Методическая разработка о самоопределении обучающихся.
методическая разработка

Засыпкина Анна Олеговна

В методической разработке рассмотренны противоречия между недостаточной профессиональной ориентацией, неустойчивыми интересами и низкой осознанностью мотивации обучающихся к обучению по профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в Ижорском колледже. Раскрыта система работы по развитию и становлению профессионального самосознания. Разработаны методические рекомендации, в которых отражены основные подходы и методика работы с обучающимися по данной профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское бюджетное образовательное

профессиональное учреждение

«Ижорский колледж»

 

Методическая разработка

На тему:

«Профессиональное самоопределение обучающихся по профессии

«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

в процессе профессионального обучения»

                                                                                  Разработчик: мастер п/о

                                                                                    А.О.Засыпкина

Санкт-Петербург

2019 год


ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы определен противоречием между недостаточной профессиональной направленностью интересами и осознанностью мотивации обучающихся к обучению по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и предъявляемыми требованиями учебного процесса к личностным качествам и уровню готовности к профессиональному обучению.

В современных условиях развития социально-экономической сферы эта профессия очень востребована, о чем свидетельствует, и ситуация на рынке труда. Это отражается и на увеличении абитуриентов на обучение профессии в Ижорском колледже.

Однако поступающие плохо представляют себе требования к профессии, условиям труда, актуальность вопроса определила выбор темы этой работы.

Вопросы профессиональной ориентации к самоопределению исследовались в работах педагогов и психологов. В частности, поднимались и анализировались Е.Ю.Прижликовой и Н.С.Пряжниковым в учебном пособии «Профориентация».

Однако конкретно для учреждений профобразования нет методических рекомендаций.

Цель моей работы – изучение специфики работы по развитию профессионального самоопределения в ходе профессионального обучения и выделении основных подходов и приемов их реализации для совершенствования обучающихся.

В своей работе я хочу показать, как укрепляется профессиональное самоопределение обучающихся Ижорского колледжа с I по III курс. Какие изменения происходят в самоопределении обучающихся. Хочу обратить внимание на использование системы методов работы, используемые приемы, обеспечивающие развитие профессионального самоопределения.

Объект-процесс профессионального самоопределения в ходе профессионального обучения обучающихся в Ижорском колледже.

Предмет-педагогические условия формирования профессионального самоопределения в по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»                                                                         

Задачи:

  1.  Психолого-педагогические предпосылки развития профессионального самоопределения у учебном процессе СПО;
  2. Теоретические предпосылки развития профессионального самоопределения;
  3. Описание опыта профессионального самоопределения обучающихся Ижорского колледжа в учебно-воспитательном процессе.

I ГЛАВА: «Профессиональное самоопределение, как педагогическая категория»

  1. Психолого-педагогические предпосылки развития профессионального самоопределения.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?        

Учёные – социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствие опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование, и даже психические расстройства.

Эта проблема стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становиться особенно актуальной, так в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро меняющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускников школ поступают учиться по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействии двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Поэтому перед тем как выбрать профессию человек должен, понять с каким предметом труда хочет иметь дело.

В соответствии с предметов труда выделяется пять видов профессий.

  1. Тип «человек-человек»

Предметом профессии этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводиться взаимодействие между людьми. Это такие профессии, как врач, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

  1. Тип «человек-техника»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом,         сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер.

  1.  Тип «человек-знаковая система»

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами, таблицами, картами, чертежами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие профессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

  1. Тип «человек-художественный образ».

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Профессии – художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, ресторатор.

  1. Тип «человек-природа»

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением живой или неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечение заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Если о предмете труда говорит тип профессии, то о степени сложности и уровня квалификации работника, то есть о характере труда, свидетельствует класс профессии.

По характеру труда выделяют два класса профессий: исполнительский и творческий.

Профессиональный выбор, в отличии от профессионального самоопределения – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника которая может быть осуществлено с учетом так и без учета отдалённых последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретно жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. В течении жизни человек вынужден совершать множество выборов. Поэтому «профессиональное самоопределение личности» - это не разовое действие, а сложный жизненный процесс, охватывающий значительный период в жизни человека, который включает в себя:

-самопознание индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;        

-сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;        

-выбор профессии и образа жизни.

