Рабочая программа по дисциплине "Литература" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик
рабочая программа

Маслова Наталья Петровна

Рабочая программа  по дисциплине "Литература" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                          

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

Профессия 15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Городской округ город Бор

2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413), рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования №318-01-100-938/15 от 23 марта 2015г), в соответствии с примерной программой общеобразовательной  дисциплины «Русский язык и литература. Литература», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 382, от 23 июля                 2015 г.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Борский Губернский колледж».

Разработчик:

Маслова Наталья Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрена и рекомендована предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Борский Губернский колледж»

Протокол  № ____________  от «____»_______________ 2020 г.

Председатель ПЦК   ____________________ / Г.А. Кустова/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

30

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 Литература

1.1. Область применения программы

Рабочая программа предназначена для изучения учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» в ГБПОУ «БГК» при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований, соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: входит в общеобразовательный цикл, относится к общим базовым учебным дисциплинам.

1.3. Результаты освоения дисциплины

1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям

Общие компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

достижения, определенных руководителем.

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-        умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-        умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

ОК 3.        Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-        эстетическое отношение к миру;

-        совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

ОК 4.        Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач.

-        готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

-        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

ОК 6.        Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

-        толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

1.3.2. В результате изучения учебной дисциплины ОУД.02 Литература, к обучающимся предъявляются следующие  предметные требования:                                                            

-        сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

-        сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

-        владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-        владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-        владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-        знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

-        сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-        способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-        владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-        сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.3.3. Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; самооценивание взаимооценивание

Поэзия второй половины XIX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы 1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения;написание сочинения;чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

   Максимальной учебной нагрузки обучающегося 257 часов, в том числе:

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Обязательной аудиторной нагрузки обучающихся

171

-

Самостоятельной работы обучающихся

86

-

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

257

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

86

в том числе:

сообщения

6

доклады

8

презентации

12

изучение информационных источников

10

Проектная деятельность

10

анализ прозы и лирики

40

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

.

2.2 Тематический план и содержание предмета  ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем

часов

Планируемый уровень усвоения

1 курс, 1 семестр

51

Тема 1.1. Обзор литературы первой половины XIX века (обзор)

Самобытность русского романтизма.

1

Тема 1.2. Художественный мир А.С. Пушкина.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

Основные темы и мотивы лирики. Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

"Повести Белкина"

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы: Элегия.

11

2,3

Тема 1.3.

М.Ю. Лермонтов. Судьба поэта. Лирика.

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Роман "Герой нашего времени"

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове. Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

6

2,3

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести»

Сведения из биографии.

«Петербургские повести». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: романтизм и реализм.

2

2,3

 Самостоятельная работа

 Заучивание наизусть

 Работа с текстом

 Подготовка докладов

12

Систематизация знаний по литературе первой половины XIX века

Произведения первой половины XIX в., основные темы, идеи, герои. Тестирование.

2

3

Раздел 2.

Русская литература второй половины XIX века.

Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века (обзор)

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика.

2

1,2

Тема 2.2. Новаторство драматургии А.Н. Островского. «Гроза»

Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Г роза».

Комедии Островского «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты (одна из комедий по выбору учителя и учащихся).

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы, понятие о драме.

6

1,2

Тема 2.3. Реализм И.А. Гончарова. «Обломов».

Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно - философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека,

4

1,2

Тема 2.4.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети».

Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

12

1,2

Тема 2.5.

Мир поэзии Ф.И. Тютчева.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились...», «Не то, что мните вы, природа...», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое...»), «День и ночь», «Эти бедные селенья...» и др. Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2

2,3

Тема 2.6.

Мир поэзии А.А. Фета.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Облаком волнистым...», «Осень», «Прости — и все забудь», «Шепот, робкое дыханье...», «Какое счастье - ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

3

2,3

  Самостоятельная работа

  Подготовка докладов.

  Работа  с  художественными текстами.

  Выполнение презентаций.

