Техническая механика
рабочая программа

Селиверстова Елена Анатольевна

Разработаны рабочие программы по дисциплине: Сварочное производство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_meh_sp21-09s.docx59.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение________

                                                                                                           к ПООП по специальности:                                                                                                  

                                                                                                                                                                                               

22.02.06 « Сварочное производство»

                                                                                                                                     

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническая механика

2020 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)22.02.06 Сварочное производство.

Организация-разработчик: ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум»

Разработчики:

Селиверстова Елене Анатольевна, преподаватель

Рекомендована методическим советом ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум»

            Заключение методического совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                        

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………...12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………13

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническая механика

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 22.02.06 Сварочное производство (базовой подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины, обучающий должен

уметь:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

знать:

основы технической механики;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения

  1. 4. Рекомендованное количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 255 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 85 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

255

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

170

  в  том числе:

Практические занятия

85

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

   в том числе:

- индивидуальное  задание

30

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы  (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

15

- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

15

- подготовка рефератов ( компьютерной презентации) по тематике внеаудиторной самостоятельной работы

15

- поиск информации по тематике внеаудиторной самостоятельной работы, заполнение отчетов ( материалы, выдаются преподавателем)

10

Итоговая аттестация в форме: экзамен

                                                 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Введение. Основные положения статики

ИТОГО

28

Содержание

14

2

2

2

2

2

2

2

1.

Введение. Содержание и задачи курса. Основные понятия  и аксиомы статики. Теорема о равновесии плоской системы трех непараллельных сил.

3

2.

Связи и их реакции. Принципы освобождаемости. Принцип отвердевания.

3

3.

Плоская система сходящих сил. Геометрический и аналитический способ определения равнодействующей плоской системы сходящихся сил.

3

4.

Плоская система параллельных сил и пар сил. Теорема о сложении пар. Плоская система произвольно расположенных сил.

3

5.

Пространственные системы сил. Момент сил относительно оси.

6.

Понятие о трении. Трение скольжения. Трение на наклонной плоскости. Трение качения.

2

7.

Центр тяжести. Определение положения центра тяжести. Методы нахождения центра тяжести.

3

Лабораторные работы(не предусмотрены)

-

Практические занятия

14

2

2

2

2

2

2

2

1.

Решение задач по принципу освобождаемости связей.

2.

Решение задач по определению равнодействующих  сходящих сил геометрическим способом.

3.

Решение задач по определению равнодействующих  сходящих сил аналитическим способом.

4.

Определение опорных реакций консольных и однопролетных балок, ферм, рам.

5.

Определение опорных реакций балок на двух опорах при действии вертикальных нагрузок.

6.

Решение задач на нахождение силы трения скольжения и силы трения качения.

7.

Определение положения центра тяжести сложных плоских фигур, составленных из простых геометрических фигур и их стандартного проката с одной или несколькими осями симметрии.

Тема 2.Кинематика. Основные понятия кинематики.

ИТОГО

22

Содержание

10

2

2

2

2

2

1.

Кинематика точки. Способы задания движения точки. Скорость и ускорение  точки.

3

2.

Виды движения точки в зависимости от ускорений. Формулы и графики равномерного движения точки.

3.

Простейшие движение твердого тела. Поступательное и вращательное движение. Преобразование вращательных движений.

3

4.

Сложное движение точки. Теорема о сложении скоростей.

2

  5.

Плоскопараллельное движение твердого тела. Метод мгновенных центров скоростей. Разложение плоскопараллельного движения на поступательное и вращательное.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия

12

2

2

2

2

2

2

Содержание

1.

Решение задач по теореме проекции ускорение на касательную и нормаль.

2.

Определение траектории точки по заданным уравнениям её движения

3.

Построения графиков по формуле равномерного движения точки.

4.

Определение скоростей и ускорений точек твёрдого тела при вращательном движении

5.

Решение задач на различные случаи вращательного движения.

6.

Определение кинематических характеристик точки по заданным уравнениям её движения

Тема 3 Динамика. Основы динамики материальной точки.

ИТОГО

30

Содержание

14

2

2

2

2

2

2

2

1.

Аксиомы динамики. Дифференциальные уравнения движения материальной точки.

3

2.

 Движение материальной точки. Метод кинетостатики.

3

3.

Работа постоянной силы на прямолинейном участки пути. Теоремы о работе равнодействующей системы сил и силы тяжести.

3

4.

Мощностью. Коэффициент полезного действия.

3

5.

Общие теоремы динамики материальной точки.

2

6.

Основы динамике системы материальной точки. Уравнение поступательного и вращательного движения твердого тала.