Оно происходит всю жизнь человека, так как в мире всё меняется: профессии, ценности, условия труда, экономическая система и сам человек. Оно может быть у кого-то ранним у кого-то поздним. Например, великий учёный врач Сеченов после гимназии готовился в саперы, а Генри Форду было 40 лет, когда он нашёл своё призвание – автомобилестроение.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающем интересом к собственному «я», которые тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.

В связи с этим еще в школе профориентационную работу нужно проводить в два этапа:         

1-й этап – это профессиональное просвещение. Главная цель здесь - это определение направленности личности, интересов склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.

Профессия и карьера, между двумя этими словами – тесная взаимосвязь. Каждый человек хочет добиться успеха в жизни, поэтому, находясь на пути своего профессионального самоопределения, он задумывается   о своей будующей карьере. Термин «карьера» употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, движении профессионального мастерства, признанного общественным мнением.

Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера удачна.

Планируя свою карьеру, выбирая профессию, человеку неизбежно приходиться собирать сведения о ней и о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой.

На первый взгляд, казалось бы, должны выступать такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или доходам, которые она будет приносить. Но на практике это не всегда происходит.

Так, в процентном соотношении на первых метах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные и только затем – интересное содержание труда.

А ведь интерес-это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать себе профессию.

Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоёвывать авторитет у окружающих и, в конечном счёте, больше зарабатывать.

Кроме этого существует ещё внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии.

К внешним социальным факторам можно отнести: совет, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативные влияния. Сюда можно отнести также престижность, популярность той или иной профессии.

Такие профессии как юрист, экономист, программист, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время. При этом часто люди, выбирающие такие профессии не всегда задумываются о том, что им придётся делать, смогут ли они выполнить подобную работу. По данным центров занятости, за высококлассными специалистами- станочниками заводы «записываются» в очередь, а юристы не могут найти себе работу. В горячую десятку вакансий работы 2018 году входят рабочие различной специальностей, менеджеры всех видов.

Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. Положительные - это материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж, то есть те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Отрицательные - оказывающие воздействие на личность путём давления, наказания, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии и профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных   не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и так далее. Внутренняя же мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Поэтому каждый выбирающий себе профессию должен четко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.

Для того чтобы правильно выбрать, надо знать, каковы же условия такого выбора.

Существует три главных требования, которыми должна удовлетворять выбранная профессия. Во-первых, чтобы профессия была интересной. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. И, в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям обучающегося. По Климову:

ХОЧУ                             МОГУ

                   НАДО

«ХОЧУ» - это личные цели и ценности (профессиональный интерес и склонности);

«МОГУ» - познание себя, своих возможностей, способностей, состояния здоровья;

«НАДО» - знание профессиональной сферы, путем средств достижения цели, потребностей рынка труда.

Другими словами, сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой профессии, которая давала бы возможность получить заработок (общественную оценку труда) по справедливости.

Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у обучающегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, личностного, жизненного) быстро входить в профессиональную деятельность после окончания учреждения СПО.

1.2 Особенности развития профессионального самоопределения в учебном процессе СПО.

Выбирая профессию, человек решает типичную многокритериальную задачу с большим числом факторов выбора, причем, в силу недостаточной зрелости, информированности и просто малого жизненного опыта, многие факторы кажутся противоречивыми настолько, что предоставляется вообще невозможным их как-то согласовать. Поэтому необходимо работать с обучающимся для профессионального самоопределения систематизировано:

  1. Первичная диагностика: сюда может быть включена предварительная беседа с целью выявления интересов, склонностей и предпочтений. Выяснение степени соответствия психологических качеств обучающегося с требованиями профессии;
  2. Ознакомления обучающегося с процессом профессионального обучения;
  3. Проведение с обучающимся диагностических и самодиагностических мероприятий в учебно-воспитательном процессе;
  4. Использование в обучении ребят ведущих принципов:
  • Принцип активности субъекта выбора профессии;
  • Принцип комплексного подхода к субъекту выбора профессии;
  • Принцип индивидуального подхода;
  • Принцип конфиденциальности диагностической информации;
  • Принцип персональной ответственности.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

II ГЛАВА: «Опыт работы по развитию профессионального самоопределения обучающихся в Ижорском колледже в учебно-воспитательном процессе»

2.1 Особенности профессии, тип профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» к личности и компетентности.

