Методическая разработка урока по дисциплине «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станков»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Многофункциональный региональный центр прикладных квалификаций»
«Техникум энергомашиностроения и металлообработки»
Методическая разработка урока по дисциплине
«Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станков»
Тема: «Токарные резцы»
Для профессии 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
Разработал:
Габараева Венера Григорьевна
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………...........3
- План урока……………………………………………………4-5
- Ход урока……………………………………………………….6
- План-конспект урока……………………………………….7-12
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет проведение урока по учебной дисциплине «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станков» для профессии 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке.
Методическая разработка выполнена для организации и проведения традиционного урока нового знания на тему «Токарные резцы» в виде информационной лекции в соответствии с рабочей программой дисциплины «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Лекции обеспечивают передачу знаний, порождают интерес к изучаемому предмету, координируют использование других организационных форм, позволяет формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих с мультимедийной техникой.
План урока
Тема урока: «Токарные резцы»
Вид урока: лекция
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Обучающая: Способствовать формированию представлений студентов о токарных резцах, их классификации и применении.
Воспитательная: Обучающийся бережно и аккуратно относится к оборудованию и инструментам, внимателен и наблюдателен к изучаемой теме.
Развивающая: Обучающийся развивает интерес к изучаемой теме, логическое мышление, профессиональные навыки.
Материально – техническое обеспечение урока.
Методическое обеспечение: рабочая учебная программа, перспективно – тематический план, конспект лекций, наглядные пособия по теме, тесты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Наглядные пособия:
Презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
План урока:
- Назначение, конструкция и геометрические параметры резца.
- Классификация резцов.
- Крепление режущих элементов резца.
- Заточка резцов.
Структура занятия:
- Организационный момент – 2 мин
- Сообщение темы, цели, задачи урока, мотивация учебной деятельности – 3 мин
- Объяснение нового материала - 30 мин
- Закрепление изученного материала – 5 мин
- Подведение итога урока – 3 мин
- Домашнее задание – 2 мин
Основная литература: Электронный учебник
1.Выполнение работ по профессии «Токарь»: Пособие по учебной практике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. А. Багдасарова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 176 с. ISBN 978-5-4468-2939-2
2.Гоцеридзе Р.М. Процессы формообразования и инструменты, - М.: Академия, 2006. – 384 с
Закрепление нового материала:
- Провести опрос 3 обучающихся по закреплению знаний по видам резцов, по их строению.
- Провести фронтальный опрос по основным плоскостям резцов в виде дискуссии с более полным охватом аудитории.
- Разбор в деталях вариантов использования проходных и отрезных резцов.
- Исправление допущенных ошибок.
Заключительная часть:
- Подведение итогов за день.
- Объявление оценок за день и выставление их в журнал.
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал (Т.А.Багдасарова, стр. 12 - 14), дописать в конспектируемую часть изученный материал после самостоятельного изучения.
Ход урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | 1.Приветствие обучающихся. 2.Отметка присутствующих и заполнение журнала. 3.Объяснение темы и планы урока, его цели и задачи. | Приветствие преподавателя и всех присутствующих. |
2. Актуализация знаний | Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, предлагаю вам вспомнить основные термины и понятия по пройденному материалу. Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и управлять станком. | Обучающиеся внимательно слушают и вступают в диспут. |
3.Объяснение нового материала | Приступаем к изучению первого вопроса. Лекция сопровождается демонстрацией презентации (Приложение Г) | Обучающиеся внимательно слушают и задают по возможности вопросы. |
4. Закрепление изученного материала | 1.Провести опрос 3-4 обучающихся по закреплению знаний по видам резцов, по их строению. 2.Провести фронтальный опрос по основным плоскостям резцов в виде дискуссии с более полным охватом аудитории. 3.Разбор в деталях вариантов использования проходных и отрезных резцов. 4.Исправление допущенных ошибок. | - сформировать целостную систему знаний по теме «Токарные резцы» - получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения |
5. Подведение итога урока | На сегодняшнем занятии мы изучали тему «Токарные резцы». Познакомились с их конструктивными и геометрическими параметрами, узнали о том, по каким параметрам классифицируют токарные резцы, об их применении. Узнали о креплении режущих элементов резца, а также заточке изношенного инструмента. | Слушают, задают вопросы, возможно оспаривают. |
6.Домашнее задание | Заключение | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
План-конспект урока
Сегодня мы будем изучать новую тему, которая является важной для дальнейшего изучения учебной дисциплины «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках ». Также знания, полученные вами сегодня на нашем занятии, пригодятся для изучения других дисциплин профессионального цикла, для дипломного проектирования.
