ПМ.01 ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТА, ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА
рабочая программа

Обухова Надежда Александровна

Рабочая программа профессионального модуля  – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, разработанной  в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.06 «Изготовитель художественных изделий из металла», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): подготовка материалов инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ПМ01487 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Ижевский машиностроительный техникум им. С. Н. Борина»

Принято на заседании

Педагогического совета № ___

от «____»___________20____ г.

Утверждаю

Директор  БПОУ УР «ИМТ»

__________С.П. Масальских

Приказ № от _______20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТА, ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА

для профессии среднего профессионального образования

54.01.06. Изготовитель художественных изделий из металла

«профессиональный цикл»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки квалифицированных рабочих и служащих

г. Ижевск, 2020 г.


СОГЛАСОВАНО

_______________________________

_______________________________

_______________________________

«_____» ___________________ 20___г.

________________________________

СОГЛАСОВАНО

_______________________________

_______________________________

_______________________________

«_____» ___________________ 20___г.

________________________________

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 54.01.06 «Изготовитель художественных изделий из металла»

Организация – разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Ижевский машиностроительный техникум им. С. Н. Борина»

Разработчики:

 

  1. Обухова Н.А.,  мастер производственного обучения
  2. Шамшурина К.А., мастер производственного обучения, сертифицированный эксперт WSR по компетенции «Ювелирное дело»

Рассмотрено на заседании ПЦК _______________________________________

Протокол № ___ от «___»_________________ 20___ г.

Председатель ПЦК_______ /_______________________/


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

13

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТА, ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА

  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, разработанной  в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.06 «Изготовитель художественных изделий из металла», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): подготовка материалов инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Оценивать качество материалов, предназначенных для изготовления металлических художественных изделий.

ПК 1.2. Проверять исправность инструментов и оборудования.

ПК 1.3. Рационально организовывать рабочее место.

   Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах переподготовке, повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессии ОК 016-94,  код 12485 «Изготовитель художественных изделий из металла», 11735 «Гравер», 19959 «Ювелир» на базе основного общего образования или при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

ПО1. Оценки качества материалов, предназначенных для изготовления металлических художественных изделий.

ПО2. Проверки исправности инструментов и оборудования.

ПО3. Рационально организовывать рабочее место.

уметь

У1.Подбирать материалы для выполнения художественных работ;

У2.Применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ и свойствами металлов;

У3.Определять по внешним признакам вид, качество материалов, используемых для изготовления художественных изделий из металла;

У4.Подготавливать инструмент и оборудование к работе;

У5.Производить несложный ремонт оборудования;

знать:

З1.Типы инструмента, используемого для художественной обработки металла;

З2.Назначение, виды и свойства металлов;

З3.Свойства, назначение и состав шихтовых материалов, их влияние на З4.Свойство и качество металла;

З5.Способы приготовления лигатур;

З6.Свойства раскислителей и флюсов и их влияние на качество металла;

З7.Температуру металлов и сплавов при заливке;

З8.Требования к качеству материалов;

З9.Требования техники безопасности при работе;в литейной мастерской;

З10.Методы эксплуатации обслуживаемого оборудования;

З11.Устройство, способы изготовления универсальных, специальных чеканных приспособлений и инструмента;

З12.Приемы пользования режущим и мерительным инструментом;

З13.Требования к организации индивидуального рабочего места.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 393 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 177 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 69 часа;

учебной и производственной практики – 216 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

        Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Подготовка материалов инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Оценивать качество материалов, предназначенных для изготовления металлических художественных изделий.

ПК1. 2.

Проверять исправность инструментов и оборудования.

ПК 1.3.

Рационально организовывать рабочее место.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

Часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1.

Раздел 1. Материалы и оборудование, применяемые для изготовления инструментов и производства художественных изделий из металла

110

34

14

28

48

-

ПК 1.2, ПК 1.3.

Раздел 2 Подготовка инструментов для  проведения технологических операций

118

44

12

26

48

-

ПК1. 2, ПК 1.3.

Раздел 3. Организация мастерской и индивидуального рабочего места по производству художественных изделий из металла

165

30

8

15

120

-

Производственная практика, часов 

-

-

Всего:

393

108

34

69

216

0

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 ПМ.1.

Материалы и оборудование, применяемые для изготовления инструментов и производства художественных изделий из металла

112

МДК.01.01.

Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

64

Тема 1.1. Введение

Содержание

2

1.

Введение в предмет

История профессии, ее сущность и назначение. Общие сведения о техникуме, традиции, профессии и специальности. Общая характеристика учебного процесса, роль производственного обучения. Образцы продукции, демонстрация лучших работ, выполненных учащимися. 

2

2

Тема 1.2. Материалы, используемые для  изготовления инструментов и приспособлений

Содержание

6

1.

Материалы. Материалы, используемые для изготовления
художественных изделий из металла. Назначение, виды и свойства
материалов. Требования к качеству материалов. Огнеупорные
материалы, используемые при изготовлении художественных
изделий из металла.

2

2

2

Химические материалы. Химические материалы, используемые
при изготовлении художественных изделий из металла.

2

3

Вспомогательные материалы

2

4

Строение металлов

Кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток, их параметры.  Дефекты в кристаллах. Анизотропия. Аллотропические превращения в металлах. Понятие о кристаллизации металлов.  Методы исследования строения металлов. Металлографические исследования, их роль и применение.

Характеристика основных свойств металлов и их значение при обработке и применении. Общие сведения об испытаниях металлов. Статические испытания. Испытания на растяжение. Основные методы испытаний на твердость, ударную вязкость, усталость. Понятие о технологических испытаниях.

2

5.

Термохимическая обработка металлов и сплавов

Основы термохимической обработки, сущность и ее назначение. Периоды термообработки: нагрев, выдержка и охлаждение. Характеристика основного оборудования для термообработки. Назначение и цели отжига стали, нормализация, закалка стали, поверхностная закалка, отпуск стали и ее старение. Виды отжига и применение.

2

Практические занятия

0

Тема 1.4 Материалы, используемые для изготовления художественных изделий

Содержание

10

1.

Черные металлы

Назначение, виды, маркировка металлов и сплавов. Железо, сталь и
чугун. Свойства металлов. Температура плавления металлов и
сплавов. Общие сведения о черных металлах, основные
характеристики. Разновидности стали и чугуна. Термическая
обработка черных металлов.

2

2

2

Цветные металлы

Медь  и ее сплавы. Медь ее свойства, маркировка и применение. Сплавы на медной основе. Латунь. Влияние цинка и других элементов на свойства латуней. Маркировка латуней. Бронзы. Их состав, маркировка, область применения.

Алюминий, сплавы на основе алюминия, их виды. Алюминиевые деформируемые сплавы, их марки, назначение. Алюминиевые литейные сплавы, их марки, назначение.

Модифицирование алюминиевых сплавов.

3

Драгоценные металлы

4.

Драгоценные и поделочные камни и их свойства.

Драгоценные камни. Природные минералы и искусственно выращенные, их свойства. Система классификации минералов. Алмаз, сапфир, рубин, изумруд :свойства, обработка.

Полудрагоценные камни. Внутреннее строение полудрагоценных камней, химический состав, физические свойства.

Поделочные камни. Классификация поделочных камней, свойства, обработка. Драгоценные камни органического происхождения. Свойства камней, особенности их обработки

2

2

5.

Припои и их изготовление

Твердый припой. Состав и приготовление. Припой средней твердости. Состав и приготовление. Мягкий припой. Состав и приготовление.

Свойства припоев, их необходимость использования.

2

2

6.

Альтернатива припою. Техника безопасности при изготовлении и использовании припоя. Материалы, сопутствующие пайке

2

7

Шихтовые материалы

2

Практические занятия 

10

1.

Определение марки стали

2

2.

Определение физических и химических свойств камней

2

3

Выбор драгоценного металла для изготовления кольца

2

4

Приготовление флюса и припоя для пайки ювелирных изделий

2

5

Подготовка цветного металла для изготовления ювелирного изделия

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1  ПМ 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ

28

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Пыполнить кроссворд на тему «История развития художественного литья и обработки металла»  (4часа)
  • Составить таблицу «Классификация углеродистых сталей по качеству (обыкновенного качества, качественные и высококачественные), по содержанию углерода (низкоуглеродистые, среднеуглеродистые, высокоуглеродистые), по структуре и назначению (конструкционные и инструментальные). Общие характеристики маркировка по ГОСТу, область их применения-» (3часа)
  • Написать реферат на тему «Материалы, используемые для изготовления художественных изделий» (6часов)
  • Подготовить презентацию по теме: «Драгоценные камни, их свойства»,. (4часа)
  • Подготовить вопросы в тестовой форме по теме: Припои и их изготовление(3)
  • Подготовить презентацию на тему «Классификации драгоценных и поделочных камней»(4часа)

