Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами
методическая разработка
Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическим работникам, но и все тем, кто хочет научиться правильно и быстро планировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, сформировать самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_mr_razdelitelnaya_rezka_plastin_iz_uglerodistoy_stali_20_dek.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117
ФСИН РОССИИ ФИЛИАЛ №6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока учебной практики
МДК.02.01. «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки)
покрытыми электродами»
ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)»
Профессия: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))»
Тема: «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами»
Разработчик: Мастер производственного обучения
Первая квалификационная категория
Салыгин А.Д.
г. Самара
Рассмотрена на заседании МК
Протокол №____ от __________20____г.
Председатель_____________________
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Аннотация | 3 |
2 | Введение | 3 |
3 | Основная часть | 5 |
4 | Заключение | 9 |
5 | Список использованных источников | 10 |
6 | Приложения | 11 |
1. Аннотация
Данная методическая разработка направлена на обобщение и систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений обучающихся при выполнении практических работ по теме «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами» для дальнейшего использования в учебном процессе. Применение различных методов и приемов во взаимосвязи приведет к конечному результату - расширению кругозора и развитию мышления обучающихся, повышению их учебной активности, содействует воспитанию интереса к своей профессии и мотивационного компонента на учебной практике через осознание значимости выбранной профессии и современное ее применение в дальнейшем жизненном пути.
Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическим работникам, но и все тем, кто хочет научиться правильно и быстро планировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, сформировать самоанализ урока.
2. Введение
Методическая разработка урока учебной практики МДК.02.01. «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами» ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)» по теме: «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами» выполнена в соответствии с рабочей программой учебной практики и календарно-тематическим планом.
Сварку и ручную дуговую резку широко используют в народном хозяйстве страны. Сокращение расхода металла снижает стоимость сварных изделий.
В настоящее время всё больше производится сварных изделий не только из сталей, но и из алюминия, меди, никеля, титана и их сплавов, а также из разнородных материалов.
Данная методическая разработка урока ставит своей целью установление межпредметных связей учебных дисциплин «Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда» и предназначена для мастеров производственного обучения, а также преподавателей учебных дисциплин.
Занятие комбинированного типа, включающее контроль знаний, объяснение нового материала, подготовку к выполнению практического задания.
Задачей мастера производственного обучения является, используя теоретические знания обучающихся по предметам и пройденным темам, а так же ранее приобретённым навыкам при разделительной резке пластин из углеродистой стали покрытыми электродами научиться выполнять разделительную резку пластин из углеродистой стали покрытыми электродами соблюдая технику безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской.
При освоении данной темы у обучающихся формируется умение выполнять разделительную резку пластин из углеродистой стали покрытыми электродами. Знание требований, предъявляемых к линии разреза, правил подгонки деталей и узлов под резку и сварку, правил подбора режима резки и сварки металла в зависимости от марки металла и его толщины, знание основных технологических приемов резки (сварки).
3. Основная часть
План- конспект урока учебной практики
Дата проведения урока: ______________________________________________
Место проведения урока: сварочная учебно-производственная мастерская
Тема: «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами»
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Комбинированный с элементами новизны, изучение трудовых приемов и операций.
Цели урока:
Методическая цель: показ разнообразных приемов и методов активизации учебной деятельности, отработка умений по выполнению приемов, совершенствование навыков в области организации трудового процесса и рабочего времени.
Общеобразовательные технологии:
Здоровьесберегающие;
Развивающего обучения.
Цели занятия.
Обучающая:
- формирование умений производить резку пластин различной толщины;
- создание у обучающихся прочной основы трудовых действий при выполнении операции «разделительная резка пластин из углеродистых сталей»;
- создание положительной мотивации для дальнейшего обучения, закрепить и совершенствовать ранее полученные знания.
Развивающая:
- развитие навыков самостоятельной работы и их последующее применение в практической деятельности, внимания, координации движения, скорости и техники при выполнении разделительной резки пластин из углеродистых сталей, производить подбор режима сварки и сварочных материалов;
-формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях;
-развитие коммуникативных навыков;
- мотивировать интерес к формированию положительной мотивации к изучаемому профессиональному модулю;
- расширить навыки сравнительного и логического мышления.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к профессии;
- воспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам, материалам, электроэнергии, формирование способности к самовыражению; быстрая адаптация личности к реальным условиям жизни; формировать у обучающихся профессиональные навыки при выполнении разделительной резки;
- содействовать формированию уверенности в профессиональной работе;
- воспитать профессиональное чувство ответственности за качество своей работы.
Результатом освоения программы учебной практики являются сформированные профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва;
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва;
ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей;
ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Реализация программы учебной практики предполагает наличие специального оборудования.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Средства индивидуальной защиты электросварщика: маска сварщика, костюм и боты сварщика.
