МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МДК02.01 «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покры-тыми электродами» (ПМ 02)
методическая разработка на тему
Тема урока «Техника ручной дуговой сварки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ход урока | 51 КБ |
презентация к уроку | 1.38 МБ |
карточки-задания | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
МДК02.01 «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами» (ПМ 02)
Тема урока «Техника ручной дуговой сварки»
Цели урока:
1.Образовательная: познакомить со способами сварки швов разной длины, учить выбирать тот или иной способ сварки в зависимости от производственной задачи, находить способы, необходимые для эффективного выполнения профессиональной задачи.
2. Развивающая: развивать устойчивый интерес студентов к данной теме, развивать умения анализировать, систематизировать, выделять главное при работе с информацией: умение анализировать рабочую ситуацию и организовывать собственную деятельность, исходя из производственной задач; развивать умения самоконтроля и само – и взаимооценки.
3. Воспитательная: обеспечить диалогическое общение между студентами, педагогом, воспитывать активность и самостоятельность студентов при работе с дополнительной информацией, воспитывать терпимое отношение друг к другу при работе в парах, воспитывать целенаправленность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
обучения: диалогический, показательный;
преподавания: объяснительный, инструктивный;
учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Способы реализации поставленных целей:
На первом этапе акцентирование данной темы урока на понимание перспективы применения полученных знаний – является важнейшим приемом развития у обучающихся положительной мотивации и познавательного интереса к профессии.
На втором этапе поставленный проблемный вопрос выводит обучающихся на формулирование целей и задач урока; учащиеся, самостоятельно определяют цели урока.
На третьем этапе через теоретическое и экспериментальное решение поставленной проблемы выходят на понимание правильного выбора решения поставленной задачи.
На четвертом этапе используя усложнение проблемного задания, учащиеся выполняют практическое задание.
На пятом этапе учащиеся проводят само и взаимопроверку, систематизируют полученные знания по данной теме.
На уроке использовались следующие методы:
словесный (рассказ учителя, беседа, ответы учащихся);
практический (выполнение практической работы);
эвристический (усвоение знаний в результате беседы);
индуктивный (на основе проведённой работы учащиеся сами делали выводы);
наглядный (наглядная информация);
работы с информацией.
При изучении нового материала, учитывались психологические и возрастные особенности учащихся. Материал урока излагался на основе дидактических принципов: наглядности, научности, в доступной возрасту форме.На уроке была организована активная деятельность учащихся: при самостоятельной работе – практическая, самостоятельная (при работе с информационными текстами), парная.Всё это позволило учащимся самим сформулировать необходимые выводы по изученному материалу.
Смена видов деятельности от фронтальной (беседы с группой), работы в парах, индивидуальной (записи в тетради) позволила повысить плотность урока без увеличения нагрузки учащихся.Деятельность учащихся на уроке являлась продуктивной, так как на этапе закрепления знаний они были активны и показали, что умеют применять новые знания в решении поставленных проблемных задач.Цели урока были достигнуты.
Урок прошёл в доброжелательной атмосфере.
Ход урока:
1. Приветствие (1 мин)
2. (слайд 1) Ребята, все вы будущие работники Севмашпредприятия. На нашем заводе вам придется столкнуться с изготовлением совершенно разных конструкций. При этом длина, ширина и вид конструкций тоже будут разными.
Сегодня мы рассмотрим только малую часть всего этого разнообразия.
Тема сегодняшнего урока «Способы сварки швов различной длины».
Давайте попробуем, исходя из темы, поставить цель сегодняшнего урока. Что вы хотите узнать, чему научиться?
Возможные варианты ответов: Узнать, какие существуют способы сварки швов разной длины. Научиться выбирать тот или иной способ сварки в зависимости от производственной задачи. Учиться находить способы, необходимые для эффективного выполнения профессиональной задачи. Учиться анализировать рабочую ситуацию и организовывать собственную деятельность исходя из производственной задачи. Учиться самоконтролю и само – и взаимооценке.
После обсуждения вывести цели на экран (слайд 2)
Цель урока:
1. Узнать, какие существуют способы сварки швов разной длины.
2. Научиться выбирать тот или иной способ сварки (от чего зависит выбор?)
Открываем тетради, записываем число и тему урока. (1 мин)
Все швы в зависимости от длины подразделяются на короткие, средние и длинные (слайд 3):
Короткие швы длиной до 250 мм (25 см)
Средние швы от 250-1000 мм (до 1 метра)
Длинные швы более 1000 мм.