Учебная практика

Виды работ

  1. Техника безопасности и противопожарные мероприятия в учебных мастерских.
  2. Знакомство и обсуждение художественных изделий, полученных с помощью различных технологий. Ознакомление с граверным инструментом и учебной мастерской.
  3. Изготовление инструмента для разметки плоских поверхностей.
  4. Выполнение правки и гибки.
  5. Опиливание. Выбор инструмента. Выбор материала для опиливания.
  6. Выбор материала. Подготовка поверхности изделия для художественной обработки металла.
  7. Зачистка с помощью наждачной бумаги. Полировка до зеркального блеска
  8. Изготовление деталей с применением ранее освоенных операций.

48

Производственная практика 

Виды работ

-

Раздел 2

Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования для изготовления художественных изделий из металла.

118

МДК.01.01.

Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

70

Тема 2.1. Подготовка инструмента

Содержание

12

1.

Ручной режущий инструмент

Правила выбора заготовок, основные параметры и аспекты при выборе заготовки под инструмент.

2

2

Правила выбора заготовок и способы изготовления молоточного режущего инструменты

2

3.

Разработка процесса изготовления граверного молотка. Граверный молоток, выбор материала, формы. Ручной молоточный режущий инструмент

Отличия, особенности его строения, твердость.

2

4.

Правила выбора заготовок и способы изготовления инструментов для выполнения чеканки

2

2

5.

Классификация напильников

2

7.

Классификация абразивных материалов для затачивания инструмента

2

2

8.

Инструменты для плоскостной разметки

2

9.

Инструменты и приспособления для подготовки поверхности изделия под гравирование

2

Практические занятия

12

1.

Подготовка комплекта инструментов

2

2.

Нанесение на заготовку размерных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблону.

2

3

Абразивные материалы

2

4

Выполнение ручного опиливания

2

5

Подготовка инструмента к работе

2

6

Устройство и способы изготовления универсальных специальный приспособлений и инструмента.

Тема 2.3 Подготовка оборудования

Содержание

14

1.

Паяльное оборудование

Паяльная установка, газовая горелка со штуцером и баллоном, ручные газовые горелки. Устройство, предназначение, особенности работы, разновидности и классификация.

2

2

2

Измерительный инструмент.

3.

Точильные станки, профилактика, заправка

Точильные станки, абразивные и алмазные точильные круги, их классификация и разновидность, скорости вращения определенного вида кругов. Профилактика и заправка станков.

2

2

4.

 Сверлильный станки

Правильная последовательность выполнения операций при работе на сверлильном оборудовании. Заточка сверла, соблюдение всех норм и порядков при заточке режущих кромок сверла. Профилактика оборудования.

2

2

6.

Волочильное оборудование: устройство и назначение. Плавка и отливка металла, термическая и химическая обработка. Волочильные инструменты. Основные особенности, конструкционные характеристики, принцип работы.  Условия безопасной работы в мастерской при выполнении волочения.

Плавка и отливка металла, термическая и химическая обработка. Волочильные инструменты. Основные особенности, конструкционные характеристики, принцип работы.  Условия безопасной работы в мастерской при выполнении волочения. Фильеры, их разновидность и классификация по назначению. Вальцы, ручные и с механическим приводом. Особенности работы со специальным оборудованием, соблюдение техники безопасности при работе.

2

2

7.

Муфельная печь: устройство и назначение

2

2

8

Оборудование литейной мастерской

2

9.

Оборудование и инструмент для ковки

2

10.

Инструменты для шлифования и полирования художественных изделий из металла

2

11

Инструменты для слесарно-кузнечных работ

2

Практические занятия

6

2

1.

Контрольно-измерительный инструмент

2

2

Определение комплекта оборудования для работы в ювелирной мастерской

2

3.

Технология изготовления деталей филигранного изделия

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

26

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Оборудование и инструменты, используемые в технологии получения изделий методом литья, формы, формовочные составы, модельные комплекты- выполнить презентацию 4часа
  • Оборудование и инструменты, используемые в технологии получения изделий методом выколотки
  • Стандартные и покупные изделия, применяемые для создания новых художественных изделий;
  • Применяемые материалы, приспособления и инструменты при изготовлении художественных изделий методом басмы, объемной чеканки- выполнить кроссворд 2часа
  • Применяемые материалы, приспособления и инструменты при изготовлении художественных изделий методом филиграни-составить вопросы в тестовом варианте
  • Оборудование при изготовлении художественных изделий методом гальванопластики- выполнить презентацию.

