Конспект открытого урока на тему: "Изготовление пластины под гравирование"
план-конспект урока на тему

Ремизов Владимир Витальевич

В работе представлен технологический  процесс  изготовления  пластины под гравирование. Урок рассчитан на обучающихся по профессии: 54.01.06  Изготовитель художественных изделий из металла.  Междисциплинарного курса 02.01. « Технология обработки металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ

ПЛАН  УРОКА  

МДК 02.01. Технология обработки металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий .

По профессии : 54.01.06  Изготовитель художественных изделий из металла

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 2 ГОДА 10 МЕСЯЦЕВ

КУРС: ПЕРВЫЙ

РАЗДЕЛ 2: СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

ТЕМА ПРОГРАММЫ 2.1: СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ

ТЕМА УРОКА:  Изготовление пластины под гравирование

Автор: Ремизов Владимир Витальевич

Мастер производственного обучения

ПАВЛОВО

2017

ЦЕЛЬ  УРОКА:  Научить изготавливать пластину под гравирование.

Задачи:

  • учебная – определить  степень  подготовки  учащихся: выполнение  приемов  и  применение  полученных  навыков  при  разметке,  рубке, опиливании, шлифовании  и  полировании  заготовки; выполнение  технических  требований,

      норм  времени, соблюдение требований  охраны  труда; соблюдение  требований,    

      предъявляемых к организации  рабочего  места;

  • воспитательная – формирование  самостоятельности  и  самоконтроля  у  учащихся  при  выполнении  работ,  умения  рационально  использовать  рабочее  время.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  БАЗА:

  • для  преподавателя - чертёж  пластины, инструкционно-технологическая  карта    «Изготовление  пластины под гравирование», технологическая  последовательность  изготовления  пластины, эталон пластины, личный инструмент;
  • для  обучающихся – заготовки пластин, чертилки, масштабные  линейки, напильники: личные  и  бархатные,   слесарные  зубила,  слесарные  молотки  массой  500 гр.,грубая  и  тонкая наждачная  бумага, паста ГОИ, лекальные  линейки,  штангенциркули,  ветошь.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • заточной  станок  С-457;
  • шлифовально-полировальный станок ШП-2;
  • слесарные  верстаки;
  • слесарные тиски.

ХОД  УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  ЧАСТЬ

  1. Установить  должную  дисциплину  в  группе.
  2. Проверить  по  журналу явку  обучающихся.
  3. Проверить  внешний  вид  учащихся.
  4. Спросить  обучающихся  о  состоянии  их  здоровья

  1. ВВОДНЫЙ  ИНСТРУКТАЖ

  1. Сообщить тему программы.
  2. Сообщить тему урока.
  3. Сообщить учебную цель урока.
  4. Провести беседу по материалу, пройденному на предыдущих уроках.

Ребята!

Сначала  мы  с  вами  повторим  материал,  изученный  на  предыдущих  занятиях.

Прошу  ответить  вас  на  следующие  вопросы:

ВОПРОСЫ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  ОТВЕТЫ

1. Какая  операция  называется разметкой?

1. Разметкой  называется  операция  нанесения  на  обрабатываемую  заготовку  разметочных  линий (рисок), определяющих  контуры  будущей  детали  или  места,  подлежащие  обработке.

2.Что  называется  припуском  на  обработку?

2.Припуск на  обработку – это  толщина  слоя  материала,  удаляемого  с  поверхности  обработки  снятием  стружки.

3.Какая  операция  называется  рубкой?

3. Рубкой  называется слесарная  операция, при  которой  с  помощью  режущего  инструмента  зубила  и  ударного  инструмента  слесарного  молотка  с  поверхности  заготовки  или  детали  удаляются  лишние  слои  металла  или  заготовка  разрубается  на  части.

4.Из  каких  металлов  изготавливают  слесарные  зубила?

4. Слесарные  зубила  изготавливают  из  сталей  марок  У7А, У8А, 8ХФ.