  Составление таблиц.

  Заучивание наизусть.

  Составление характеристик.

14

Итого за I семестр

51/26

1 курс, 2 семестр

42

Тема 2.7.

А.Н. Некрасов. Жизнь и творчество. «Кому на Руси жить хорошо».

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Вчерашний день, часу в шестом...», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40- х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами.

8

2,3

Тема 2.8.

Своеобразие прозы Н.С. Лескова. «Очарованный странник».

Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

1,2

Тема 2.9.

М.Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» (обзор).

Сведения из биографии.

«История одного города» (обзор). (Гпавы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

10

2,3

Тема 2.10. Художественный мир Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание».

Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственнофилософская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Д. Писарев).

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

6

1,2

Тема 2.11. Художественный мир JI.H. Толстого. «Война и мир»

Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова,

Наташи Ростовой.

6

1,2

Тема 2.11. Художественный мир JI.H. Толстого. «Война и мир»

Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества JI. Толстого. JI. Толстой и культура XX века.

Теория литературы, понятие о романе-эпопее.

8

2

Тема 2.12.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Комедия «Вишнёвый сад».

Сведения из биографии.

«Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов — репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

2

2,3

Итого 1 курс 2 семестр

42/-

2 курс,  3 семестр

36

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пъецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова- драматурга.

6

2,3

Самостоятельная работа

Подготовка докладов.

  Работа  с  художественными текстами.

  Выполнение презентаций.

  Составление таблиц.

  Заучивание наизусть.

  Составление характеристик.

24

Раздел 3. Зарубежная литература (обзор)

2.13  Зарубежная литература (обзор)

В. Шекспир «Гамлет».

2

1,2

2.13  Зарубежная литература (обзор)

О. Бальзак «Гобсек».

Г. Флобер «Саламбо».

2

1,2

  Самостоятельная работа

  Работа с художественными текстами

  Анализ текста

  Заучивание наизусть отрывков из произведений

  Подготовка рефератов, сообщений.

  Работа над проектом.

  Составление презентаций

2

Раздел 4.  Русская литература XX века

Тема 4.1. Культурноисторический процесс рубежа XIX и XX веков (обзор).

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

В. Брюсов. «Свобода слова»,

А. Блок «Интеллигенция и революция».

2

1,2

Тема 4.2.

И.А. Бунин. Жизнь и творчество.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан- Франциско», «Темные аллеи».

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.

2

1,2

Тема 4.3.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество

Сведения из биографии.

Рассказы «Олеся», «Поединок», повесть «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

2

2,3

Раздел 5.

Литературный процесс начала XX века.

Тема 5.1.

Русская литература начала XX века (обзор)

Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века - 10х годов XX в.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Литература 20х годов. Противоречивость развития культуры в 20е годы. Литературный процесс 20-х годов.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

2

1,2

Тема 5.2.

М. Горький. Судьба писателя. Пьеса «На дне»

Сведения из биографии.

Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергилъ». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.

Теория литературы, развитие понятия о драме.

2

2,3

Тема 5.3. Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

Символизм. Истоки русского символизма. Связь с романтизмом. Акмеизм*. Истоки акмеизма. Футуризм * Звуковые и графические эксперименты футуристов. И. Северянин, В.В. Маяковский, В. Хлебников.

2

2,3

Самостоятельная работа

   Работа с художественными текстами

   Анализ текстов

   Подготовка  докладов, рефератов, презентаций.

   Работа над проектом.

6

Тема 5.4. Символизм А. Блока.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать».

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

2

2,3

Тема 5.5. Акмеизм Н. Гумилёва.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.

Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

2

1,2

Тема 5.6.

Футуризм

В.В. Маяковского.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «Разговор с фининспектором

о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе, новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

1,2

Тема 5.7.

Поэтический мир С.А. Есенина

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ...». Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

2

1,2

   Самостоятельная работа

   Работа с художественными текстами

   Анализ текстов

   Подготовка  докладов, рефератов, презентаций.