Учебная практика

Виды работ:

  1. Граверный инструмент, его практическое применение. Выбор материала для изготовления резцов и молотка. Изготовление граверного молотка.
  2. Заточка шпицштихеля на заточном станке
  3. Заточка мессерштихеля на заточном станке
  4. Гравирование на плоскости прямых линий
  5. Гравирование окружностей и гравирование сетки
  6. Гравирование элементов растительного орнамента
  7. Выполнение задания на подрезку контура
  8. Выполнение задания на проработку штриховки
  9. Гравирование простых розеток
  10. Гравирование розетки средней сложности.
  11. Гравирование розетки сложной формы
  12.  Самостоятельная разработка орнамента, применяя ранее пройденные темы. Оформление заклепов с помощью розетки. Контурное гравирование розетки на пластине.

48

Производственная практика 

Виды работ

-

Раздел 3 ПМ 1

Организация мастерской и индивидуального рабочего места по производству художественных изделий из металла

163

МДК.01.01.

Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

43

Тема 3.1 Производственная мастерская по изготовлению изделий из металла.

Содержание

8

1.

Техника безопасности и охрана труда. Средства индивидуальной защиты. Очки, обувь, спецодежда. Техника безопасности в учебных мастерских. Профилактические меры по предотвращению травматизма. Основные правила техники безопасности и их выполнение. Ознакомление учащихся с учебной мастерской, распределение по рабочим местам. Ознакомление с организацией рабочего места, распорядком учебного занятия и мастерских. Ознакомление с оборудованием мастерской, рабочим, режущим и контрольно-измерительным инструментом.

2

2

2.

Правка. Условия безопасности в мастерской при выполнении правки металла

2

2

3.

Резка. Условия безопасности в мастерской при выполнении резки металла

2

2

4.

Опиливание. Условия безопасности в мастерской при выполнении правки металла

2

Практические занятия

6

2

Закрепление норм охраны труда и техники безопасности при выполнении граверных работ

2

Определение инструмента, приспособления и оборудования для выполнения гибки и правки металла

2

3.

Простой ремонт оборудования, профилактика предотвращения поломок

2

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

15

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Организация рабочего пространства;
  • Организация индивидуального рабочего места;
  • Рациональное распределение освещения общего положения и индивидуальных мест;
  • Распределение рабочего пространства, репродуктивное расположение предметов в пространстве;
  • Утомляемость при выполнении умственных и физических нагрузках;

Учебная практика

Виды работ:

  1. Граверный инструмент, его практическое применение. Выбор материала для изготовления резцов и молотка. Изготовление граверного молотка.
  2. Заточка шпицштихеля на заточном станке
  3. Заточка мессерштихеля на заточном станке
  4. Гравирование на плоскости прямых линий
  5. Гравирование окружностей и гравирование сетки
  6. Гравирование элементов растительного орнамента
  7. Придание объема при помощи штриховки, подрезки
  8. Гравирование природного фона в композиции.
  9. Проработка орнамента
  10. Выполнение подрезки животного
  11. Подрезка орнамента
  12. Работа с передним планом
  13. Придание животному объёма при помощи штриховки
  14. Придание животному объёма при помощи подрезки
  15. Проработка переднего плана природного фона
  16. Гравирование заднего плана композиции
  17. Полировка изделия, достижение высокого качества, выполненной работы.
  18. Зачет

120

Зачет по УП  (Проверочные работы)

Производственная практика 

Виды работ

-

Всего

393

в том числе:

Теоретическое обучение

177(108+69)

Практика

216

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Программа учебной практики реализуется в слесарной мастерской

Оборудование учебной мастерской и рабочих мест мастерской:

Кабинеты:

изобразительных искусств;

истории народных художественных промыслов в России

черчения и перспективы;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

технологии обработки цветных и драгоценных металлов.

Лаборатории:

дизайна и композиции.

Мастерские:

литейная.

слесарная

художественная

Технические средства обучения:

  • электронное методическое пособие;
  • мультимедиа проектор;
  • мультимедийная доска или экран;
  • фото камера.