2. Оборудование: сварочный выпрямитель, сварочный трансформатор
ТДМ 405, электрододержатель со сварочным кабелем.
3. Сварочный стол.
4. Инструмент для подготовки металла под сварку и зачистки швов металлическая щетка, шлакоотделитель, электродержатель .
5. Материалы:
Пластины из углеродистой стали 100 х 150 х 4 мм;
Электроды МР-3 ø 3 мм;
6. Образец: Пластина с линией реза ручной дуговой сваркой из углеродистой стали.
7. Средства обучения:
- компьютер;
- заготовки для выполнения ручной дуговой резки;
- мультимедийный проектор.
Организационно-методическое обеспечение урока:
- ФГОС СПО по специальности 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
- программа учебной практики МДК.02.01. «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами» ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)» по теме: «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами».
Наглядные пособия:
- презентация к уроку;
- учебная литература и пособия;
- дидактический раздаточный материал: технологические карты.
- плакаты «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами», «Резка металла», «Техника безопасности при проведении электросварочных работ»: «Средства индивидуальной защиты сварщика», «Инструменты и оснастка сварщика»; «Рабочее место сварщика (виды сварочных постов)».
Ход урока:
I. Организационная часть –5 мин.
- Приветствие обучающихся.
- Контроль посещаемости по списку обучающихся.
- Контроль готовности к уроку.
- Контроль внешнего вида (наличие специальной формы).
- Выполнить запись в журнале.
II. Вводный инструктаж – 60 мин.
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос обучающихся по ранее пройденному материалу:
1.Назовите виды сварочных соединений?
2.Какова температура сварочной дуги при руной дуговой сварки?
3.Виды скосов кромок ?
4.Какие вы знаете полярности при сварке?
5.Два способа зажигания дуги?
6.Для чего используют угол наклона электрода и чему равен в нижнем положении сварного шва?
7.Средства защиты сварщика?
8.Назавите виды сварки?
9.Дать понятие: СВАРКА- это…
Формирование новых знаний
Объяснение нового материала.
Виды ручной дуговой резки:
-Резка угольным электродом;
-Резка в среде защитных газов;
-Газовая резка;
-Резка под водой;
-Кислородно- дуговая резка;
-Ручная дуговая резка покрытым электродом;
-Воздушно- дуговая резка.
Ручной дуговой резкой называют обработку металла (вырезку заготовок, строжку, создание отверстий) посредством нагрева. Паз, образующийся между частями металла в результате резки, называют резом. По форме и характеру реза может быть разделительная и поверхностная резка, по шероховатости реза - заготовительная и чистовая.
При объяснение и демонстрации дуговой резки металла покрытым электродом, необходимо отметить, что разделительная резка применяется с целью отделить часть металла и широко применяется при раскрое листов и резке профильного металла. Следует сказать, что разделительную резку применяют для вырезки различного вида заготовок, раскроя листового металла, разделки кромок под сварку и других работ, связанных с разрезкой металла на части.
Большое влияние на качество и производительность резки оказывает подготовка разрезаемого металла. Особо следует подчеркнуть, что при разделительной резке поверхность разрезаемого металла должна быть очищена от ржавчины, окалины, масла и других загрязнений.
Все вышеуказанные критерии тщательно сбалансированы, чтобы позволить сварщику легко управлять процессом резки. (рис.1)
Электрическая дуга зажигается у начала реза, на верхней кромке и в процессе реза ее перемещают вниз-вверх в плоскости реза, как при пилении ножовкой. Для увеличения нагрева металла движение вверх производят на длинной дуге. Движение вниз производят на короткой дуге, при этом облегчается вытекание и выдувание расплавленного металла.
Резку тонкого металла можно производить и методом, приведенным на рис. 2, при этом электрод располагается под углом 15° к поверхности металла. Электрод как бы проталкивается через металл. Движение напоминают движение ножовки.
Для резки применяют электроды диаметром 3-10 мм. Сила сварочного тока должна быть максимально возможной. Обычно при резке покрытыми электродами сила сварочного тока примерно на 20-40% больше, чем при сварке электродами того же диаметра. Резку можно осуществлять переменным и постоянным током электродами разных диаметров и марок.
Предпочтительно использовать специальные покрытые электроды для ручной дуговой резки с толстым покрытием. К ним относятся ОЗР-1 и ОЗР- 2, отличаются более толстой обмазкой и специальными веществами в ней.
III. Текущий инструктаж (195 мин.)
(Самостоятельная работа обучающихся)
Обучающиеся получают инструмент под роспись в журнале, распределяются по рабочим местам.
Целевые обходы мастером производственного обучения
Первый обход:
- проверить организацию рабочего места обучающихся, их укомплектованность;
- проверить выбор инструмента перед началом работ;
- проверить соблюдение правил электробезопасности и пожарной безопасности при выполнении электросварочных работ.