5. Какие  углы  заточки  зубила  выбирают  в  зависимости  от  твердости  обрабатываемого  металла?

5. Угол  заточки  зубила  для  твердых  материалов: сталь,  бронза, чугун – берется  равным  70  градусам; для  мягких  материалов: медь, латунь – 45 градусам;  для  алюминиевых  сплавов – 35 градусам.

6.Как  правильно  держать  зубило?

6.Зубило  берут  в  левую  руку  за  среднюю  часть  на  расстоянии  15 –20  мм  от  конца  ударной  части.

7.Как  правильно  держать  слесарный  молоток?

7.Молоток  берут  правой  рукой  за  рукоятку  на   расстоянии  15-30 мм  от  конца,  обхватывая  четырьмя  пальцами  и  прижимая  к ладони,  большой  палец  накладывая  на  указательный,  крепко  сжимая  всеми  пальцами.

8.Какая  операция  называется  опиливанием?

8.Опиливанием  называется  операция  по  обработке  металлов  и  других  материалов  снятием  небольшого  слоя  напильниками  вручную  или  на  опиловочных  станках.

9. Как  подразделяют  напильники  по  числу  насечек  на  10 мм  длины  и  по  форме  поперечного  сечения?

9. По  числу  насечек  на  10 мм  длины  напильники  подразделяются  на  шесть  номеров: 0,1,2,3,4,5.

Напильники  с  насечкой №№ 0 и1 – драчёвые,  имеют  наиболее  крупные  зубья, применяются  для  грубого (чернового) опиливания.

Напильники  с  насечкой   №№ 2 и 3 – личные,  применяются  для  чистового  опиливания.

Напильники  с  насечкой  №№  4 и 5 – бархатные,  применяются  для  окончательной  отделки.

5.Объяснить  задание  на  урок

Ребята,  прежде  чем  приступить  к  изготовлению  изделия   необходимо  правильно  организовать  свое  рабочее  место:

  • разложить  заготовки,  инструмент   и  приспособления  в  строго  определенном  порядке;
  • измерительный  инструмент  класть  отдельно от  рабочего;
  • класть  ближе  всё,  чем  приходится  пользоваться  чаще,  а  реже  употребляемое -  дальше;
  • располагать  справа  всё то,  что  при  работе  приходится  брать  правой  рукой,  а  слева – что  берёшь  левой  рукой;
  • следить  за  исправным  состоянием  тисков,  регулярно  очищать  их  от  стружки,  грязи  и  мусора;
  • следить  за  исправным  состоянием  инструмента.

Рассмотрим  технологический  процесс  изготовления  пластины под гравирование,  представленный  на  инструкционно-технологической  карте.

1.Полученную  на  руки  заготовку  необходимо  очистить  от  пыли, грязи, окалины  и  следов  коррозии  наждачной  бумагой.

Произвести  визуальный  осмотр  заготовки:  на  поверхности  не  должно  быть  наплывов, неровностей,  раковин,  пузырей,  трещин, заусенцев, острых  углов.

Выполнить  зачистку  поверхности  заготовки  сначала  грубой  наждачной  бумагой,  затем  более  тонкой.

Изучить  чертёж,  измерить  заготовку  и  учесть  удаление  дефектов  при  обработке.

2. Разметку  следует  производить  с  нанесения  горизонтальных  рисок, а потом наклонных. Напоминаю: риску  следует  проводить  с  небольшим  нажимом  только  один  раз;  повторное  проведение  рисок  недопустимо;  если  риска  нанесена  неверно,  её  надо  снова   нанести  вновь; заострённый  конец чертилки  нужно  прижимать  к линейке, а  линейка  должна  быть  плотно  прижата  к  заготовке.

3.После разметки необходимо приступить к рубке.  Отступив от разметочной риски на 2-3 мм, установить зубило наклонно так, чтобы режущая кромка была направлена вдоль  разметочной  риски,  затем  придать  зубилу  вертикальное  положение  и  лёгкими  ударами  по  зубилу  надрубить  контур,  а  затем  рубить  по  контуру,  нанося  по  зубилу  более  сильные  удары  до  окончательного  разделения  заготовки  на  части.