Оборудование:

  1. Комплект рабочих инструментов
  2. Параллельные поворотные тиски
  3. Электрический заточной станок
  4. Муфельная печь
  5. Сверлильные станки
  6. Освещение общее
  7. Стул поворотный и регулируемый по высоте.
  8. Вытяжная и приточная вентиляция

4.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники:

  1. Ермаков М.П. Основы дизайна. Художественная обработка металла: учеб. пособие для НПО.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. (Рек-но НМС Международ. научного обществен. объединения «МАИТ»)
  2. Мельников И.В. Художественная обработка металлов.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Дополнительные источники:

  1. Зубрилина С.Н. Справочник по ювелирному делу.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  2. Зубрилина С.Н. Справочник по ювелирному делу.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Иванов В.Н., Карпенко В.М. Художественное литье: учеб. пособие.- Мн.: Высш. шк, 1999.
  4. Ковка, чеканка, инкрустация, эмаль.- ООО «Аделант», 2001.
  5. Лившиц В.Б. Ювелирное литье. Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях: справочник.- М.: Издательство Оникс, 2005.
  6. Простаков С.В. Ювелирное дело.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  7. Простаков С.В. Ювелирное дело: учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. ( Допущено Минобразования РФ для студентов образов. учреждений НПО)
  8. Секреты кузнечного мастерства/ Логинов В.П., Боброва В.В.- М.: ООО «Аделант», 2007.
  9. Федотов Г.Я. Металл.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002.
  10. Художественная обработка металлов/ сост. С. В. Ухин.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003.

Технологическая документация:

ГОСТ

  1. Общие требования к организации учебной практики 

Программа профессионального модуля должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем темам междисциплинарного курса и профессионального модуля ППКРС.

Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация профессионального модуля обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

При реализации профессионального модуля предусмотрена учебная практика (производственное обучение), которую рекомендуется проводить рассредоточено, в ходе изучения раздела 1, раздела 2, раздела 3 и раздела 4.

Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ППКРС СПО предусматриваются учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

         Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин:

Введение в профессию: общие компетенции профессионала

Основы изобразительного искусства;

История народных художественных промыслов в России;

Основы дизайна  и композиции;

         Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся в техникуме при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

4.4Кадровое обеспеспечение образовательного процесса

         Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.

        Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

        Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты_ преподователи междисциплинарных курсов, а так общепрофессиональных дисциплин: «Основы изобразительнового искусства», «Истории народных художетсвенных промыслов в России», « Основы дизайна и композиции», «Безопасность жизнитеятельности».

       Мастера: наличие опыты деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Прохождение обязательной стажировки в профессиональных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.


 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ. 01. Подготовка материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК-1.1. Оценивать качество материа-лов, предназначен-ных для изготовле-ния металических художественных изделий.

  • Выбор и обоснование материала для изготовления определенного вида художественного изделия

Входной контроль:

  • Тестирование

Текущий контроль:

  • Устный и письменный опрос;
  • Тестирование;
  • Оценка выполнения  практических занятий и самостоятельных работ;
  • Экспертная оценка по результатам наблюдения за деятельностью обучающегося, в т.ч. при выполнении учебно-производственных работ.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль):

  • Дифференцированный зачет по  МДК.01.01;
  • Зачет по учебной практике УП.01(проверочные  работы и отчет обучающегося по итогам практики);
  • Квалификационный экзамен по профессиональному модулю

ПК-1.2. Проверять исправность инструментов и оборудования.

  • Наладка инструмента и оборудования для изготовления определенного вида художественного изделия

ПК-1.3. Рациональ-но организовывать рабочее место.

  • Умение организо-вать  индивидуаль-ное рабочее место для проведения технологических операций по созда-нию художествен-ных изделий из металла

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социаль-ную значимость своей будущей про-фессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • Демонстрация интереса к будущей профессии.
  • Определение значимости и содержание получаемой профессии.
  • Экспертное наблюдение и    оценка при выполнении работ по УП.01;
  • Анализ аттестационного листа по УП.01;
  • Протоколы результатов профессиональных конкурсов;
  • Анализ портфолио.

ОК 2. Организовы-вать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Постановка цели и определение пути её достижения, исходя из профессиональной ситуации.
  • Организация собст-венной деятельности по решению профес-сиональной задачи.
  • Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по УП.01;
  • Анализ аттестационного листа выполнения лабораторных работ и практических занятий;
  • Анализ аттестационного листа по УП.01.