Исходя из длины шва, сварка производится разными способами.
Сегодня мы узнаем возможные способы сварки швов разной длины.
1.(слайд 4) Короткие швы длиной до 250 мм – сварку производим «напроход», т.е. от начала до конца разделки.(слайд № )
2. (слайд 5) Средние швы длиной от 250-1000мм. Сваривают от середины к краям. Сваривают одновременно два сварщика.
- А почему именно от середины к краям, а не от краев к середине?
А потому, что если варить от краев к середине, это приведет к деформации конструкции, такой серьезной, что это может привести даже к ее разрушению (из -за появления в шве трещин).
- Что же такое деформация? ………Это изменение размеров и формы конструкции.
- Возникает деформация из -за внутренних напряжений. Откуда берутся напряжения?
Вот, например: при сварке металл расплавляется, что при этом с ним происходит? ……….. Он расширяется, т. е. увеличивается в объеме. А затем он остывает, достаточно быстро, т.к. объем сварочной ванны небольшой. Что при этом происходит?........Правильно, он сжимается, стягивая за собой и соседний металл (тот, который вы варите).
Металлическая конструкция при этом искривляется (Преподаватель и студенты зарисовывают схему в тетради).
- Что делать с длинными швами, если даже средние швы вызывают такие проблемы?
Вспомните, каким способом мы производим сварку коротких швов? А почему, рассказывая о сварке коротких швов, мы не говорили о деформациях? ….
Получается, что короткие швы вызывают наименьшие деформации, а значит, надо стремиться к тому, чтобы производить сварку короткими швами. Как же это сделать?
3.(слайд 6) Для сварки длинных швов (длиной более 1000 мм) применяется «обратноступенчатый способ».
Суть обратноступенчатого способа заключается в том, что весь шов делят на ступени длиной 200 - 250мм (это длина одного расплавленного электрода)
Сварка каждой ступени производится в направлении, обратном общему направлению сварки.
Смотрите, как это происходит: отступаем от края разделки 200-250 мм и варим в направлении, обратном общему направлению сварки, затем снова отступаем и производим сварку следующей ступени и т.д., до конца разделки.
Этот способ обеспечивает равномерное распределение тепла, и весь шов получает равномерные, компенсирующие друг друга деформации. То есть каждый последующий шов вызывает деформации, обратные тем, которые возникли при сварке предыдущего шва (слайд 7).
- А что делать, если шов достаточно длинный (1.5 – 3 метра)?
Сварку таких швов (1.5 – 3 метра) нужно производить обратноступенчатым способом, но от середины к краям. Лучше всего, если сварку будут производить одновременно два сварщика.
Попробуем рассчитать количество ступеней и определить направление сварки длинного шва. На доске схема такого шва, общая длина его 3000мм.
где L1 = 1500 мм , L 2= 1500мм.
На схеме указано общее направление сварки.
Сварка производится одновременно двумя сварщиками
Задание: Надо рассчитать количество ступеней и нарисовать стрелками, указывая направление сварки.
Давайте вместе рассчитаем количество ступенек для каждого сварщика. Сколько может быть длина 1 ступеньки? Да, 200-250 мм. Т.е. вы можете выбрать и 200, и 250 мм. Какую длину ступени лучше выбрать в данной ситуации? (1500 мм лучше делится на 250). Нам ведь надо получить одинаковые ступеньки. Правильно, 6 ступенек для каждого сварщика.
Нужны два добровольца, которые пойдут к доске. Желающие? (студенты делают рисунки на доске).
Как вы считаете, все ли правильно выполнен рисунок?Может, тогда кто - то хочет исправить или дополнить?
А теперь давайте сравним с правильным вариантом (слайд 8).
Справились? Молодцы.
А как быть, если сварщик один? ...........
Правильно, надо, чтобы сварщик чередовал стороны.
Я вам сейчас покажу (преподаватель показывает на доске). Те же ступени, но последовательность будет другая.
Самостоятельная работа
- А теперь, давайте представим еще более серьезную ситуацию. Что если вам предстоит в одиночку заварить еще более длинный шов? На Севмашпредприятии изготавливаются большие, крупногабаритные изделия и вполне может встретиться шов длиной 3, 5,10 метров.
