Научно-методическая деятельность
рабочая программа
программа для обучающихся школ для определения будущей профессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prof_podgotovki_.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №85 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ Школа № 85
__________________ _______ А.Г. Узбекова _________ Г.В. Нургалиева
Протокол №______ «___»___________2016 г. «____»_____________2016 г.
«______»________2016 г. Приказ №_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Предпрофильная подготовка
для __9___ класса
базовый уровень
Составитель:
учитель предпрофильной подготовки
МБОУ СОШ № 85 г. Уфы
Зайнуллина Гульсина Магзумовна
Уфа 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Предпрофильная подготовка» для 9 класса на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
* Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
* Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 №21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
* приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ» в редакции Приказа МО РФ от 01.02.2012 г. №74;
* приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 года, регистрационный № 30213), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253»;
* приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»;
* Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 85;
* учебный план МБОУ СОШ №85 на 2016-2017 учебный год.
1. Общие цели изучения учебного предмета «Предпрофильная подготовка» в 9 классе основной школы – актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, формирование у обучающихся готовности к сознательного выбору профессии, анализу профессий, развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, оказать психологическую помощь и поддержку в выборе профиля дальнейшего обучения.
Задачи предмета:
- формировать готовность выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля (учреждения среднего профессионального образования), соответствующего их способностям и интересам;
- обеспечивать обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
- формировать высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
- расширять возможности социализации обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике обучающихся, их анкетирование, консультирование и т. п. Помогает обучающимся осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
При реализации программы планируются: расширение знаний обучающихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить; пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
3. Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая учебная программа разработана для обучения обучающихся 9-го класса, рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами освоения обучающимися кура являются: проявление познавательных интересов и активности в данном курсе; выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний; овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности; самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Метапредметными результатами освоения курса являются: планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач; самостоятельная организация и выполнение различных работ; приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей профессии; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками; способность ставить цели и строить жизненные планы; оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм;
Предметными результатами освоения курса являются: рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии; классификация видов профессий; планирование деятельности по выбору профессии; оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
В результате изучения курса обучающийся должен:
знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
5. Содержание учебного предмета «Предпрофильная подготовка»
Тема 1. Делаем правильный выбор (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в музей ОАО «УМПО».
Тема 2 Многообразие мира профессий (11 часов).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Введение в профессию «токарь». Ознакомление с профессией «фрезеровщик». Ознакомление с профессией «шлифовщик».
Тема 3 Я и выбор профессии (6 часов).
Готовность к выбору профиля, профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям обучающихся. Обзорная экскурсия по производственным цехам предприятия. Ознакомление с профессией «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», «оператор станков с программным управлением»
Тема 4. Делаем правильный выбор (4 часа).
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии? Психологические характеристики профессий. Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута. Я учусь выбирать. Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Ознакомление с профессией «слесарь механосборочных работ», «слесарь-ремонтник». Посещение участков по слесарной обработке деталей и ремонту металлорежущих станков.
Тема 5. Мотивы выбора профессии (3 часа).
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии. Здоровье и выбор профессии. Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Ознакомление с профессией «контролер станочных и слесарных работ». Посещение бюро технического контроля цехов.
Тема 6 Рынок образовательных услуг (4 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг г. Уфы. Экскурсии в Уфимский машиностроительный колледж. Ознакомление с профессией «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «повар, кондитер». Посещение цеха № 15 а, комбината питания.
Тема 7. Профессия будущего: проблемы и перспективы (5 часов)
Современный рынок труда и его требования к профессионалу Анализ профессий.
Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Инновационные технологии в экономике. Выбор профессии (рекомендации от психолога). Профессии с большой перспективой. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Ознакомление с профессией «сварщик». Посещение цеха 8 б «Вакуммно -дуговая сварка». Экскурсия в «Технопарк авиационных технологий»
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- По прохождению курса обучающиеся будут знать:
- себя и свои возможности;
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
По прохождению курса обучающиеся будут уметь:
- управлять своими эмоциями;
- эффективно сотрудничать с другими людьми;
- применять методы и приёмы самовоспитания, саморегуляции, самоадаптации, которые помогут им правильно найти своё место в жизни;
- развить свои потенциальные возможности и способности.
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
- 2. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. П.С.Ларнер и Г.Ф.Михальенко— М., Просвещение,2010
- Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
Дидактический материал:
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники
Литература для учителя:
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
Литература для обучающихся:
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
Интернет – образовательные ресурсы
- www.testkontrol.ru...tvoya-profes.karera
- www.prosv.ru
- www.iu7-word.ru
- 4. Электронное сопровождение образовательного курса « Человек и профессия»,Москва, издательство «Глобус»
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816 Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностью проводя...
Научно-методическая и педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и...
«Научно – методическая деятельность»
4.1. Комплексно – целевая программа самообразовательной деятельности преподавателя4.2. Выступления на научно – практических конференциях, педагогических советах№ п/пТемаУровень, ОУДа...
1. (Методист) Продуктивность научно-методической деятельности педагогического работника
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга ОО...
Научно-методическая деятельность учителя
Рабочие программы...