3

3

7.

Кинематическая энергия твердого тела.

Лабораторные  работы(не предусмотрены)

-

Практические занятия

16

2

2

2

2

2

2

2

1.

Определение параметров прямолинейного движения по заданным силам.

2.

Решение задач на определение силы инерции в криволинейном движении.

3.

Решение задач по теоремам о работе.

4.

Решение задач по нахождению мощности и коэффициента полезного действия.

5.

Решение задач по образцу «Определение характеристик движения с помощью теорем динамики»

6.

Определение сил инерции в криволинейном движении.

7.

Решение задач динамики для поступательного и вращательного движений твердого тала.

8.

Контрольная работа № 1 на тему «Основные понятия статики, кинематики, динамики»

Тема 4. Основные положения сопротивление материалов.

ИТОГО

40

Содержание

20

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

1.

Исходные понятия о расчетах нагрузок на прочность, жесткость и устойчивость. Основные гипотезы и допущения классификация нагрузок.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2.

Растяжение и сжатие. Закон Гука при растяжении и сжатии.  Статически неопределимые задачи.

3.

Поперечный изгиб прямого бруса. Расчет на прочность при сдвиге. Формула Мора для определения перемещений. Правила Верещагина для вычисления интеграла Мора.

4.

Сдвиг и кручение. Закон Гука при сдвиге. Эпюры крутящих моментов. основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении.

5.

Практические расчёты на срез и смятие. Срез, основные расчётные предпосылки, расчётные формулы, условие прочности.

6.

Теория предельных напряженных состояний.

Понятие о сопротивлении усталости.

7.

Устойчивость  центрально сжатых стержней. Формула. Эйлера. Расчет на устойчивость сжатых стержней. Три типа задач при расчете на устойчивость.

8.

Порочность и жесткость при динамичных нагрузках. Сопротивление усталости материала. Понятие о динамичных нагрузках.

9.

Сложное сопротивление. Главные напряжения. Виды напряженных состояний.

Лабораторные работы(не предусмотрены)

-

Практические занятия

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1.

Подбор сечений из расчета на прочность.

2.

Решение статически неопределимых задач.

3.

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине балки.

4.

Определение перемещений при поперечном изгибе двухопорной балки методом Мора с применением правил Верещагина.

5.

Расчет вала на прочность и жесткость.

6.

Расчет бруса на совместное действие кручения и изгиба

7.

Решение задач при расчете на устойчивость. Задача Эйлера.

8.

Расчёты на устойчивость сжатых стержней.

9.

Расчеты на сопротивление усталости.

10.

Контрольная работа№ 2 на тему: « Основные положения сопротивление материалов».

 Тема 5. Детали механизмов и машин

ИТОГО

30

Содержание

18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1.

Цели и задачи раздела. Основные положения. Механизм, машина, деталь, сборочная единица.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2.

Требования, предъявляемые к механизмам, деталям и сборочным единицам. Общие сведения.

3.

Фрикционные передачи. Принцип работы, классификация, достоинства, недостатки, материалы фрикционных передач, область применения. Вариаторы.

4.

Ременные передачи. Принцип работы, классификация, достоинства, недостатки, материалы, область применения.

5.

Цепные передачи. Принцип работы, классификация, достоинства, недостатки, материалы, область применения.

6.

Зубчатые передачи. общие сведения, классификация, достоинства, недостатки, материалы, область применения.

7.

Червячные передачи. Принцип работы, классификация, достоинства, недостатки, материалы, область применения.

8.

Типы редукторов. Назначение редукторов. Устройство редукторов.

9.

Передача винт-гайка. Винтовая передача. Передачи с трением скольжения и трением качения. Виды разрушения. Материалы винтовой пары.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия

12

2

2

2

2

2

2

1.

Изучение плоских механизмов: зубчато-реечный, винтовой, кулачковый, кривошипно-шатунный, кривошипно кулисный

2.

Расчет прямозубой цилиндрической передачи на прочность

3.

Изучение конструкции редукторов

4.

Изучение передачи винт-гайка. Винтовая передача.

5.

Передачи с трением скольжения и трением качения. Виды разрушения. Материалы винтовой пары.

6.

Расчет фрикционной передач. Расчет ременной передачи. Расчет цепной передачи.

Тема 6. Основы расчетов и характер соединения простейших сборочных единиц и деталей

ИТОГО

20

Содержание

9

2

2

2

2

1

1.

Валы и оси, их назначение и классификация. Материалы валов и осей. Проектировочный и проверочный расчеты валов и осей.

3

2

2

2

2

2.

