Разработка учебного занятия Центр тяжести
план-конспект урока

Разработка учебного занятия на тему Центр тяжести

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурные элементы  учебного занятия

№п/п

Структурные элементы занятия

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

1.

Организационный этап

1 мин.

Приветствует группу. Организует внимание студентов. Проверяет их явку и готовность к уроку

Приветствуют преподавателя. Староста называет Ф.И. отсутствующих студентов

Готовность студентов к уроку

2.

Мотивационно- целевой этап

3 мин.

Сообщает тему, цели урока. Объясняет ход проведения учебного занятия. Мотивирует студентов на активную работу на уроке.

Внимательно слушают. Концентрируют внимание на цели и задачах урока

Мотивация студентов на позитивную учебно- познавательную деятельность во время урока.

3.

Обобщение и систематизация знаний

8 мин.

Просит ответить на вопросы теста и оценить свои знания по теме. Проводит блиц-опрос, предлагает студентам составить алгоритм определения центра тяжести сложной плоской фигуры

Отвечают на вопросы теста и оценивают свои знания. Работая, в микрогруппах составляют алгоритм определения центра тяжести сложной плоской фигуры.

Обобщение, повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.

4.

Применение знаний и умений при выполнении практической работы

4.1 Постановка и решение практических заданий

20 мин.

Выдает индивидуальные задания каждому студенту

Получают задания.

4.2 Выполнить чертеж сложной плоской фигуры

Контролирует ход работы. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют задания.

Демонстрация навыков работы в команде и индивидуально.

4.3 Разбить сложную фигуру на простые, центры тяжести которых известны и определить координаты центров тяжести простых фигур

4.4 Определить площади простых фигур

4.5 Определить координаты центра тяжести сложной фигуры и обозначить его на чертеже

5.

Проверка выполнения работ

5 мин.

Предлагает сверить полученные результаты с эталоном ответов.

 Выдает группе  общее задание и предлагает продемонстри-ровать практический навык в определении координат центра тяжести методом подвешивания на острие

Сопоставляют результаты практической работы с представленнымна слайдах эталонами. Исправляют ошибки самостоятельно или в индивидуальном порядке с преподавателем. Изучение и выполнение задания. Демонстрация его выполнения.

Выполненная практическая работа.  

6.

Подведение итогов

3 мин.

Просит студентов письменно ответить на вопросы анкеты и оценить свою работу.  Благодарит студентов за активное участие в проведении занятия.

Письменно отвечают на вопросы анкеты. Слушают итоги.

Подведенные итоги урока. Оценка деятельности студентов.

7

Этап рефлексии

3 мин.

Просит студентов ответить на вопросы анкеты.

Отвечают на вопросы анкеты.

Анализ проведенного занятия.

8.

Домашнее задание

2 мин.

Задает домашнее задание, консультирует по  ходу его выполнения его выполнения.

Слушают, записывают домашнее задание в тетради.

Мотивация студентов на продуктивную подготовку к следующему уроку.



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта

Определение  координат центра тяжести составного сечения

Оборудование и материалы: установка для опытного определения координат центра тяжести, линейка, картон, карандаш, ножницы, игла

Задание:

1. Начертить фигуру сложной формы согласно своего варианта.

2. Проставить размеры в мм.

3. Разбить фигуру на простейшие, координаты центра тяжести которых можно определить.

4. Определить аналитически (по формуле) координаты  центра тяжести сложной фигуры и отметить его на фигуре

5.Вырезать из картона в масштабе 1:1 ту же фигуру из картона

6.Опытным путем (методом подвешивания) определить положение центра тяжести фигуры (нить оставить в точке)

7.Сравнить результаты, полученные аналитическим и опытным путем, совместив пластину с ее изображением на бумаге

8.Оформить отчет

Исходные данные:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ рисунка

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

Н,мм

50

45

40

60

50

60

45

60

80

60

В,мм

100

90

80

100

90

100

90

70

100

80

в,мм

80

70

60

90

70

90

70

50

80

60

R,мм

15

12

10

15

12

15

12

15

20

14

h,мм

-

-

-

-

40

-

-

-

-

50

Методические указания

Центр тяжести – это точка приложения силы тяжести. Центр тяжести – это точка, которая может быть расположена и вне тела. Большое практическое значение имеет определение центра тяжести тонких однородных пластин. Их толщиной обычно можно пренебречь и считать, что центр тяжести расположен в плоскости. пластин

Положение центра тяжести определяется двумя координатами

;                                          

где Хс, Ус – координаты центра тяжести сложной фигуры, мм;

