть равен действительный размер.
Условие годности действительных деталей:Годный действительный размер должен быть не больше максимального и не меньше минимального или быть равным им.
Условие годности отверстия:
Dmin < Dd < Dmax
Условия годности вала:
dmin < dd < dmax
Условие годности необходимо дополнить характеристикой брака: брак исправимый, брак неисправимый.
Пример: Конструктор, исходя из условий прочности, определил номинальный размер вала 54 мм. Но, в зависимости от назначения, размер 54 может отклоняться от номинального в следующих пределах: наибольший размер dmax = 54,2 мм, наименьший размер dmin = 53,7 мм. Эти размеры являются предельными, а действительный размер годной детали может иметь размеры, находящиеся между ними, то есть от 54,2 до 53,7 мм.
Однако задавать на чертеже два размера неудобно, поэтому в дополнение к номинальному размеру на чертеже проставляют его предельные отклонения верхнее и нижнее.
Верхнее предельное отклонение - это алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
Нижнее предельное отклонение - это алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОДНОСТИ ЗАДАННОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАЗМЕРА |
На чертеже предельные отклонения размеров указываются справа непосредственно после номинального размера: верхнее отклонение над нижним, причем числовые величины отклонений записываются более мелким шрифтом, (исключение составляет симметричное двустороннее поле допуска, в этом случае числовая величина отклонения записывается тем же шрифтом, что и номинальный размер). Номинальный размер и отклонения проставляются на чертеже в мм.
Перед величиной предельного отклонения указывается знак + или -, если же одно из отклонений не проставлено, то это значит, что оно равно нулю.
Отрицательного допуска не бывает, это всегда положительная величина.
Размер без чертежа не существует, его надо обязательно соотнести с поверхностью, обработка которой им определяется.
Для удобства и упрощения оперирования данными чертежа, все многообразие конкретных элементов деталей принято сводить к двум элементам:
- наружные (охватываемые) элементы – вал,
- внутренние (охватывающие) элементы – отверстие.
При этом не следует принятый термин «вал» отождествлять с названием типовой детали. Многообразие элементов типа «вал» и «отверстие» никак не связано с определенной геометрической формой, которая привычно ассоциируется со словом «цилиндр». Конкретные конструктивные элементы детали могут иметь как форму гладких цилиндров, так и быть ограниченными гладкими параллельными плоскостями. Важен лишь обобщенный тип элемента детали: если элемент наружный (охватываемый) – это «вал», если внутренний (охватывающий) – это «отверстие».
Деталь считается годной, если:
- Dmin ≤ DД ≤ Dmax(для отверстия)
- dmin ≤ dД ≤ dmax (для вала)
Брак исправим, если:
- DД < Dmin (для отверстия)
- dД > dmax ( для вала)
Приложение №2
Критерии оценивания
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
• допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
• студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
Приложение №3.
Карточки оценивания
Ф.И.О. студента | Замечания (ошибки) | Оценка |
Ф.И.О оценивающего_________________
Приложение №4
1 вариант
2 вариант
Приложение №5.
Осваиваемые компетенции
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией
ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов
ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».
План-конспект урокапо ПМ 03 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...
Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".
Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...