- рассмотреть инструкционную карту и последовательность выполнения разделительной резки пластин из углеродистой стали покрытыми электродами.
Второй обход:
- индивидуальная демонстрация приемов подготовки пластин под резку;
- индивидуальная демонстрация ручной дуговой резки пластин покрытым электродом;
-проверка правильности выполнения процесса резки и уяснения вводного инструктажа.
Третий обход:
- проверка правильности использования инструмента и оборудования;
- правильность резки пластин;
- проверка выполнения нормы времени.
Четвертый обход:
- произвести приемку и оценку выполненной работы;
- определить качество реза пластины внешним осмотром и измерениями; Особое внимание обратить на размеры линии реза и на обнаруженные дефекты и меры их предупреждения.
Проведение коллективного инструктажа при обнаружении общих ошибок и нарушения техники безопасности.
IV.Заключительная часть – 10 мин.
-подведение итогов урока и объявление оценок;
-анализ ошибок, допущенных во время урока и разбор причин их возникновения, профилактики и устранения;
-демонстрация лучших работ обучающихся;
- выдать домашнее задание;
-объявить тему следующего урока;
-уборка рабочих мест.
Заключение
В соответствии с выбранным типом урока – комбинированный, предусматривается изучение нового материала и его закрепление, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях. Закрепление полученных знаний проводится в виде выполнения индивидуальных заданий с использованием эталона готового изделия и технологических карт. Для достижения поставленной цели была задействована методика организации самостоятельной работы обучающихся с использованием ранее заготовленных углеродистых пластин..
Материал урока разработан с учётом подготовки обучающихся, а также параллельно изучаемых дисциплин. В ходе подачи материала прослеживались межпредметные связи с учебными дисциплинами «Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда».
Для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе работы были использованы наглядные пособия и дидактический материал.
Часть урока – изучение нового материала - дана в виде мультимедийных презентаций, что даёт возможность лучше усвоить материал.
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Учебная практика» по теме «Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами» может быть использована в рамках обучения по специальности «15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» и предназначена для мастеров производственного обучения, а также преподавателей учебных дисциплин.
Список использованных источников:
1. | Банов М.Д., Казаков Ю.В., Козулин М.Г. Cварка и резка материалов. – М.: «Академия», 2009. |
2 | Казаков Ю.В. Сварка и резка металлов: учебное пособие. -М: «Академия», 2013. |
3. | Куликов, О.Н. Охрана труда при производстве сварочных работ: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. - М.: Академия, 2018. |
4. | Лялякин В.П. Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением издание. Учебник для студентов СПО- М.: Академия, 2019. |
5. | Маслов, В.И. Сварочные работы : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.И. Маслов. – М.: Академия, 2016. |
6. | Маслов Б.Г. Выборов А.П. Производство сварных конструкций – М.: Академия, 2020. |
7. | Овчинников В.В. Контроль качества сварных соединений – М.: «Академия», 2019. |
8. | Овчинников В.В. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом - М.: Академия, 2019. |
9. | Овчинников, В.В. Основы материаловедения для сварщиков: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Академия, 2018. |
10. | Чернышов Г. Г.Сварочное дело: Сварка и резка металлов. Уч. пособие для УНПО, ИЦ Академия, 2008. |
Интернет-ресурсы:
- weldingsite.com.ua «Сварка и все, что с ней связано».
- info-svarka.ru «Все о сварке, обучающее видео по сварке».
- osvarke.com "О сварке" - информационный сайт - сварка, резка, сварочное...
- gost-svarka.ru «ГОСТы по сварке. Все сварочные ГОСТ с текстами».
- zvar.narod.ru «Сварочные технологи и оборудование».
- prom-tech.ru › page/press/weld/welding_d/ «Дефекты сварки. Устранение, причины, последствия».
- polybum.com › welding/technologies/t3/ «Выбор режима сварки».
Приложение 1
Схема
Рис. 1. Дуговая резка металла покрытым электродом
Рис. 2. Резка тонкого металла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сварка пластин из углеродистой стали стыковым соединением в вертикальном положении без скоса кромок сварного шва под углом 90 градусов»
ПМ.02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положенияхТема урока: «Сварка пластин из углеродистой стали стыковым ...
Программа междисциплинарного курса «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами»
Представлена программа междисциплинарного курса «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами» ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым э...
Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Ручная дуговая сварка (резка, наплавка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15...
Презентация на тему:«Разделительная резка пластин из углеродистой стали покрытыми электродами»
Данная методическая разработка направлена на обобщение и систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений обучающихся при выполнении практических работ по теме «Разделительная резка пл...
Резка металлических пластин покрытым электродом
методическая разработка на тему Резка металлических пластин покрытым электродом...
Рабочая программа ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых неответственных конструкций, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе простых деталей неответственных
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых неответственных конструкций, ручной дуговой ...