"Подростки и их маски" лекция
материал

АНИСОВА ЗИНАИДА ПЕТРОВНА

 

 Профессиональный атрибут сварщика – сварочная маска. А какие еще бывают маски? Что же такое маска? В переводе на латинский язык слово «маска» значит «persona». В русском слово «персона» означает «личность» или «лицо». Получается, что есть какие-то маски личности? Действительно, они есть! Невидимые, преобразующие человека в другого человека. И эти невидимые маски служат психологической защитой человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_podrostki_i_ih_maski.doc31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Подростки и маски»

Аргона плазма режет, плавит… Жарко!
Накалом сталь соединяет сварка -
Хватило б сил и пламенного сердца
Огонь в руках держать и не обжечься! –
Ровнее шов, работа не спеша...
Под маской сварщик – тонкая душа.

Уже на протяжении 42 лет мой профессиональный атрибут – сварочная маска. А какие еще маски вам известны? (ответы: карнавальные, ритуальные, театральные, рыцарские, вратарские, для плавания, сварочные, медицинские)

Что же такое маска? В переводе на латинский язык слово «маска» значит «persona». В русском слово «персона» означает «личность» или «лицо». Получается, что есть какие-то маски личности?

Действительно, они есть! Невидимые, преобразующие человека в другого человека. И эти невидимые маски служат психологической защитой. К примеру, вы ощущаете, что «на душе кошки скребут» и разве плохо улыбаться ребенку в это момент? Или когда самой страшно, надеть маску бесстрашия, чтобы подбодрить другого? И это не ложь, а броня, прикрывающая нашу психологическую наготу.

Другой пример. Маска заискивания, надетая перед человеком, который не пользуется вашим уважением. Человек меняет маски в зависимости от ситуации и образа действия, и при общении с разными людьми.

 Об этом есть упоминание в «Педагогической поэме» Макаренко. Позвольте вам процитировать. (прочитать из книги) 

О способности человека менять маски даже в песнях поется. (песня)

Панцирь черепахи — ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря?  Нет! Человек же существо более сложное, и поэтому способен менять и свои маски.

«Прячем лица, мысли прячем, прячем выраженье глаз.

Маски любят, маски плачут и смеются вместо нас.

Плохо или хорошо носить маску? На мой взгляд, в этом есть плюсы и минусы. Думаю, положительная сторона состоит в том, что маска служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от этого «Я» окружающих.

В чем же отрицательная суть маски? Маска влияет на формирование личности. В литературе есть примеры о том, как проносивший маску долгое время, не может ее снять, а если снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство. Вот главная ее опасность.

Особенно опасно, а потому всегда актуально это в подростковом возрасте, ведь всем нам известно определение подросткового возраста, как переходного периода, с рядом физических и психологических изменений. Идет интенсивное развитие личности, ее второе рождение, половое созревание и вхождение во взрослую жизнь. Психолог Стенли Холл назвал это время периодом «бури и натиска», так как в личности подростка на данном этапе развития живут прямо противоположные потребности и черты: 

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • крайняя самонадеянность и резкие суждения в отношении окружающих;
  • внимательность совмещается с черствостью, застенчивость с развязностью, желание быть признанным с показной независимостью, борьба с авторитетами взрослых с обожествлением случайных кумиров. Перечень можно продолжать…

Подростки страдают от комплексов, пытаются бороться с ними, часто безуспешно. Ведь к ним предъявляют двойные стандарты: с одной стороны - они уже не дети, а с другой - ещё не взрослые, и как себя вести в данной ситуации совершенно не понятно. Вот тут и приходят на помощь маски.

Когда то в одном из журналов нашла вот такую схему (на слайде)

Как правильны наблюдения психологов! Когда ребенок маленький, за ним как говорится, глаз да глаз, а подрос – и взрослые уже полагают, что ему уже не надо уделять много внимания. «Сам уже не маленький», - часто слышим мы такие фразы от родителей наших учеников. А ведь давно уже научно доказано что невнимание к личности подростка влечет за собой большие проблемы: от подросткового суицида до ухода в неформальные молодежные объединения, секты и прочее.

Представьте себе ежика. Каким мы его воспринимаем? Колючим, резковатым, мало кого подпускающим к себе близко. Но у ежика очень мягкий животик, на котором совершенно нет колючек, и демонстрирует он его не всем. Если задуматься – это полное описание подростка.

Один мой ученик сверлил меня на уроках «ледяным взглядом». Оказалось, что он специально тренировал такой взгляд перед зеркалом, для того, чтобы другие не увидели, что он боится. Так он представлялся себе сильным и неуязвимым.  Что я видела снаружи? Маску холодности, равнодушие, твердость. Что пряталось за этим? Неуверенность, страх. А с учеником этим я поступила так: на день самоуправления дала ему сыграть роль преподавателя, чтобы он увидел все с позиции преподавателя сам. И вы знаете, постепенно его «лед» растаял. Пришло доверие.

Согласитесь, что когда мы видим только внешнее проявление, то общаемся с маской человека. В каждой группе «на камчатке» обязательно сидит ученик, носящий почетное звание Клоуна. Он всегда кривляется, гримасничает. Но вот он повзрослел, решил по-настоящему заняться учебой… Бесполезно! От него ждут совсем другого, его не воспринимают всерьез.

Наверняка у каждого из вас был ученик, назовем его Супермен, со сверхмодной одеждой, ведет себя вызывающе, высокомерно, а общаясь с людьми, едва цедит слова. Но, наблюдая за ним, замечаешь, как он отступает при первой же попытке отпора, в споре, не находя нужных слов, замолкает. В чем дело? Просто не уверенный в себе подросток усвоил внешние стороны поведения Супермена, но внутренних качеств, решительности и силы собственного «Я», у него нет.

Часто подростки создают маски, чтобы производить впечатление на окружающих. И тут есть риск неправильного восприятия ученика потому, что общение идет не с его душой, а с одной из масок.

 Лишь когда появляется возможность встать на его место, почувствовать, что он ощущал в какой-то момент, то многое становится понятным. 

Мой опыт позволил мне прийти к выводу о том, что появление у подростков тех или иных масок связано со следующими проблемами:

  1. Трудности общения - затруднения при попытке выразить свои чувства и переживания, что приводит к появлению тревоги.
  2. Негативное представление о своих физических данных, застенчивость.
  3. Меры педагогов и родителей из-за неуспеваемости и нарушений дисциплины, которые убеждают подростка в его никчемности и вызывают у него страх порицания.
  4. Нахождение среди малоизвестных людей, особенно это свойственно первокурсникам.

Это мои наблюдения. Хотя каждый из вас, может продолжить перечень таких проблем.  Моя профессиональная практика показала, что подростки используют следующие маски:

  • «беглец» - желание стать невидимым, не проявлять себя, чтобы не быть не принятым или отвергнутым.
  • «контролер» - недоверчивый, скептичный, осторожный, властный, нетерпимый, демонстрирует, что он личность сильная.
  • «холодный» - поведение безразличное и непреклонное. Ему верится, что рядом с ним люди, которые просто обязаны принимать его  таким, какой он есть.
  • «услужливый» – хочет казаться хорошим, великодушным, готовым оказывать услуги.

И это не весь перечень думаю, вы могли бы его продолжить, ведь у каждого из нас свой собственный педагогический опыт.

Любому педагогу-наставнику важно уметь общаться с душой ученика, а не с его масками! Как же вести себя? Для этого нужно понаблюдать за учеником, не включая свои реакции на его слова или поступки, потому, что это помешает увидеть «истинное лицо». Тут важно разобраться:

  • какие маски, по вашему мнению, носит ученик;
  • как вы думаете, что таится за его масками. Хорошая практика попробовать «надеть» его маску по принципу зеркала и понаблюдать за собой, появляющимися ощущениями в теле, внутренними переживаниями.
  • разобраться, что, на ваш взгляд, может хотеть его душа в тот момент;
  • попытаться выяснить, кто был для него примером для подражания в детстве и юности, в какие игры он играл, каким героем себя воображал;
  • выстроить такое ваше поведение, которое будет наиболее бережным по отношению к нему в тот момент и поможет ему снять его маску.

Не стоит пытаться сразу заглядывать под подростковые маски, потому что иногда можно увидеть то, чего совсем не ждешь: сломанную психику, искалеченную душу, и больные, страшно больные глаза.

Но какие бы маски не примеряли на себя подростки, невидимую маску с лица ученика  можно и нужно снять. Ни для кого из нас не секрет, что в нашей практике встречаются такие подростки, про которых можно сказать, что у него несколько личин: с родителями он один, с друзьями – другой, с педагогами – третий. Вот тут то и возникает главная опасность для общества: формирование личности, от которой общество не знает что ожидать. Что же делать? Важно:

  1. научить ученика понимать и осознавать свое истинное лицо, свое внутреннее «Я», словом, познать себя. И поверьте, терпение приводит к очень интересным открытиям. 
  2. задавать вопросы, которые заставляют вспоминать. И тут важно помнить, что вопросы, которые заставляют думать, срывают маску.
  3. не забывать, что маска ученика может быть растоплена нашим теплом. А для этого, вести себя и разговаривать с ним так, чтобы  подросток чувствовал себя центром мира, чтобы понял: он сейчас — основа и центр вашего мира.
  4. помнить, что маску срывает неожиданность, а потому, без предупреждения и быстро поставить ученика в непривычную для него обстановку, только в этом случае он не успеет подготовиться.
  5. научить понимать, что наша сила внутри нас, а не в масках, которые мы носим, ведь без маски легче видеть. 

В своей лекции «Подростки и их маски» я хотела поделиться своими наблюдениями, опытом. И если эта тема помогла вам задуматься и переосмыслить некоторые аспекты работы с подростками, я только рада. Ведь, личность любого человека носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Я в тайну масок все-таки проникла.
Уверена, что мой анализ точен:
Ведь маска равнодушья у иных -
Защита от плевков и от пощечин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акцентуация характера у подростков

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживания. Именно в подростковом возрасте чаще всего появляется а...

Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"

Цель кураторского часа -  воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности.

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Рекомендации по взаимодействию с "трудными подростками"...

групповые занятия с подростками "группы риска"

групповые занятия с подростками "группы риска"...