Профессионально значимое содержание, как основа для повышения качества обучения физике для профессий технического профиля в учреждениях СПО.
статья
В статье рассматриваются вопросы повышения качества обучения за счет повышения мотивации обучающихся колледжей технического профиля путем включения заданий, имеющих профессионально значимое содержание. На примерах показывается способы изменения методики преподавании под ряд профессий и специальностей технического профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_soderzhanie_v_urokah_fiziki.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально значимое содержание, как основа для повышения качества обучения физике для профессий технического профиля в учреждениях СПО.
Профессиональная ориентация обучающихся непосредственно связана с мотивацией к учебе. Преподаватель физики должен показать, что без глубоких знаний физики невозможна работа во многих отраслях производства и промышленности. Так, например, трудовая деятельность по профессиям 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин и 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке, а также специальности 15.02.08 Технология машиностроения связана с применением знаний механики, а трудовая деятельность по профессиям 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и связана с применением знаний из термо- и электродинамики. Перспективы будущих трудовых успехов и развитие профессионального мастерства – один из важнейших мотивов изучения курса физики в колледже.
На уроках физики технического профиля можно выделить два крупных направления профессиональной ориентации, каждое из которых требует специфических решений задач. Дело в том, что в современном производстве объектами труда могут быть вещество, поля, информация, а также преобразование энергии. В компетенцию физики входит изучение вещества и полей. Поэтому можно выделить группу профессий, связанную с обработкой вещества, и группу профессий, связанную с преобразованием электромагнитного поля. К первой группе относятся профессии профиля «Металлообработка», ко второй – «Электрооборудование». Преобразование энергии происходит в обеих выделенных группах, но имеет профессионально значимую специфику. Разные общие профессиональные дисциплины при изучении нового материала используют не одинаковые разделы курса физики. Например, предмет «Материаловедение» тесно связан с разделом физики - молекулярной физикой. «Электротехника» и МДК непосредственно базируется на электродинамике.
Курс физики должен давать будущим молодым рабочим и специалистам глубокие знания о фундаментальных свойствах предметов труда, сущности технологических процессов обработки металлов, физических принципах действия производственной техники, способствовать развитию технического и технологического мышления, создавая, таким образом, базу для дальнейшей профессиональной подготовки. Необходимо отметить, что для всех профессий и специальностей технического профиля необходимо изучение общего курса физики с учетом основных разделов, для формирования общей физической картины мира, которая необходима для работы с техническими системами высокой сложности. При этом, обучение физике при подготовке рабочих и специалистов технического профиля в колледже должно иметь ярко выраженную профессиональную направленность. Поскольку её осуществление позволяет формировать у обучающихся глубокие знания о принципах действия производственной техники, сущности природных процессов, лежащих в основе технологий их будущих профессий и специальностей. Одновременно у обучающихся формируется способность и готовность использовать теоретические знания по физике о преобразовании энергии в будущей профессиональной деятельности. Это, требует кропотливой совместной работы преподавателя физики и преподавателей общих профессиональных дисциплин.
Работа на уроках физики по профессиональной ориентации может содержать следующие методические приёмы: использование иллюстраций производственного характера, выполнение лабораторных работ с технологическим содержанием, решение задач с техническим содержанием.
Особое значение в осуществлении взаимосвязей физики с дисциплинами профессионального цикла приобретают задачи с производственным и техническим содержанием. Цель решения таких задач состоит не только в иллюстрации законов физики, но в том, чтобы научить обучающихся, выявлять и изучать главное, типичное в работе технических объектов. При составлении задач для рабочих и специалистов определённого профиля следует использовать профессиональную терминологию.
Наряду с расчётными задачами большую роль играют качественные задачи с техническим содержанием, связанным с профессией или специальностью. Решать такие задачи нужно систематически, это прививает обучающимся вкус к выяснению физической сущности технологических процессов, что важно для их профессии.
Решать задачи с техническим содержанием нужно главным образом как тренировочные, направленные на закрепление изученного материала. Это позволит обеспечить устойчивый интерес обучающихся к предмету на протяжении всего курса изучения предмета, поскольку такой подход дает возможность убедиться в полезности физических знаний для будущей профессиональной деятельности.
Увлекательное преподавание физики, показывающее неразрывную связь с выбранной профессией или специальностью – составляющая зарождения профессионального интереса у обучающихся и становления системы знаний, позволяющих решать широкий круг производственных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС
программа профессионального развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик»программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихдля профессии технического ...
Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...