Назначение и классификация подшипников. Подшипники скольжения. Подшипники качения.

3

Неразъемные соединения деталей: сварные паянные, клеевые. Разъемные соединения деталей: резьбовые, шпоночные, шлицевые.

4.

Основные способы изменения механических свойств материалов.

5.

Упрочнение ходовых винтов.

Лабораторные работы(не предусмотрены)

-

Практические занятия

11

2

2

2

2

1

2

1.

Изучение и расчет конструкции подшипников

2.

Изучение муфты их назначение и классификация. Устройства и принцип действия основных элементов.

3.

Изучение типов муфт. Устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования.

4.

Изучение способов изменения механических свойств материалов.

5.

Изучение методов упрочнения поверхностных слоев материала.

6.

Контрольная работа на тему: «Расчёт элементов конструкций на прочность и жёсткость»

Самостоятельная работа.

Работа с литературой – составить опорный конспект «Определение реакций твёрдого тела графическим способом», «Определение равновесия твёрдого тела под действием трения качения», «Уравнение равновесия пространственной системы произвольно расположенных сил».

Подготовить сообщение или презентацию (по выбору).

Составить опорный конспект «Определение коэффициента полезного действия при наличии сил трения».

Решение задач по образцу «Определение характеристик движения с помощью теорем динамики».

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

                                                                                                                                                                                         Всего

170

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный ( узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3.  – продуктивный ( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета лаборатории Техническая механика

Оборудование учебного кабинета:

-рабочее место преподавателя;

-комплект ученической мебели, посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий по технической механике:

- плакаты по теме «Статика»,

- плакаты по теме «Кинематика»,

- плакаты по теме «Динамика»,

- плакаты по теме «Сопротивление материалов»;

- макеты деформируемого тела;

- стенды (червячная передача, цилиндрический редуктор),

- подшипники скольжения и качения, виды и конструкции ремней

- ремённой передачи и др.);

- модели планетарного редуктора, вариатора, червячной передачи, подшипников, шестерней;

-технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и печатающим устройством, мультимедиа проектор, мультимедиа экран, интерактивная доска.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Комплекты оборудования лабораторных стендов для учебной лаборатории технической механики, в том числе:

Лабораторная мебель:

- столы, стулья для студентов (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Вереина Л. И., Краснов М. М. Техническая механика:/учебник Л.И. Вереина, М.М. Краснов, изд. Москва Издательский центр «Академия», 2011 -288 с.

2. Эрдеди А.А. Эрдеди Н. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов./ учебник . А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди Н. А. изд. Москва, Высшая школа, 2010-303с.

3. Олофинская В.П. Техническая механика (курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий)/учебник В.П. Олофинская, изд. Москва, Форум, 2010-279с.

Дополнительные источники:

1. Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике./учебник А.И. Аркуша, изд. Москва Высшая школа, 2002.

2. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин./ П.Ф. Дунаев, изд. Москва Высшая школа, 2000.

3.Ицкович Г.М. Минин М.С., Винокуров А.И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов./ учебник Г.М. Ицкович, М. С. Минин, А.И. Винокуров изд, Москва  Высшая школа, 2001.

4. Файн А.М. Сборник задач по теоретической механике./ изд. Москва 1987.

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Оформление нормативно- технической документации  с использованием возможностей графических программ при обработке изображений эскизов, технических узлов и чертежей конструкции э.

Развитие абстрактного мышления у студентов посредством выполнения чертежей и презентаций на заданные темы.

4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль  и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практический и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

читать кинематические схемы;

Экспертная оценка в рамках текущего контроля,  на практических занятиях 

определять напряжения в конструкционных элементах;

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся.

Знания:

основы технической механики;

Экспертная оценка теоретической части задания по дисциплине

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.

Экспертная оценка результатов устных опросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку технической механики. тема:Силовые факторы механики.

Презентация 1 выполнена для демонстрации на первом уроке технической механики. На слайдах в конспективной форме приводятся определения силы, момента силы относительно точки, пары сил. Средс...

Рабочая программа Техническая механика для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая механика" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 «Техническое обслужива...

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА "ЗНАТОКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА"

Сценарий конкурса «Знатоки технической механики» по дисциплине «Техническая механика» отражают полный комплекс материала по подготовке и проведению данной интеллектуальной игры во внеурочное время.Дан...

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине: «Техническая механика с основами технических измерений»

Итоговая аттестация в виде экзамена Форма контроля:В результате итоговой аттестации обучающийся должен уметь:-       Производить расчет прочности несложных деталей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений (35.01.13)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измирений разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего пр...