Аi – площадь  простых фигур, входящих в состав сложной фигуры;

Хi,Уi – координаты центров тяжести простых фигур, входящих в сложную фигуру

Ход работы

  1. Чертим  фигуру сложной формы согласно своего варианта
  2. Проставляем размеры  в мм

  1. Разбиваем фигуру на простейшие, координаты центра тяжести которых можно определить:

                                                                                                   Прямоугольник

       Треугольник

Полукруг                                      

                                                                 

  1. Определить аналитически (по формуле) центр тяжести сложной фигуры и отметить его на фигуре

Вид фигуры

Площадь Аi,мм

Координата Хi,мм

Координата Уi,мм

Прямоугольник

А1= 90*60=5400мм2

Х1=45

У1=30

Треугольник

А2=0,5*50*30=750 мм2

Х2=80

У2=33,3

Полукруг

Х3=20

У3=55,8

5.Вырезаем  из картона в масштабе 1:1 ту же фигуру из картона

6.Опытным путем (методом подвешивания) определяем положение центра тяжести фигуры (нить оставит в точке)

С помощью иглы подвешиваем фигуру таким образом, чтобы она свободно вращалась. С помощью нити с грузом намечаем вертикальную линию и отмечаем ее на фигуре карандашом. Таким же способом проводим вертикальную линию из любой другой точки фигуры. Находим пересечение линий, это искомый центр тяжести фигуры.

7.Сравниваем результаты, полученные аналитическим и опытным путем, совместив пластину с ее изображением на бумаге, делаем вывод.

8.Оформить отчет.



Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Навашинский политехнический техникум»

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Дисциплина: Техническая механика

Тема: Центр тяжести

Специальность 15.02.08 Технология машиностроения

Преподаватель Глебова Юлия Владимировна

г. Навашино, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый  учебно - методический комплект учебного занятия по дисциплине Техническая механика на  тему  «Центр тяжести» предназначен для студентов 2 курса специальности 15.02.08 Технология машиностроения, но может быть использована для любых специальностей технического профиля.

 Занятие рассчитано на 45 минут. В ходе учебного занятия реализуются следующие межпредметные связи:

  - обеспечивающие: физика, математика, инженерная графика;

 -  обеспечиваемые: технология машиностроения, технологическая оснастка, МДК 01.01, МДК 04.01,04.02,04.03;

 - внутридисциплинарные: техническая механика (сопротивление материалов, детали машин)

При организации занятия используются как групповые,  так и индивидуальные формы организации занятия

При реализации учебного занятия применяется педагогическая технология, ориентированная на деятельность (методика дидактических задач).

Предложенная технология имеет личностно - развивающий потенциал:

- Стремление студентов к саморазвитию, проявление интереса к процессу творчества.

- Построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества.

- Применение активных методов обучения – групповых, коллективно

распределенных

- Передача студентам функции самоконтроля, обнаружения и исправления собственных ошибок.

- Дозированная помощь студентам, с целью поддержания уровня самостоятельности.

- Диалог как преобладающий стиль общения на занятиях, умение слушать друг друга, возможность проявить свою позицию и устойчивый учебно-методический потенциал:

- Возможность использования на любой стадии освоения учебного материала.

- Использование информационно-коммуникационные технологии.

                      В ходе командно-мыслительной деятельности проявляются и воспитываются такие личностные качества, как решительность, умение отстаивать свою точку зрения, умения убеждать, ответственность за принимаемые решения, умение давать объективную оценку.

Предложенная разработка повышает эффективность и качество процесса овладения знаниями и позволяет:

  • проводить постоянный мониторинг усвоения учебного материала;
  • расширять возможности самостоятельной работы с учебным материалом;
  • обеспечивать гибкость организации личностно-ориентированного учебного процесса;
  • значительно повышает эффективность педагогического труда;
  • комплексному воздействию на органы чувств и, как следствие, активизации мыслительной деятельности, формирования учебно-познавательной мотивации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема учебного занятия: Центр тяжести

Тип учебного занятия: комбинированное  учебное занятие

Организационная форма проведения учебного занятия: практическое занятие

Обучающая цель учебного занятия

Знает

понятие силы тяжести как

равнодействующей вертикальных сил, центра тяжести; методы определения координат центра тяжести

Понимает

цель определения центра тяжести тела и плоской фигуры

Объясняет: определение координат

центра тяжести аналитическим и

опытным  путем;  методику

определения координат центра тяжести

Применяет

методы определения координат

центра тяжести на практике

Развивающая цель

ПВК

Ощущения

 

Дифференцирует конкретные, методы определения центра тяжести: аналитически и опытным путем

Восприятия  

 

 

Определяет, на уровне зрительных ощущений,  точные количественные характеристики объектов, из которых состоит сложная фигура.