Конечно, в идеале, эту работу должны выполнить одновременно несколько сварщиков. Но не всегда наши обстоятельства бывают идеальными.
(Раздаёт карточки)
- Сейчас мы попробуем сделать это самостоятельно. Посмотрите, я выдала вам на парты каждому задание. Подпишите на карточке свою фамилию.
Скажите, если длина всего шва = 5 метров, на сколько участков лучше разбить весь шов? Да, на 5 участков. Молодцы
На схеме пронумерованы 5 участков (L1.L2 L3 L4 L5) в той последовательности, которой должна производиться сварка с указанным общим направлением сварки. Вы сначала производите сварку на участке 1, полностью сварив его, переходите на участок 2 и свариваете весь 2 участок, затем 3,4,5. Каждый участок имеет своё общее направление сварки (оно указано большой стрелкой).
Что вы должны сделать?
1. На схеме рассчитать, сколько ступеней на каждом участке
2. Нарисовать ступени (на свободном поле) и пронумеровать каждую ступень в той последовательности, в которой будете производить сварку.
Помните, что сварку вы производите один и, значит, последовательность ступеней не должна повторяться (самостоятельная работа)
Взаимопроверка.
- А теперь поменяйтесь с соседом карточками и проверьте правильность выполнения по образцу.Оцените правильность выполнения
Критерии оценки:
- неправильное направление стрелок ( - 1 балл)
- неправильное расставление цифр (- 1 балл)
- все неправильно (-3 балла)
Поставьте оценку соседу и рядом фамилию того, кто проверял работу.
Передайте мне карточки. Думаю, что согласитесь, я как преподаватель, могу не согласиться с вашей оценкой и внести свои изменения.
Подведение итогов урока.
- А теперь поднимите руки те, кому была поставлена 5 и 4?
Хотелось бы знать, у кого не получились расчёты?
Молодцы! В общем, большинство из вас справилось.
Давайте подведём итоги.
Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока? Справились ли мы с ними? (обратившись к слайду с зафиксированными целями урока, студенты высказывают своё мнение)
- С удовлетворением можно сделать вывод, что цели своей мы достигли и научились анализировать рабочую ситуацию и находить способы, необходимые для сварки швов различной длины. Отработать эти умения вы сможете во время производственной практики в цехах предприятия.
Приложение 1: карточки с заданием.
Разработал преподаватель ТСиМ Львова П.А.
г.Северодвинск
2018г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : Узнать, какие существуют способы сварки для швов разной длинны . Научиться выбирать тот или иной способ сварки в зависимости от производственной задачи.
Короткие швы длиной до 250 мм. Средние швы от 250-1000мм. Длинные швы более 1000 мм.
«Напроход»
От середины к краям
Обратноступенчатый способ
Обратноступенчатый способ
Обратноступенчатый- от середины к краям
Обратноступенчатый -Вразброс
Цели урока : Узнать, какие существуют способы сварки для швов разной длинны. Научиться выбирать тот или иной способ сварки в зависимости от производственной задачи.
Предварительный просмотр:
L3 L5 L1 L4 L2
Общее направление сварки | Общее направление сварки | Общее направление сварки | Общее направление сварки | Общее направление сварки |
L = 1000мм.
Общая длина шва 5000 мм.
Рассчитать количество ступенек на каждом участке. Расставить ступеньки в той последовательности, в какой будет производиться сварка, подписать номер ступеньки.
Критерии оценки:
Неправильное направление стрелок ( - 1 балл)
Неправильно расставлены цифры ( - 1 балл)
Все неправильно (-3 балла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа междисциплинарного курса «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами»
Представлена программа междисциплинарного курса «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами» ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым э...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа по ПМ02...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по УП.02. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Методическая разработка...
РП производственной практики профессионального модуля ПМ07 «Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных конструкций, ручной дуговой сваркой (наплавка) неплавящимся элек
РП производственной практики профессионального модуля ПМ07 «Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных кон...
Методические рекомендации для выполнения практических/лабораторных работ по МДК.02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки(наплавки, резки) покрытыми электродами по профессии: 15.01.05 СВАРЩИК (ручной и частично механизированной сварки
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой МДК.02.01. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электро...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: МДК 02.01. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации и выполнению практических работпо дисциплине: МДК 02.01. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродамипо профессии 15.01.05...
Рабочая программа ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых неответственных конструкций, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе простых деталей неответственных
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых неответственных конструкций, ручной дуговой ...