Методическая разработка "Классификация сварочных швов"
методическая разработка на тему
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине МДК. 02.01 Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации» предназначены для студентов специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных дорожных машин и оборудования».
Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением технологии развития критического мышления с элементами креатив технологий (метод - подводящий диалог). К уроку прилагается сценарий проведения урока, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание. Цель разработки данного урока - является системное изложение учебного материала классификации сварочных швов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okunev_s.p._metodicheskaya_razrabotka_no2_2017_god.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан
ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»
Рассмотрена и рекомендована предметной (цикловой) комиссией № 2 ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум» Протокол № __от «__» __________ 2017 г. Председатель ПЦК _______ Латыпова В.Р. | Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных дорожных машин и оборудования» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ___________И.Г. Марковникова |
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине МДК. 02.01 Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации» предназначены для студентов специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных дорожных машин и оборудования».
Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением технологии развития критического мышления с элементами креатив технологий (метод - подводящий диалог). К уроку прилагается сценарий проведения урока, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание. Цель разработки данного урока - является системное изложение учебного материала классификации сварочных швов.
Разработчик: Окунев С.П., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум».
Содержание
Цели методической разработки | 4 |
Формируемые профессиональные компетенции | 5 |
Задачи занятия | 7 |
Обоснование выбора технологии | 8 |
Ход занятия | 9 |
Сценарий урока | 11 |
Технологическая карта урока | 16 |
Литература | 18 |
Цели методической разработки
Курс, группа: | второй, 21 ТЭМ |
Общепрофессиональные дисциплины: | МДК. 02.01 Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации» |
Специальность: | 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных дорожных машин и оборудования» |
Тема: | «Классификация сварочных швов» |
Форма занятия: | Комбинированное занятие |
Цель урока: является системное изложение учебного материала по классификации сварочных швов.
Цель методическая: Создание условий для формирования профессиональных компетенций.
Формируемые профессиональные компетенции
Приобретаемые умения и навыки
ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию. | Уметь: работать любыми графическими материалами и инструментами при исследовании сварочных швов; использовать навыки и знания в профессиональной деятельности специалиста в области соединения металла; знать: классификация сварочных швов. |
Вид занятия: | Комбинированное занятие (текущее) |
Тип урока: | Комбинированный урок |
Мотивация учебной деятельности | Изучение данной темы очень важно, так как является основой для дальнейшего формирования знаний, умений и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена. |
Типология по основному способу проведения | Лекция первичного ознакомления с материалом, беседа, самостоятельная работа обучающихся. |
Методы обучения: | Объяснение, беседа, практическая работа, рефлексия, анализ |
Формы учебной работы: |
|
Приемы обучения: |
|
Средства обучения: | Дидактические средства: раздаточный материал; домашнее задание для студентов. Оборудование: персональный компьютер; проектор; экран. |
Внутри дисциплинарные связи: | Темы: «Роль и место сварки в ремонте и устранении дефектов»; «Применение газовой сварки, подготовка деталей для сварки»; «Деформации при сварке и способы их уменьшения». |
Междисциплинарные связи: | Обеспечивающие дисциплины МДК. 01.01. Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений. МДК 01.02 «Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов». Обеспечиваемые профессиональные модули: ПМ.01 Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог; ПМ. 02 Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ. |
Целесообразность использования медиа продукта на занятии: |
|
Задачи занятия:
- образовательные:
- формирование у студентов представление о соединение заготовок;
- научиться правильно использовать разновидности сварочных швов.
- Развивающие:
- развитие активной мыслительной деятельности;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;
- развитие творческой фантазии;
- развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали;
- развитие логического мышления; внимания; аккуратности.
- воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;
- воспитание внимания, чувства ответственности;
- работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом;
- методическая:
- создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения;
- деятельностные:
- формирование навыков работы при сварке.