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собствен-ной деятельности, нести ответствен-ность за результаты своей работы.

  • Анализирование рабочей ситуации.
  • Осуществление текущего и итогового контроля.
  • Оценка и коррекция собственной деятельности.
  • Экспертное наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы;
  • Психологическое тестирование;
  • Анкетирование.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач

  • Осуществление поиска информации, необходимой для решения профессиональных задач из различных источников.
  • Наблюдение и экспертная оценка участия в поиске необходимой информации (реферат, доклад, тест);
  • Анализ аттестационного листа выполнения лабораторных работ и практических занятий;
  • Анализ аттестационного листа по УП.01.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

  • Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Наблюдение и экспертная оценка участия в поиске необходимой информации (реферат, доклад, тест);
  • Анализ аттестационного листа выполнения лабораторных работ и практических занятий;
  • Анализ аттестационного листа по УП.01;
  • Оценка портфолио.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

  • Взаимодействие с преподавателями, учащимися и мастерами производственного обучения.
  • Проявление ответственности за выполненную работу.
  • Психологическое тестирование;
  • Анализ материалов приемной комиссии;
  • Наблюдение за деятель-ностью и поведением обучающегося в ходе выполнения учебно-производственных работ.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • Демонстрация готов-ности к   воинской обязанности.
  • Демонстрация знаний о воинских профес-сиях и определения своего места в профессии.
  • Анкетирование;
  • Анализ аттестационного листа по ОП. «Безопасность жизнедеятельности»;
  • Анализ личной карты здоровья обучающегося.

Разработчики:         

___________________       __________________       _____________________

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

                

Календарно-тематический план МДК.01.01. «Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из

металла»

№п\п

Тема

Кол-во часов

Примечание

Раздел 1 . Материалы и оборудование, применяемые для изготовления инструментов и производства художественных изделий из металла

38

Введение в предмет

2

Материалы

2

Химические материалы

2

Вспомогательные материалы

2

Строение металлов. Cвойства металлов.

2

Термическая обработка металлов и сплавов.

2

Черные металлы

2

Цветные металлы        

2

Драгоценные металлы

2

Драгоценные камни, их свойства, обработка

2

Припои, состав, изготовление.

2

Альтернатива припою. Техника безопасности.

2

Шихтовые материалы  

2

ПЗ: Определение марки стали

2

ПЗ: Определение физических и химических свойств камней.

2

ПЗ: Выбор драгоценного металла для изготовления кольца

2

ПЗ: Приготовление флюса и припоя для пайки ювелирных изделий

2

ПЗ: Подготовка цветного металла для изготовления ювелирного изделия

2

Устройство, способы универсальных, специальный граверных и чеканных приспособлений и инструментов  

48

Ручной режущий инструмент.

2

Правила выбора заготовок и способы изготовления молоточного режущего инструменты

2

Разработка процесса изготовления граверного молотка

2

Правила выбора заготовок и способы изготовления инструментов для выполнения чеканки

2

Классификация  напильников

2

Классификация абразивных материалов для затачивания инструмента

2

Измерительный инструмент: виды и назначение

2

Инструменты для плоскостной разметки

2

Инструменты и приспособление для подготовки изделия под гравирование

2

Инструменты и приспособления для выполнения художественного выпиливания

2

ПЗ: Подготовка комплекта инструментов.

2

ПЗ: Нанесение на заготовку размерных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблону.

2

ПЗ: Абразивные материалы

2

ПЗ: Выполнение ручного опиливания

2

ПЗ: Подготовка инструмента к работе. Устройство, способы изготовления граверного инструмента.

2

ПЗ: Составление технологической карты для  подготовки пластины под гравирование.

2

Паяльное оборудование: виды, устройство, назначение

2

Точильные станки, профилактика, заправка

2

Сверлильные станки

2

Волочильное оборудование: устройство, назначение

2

Муфельная печь: устройство и назначение

2

Оборудование литейной мастерской

2

Оборудование и инструмент для ковки

2

Инструменты для шлифования и полирования художественных изделий

2

Инструменты для слесарно-кузнечных работ

2

ПЗ: Контрольно-измерительный инструмент

2

ПЗ: Определение комплекта оборудования и инструмента для работы в ювелирной мастерской

2

ПЗ: Технология изготовления деталей филигранного изделия

2

Раздел 3 . Организация мастерской и индивидуального рабочего места по производству художественных изделий из металла

Техника безопасности и охрана труда

2

Правка. Условия безопасности в мастерской при выполнении правки металла

2

Рубка. Условия безопасности в мастерской при выполнении правки металла

2

Опиливание. Условия безопасности в мастерской при выполнении правки металла

2

ПЗ: Закрепление норм охраны труда и техники безопасности при выполнении граверных работ

2

ПЗ: Определение инструмента, приспособления и оборудования для выполнения гибки и правки металла.