Итак, наша сегодняшняя тема – Токарные резцы.
И на занятии вы познакомитесь с назначением токарных резцов, их классификацией, конфигурацией и геометрическими параметрами.
Работать мы с вами будем сегодня с опорными конспектами (Приложение А), в которых указана тема занятия и рассматриваемые вопросы с презентацией (Приложение Б).
Токарные резцы
Для токарной обработки металлов применяют специальные инструменты — токарные резцы. Их изготовляют из сталей и сплавов, имеющих твердость, значительно превышающую твердость обрабатываемого материала. Рабочая часть резцов, как и у многих других режущих инструментов, имеет форму клина (рис. 1).
Рис. 1. Схема процесса точения (а): 1 — обрабатываемая поверхность; 2 — обработанная поверхность; 3 — резец; основные углы режущей части резца (б): γ — передний угол; α — задний угол; β — угол заострения резца; δ — угол резания
Токарные резцы отличаются один от другого по конструкции, но все они имеют державку и режущую часть (рис. 2). Державка служит для закрепления резца в резцедержателе, режущая часть непосредственно участвует в процессе резания. На режущей части имеются передняя и две задние поверхности, главная и вспомогательная режущие кромки, и вершина резца. Главная режущая кромка выполняет основную работу резания.
Рис. 2 Элементы резца: 1 — главная задняя поверхность; 2 — вспомогательная задняя поверхность; 3 — вершина резца; 4 — вспомогательная режущая кромка; 5 — передняя поверхность; 6 — главная режущая кромка
Важными характеристиками токарного резца являются основные углы его режущей части.
Главный задний угол α (альфа). Увеличение данного угла уменьшает трение задней поверхности резца о поверхность заготовки.
Передний угол γ (гамма) влияет на процесс резания, легкость схода стружки, качество обработанной поверхности.
Угол заострения β (бета). Чем меньше угол заострения, тем легче резец входит в металл и отделяет стружку с меньшим усилием. Однако при уменьшении угла заострения снижается прочность резца, и он быстрее затупляется и ломается.
Угол резания δ (дельта). δ = α + β.
Токарные резцы подразделяют:
1. по направлению подачи (правые и левые),
2. по конструкции головки (прямые и отогнутые),
3. по способу изготовления (цельные, сборные и составные),
4. по сечению державки (прямоугольные, круглые и квадратные),
5. по виду обработки (проходные, подрезные, отрезные, прорезные, расточные, фасонные, резьбонарезные).
На рисунке 3 схематично показаны некоторые виды резцов.
Рис. 3 Токарные резцы: а — проходной прямой; б — проходной отогнутый; в — проходной упорный; г — подрезной; д — отрезной; е — фасонный; ж — резьбовой; з — проходной расточной
Виды резцов
Проходные резцы (рис. 3, а, б) предназначены в основном для обтачивания наружных цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный резец (рис. 3, в) — для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами (рис. 3, г), а отрезают заготовки — отрезными (рис. 3, д). Резьбовыми резцами (рис. 3, ж) нарезают наружную и внутреннюю резьбу, а расточными (рис. 3, з) — растачивают отверстия. Для обработки фасонных поверхностей применяют фасонные резцы (рис. 3, е).
Следует помнить, что токарные резцы, как и любой другой инструмент, нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить «навалом». Нельзя допускать значительного затупления инструмента.
Управление токарно-винторезным станком
Управление станком — это выполнение действий, которые обеспечивают процесс резания, т. е. вращение заготовки и перемещение резца. Однако прежде чем приступить к управлению станком, его надо наладить и настроить.
Наладка станка заключается в закреплении заготовки и инструмента. Для закрепления заготовок применяют трехкулачковый патрон (рис. 4) или поводковую планшайбу с центрами (рис. 69).