Быстро и четко мысленно разбивает  изображение на мелкие  составляющие.

Памяти

Запоминают назначение понятий, связанных с центром тяжести; сохраняет эти сведения и воспроизводит правила нахождения центра тяжести  во время выполнения практического задания.

Внимания

         

Выделяет главные мысли  в изучаемом материале.

Мышления

Понимает и объясняет роль силы тяжести в технике

Воспитывающая цель

ОК,  обобщенный результат

Формулировка цели

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Демонстрирует способность к выявлению  профессиональных проблем;

формированию профессиональных задач;

проводить поэтапную проверку результатов своей деятельности путем сравнивания ее результатов с образом цели;

 давать аргументированную оценку результатам своей деятельности;

 намечать план корректирующих мероприятий;

 адекватно реагировать на критические замечания  руководителя;

Демонстрировать навыки работы с учебной, научно-профессиональной и профессиональной литературой.

   

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

демонстрирует навыки отбора необходимой информации;

 демонстрирует  навыки работы с компьютерной техникой;

демонстрирует навыки работы с  Интернет-ресурсами.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Демонстрирует навыки работы в команде при работе в микрогруппах, при защите алгоритма расчета

Методы обучения:

1. По степени самостоятельности и творчества  обучаемых.

Репродуктивный метод

Полученные знания обучающиеся применяют на практике с помощью ориентировочной основы действий (ООД), правил последовательного действия определения координат центра тяжести. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется в соответствии с заданиями инструкционной карты.

Частично – поисковый метод

Обучающиеся осуществляют активный поиск решения – составляют алгоритм определения координат центра тяжести

2. По источнику учебной информации.

Наглядно  - демонстрационные методы

Электронная презентация демонстрирует поэтапный процесс определения координат центра тяжести фигуры сложной формы.  

Практические методы

Получив целевую установку, обучающиеся выполняют практическое задание иллюстративного характера «Определение центра тяжести плоской фигуры», согласно инструкционной карте.

3. По этапам учебного занятия

2 группа

Методы, способствующие закреплению, совершенствованию: проблемно-поисковые,  информационно-развивающие.

Обучающиеся выполняют  практическую работу «Определение центра тяжести сложной фигуры»,   имея достаточные опорные знания, руководствуясь инструкционной картой, которая логически продолжает закрепление содержания ранее изученного теоретического материала  и позволяет  выполнять его более осмысленно и самостоятельно.

4. По степени взаимодействия   преподаватель - обучающиеся

Демократический стиль

Используются неимитационный  интерактивный метод обучения:  самостоятельное выполнение практического  задания

Средства обучения

Простые визуальные

В ходе учебного занятия используются:    простые визуальные изобразительные средства обучения: учебные слайды.

Технические информационные

Технические информационные средства обучения: ПК, программа   для создания презентаций Microsoft PowerPoint мультимедийный проектор.

        

Контроль и оценка учебного занятия

Контроль и оценка учебных достижений обучающихся

Формы и методы контроля

Знает: понятие силы тяжести как равнодействующей вертикальных сил, центра тяжести; обеспечить формирование умений по определению центра тяжести

Форма оценивания:

Тестирование по теме «Сила   тяжести»

Метод оценивания:

экспертная оценка

Понимает:

 Объясняет: определение координат центра тяжести аналитическим и опытным путем ; методику определения координат центра тяжести.

Понимает цель определения центра тяжести тела и плоской фигуры

Форма оценивания:

практическое задание на воспроизведение терминологического аппарата

Метод контроля:

Тестовое задание

Применяет:

Методы определения координат центра тяжести на практике

Форма оценивания:

Практическое  задание «Определение координат центра тяжести»

Метод оценивания:

Результат -–  метод оценивания – экспертная оценка

    

    

Литература :

        Основная: 

1.Вереина В.М. Техническая механика. - М.:Академа,2015        

2. Фролова В.Н., Шилова Л.Н. Проектирование учебного занятия на основе ФГОС. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014

        Дополнительная:

        1. Аркуша А. И., Фролов М. И. Техническая механика.- М.,1993 г.

        2. Аркуша А.И.Руководство к решению задач по теоретической механике. Учебное пособие для техникумов. М., «Высшая школа», 1996.

        3.Ивченко В. А. Техническая механика: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 157 с.

       4. Олофинская В. П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 349с., ил.