2

ПЗ: Простой ремонт оборудования, профилактика предотвращения поломок

2

Дифференцированный зачет

2

108

   

                                             

        Календарно-тематический план

МДК.01.01.Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

ПМ.1.Материалы и оборудование, применяемые для изготовления инструментов и производства художественных изделий из металла 

2020-2021 учебный год

               Уровень образования:    ППКРС

Наименование дисциплины:  МДК 02.01. Технология обработки металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий 

Курс и группа: 1 курс  группы 103                                                                                                                          

Преподаватель:       Обухова Н.А. 

Максимальная учебная нагрузка по дисциплине  177 часа.

Количество часов на дисциплину   по учебному плану  108 час., в том числе:       

лабораторные занятия  - 0 час.

практические занятия – 34 час

курсовой проект / работа  -  0 час.

Самостоятельная работа  обучающихся  - 69 час.

Дано до начала текущего учебного года  - час.,  в том числе:

лабораторные занятия – 0 час.

практические занятия  - 0 час.

курсовой проект / работа  - 0 час.

            Самостоятельная работа  обучающихся  - 0 час.

 Намечено на текущий учебный год 

 Максимальная учебная нагрузка  81 часа.

Количество часов на дисциплину по учебному плану  54 час., в том числе:

            лабораторные занятия  - 8 час.

практические занятия - 10 час.

курсовой проект / работа -  0 час.

Самостоятельная работа  обучающихся – 27 час

КТП составлен в соответствии с рабочей  программой, утверждённой   «____»___08_______2018 г.

Рассмотрен на заседании предметно-цикловой  комиссии  «Металлообрабатывающего и электротехнического профиля»

Протокол №  1          от  «          »       08                2018 г.

Председатель ПЦК _____________   /_____________ (ФИО)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МДК.01.01.Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

ПМ.1.Материалы и оборудование, применяемые для изготовления инструментов и производства художественных изделий из металла 2018-2019 учебный год

№ занятий

Назвавание разделов и/или Название подразделов

Количество часов на раздел. на подтем

Тема занятия

Обязательная учебная нагрузка

Учебники и учебные пособия

Домашняя работа

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося

Количество часов

Вид занятий

Количество часов

Содержание работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1 ПМ.1.

Материалы и оборудование, применяемые для изготовления инструментов и производства художественных изделий из металла

1 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.                                                                                        2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите

Тема 1.1. Введение

                                                                                                                                                                                                                                     

 

1

Общие сведения

Лекция

Тема 1.2. Ознакомление учащихся с нормами охраны труда и техникой безопасности при изготовлении художественных изделий из металла

2

Техника безопасности и охрана труда

2

лекция

3

ПЗ: Закрепление требований норм охраны труда и техники безопасности при выполнении граверных работ

2

Практическое занятие

Тема 1.3. Материалы, используемые для  изготовления инструментов и приспособлений

4

Строение металлов. Cвойства металлов. Основы теории сплавов

2

лекция

5

Термохимическая обработка металлов и сплавов.

2

Лекция

6

Неметаллические материалы

2

Лекция

Тема 1.4 Материалы, используемые для изготовления художественных изделий

10

Цветные металлы        

2

Лекция

11

Драгоценные камни, их свойства, обработка

2

Лекция

12

Припои, состав, изготовление.

2

Лекция

13

Альтернатива припою. Техника безопасности.

2

Лекция

14

Металлы, используемые в художественной обработке.

2

Лекция

15

ПЗ: Определение дефектов у поделочных материалов

2

Практическое занятие

16

ПЗ: Анализ свойств камней по внешним признакам. Провести классификацию драгоценных и поделочных камней.

2

Практическое занятие

17

ПЗ: Выявление соотношения эстетических и физических качеств камней и металлов, их взаимодополняемость

2

Практическое занятие

Раздел 2 ПМ 1

Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования для изготовления художественных изделий из металла.