   Работа над проектом.

6

                                                         Раздел 6.

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов XX века (обзор).

Тема 6.1.

Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.

2

1,2

Тема 6.2.

М.И. Цветаева. Судьба и лирика.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу...».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог- исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. Лирический анализ стихов.

2

1,2

Тема 6.3.

Своеобразие поэзии О.Э. Мандельштама.

Сведения из биографии.

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы, развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

1,2

Итого 3 семестр

36/38

2 курс, 4 семестр

42

Тема 6.3.

Своеобразие поэзии О.Э. Мандельштама.

Сведения из биографии.

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы, развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

3

1,2

Тема 6.4.

А.П. Платонов. Жизнь и творчество.

Сведения из биографии.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социальнофилософское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2

1,2

Систематизация и контроль знаний.

Контрольная работа в формате тестирования, эссе.

2

2

Тема 6.5.

И.Э. Бабель. Жизнь и творчество.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.Теория литературы: развитие понятия о рассказе.

2

1,2

Тема 6.6.

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»

Сведения из биографии.

Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

Для самостоятельного чтения: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».

3

1,2

Тема 6.7. Художественный мир М.А. Шолохова. «Тихий Дон»

Сведения из биографии.Роман «Тихий Дон» (обзор).

 «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы, развитие понятия о стиле писателя .Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира

4

1,2

Самостоятельная работа

   Работа с художественными текстами

   Анализ текстов

   Подготовка  докладов, рефератов, презентаций.

   Работа над проектом.

4

 Сочинение по произведениям ХХ века

2

3

Раздел 7.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 7.1.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (обзор)

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.  Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

2

1,2

Тема 7.2. .А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».

Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко...», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью...», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы- проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

2

1,2

Тема 7.3. Поэтический мир Б. Пастернака.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы

стихотворений.Для самостоятельного чтения. Роман «Доктор Живаго».

1

1,2

Тема 7.4.

Своеобразие поэзии А.Т. Твардовского

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война...», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти». Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

2

1,2

Раздел 8.Литература 50-80х годов XX века.

Тема 8.1.

Литература 50-80х г. (обзор)

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Богомолов «Момент истины», В. Кондратьев «Сашка» и др.,

1

1,2

Тема 8.2.

В.Т. Шаламов. Судьба писателя. «Колымские рассказы».

Сведения из биографии.

«Колымские рассказы (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

2

1,2

Тема 8.3.

Жизнь и творчество А.И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича»

Сведения из биографии.

«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

2

1,2

Тема 8.4. Художественные особенности прозы

В.М. Шукшина.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием», «До третьих

петухов», «Думы». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

2

1,2

Тема 8.5. Н.М. Рубцов. Лирика.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (iвозможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

2

1,2

Раздел 9. Зарубежная литература (обзор)

Тема 9.1. Зарубежная литература (обзор)

И.-В. Гете. «Фауст», Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э,- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

2

1,2

Раздел 10. Современная литература

Тема 10.1. Русская литература последних лет (обзор)

Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

2

1,2

Тема 10.2. Проза и поэзия последних лет

Обзор произведений, опубликованных в последние годы. В.Пелевин, Т.Толстая, В.Полозкова

2

1,2

  Самостоятельная работа

  Заучивание наизусть.

  Работа   с художественными текстами

  Анализ текстов

  Составление характеристик героев  произведений

  Подготовка рефератов, докладов

  Подготовка презентаций.

18

Дифференцированный зачет

Д/зачет "Русская и зарубежная литература XX века"

2

Всего за 4 семестр

42/22

Всего за 1-2 курс

257

171/86

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.3  Перечень тем индивидуальных проектов (информационных, творческих, социальных, прикладных и др.)

                                                             

  1. Творчество Пушкина А.С. «В начале было Слово».
  2. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.
  3. Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

4. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

5. К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

6. В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

7. Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

8. Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский и др.).

9. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

10. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

11. Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

12. Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

13. Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

14. Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

15. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

16.  «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

17. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

18. Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

19. Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

20. Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

21. «Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

22. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

23. Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

24. Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

25. Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

26. Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

27. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

28. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

29. Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

30.  «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

31.  Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

32. А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

33. Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

34. Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

35. Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

36. Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

37. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

38. Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

39. Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

40. Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

41. Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

42. Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

43. Военная тема в творчестве М. Шолохова.

44. А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

45.  «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

46. Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

47. Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

48. Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

49. Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

50. Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

51.Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

52. Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины  требует наличия учебного кабинета литературы.

Оборудование учебного кабинета:

Комплект учебной мебели для обучающихся:

ученические парты;

ученические стулья;

Комплект учебной мебели для преподавателя:

стол компьютерный, стул;

Шкаф для книг;

Аудиторная доска;

Ноутбук (переносной);

Мультимедийный проектор (переносной);

Экран  (переносной).

Методическое обеспечение дисциплины:

            -  рабочая программа дисциплины ОУД. 02 Литература

-  раздаточный дидактический материал по темам дисциплины «Литература»;

- презентации по курсу;

- методические указания по выполнению самостоятельной работы;

-  КОСы по дисциплине «Литература» в рамках ППКРС.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1. Обернихина Г.А. Литература, учебник в 2-х частях Ч.1.  — М.: Издательский центр «Академия», 2013,2014

2. Обернихина Г.А. Литература, учебник в 2-х частях Ч.2. — М.: Издательский центр «Академия», 2013,2014

3. Литература народов России: Учебное пособие / Под ред. Хайруллина Р.З., Зайцевой Т.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 397 с.: 60x90 1/16. -  Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/514707

           4. Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. Сигова В.К. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010582-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/506894

            Дополнительная литература:

           1.Литература Вятского края: модели учебных занятий для внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся: 10-11 классы [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / под ред. Т.В. Кошурниковой. - Киров: Старая Вятка, 2015. - 316 с. - ISBN 978-5-91061-424-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526659

            2. Русская классика в мировом литературном процессе: ХIX - начало ХХ веков: Учебное пособие / Б.А. Гиленсон. - М.:: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 395 с.: 60x88 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). (обложка) ISBN 978-5-9558-0333-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424710

Рекомендуемая литература:

1. Сухих И.Н. Литература 10-11 кл. (базовый уровень) в 2 ч.- М.«Академия», 2013.

2. Литература 11 кл. (базовый уровень) / учебник под ред. В.П.Журавлёва.- М. «Просвещение», 2013.

3. Новейшая хрестоматия по литературе 10 класс/ «ЭКСМО» М., 2013 г.

4. Новейшая        хрестоматия по литературе 11 класс/ «ЭКСМО» М., 2012 г.

5. Вайрах  Ю.В. Итоговое сочинение по литературе: подготовка и технология написания: учебно-методическое пособие/ Ю.В. Вайрах, А.В. Казорина. — М.: ИНФРА-М, 2017. [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]

Интернет-ресурсы:

http://www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал»

www.edu.rin.ru «Наука и образование»

www. gramota.ru «Грамота.ру»

http:// www .intern et-scoo 1. ш/ «Интернет-школа»

www.fmi.ru сайт «ФИЛИ»

www.reshuege.ru «Решу ЕГЭ»

www.prometod. ru «Культура речи и стилистика»


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Предметные результаты изучения

учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

-        сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

-        сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

-        владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-        владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-        владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-        знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

-        сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-        способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-        владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-        сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

- письменные творческие работы обучающихся;

- исследовательские работы обучающихся;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для студентов очной формы обучения Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Наименование профиля: технический, 2018

Рабочая программа учебной дисциплины подготовки квалифицированных рабочих, служащих разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее -  ФГОС) среднего професс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...

Рабочая программа по БЖД по профессии 15.01.05 Сварщик

Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик...

Рабочая программа по дисциплине "Родной язык" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик

Рабочая программа  по дисциплине "Родной язык" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую д...