Поступающие на 1 курс в Ижорский колледж находятся на стадии подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования выбора профессионального пути.

В будущем учащимся предстоит:

  1. Адаптироваться к профессии;
  2. Само актуализоваться в профессии (приспособиться к профессии);
  3. Выработать индивидуальные профессиональные нормы.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые оно предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Однако, хотелось бы рассмотреть:

  1. Характеристику профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

Сварщик, помимо эксплуатации оборудования для сварки выполняет так же типовые слесарные операции, применяемые при подготовке деталей перед сваркой, сборку элементов конструкции под сварку с применением сборочных приспособлений, предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев свариваемых кромок, зачистку швов после сварки. Имеет навыки пользования измерительными инструментами для контроля геометрических размеров сварного шва. В труде сочетаются физические и умственные операции различной сложности. Работает в помещении или на открытом воздухе, на высоте, индивидуально или в составе бригады.

  1. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Должен иметь хорошее зрение и цветоразличие, обладать развитым чувством равновесия, физической выносливостью, гибкостью и координацией движений кистей и помощь рук, достаточным уровнем развития образного и наглядного действенного мышления.

  1. Медицинские противопоказания.

Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, лицам с выраженными болезнями сердца, легких, сосудов, глаз, нервной системы. В зависимости от условий и тяжести труда по ряду специальностей допустимы обучения и труд при наличии некоторых сердечных заболеваний (без расстройства кровообращения), гипертонической болезни первой и второй степени, близорукости малой и средней степени.

  1. Требования к профессиональной подготовке.

Сварщику необходима хорошая подготовка по физике, черчению, химии, математике (алгебре, геометрии, тригонометрии). Он должен знать: правила техники безопасности, технические параметры, принципы действия используемых устройств.

Анализируя эти характеристики, требования и медицинские противопоказания я могу сделать вывод, что поступающие в Ижорский колледж на профессию «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» должен принадлежать к типу «человек-техника».

2.2 Особенности обучающихся, поступающих в Ижорский колледж на обучение профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

Группа состоит из 24 юношей многие, из которых о профессии имеют очень приблизительное понятие, 70% ребят из неполных семей. По данным первичного диагностирования недостаточная мотивация у 62% обучающихся. Перспективу, связанную со своей будущей профессией видят 26%. В школе учиться не нравилось, надеются на интересную учебу в Ижорском колледже. Выбрали эту профессию, потому что посоветовали родители – 34%.

2.3. Система педагогической поддержки обучающихся в Ижорском колледже по развитию профессионального самоопределения.

Можно сделать вывод - у поступающих в Ижорский колледж недостаточная мотивация для обучения по профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» Работа мастера состоит в том, чтобы помочь профессионально самоопределиться обучающимся, осмыслить себя как личность в системе профессиональных ценностей.

В Ижорском колледже разработана система мероприятий: беседы о будущей профессии, совместные встречи обучающихся 1 курса с выпускниками, встречи с мастерами своего дела, организуются экскурсии на предприятия. Особое место занимает среди обучающихся 1 курса местный праздник «парад профессий», где ребята должны рассказать о выбранной ими профессии в виде инсценировки или музыкального номера.

Для того, чтобы обучающиеся могли адаптироваться к профессии уже на 1 курсе вводятся в обучение спец. предметы и учебная практика. Обучающиеся могут «потрогать руками» свою будущую профессию.

В конце 1 года обучения проводится опрос с последующим анализом на тему: «Я и профессия. За и против». По результатам этого опроса уже видно, как меняется отношение к профессии у обучающихся. Ребята начинают осмысливать важность и красоту выбранной профессии. У многих происходит принятие профессии, приспособление к профессии, возникает желание глубже узнать о ней.

Далее на 2 курсе начинается непосредственное изучение азов своей профессии. Количество спец. предметов увеличивается, и учебная практика интегрирует знания, поскольку предполагает непосредственное использование изученного материала на спец. предметах в реальной деятельности.

Свое творческое отношение к делу обучающиеся могут проявить не только на практике, но и участвуя в конкурсах по профессиональному мастерству, где потребуются все умения и навыки, полученные на теоретических и практических занятиях.

