Открытый урок «Контроль качества сварных соединений» на тему: «Визуальный и измерительный контроль сварного шва»
методическая разработка

Лобанов Николай Николаевич

Открытый урок по дисциплине "Контроль качества сварных соединений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lobanov_n.n.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Чеховский техникум»

структурное подразделение-3

О Т К Р Ы Т Ы Й      У Р О К

по дисциплине:

 «Контроль качества сварных соединений»

на тему:

 «Визуальный и измерительный контроль

сварного шва»

                                       Разработал преподаватель

                                                Лобанов Н.Н.

                                       2021

        

Цели урока: 

Развивающая цель:

-Обучить знаниям об организации контроля качества сварных швов

- Способствовать созданию у обучающихся положительной мотивации для дальнейшего обучения

- Обучить работать с инструментами визуального контроля лдя определения параметров сварного шва

- Обучить практически вычислять основные и дополнительные режимы ручной дуговой сварки

-Сформировать навык самоконтроля и развить умение анализировать результаты работы.

Задачи:

  • Подвести обучающихся к системному анализу изученного материала и закреплению знаний по ранее изученным темам
  • Научить обучающихся применять ранее изученные знания и умения в процессе выполнения задания преподавателя
  • Объяснить метод расчета основных и дополнительных режимов сварки
  • Обучить работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитывающая цель:

Стимулировать потребность в формировании ответственности , аккуратности, и также социальной коммуникации

Задачи:

  • Воспитывать ответственность за свои действия.
  • Воспитывать аккуратность и точность в работе.
  • Воспитывать трудовую дисциплину (ответственность, добросовестность, инициативность).
  • Умение работать в коллективе.

Тип урока: Изучение нового материала. Обобщение и закрепление знаний.

Формы работы с обучающихся:  групповая.

Оборудование:  Компьютер, проектор.

раздаточный материал: учебники ,чертежи, мультимедиа.(видео фильм, и слайд).

средства обучения: учебник, интернет ресурс, схема,  раздаточный материал, чертеж, измерительные  инструменты.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

 Развитие интереса к предметам: МДК 01.04. Контроль качества сварных соединений, физике, математике, инженерной графике.

Повторение пройденного материала.  Контроль течеисканием. Параметры режима ручной дуговой сварки.

Изучение и закрепление основного материала: Визуальный и измерительный контроль сварного шва.

Укрепление связей между  предметами.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из объяснения материала. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество, умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

 

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Обобщение знаний.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

 

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

 

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку обучающихся собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

 

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Конспект урока.

Оргмомент: (2 мин)

Староста называет отсутствующих.

Повторение прошлого материала: (3 мин) Методы контроля течеисканием. Параметры режима ручной дуговой сварки.

Вопросы для повторения:

Основным эксплуатационным требованием к изделиям замкнутого типа (сосудам, трубопроводам) является герметичность.

-Герметичность-? Это свойства изделия ограничивать проникновение жидкости или газа сквозь элементы конструкций и их соединения.

-Какие бывают контроли течеисканием-? Капилярные методы, компрессионные методы, вакуумные методы. Капиллярный метод делится на: керосиновая проба, цветной, люминесцентный.

-Керосиновая проба-? При этом контроле на одну сторону поверхности изделия, предварительно очищенного от грязи, обильно наносят проникающую жидкость, например керосин, а на другую покрытие в виде меловой обмазки. Выявляют сквозные дефекты по желтым пятнам керосина на меловой обмазке.

-Какие изделия подвергаются проверки керосиновой пробы?

Наливные емкости, нефтяные резервуары, цистерны и другие изделия, в которых возможен доступ к сварным швам с обеих сторон.

Квалифицированный сварщик должен уметь:

  • -читать любые чертежи сварных пространственных металлоконструкций.
  • -резать и сваривать детали различных конфигураций и размеров разными способами и в разных пространственных положениях.
  • -правильно выбирать нужный режим сварки.
  • -подготавливать детали под сварку.
  • -заваривать дефекты в сварных конструкциях.
  • -производить наплавку изношенных деталей.
  • -осуществлять контроль режимов сварки.
  • -производить приемку сварных соединений.
  • -строго соблюдать требования техники безопасности.
  • -соблюдать требования нормативно-технических документов.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста сварщика.