4.Вырубленную  заготовку  зажать  в  тисках,  используя  мягкие  нагубники. Вы  знаете,  что  заготовку  следует  зажимать  в  тиски  только  усилиями  руки.  Ни  в  коем  случае  не  допускать,  чтобы  зажим  заготовки  в  тисках  производился  ударами  молотка  по  рукоятке  винта  тисков,  что  может  привести  к  срыву  резьбы винта  и  вывести  тиски  из  строя.

  Опилить  все  четыре  грани  заготовки  сначала  личными,  а  затем  бархатными  напильниками.

Снять  заусенцы  с  рёбер.

Проверить  с  помощью  лекальной  линейки  прямолинейность  поверхностей  и  с  помощью  штангенциркуля  параллельность  сторон.

По  специальному  шаблону  проверить  угол  сопряженных  плоскостей.

5. Убедившись,  что  все  грани  прямолинейны,  соответственно  параллельны  друг  другу,  размеры  совпадают  с  размерами  на  чертеже,  приступить  к  опиливанию  фасок  по  разметочным  рискам.  Фаски  должны  быть  сняты  под  углом  45 градусов  и  прямолинейны.

6.Затем  произвести шлифование  заготовки  тонкой  наждачной  бумагой  до  исчезновения  крупных  рисок  и  приступить  к  полированию  поверхности  пластины  на  шлифовально-полировальном  станке ШП-2,  используя  пасту  ГОИ.

6.Рассказать  о  видах  брака  и   типичных  ошибках.

Обычно  допускаются  следующие типичные  ошибки:

  • при  разметочных  работах:
  • неправильное  прочтение  чертежа;
  • неправильный  выбор  разметочных  баз;
  • погрешности  и  неточности  отложенных  размеров;

  • при  рубке:
  • из-за  невнимательной  работы  не  выдержаны  требуемые  размеры;
  • при  работе  тупым  инструментом  или  неправильной  его  установке  получается  неровная  поверхность;

  • при  опиливании:
  • неровности  поверхности и завалы  краев  заготовки;
  • вмятины  или  повреждение  поверхности  заготовки  в  результате  неправильного  зажима  в  тисках;
  • неточность  размеров  опиленной  заготовки  вследствие  неправильной  разметки,  снятия  очень  большого  или  малого  слоя  металла,  а  также  неправильного  измерения;
  • заусенцы,  царапины  на  поверхности  заготовки,  возникающие  в  результате  небрежной  работы  и  неправильно  выбранного  напильника.

7. Рассказать  о  требованиях  охраны  труда  при  изготовлении  пластины под гравирование .

Знание  технологического  процесса,  принципа  действия  оборудования,  приспособлений  к  нему  и  инструментов,  умение  пользоваться  ими  и  правильно  организовывать  рабочее  место  обеспечивают  безопасность  и  высокую  производительность  труда:

  • одежда  рабочего   должна  быть  чистой  и  аккуратно  заправленной,  застегнутой  на  все  пуговицы;
  • не  допускать  нахождения  напильников,  слесарных  зубил  и  чертилок  на  краю  верстака,  не  применять  их  в  качестве  приспособлений  для  открывания  ящиков,  не  касаться  руками  острых  и  режущих  частей  инструмента;
  • осторожно  обращаться  с  острыми  концами  чертилок;
  • используемый  для  окрашивания  медный  купорос  наносить  только  кисточкой,  соблюдая  меры  предосторожности (он ядовит);
  • не  работать  на  неисправном  заточном  станке,  при  отсутствии  кожуха, защитного  экрана, неисправном  подручнике, при  зазоре  между кругом и  подручником   более  3 мм,  биении  круга;
  • не  удалять  стружку руками,  а  также  не  сдувать  её  с  обрубленной  и  опиленной  поверхности  заготовки  и  поверхности   слесарного верстака;  пользоваться  при  этом  волосяными  щётками;
  • при  работе  следует  пользоваться  только  напильниками  с  прочно  насаженными  рукоятками;  запрещается  работать  напильниками  без  рукояток  или  напильниками  с  треснувшими  или  расколотыми  рукоятками;
  • при  опиливании  заготовок  нельзя  поджимать  пальцы  левой  руки  под  напильник    при  обратном  ходе;
  • не  работать  на  неисправном  шлифовально-полировальном  станке:  при  отсутствии  кожуха,  вытяжной  вентиляции, биении  круга, при  отсутствии  рукавиц  и  абразивной  пасты.