Обоснование выбора технологии
Результативность и качество работы зависит от наличия необходимого инструмента, материала и умений. На успех в любом деле, какого бы направления он не был, существенно влияет также и знание теории. Сварочные работы принято считать одними из наиболее распространенных.
Для этого вида деятельности нужен материал, оборудование, опыт работы, а также теоретические знания. Овладев необходимой информацией, человек получает представление о том, что такое шов, какая существует классификация сварных швов и как подобрать оптимальный вариант для сцепления различных металлических изделий.
Актуальность данной технологии
Современное строительство располагает огромным многофункциональным парком строительных и путевых машин и оборудования, насчитывающим сотни наименований, моделей и типоразмеров. Эффективное применение машин требует от инженера-строителя глубоких профессиональных знаний в области сварочных соединений, а именно, классификация сварочных швов, механизации и автоматизации строительства, знакомства с конструктивными и эксплуатационными возможностями различных моделей строительных машин, умений по оптимальному комплектованию ими (по номенклатуре и численному составу) технологических процессов в различных производственных условиях.
Урок с применением технологий критического мышления способствует выработке собственного мнения студента, умение слушать и слышать собеседника, учитывая его точку зрения, формирует самостоятельное мышление, умение самостоятельно обрабатывать информацию, что способствует развитию профессиональных компетенции будущих специалистов.
Продолжительность занятия – 90 мин
Ход занятия:
1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 3 мин.
Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- проверка наличия студентов на начало урока;
- проверка готовности рабочих мест (наличие тетрадей и ручек)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
Цель этапа: сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка студентами собственных целей:
1) происходит совместное формулирование темы урока
2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
- определяется тема изучения предстоящего учебного материала
- определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Тема урока: «Классификация сварочных швов».
Цель урока: Системное изложение учебного материала, освещающего устройство, классификация сварочных швов.
3. Актуализация знаний – 10 мин
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося; повторение изученного материала:
1) анализ работ прошлого урока;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
- самостоятельно актуализируют имеющиеся знания;
- пробуждается интерес к теме.
4. Первичное усвоение новых знаний – 33 мин;
Цель этапа: Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению.
1) работа в виде студент-студент-преподаватель;
2) работа в тетради;
3) работа на доске.
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 25 мин.
Цель этапа: Применение и первичное закрепление полученных знаний, выработка у студентов умений и навыков
- систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков;
- выполнение упражнения.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция - 7 мин.
Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 4 мин.
Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 3 мин.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
Сценарий урока
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 3 мин.
Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование вопросов.
Преподаватель: Здравствуйте ребята! (проверка: отсутствующих, готовность студентов к занятию). Сегодня у нас открытый урок, и к нам пришли гости.
2. Повторение и актуализация опорных знаний – 10 мин.
Прежде чем приступить к изучению новой темы поговорим о том, чем мы занимались на прошлом уроке.
- Что мы делали на прошлом уроке? (Роль и место сварки в ремонте и устранении дефектов).
Проводиться анализ работ совместно со студентами.
Раз урок необычный, то я хочу предложить вам самим сформулировать тему и цели нашего урока.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин
Проведение «Мозгового штурма» с целью определения темы учебного занятия
Преподаватель со студентами проводит «мозговой штурм» о том, какая может быть тема учебного занятия.
Для этого преподаватель дает подсказки: работы прошлого урока и материалы и принадлежности на столах студентов.
Преподаватель:
- Часть металлической конструкции, полученная в результате воздействия плавленого и затвердевшего железа, называется? (Сварочным швом).
- Какие двигатели имеют внешнее смесеобразование? (Карбюраторные двигатели).
- Виды сварочных швов относятся….? (К классификации сварочных швов).
- Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о классификации сварочных швов. Какую роль играет в нашей жизни соединение заготовок.
Тема урока: «Классификация сварочных швов».
Тогда поставим системное изложение учебного материала, освещающего устройство, классификация сварочных швов.
4. Первичное усвоение новых знаний – 33 мин.
Цель этапа: последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация студентов по его осмыслению и усвоению.