       5.Ушакова О.А. Активизация творческой деятельности и развития познавательного интереса студентов при изучении дисциплины «Техническая механика»



Предварительный просмотр:

Глебова Юлия Владимировна

Тема: « Центр тяжести»

ТЕСТ  I УРОВНЯ

п/п

Задание

Ответ (опора)

Эталон

Р – число существенных операций

1.

Тест – опознание находится ли центр тяжести прямоугольника на пересечении его диагоналей?

а) да

б) нет

а)

1 - всегда

2.

Находится ли центр тяжести треугольника на пересечении его медиан?

а) нет

б) да

б)

1 - всегда

3.

Тест – различие

Какую силу называют весом тела?

а) сила с которой Земля притягивает к себе тела;

б) сила, возникающая при деформации растяжения или сжатия;

в) сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

а)

3 – по количеству вариантов ответов

4

 Вес тела определяется формулой:

а) Fупр =k•∆l;

б) Р=m•g;

в) m=ρ•v

б)

3 – по количеству вариантов ответов

5

Какую примерно массу имеет тело весом 120Н?

а) ≈ 120Н;

б) ≈ 12 кг;

в) ≈ 60кг.

а) ≈ 120Н;

б) ≈ 12 кг;

в) ≈ 60кг.

б)

3 – по количеству вариантов ответов

6

Тест – соотнесение (классификация) Найдите соответствие между обозначени-ями и их наименова-ниями 

I) m;

II) Р;

III) F тяж;

IV) g

а) ускорение свободного падения;

б) сила тяжести;

в) масса тела;

г) вес тела

I – в)

II – г)

III – б)

IV–а)

4 – по ко-личеству сочетаний

7.

Найдите соответствие между фигурами и местоположением их центра тяжести

I) прямоугольник;

II) треугольник;

III) круг.

а) на пересечении медиан;

б) на пересечении центровых линий;

в) на пересечении диагоналей.

I) – в)

II) –а)

III) – б.

3 – по ко-личеству сочетаний

Всего в тесте 18 сущест-венных операций



Предварительный просмотр:

Глебова Юлия Владимировна

Тема: « Центр тяжести»

ТЕСТ  II УРОВНЯ

п/п

Задание

Эталон

Р

1.

Тест – подстановка

Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется ………….

сила тяжести

2 – по количе-ству пропу-щенных слов

2.

Тест – конструктивный

(технологическая последовательность) Опишите последовательность определения положения центра тяжести плоской пластины.

  1. 1.С помощью иголки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.
  2. 2.Отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.
  3. 3.Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.
  4. 4.Повторить опыт, подвесив пластину в другой точке.
  5. 5.Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.

5 – по  количе-ству опе-раций

3.

Тест – типовая задача

Дано:

Fтяж = 120 Н

g = 9,8 м/с2

m - ?

m – масса тела, кг;

Fтяж – сила тяжести, Н;

g – ускорение свободного падения, м/с2 .

1) Fтяж = m* g

2) m = Fтяж/ g

3) m = 120/9,8 = 12 кН

3 – по количе-ству дей-ствий

4.

Тест – подстановка

Точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела называют…………..

       центр тяжести тела

3 – по количе-ству пропу-щенных слов

5.

Тест – подстановка

Вес тела направлен ………….

вертикально вверх

2 – по количе-ству пропу-щенных слов

6.

Определить координату Ус  центра тяжести сложной фигуры, состоящей из простых фигур:

A1=100 см2, А2= 200 см2, А3=300 см2 ,  у1=10 см2,у2 = 20 см, у3= 30 см

1.

2.

       3.        

3 – по количе-ству дей-ствий

7.

Тест – конструктивный

(технологическая последовательность) Опишите последовательность определения положения центра тяжести плоской фигуры сложной формы.

1. Разбить сложную фигуру на простые , координаты центра тяжести которых мы можем определить.

2. Провести оси  координат.

3. Определить координаты центров тяжести простых фигур.

4. Определить площади простых фигур.

5. По формулам определить координаты центра тяжести сложной фигуры.   ,                     

5 – по  количе-ству опе-раций

Всего Р - 23

ОЦЕНКА ТЕСТА

Количественным критерием оценки выполнения теста служит К (коэффициент усвоения)

К = а/Р, где а – правильно выполненные операции,

Р – количество всех выполненных операций.

К

0,9 - 1

0,8 – 0,9

0,7 – 0,8

Менее 0,7

Отметка

5

4

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Учебно-методическая разработка. Разработка учебного занятия «Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor»

раотаракрнаирапапввавваиапммваиаизразработка учебного занятия«Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor» работка учебного занятия«Создание шахматных фигур в п...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...