8.Сообщить учащимся  требования, предъявляемые  к  готовому  изделию.

Ваше  изделие  должно  соответствовать  следующим  требованиям:

  • точность  размеров;
  • зеркальная  поверхность  пластины  после  полирования;
  • четкая  видимость  граней;
  • товарный  вид  изделия.

9.Сообщить  учащимся  критерии  оценок.

Балл «5» – самостоятельная  работа;

         выполнение  и  перевыполнение  нормы  времени;

         умение  пользоваться  инструктивным  материалом;

выполнение  технических  требований;

соблюдение  требований  охраны  труда;

правильная  организация  рабочего  места;

отличное  качество  изготовленного  изделия – пластины .

Балл «4» – самостоятельная  работа;

выполнение  нормы  времени;

умение  пользоваться  инструктивным  материалом;

выполнение  технических  требований;

соблюдение  требований  охраны  труда;

правильная организация  рабочего  места;

хорошее  качество  изготовленного  изделия – пластины.

Балл «3» – несамостоятельная  работа;

выполнение  нормы  времени;

нерациональное  использование  инструктивного  материала;

незначительное  нарушение  технических требований;

соблюдение  требований  охраны  труда;

правильная  организация  рабочего  места;

выполнение  работы  с  устранимыми  дефектами;

удовлетворительное  качество  изготовленного  изделия – пластины.

Балл «2» – несамостоятельная  работа;

невыполнение  норм  времени;

нерациональное  использование  инструктивного  материала;

значительные  нарушения  технических  требований;

соблюдение  требований  охраны  труда;

правильная  организация  рабочего  места;

выполнение  работы  с  неисправимыми  дефектами;

неудовлетворительное  качество  изготовленного  изделия.

III.      ТЕКУЩИЙ  ИНСТРУКТАЖ

Самостоятельная  работа  учащихся.

Целевые  обходы  рабочих  мест   учащихся.

Первый  обход:  проверить  организацию  рабочих  мест  учащихся.

Второй  обход: проверить  ведение  самоконтроля.

Третий  обход: проверить  соблюдение  требований  охраны  труда.

IV.     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУКТАЖ

  1. Подвести  итоги  за  день.
  2. Проверить  работы обучающихся.
  3. Сообщить  оценку  качества   работы   каждому  обучающемуся.
  4. Отметить  обучающихся,  добившихся  отличного  качества  работы.
  5. Разобрать  наиболее  характерные  недочёты  в  работе  обучющихся.
  6. Сообщить  следующую  тему  урока.
  7. Поблагодарить  за  совместную  работу.

V.      УБОРКА  РАБОЧИХ  МЕСТ.

VI.    ПОДГОТОВКА  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  БАЗЫ  К  СЛЕДУЮЩЕМУ  

        УРОКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок по теме "Изготовление слесарных инструментов"

Урок по предмету "Основы материаловедения", 1 курс...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Открытый урок на тему: "Изготовление ручки для изделий хозяйственного назначения (лопата, грабли, молоток)"

Данный открытый урок предназаначен для повторения и обобщения знаний учащихся о приемах обработки древесины на примере изготовления изделий хозяйственного назначения....

Конспект урока по теме "Изготовление маски"

Конспект урока производственного обучения по теме "Изготовление маски"...