Рис. 4. Установка заготовок в трехкулачковый патрон: 1 — заготовка; 2 — корпус патрона; 3 — планшайба; 4 — ключ; 5 — отверстие под ключ; 6 — кулачки
Заготовку 1 помещают в патрон на глубину не менее 20...25 мм и сжимают кулачками 6 при помощи ключа 4. Заготовка не должна выступать из патрона на величину свыше пяти ее диаметров. Более длинные заготовки поддерживают задним центром, который устанавливают в заранее выполненное в торце детали центровое отверстие. В противном случае под воздействием силы резания заготовка будет сильно изгибаться, что может привести к некачественной обработке и поломке инструмента.
Рис. 5 Установка заготовки при помощи поводковой планшайбы: 1 — корпус поводковой планшайбы; 2 — передний центр; 3 — стопорный винт; 4 — хомутик; 5 — заготовка; 6 — задний центр; 7 — стержень; 8 — поводок
При изготовлении некоторых деталей используют установку деталей в двух центрах — переднем 2 и заднем 6 (рис. 5). Передний центр устанавливают в отверстие шпинделя, задний — в пиноль задней бабки. Для передачи на деталь крутящего момента используют специальные поводковые планшайбы 1.
Резец 1 (рис. 6) закрепляют в резцедержателе ключом 4 с помощью винтов 5. Резец должен выступать из резцедержателя на одну-полторы высоты резца. С помощью подкладок 6 под резец 1 добиваются того, чтобы вершина резца была расположена на уровне оси шпинделя, т. е. на уровне заднего центра 2.
Рис. 6 Установка токарного резца в резцедержателе: 1 — резец; 2 — задний центр; 3 — пиноль задней бабки; 4 — ключ; 5 — винты крепления резца; 6 — подкладка под резец
Настройка станка — это установка необходимой частоты вращения шпинделя и скорости перемещения суппорта (подачи). Для каждого конкретного способа обработки устанавливают наиболее выгодные параметры режима резания: скорость резания, глубину резания и подачу.
Скорость резания (V м/мин) — это путь, который проходят наиболее удаленные от центра точки обрабатываемой заготовки за единицу времени при ее вращении. Глубина резания (t, мм) при наружном точении — это толщина слоя металла, которая срезается за один рабочий ход резца: t = (D - d) : 2, где D — диаметр обрабатываемой поверхности, d — диаметр обработанной поверхности. Подача (S, мм/об) — это величина перемещения режущей кромки резца в направлении движения подачи за один оборот заготовки (рис. 7).
Рис. 7 . Глубина резания и подача при наружном точении
Новые слова и понятия
Токарные резцы, державка и режущая часть резца, основные углы режущей части резца: главный задний, передний, заострения, резания. Управление станком, наладка и настройка станка, трехкулачковый патрон, поводковая планшайба, параметры режима резания: скорость и глубина резания, подача.
Проверяем свои знания
- Каким инструментом обрабатывают детали на токарных станках?
- Из каких основных частей состоит токарный резец?
- Какие поверхности и кромки имеет режущая часть резца?
- Назовите основные углы режущей части резца.
- Что общего между токарным резцом, зубилом, сверлом, ножовкой?
- Назовите основные виды токарных резцов.
- Какие работы можно выполнять проходными резцами?
- Что такое управление станком?
- Как осуществляют наладку станка?
- Как правильно установить заготовку в трехкулачковый патрон?
- Почему нельзя оставлять ключ в патроне?
- Как правильно установить резец?
- Какие параметры режима резания вы знаете?
- Как рассчитать глубину резания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по предмету ОП.05 «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»
Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.Наличие положительной оценки каждого вида самостоятельной работы не...
ОП.05 Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках
Профессия 15.01.25 Станочник (металлообработка ) Наименование учебных дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик: ОП.05 Общие основы технологии металлообработки и работ на метал...
ОП.05 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ И РАБОТ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКА
Программа учебной дисциплины «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станка» разработана на основе Федерального государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по...
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»
Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и теоретических знания, но и умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...
Комплект Контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины "Общие основы технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах"
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.05. Общие основы технологии металлообрабо...
Методическая разработка выполнена для преподавателей учебной дисциплины: «Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках» по теме: «Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов».
Методическая разработка выполнена для преподавателей учебной дисциплины: «Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках» по теме: «Элементы рабочей части резца и его геом...