При изучении теоретического материала используется мультимедийная презентация, на которой представлено схемы, видео, классификация сварочных швов.
Конспект занятия
Классификация сварных швов
Сварные швы классифицируются по следующим основным признакам.
По виду сварного соединения различают швы стыковые и угловые. Швы, расположенные в стыковых сварных соединениях, называются стыковыми, расположенные в тавровых, угловых и нахлесточных соединениях - угловыми.
По положению, в котором выполняется сварка, сварные швы бывают: «в лодочку», нижние, полугоризонтальные, горизонтальные, полувертикальные, вертикальные, полупотолочные и потолочные (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация сварных швов по расположению в пространстве:
а - нижнее «в лодочку», б - нижнее угловое, в - нижнее стыковое, г - горизонтальное, д - вертикальное, е - полупотолочное, ж – потолочное.
По конфигурации швы сварных соединений бывают прямолинейными, кольцевыми и криволинейными; по протяженности - сплошные и прерывистые. Сплошные швы в свою очередь делятся на короткие, средние и длинные (рисунок 2).
Рисунок 2. Классификация сварных швов по конфигурации и протяженности:
а - прямолинейные, б - кольцевые, в - криволинейные, г - сплошные, д - прерывистые.
По применяемому виду сварки швы сварных соединений разделяются на швы ручной дуговой сварки, швы автоматической и механизированной сварки под флюсом, швы дуговой сварки в защитных газах, швы электрошлаковой сварки, швы электрозаклепочные, швы контактной электросварки, швы газовой сварки, швы паяных соединений.
По способу удержания расплавленного металла во время сварки швы сварных соединений делятся на швы, выполненные без подкладок и подушек, на съемных и остающихся стальных подкладках, на медных, флюсомедных, керамических и асбестовых подкладках, а также флюсовых и газовых подушках (рисунок 3).
Рисунок 3. Схема выполнения швов:
а - на подкладках, б - на флюсовой подушке, в - с поддувом газа, г - на весу;
1 - медная съемная подкладка, 2 - стальная остающаяся подкладка, 3 - асбестовая подкладка, 4 - флюс, 5 - брезент, 6 - металлический короб, 7 - шланги для подачи воздуха, 8 - сварной шов, 9 - свариваемое изделие.
По количеству наложения слоев и валиков сварные швы бывают: односторонние, двусторонние, многослойные и многослойные многопроходные (рисунок 4).
Рисунок 4. Классификация сварных швов по количеству наложения слоев и валиков
По применяемому для сварки материалу швы сварных соединений подразделяются на швы соединения углеродистых и легированных сталей, швы соединения цветных металлов, швы соединения биметалла, швы соединения винипласта и полиэтилена.
По расположению свариваемых деталей относительно друг друга швы сварных соединений могут быть под острым или тупым углом, под прямым углом, а также располагаться в одной плоскости.
По действующему на шов усилию швы бывают фланговые, лобовые, комбинированные и косые (рисунок 5).
Рисунок 5. Классификация швов по действующему на них усилию:
а - фланговый, б - лобовой, в - комбинированный, г – косой.
По объему наплавленного металла различают нормальные, ослабленные и усиленные швы (рисунок 6).
Рисунок 6. Классификация швов по объему наплавленного металла
По форме свариваемой конструкции швы сварных соединений выполняются на плоских и сферических конструкциях, по расположению на изделии различают швы продольные и поперечные.
Объяснение сопровождается показом преподавателя на доске.
5. Первичное проверка понимания и первичное закрепление – 25 мин.
Цель этапа: Выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
Студенты выполняют упражнение на приобретение навыков работы по классификации сварочных швов (по презентации).
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция – 7 мин.
Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение (проведение тестирования).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 4 мин.
Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Выполнение упражнения - Самостоятельная работа №5
Доп. лит. стр. 153-158, (2) с учебного плана.
8. Стадия рефлексия- подведение итогов урока – 3 мин.