Необходимо наличие профессионально важных качеств:

  • -пространственное мышление.
  • -точная моторика рук (четкую координацию движения рук, кистей, пальцев) и гибкость всего тела.
  • -склонность к ручному труду.
  • -склонность работы с техникой.
  • -склонность к концентрации внимания.
  • -физическая выносливость.
  • -эмоциональная устойчивость

Предлагается посмотреть фильм: «Визуальный и измерительный контроль сварного шва» (10 мин.)

Просмотр слайда: Геометрические параметра сварных швов

Я предлагаю вам разбиться на звенья (4 человека) по желанию, в которых сами обучающиеся выберут лидера звена. Каждое звено между собой обсуждает правильность, выполнения задания. Лидер оценивает каждого члена звена по пятибалльной системе.                                                    

Критерии оценки:          

1 балл-правильность измерения размеров стыкового шва, 1 балл-правильность измерения размеров углового шва, 1 балл- подбор диаметра электрода, определение числа проходов, 1 балл-расчет тока при сварке тонкого металла, полярность, 1 балл-расчет тока при сварке толстого металла, полярность.

Разминка(5 мин)

Каждому звену предоставляется возможность ответить на вопросы преподавателя и дополнить ответ предыдущего выступающего. Количество правильных ответов (суммарно в звене) выявляет победителей и занятые места звеньев.

Вопросы:

  1. Назовите основные параметры режима ручной дуговой сварки?
  2. Назовите дополнительные параметры режима ручной дуговой сварки?
  3. Как выбирают диаметр сварочного электрода?
  4. Как рассчитать ток при сварке тонкого металла?
  5. ? Что такое (д), (к) в формуле расчета сварочного тока?
  6. Какие вы знаете пространственные положения при сварке?
  7. Какая бывает сварочная дуга?
  8. Как выбирают скорость сварки?
  9. Что такое прямая полярность?
  10. Что такое обратная полярность?
  11. Какой род тока вы знаете? Оборудование работающее на постоянном и переменном токе?
  12. Что такое зазор в сварке и для чего он нужен?
  13. Основные геометрические параметры сварного шва?

14.Название швов при сварке толстого металла?

15. Чем отличается проход от слоя в сварке?

16. Какие мерительные инструменты применяются при визуальном контроле?

Чертежники (5 мин)

Каждому члену звена выдается чертеж с изображением детали в натуральную величену. Стыковое соединение пластин, угловое соединение пластин. Обучающемуся необходимо проверить правильность расстановки выносных линий, обозначающих геометрические параметры сварного шва.

 Мерительным инструментом померить толщину свариваемого металла и выставить размер на чертеже. Проверить наличие скоса кромок свариваемых деталей, если толщина металла превышает 6 мм. Измерить выпуклость сварного шва и выставить размер на чертеже. Найти на чертеже глубину провара измерить инструментом, выставить размер на чертеже. Суммировать выпуклость и глубину провара выставить размер толщины шва. Необходимо самостоятельно выставить зазор между деталями и указать на чертеже. В угловом шве поставить размеры катета углового шва, толщину углового шва. Для сварочного процесса предлагается индивидуально подобрать диаметр электрода для свари. (стыковое, угловое соединение)

Математики и физики (10 мин)

 Рассчитать сварочный ток для каждого прохода или изделия. Указать род и полярность тока. Указать число проходов. Положение шва в пространстве.

Рефлексия.(5 мин)

Давайте посмотрим, сколько звезд заработала каждое звено и обучающийся в отдельности, как вы оцениваете свою работу на уроке? Убедил ли я вас в том, что точные науки необходимы в профессии?

Участники делятся своими впечатлениями об уроке.

Заключение

Озвучить и выставить оценки.

Выдача домашнего задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений"

Программа профессионального модуля ПМ.04 "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), срок обучения 10...

Программа учебной практики профессионального модуля "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений"

Программа учебной практики профессионального модуля ПМ.04 "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Содержание учебной практики профессионального модуля ПМ.04 "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений"

Содержание учебной практики профессионального модуля ПМ.04 "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы...

Оценочная ведомость по профессиональному модулю ПМ 04. ДЕФЕКТАЦИЯ СВАРНЫХ ШВОВ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Оценочная ведомость по профессиональному модулю  ПМ 04. ДЕФЕКТАЦИЯ СВАРНЫХ ШВОВ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ...

Аттестационный лист ПМ 04. ДЕФЕКТАЦИЯ СВАРНЫХ ШВОВ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Аттестационный лист ПМ 04. ДЕФЕКТАЦИЯ СВАРНЫХ ШВОВ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ...

Презентация к уроку "Контроль качества сварных соединений"

Контроль качества сварных соединений....