Необходимо в процессе обучения поддерживать мотивацию положительной оценкой действия у обучающихся. Этому содействуют специальные занятия за рамками учебных часов, кружковая работа, работа в мастерских.

Производственная практика на предприятиях является действенным средством отработки и упрочнения практических умений, развития специальных способностей обучающихся.

Происходит ознакомление обучающихся с конкретными условиями профессиональной деятельности, чтобы в будущем позволить им быстрее адаптироваться в самостоятельной трудовой деятельности.

Вырабатываются индивидуальные способы организации работы, осваиваются профессиональные нормы. Определяются «планки» достижений в работе, которые в дальнейшем обучающиеся, возможно, попытаются приподнять.

На этом этапе начинают влиять на мотивацию внешние факторы, например, оплата труда при прохождении производственной практики, отношения к практикантам, перспектива получения после окончания обучения базового 4 разряда.

Нужно особенно обратить внимание на недопустимость силового воздействия на личность, давления, наказания, неконструктивной критикой, осуждения и других санкций негативного характера на обучающихся, если у него не всё гладко получается в профессиональном обучении.

Обучающиеся 3 курса уже имеют определенные знания и навыки по профессии, и их задача до конца сформировать профессиональные нормы и возможно показать даже лучшие результаты по освоению своей профессии.

Свои силы они могут попробовать при защите «Пробной квалификационной работы» ещё до государственной аттестации.

На 3 курсе проявляются внутренние факторы, сформированный «образ профессии или профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни.

При успешной реализации всех задач, обучающиеся смогут задуматься о попытке приподнять «планку» самореализации. Например, строя жизненные планы, видеть необходимость для себя дальнейшего образования, поступления в ВУЗ.

Представленная система профориентации в профобразовании дает подросткам возможность четко определиться в системе жизненных ценностей и перспективах профессиональной карьеры.

Доказательством действенности предложенной системы является изменение отношения к профессии в конце профессионального обучения.

По опросу обучающихся 3 курса выяснилось:

1 курс

3 курс

Недостаточная мотивация

63% обучающихся

Профессия нравится

80% обучающихся

В школе учиться не нравилось, надеются на интересную учебу в Ижорском колледже

58%

обучающихся

Учится в Ижорском колледже нравится

72% обучающихся

Перспективу, связанную со своей профессией видят

25% обучающихся

Перспективу, связанную со своей профессией видят

63% обучающихся

Не жалеют о своём выборе

25% обучающихся

Не жалеют о своём выборе

68% обучающихся


Заключение

Итак, своей работе я рассмотрела противоречия между недостаточной профессиональной ориентацией, неустойчивыми интересами и низкой осознанностью мотивации обучающихся к обучению по профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в Ижорском колледже. Раскрыта система работы по развитию и становлению профессионального самосознания. Разработаны методические рекомендации, в которых отражены основные подходы и методика работы с обучающимися по данной профессии.

Цель моей работы – достигнута.        

Прослежен процесс становления обучающихся с 1 по 3 курс.

Раскрыт опыт системной работы с обучающимися по развитию профессионального самоопределения. Так же сформулированы методические рекомендации для самореализации обучающихся.

Используемая Литература

  1. Бодров В.А. «Психология профессиональной пригодности» М. 2016
  2. Буркхарт Г. Возьми жизнь в свои руки; Работа над собственной биографией. –М., 2017
  3. Галкина О.И., Коверина Р.Д., Климова Е.А., и др. Информационно-поисковая система «Профессиограмма» - Л., 2016
  4. Дидактическим материал по курсу «Твоя профессиональная карьера (под ред. С.Н. Чистяковой) М., 2018
  5. Пряжников Н.С., Теория и практика профессионального самоопределения – М., 2016
  6. Е.Д. Пряжникова и Н.С. Пряжников Профориентация - М., 2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Профессиональное самоопределение обучающихся

Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...

Методическая разработка "Контроль знаний обучающихся: эффективность, корректность, надёжность"

Методическая разработка "Контроль знаний обучающихся:  эффективность, корректность, надёжность"...

Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»

Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел «Основные и оборотные фонды»

Данная методическая разработка позволяет изучить, закрепить и проверить знания оюучающихся по темам  Основные и оборотные фонды предприятий...

Методическая разработка "Рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы"

Рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 34.02.01. Сестринское ...

Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и...