Цель этапа: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Цель | Содержание | Методы и приёмы | Формы организации учебной деятельности | Объект контроля |
1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности | Психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Проверка наличия студентов на начало урока; проверка готовности рабочих мест | Постановка проблемной ситуации, «Эмоциональное вхождение в урок» | Фронтальная | Наличие необходимых дидактических средств и оборудования (оценивает преподаватель) |
2. Повторение и актуализация опорных знаний. Актуализация знаний по вопросам, способствующим успешному изучению нового материала | Повторение изученного материала с помощью игровой ситуации; систематизация и воспроизведение наиболее существенных понятий из ранее изученного материала | Проверка знаний основных понятий из изученного учебного материала | Анализ работ прошлого урока. | Фронтальная | Анализ, обсуждение оценивает преподаватель совместно со студентами |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирования вопросов, постановка целей | Определение темы и цели учебного занятия | Постановка проблемной ситуации | Фронтальная | Оценивание преподавателем работы обучающихся, при решении проблемной ситуации |
4. Первичное усвоение новых знаний | Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса студентов | Представление схем, рисунков, таблиц данных в презентации | Лекция, беседа, работа на доске с карточками, | Фронтальная | Конспектирование ключевых понятий |
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление | Первичное выявление уровня усвоения теоретических знаний | Выполнение упражнения | Самостоятельная работа студентов | Фронтальная | Упражнения оценивает преподаватель |
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция | Выявление уровня сформированности умений и навыков по отбору информационного материала | Беседа | Фронтальная | Анализ выполнения упражнений | |
7. Постановка задания на дом; инструктаж по его выполнению | Ориентация обучающихся | Выдача заданий и рекомендаций по его выполнению | Беседа | Фронтальная | Рекомендации и задания по выполнению домашнего задания |
8. Стадия рефлексия | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов. | Выявление эмоционального настроя студентов | Беседа | Фронтальная | Возврат в начало урока и презентации, сравнение поставленных целей и достигнутых, их сравнение |
Литература
- Гибовский Г.Б. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Методическое пособие по преподаванию профессионального модуля.. Под редакцией В.П .Митронина М, Академия 2015.
- Петросов В.В.. Ремонт автомобилей и двигателей Учебник Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебника СПО. Рег.№ рецнзии495 от 14.12.2012г ФГАУ «ФИРО» М .Академия 2015.
- Светлов М.В .Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта .Дипломное проектирование. Рекомендовано ФГУ «ФИРО в качестве учебного пособия для СПО .Рег.№ рецензии 441 от 02.07.2009г ФГУ «ФИРО» М Кнорус, 2013.
- Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов / под ред. В.А. Зорина. Рекомендовано ФГАУ « ФИРО» в качестве учебника для СПО. Рег. № рецензии 827 от 26.12 2012г. ФГАУ «ФИРО» .М.: Академия, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока: "Определение и устранение дефектов сварочных швов и соединений"
В данной методической разработке вы можете ознакомиться с планом урока, технологической картой, анкетой для обратной связи с учеником, а также с презентацией лабораторной работы....
Рабочая программаПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ .01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ ПОСЛЕ СВАРКИ. по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05....
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.02.«Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01.Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки по теме «Технология сварки конструкций из л
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.02.«Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01.Подготовительно-сварочные работ...
Компетентностно-ориентированное задание для комплексного экзамена по модулям ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» и ПМ.02 «Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электро
Компетентностно-ориентированное задание для комплексного экзамена по модулям ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» и...
ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
Рабочая программа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной...
Методические рекомендации по проведению уроков учебной практики по ПМ01. Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа ПМ01 Подготовительные -сварочные работы и конторль качества сварных швов после сварки...
Методическая разработка открытого урока по теме: " Сварка плавлением" ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
В данном уроке рассмотрены основные виды сварки плавлением: сущьность процесса, достоинства и недостатки каждого вида сварки. На фотографиях образцов визуально показаны отличия сварных...