 

Тема 2.1. Подготовка заготовок для инструмента

18

Правила выбора заготовок, основные параметры и аспекты при выборе заготовки под инструмент.

2

Лекция

19

Граверный молоток, выбор материала, формы

2

Лекция

20

Разработка процесса изготовления граверного молотка

2

Лекция

21

Приспособления для изготовления художественных изделий

2

Лекция

22

Наждачные бумаги, абразивные круги, заточные станки

2

Лекция

23

ПЗ: Подготовка комплекта инструментов.

2

Практическое занятие                                                                                                    

24

ПЗ: Нанесение на заготовку размерных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблону.

2

Практическое занятие                                                                                                    

Тема 2.2 Подготовка инструмента

25

Разновидности и особенности слесарной обработки.

2

Лекция

26

Заточка режущего инструмента

2

Лекция

27

Заточка ударного инструмента

2

Лекция

28

Заточка дополнительного инструмента

2

Лекция

29

ПЗ: Подготовка инструмента к работе. Устройство, способы изготовления граверного инструмента.

2

Практическое занятие

30

ПЗ: Устройство и способы изготовления универсальных специальных приспособлений и инструмента. Заточка необходимого для определенного вида работы инструмента. Анализ и способность изменения стандартной формы заточки под определенный вид работы.

2

Практическое занятие

Тема 2.3 Подготовка оборудования

31

Паяльное оборудование, виды, устройство, назначение

2

Лекция

32

Техника безопасности при работе с паяльным оборудованием

2

Лекция

33

Точильные станки, профилактика, заправка

2

Лекция

34

Сверлильные станки

2

Лекция

35

Измерительный инструмент

2

Лекция

36

Волочильное оборудование. Подготовка материалов для филигранных работ.  

2

Лекция

37

Вальцовка и прокатка металлов.  

2

Лекция

38

ПЗ: Контрольно-измерительный инструмент

2

Практическое занятие

39

ПЗ: Определение комплекта оборудования и инструмента для работы в ювелирной мастерской

2

Практическое занятие

Раздел 3 ПМ 1

Организация мастерской и индивидуального рабочего места по производству художественных изделий из металла

Тема 3.1 Производственная мастерская по изготовлению изделий из металла

40

Требование к организации индивидуальных рабочих мест ювелира

2

Лекция

41

Технологическая карта по изготовлению изделий

2

Лекция

42

Техника безопасности при проведении слесарно-граверных работ

2

Лекция

43

Техника безопасности при проведении ювелирных работ

2

Лекция

44

Техника безопасности при работе с кислотами в мастерской.

2

Лекция

45

Правка. Условия безопасности в мастерской при выполнении правки металла

2

Лекция

46

Резка. Условия безопасности в мастерской при выполнении резки металла

2

Лекция

47

Рубка. Условия безопасности в мастерской при выполнении рубки металла

2

Лекция

48

Опиливание. безопасности в мастерской при выполнении опиливания маталла

2

Лекция

49

ПЗ: Простой ремонт оборудования, профилактика предотвращения поломок

2

Практическое занятие

50

ПЗ: Определение инструмента, приспособления и оборудования для выполнения гибки и правки металла.

2

Практическое занятие

51

ПЗ: Ручное выпиливание

2

Практическое занятие

52

ПЗ: Абразивные материалы

2

Практическое занятие

53

Безопасность труда при чеканно-дифовочных работах

2

Лекция

54

Дифференцированный зачет

2

Контрольная работа

                        

Преподаватель                                            _______________________


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по дисциплине "Техника изготовления художественных изделий из лозы"

Презентация изготовления плетеной корзины из лозы с ажуром "полукольца" представлена в сокращенном варианте. Но и такое небольшое представление работы дает визуальное восприятие этого оригинального пл...

Методическая разработка раздела программы по профессии: 54.01.06 Изготовитель художественных изделий из металла Тема: Изготовление филигранных изделий

Методическая разработка раздела программы по профессии: 54.01.06  Изготовитель художественных изделий из металла. Тема: Изготовление филигранных изделий . Рассчитана на обучающихся по профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ по профессии "Изготовитель художественных изделий из металла" ПМ01.01.Подготовка материалов, инструмента и оборудования рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ   Подготовка материалов, инструмента и оборудования рабочего места для изготовления художественных изделий из металла...

Методические рекомендации по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения

Методические рекомендации  по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения...