открытый бинарный урок
план-конспект урока на тему

Шахбанова Валентина Ивановна

Бинарные уроки помогают по-новому взлянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладения профессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchnikovoy.docx916.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

ПО ТЕМЕ « НАПЛАВКА  ВАЛИКОВ НА ПЛАСТИНУ В НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ   ШВА НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ»

C:\Users\user\Desktop\16.12.15.Бинарный 2\IMG_0021.JPG

Проводили: преподаватель материаловедения Шахбанова В.И.

мастер производственного обучения Галицкий В.П.

                   

Белгород, 2017г.

Оглавление

1.Пояснительная записка.

а) Бинарный урок, как одна из форм интеграции.  

б) Принципы бинарного  урока.

в)Основные цели бинарного  урока.

2.План проведения бинарного урока.

3.Заключение.

Пояснительная записка

Бинарный урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного обучения.

По своей природе профессиональное обучение состоит из двух частей, следовательно, оно бинарное. В общем смысле бинарное обучение это такая организация учебного процесса, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Это обучение является новым видом обучения, которому присущи закономерности, ранее не изучавшиеся педагогикой. Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции теоретического и производственного обучения.

Из самой природы бинарного обучения вытекают следующие принципы:

Функциональная динамичность.

     Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.

 Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру  существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер. Основу бинарного обучения составляет шаговая организация  познавательной и практической деятельности учащихся.

Методика бинарного занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер одновременно ведут урок по теме. Педагогическая сущность урока – совмещение изучения взаимосвязанного материала предмета материаловедения и производственного обучения.

В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и обучающихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:

  1.Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к обучающимся  в процессе их учебно-производственной деятельности.

2.Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “преподаватель – мастер производственного обучения – обучающийся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

3.Воспитание у обучающихся  умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.

4.Политехническая направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления.

Продолжительность такого урока  6 часов  с учетом  времени на перемены. Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях учащихся.

План проведения бинарного урока

Предмет: Производственное обучение и основы материаловедения.

Профессия: 15.01.05 Сварщик ручной и частично      механизированной сварки (наплавки)

Тема урока: «Наплавка валиков на пластину в нижнем положении шва низкоуглеродистых сталей».

Цели урока: Цели урока:

Учебные цели занятия:

а) вооружить обучающихся знаниями по определению свариваемости низкоуглеродистых сталей, подбору марок и типов электродов под низкоуглеродистые стали;

б) развивать у обучающихся умение и навыки по технологии наплавки валиков на пластину в нижнем положении шва, подготовке металла под сварку, определение дефектов.

Воспитательная цель: воспитание у обучающихся точности, деловитости, внимательности при выполнении производственных операций, соблюдении правил по технике безопасности.

Формирование компетенции профессионального модуля ПМ.02:

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

-   Овладение общими компетенциями ОК1- ОК7.

Основы материаловедения ОП 04. Обучающийся должен:

  уметь: выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

 знать: наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов,

Вид урока:                Бинарный урок

Материально-дидактическое оснащение:

  1. Спецодежда, очки,
  2. Металлическая щетка, электрододержатель, зубило, молоток.
  3. Конспекты обучающихся.
  4. Плакаты:

а)  «Технологический процесс ручной дуговой сварки».

б)  «Дефекты сварочных швов»;

 в) « Классификация сварочных швов»;

г)     вопросы-тесты;

 д)    Кроссворд «Техника безопасности при сварочных
работах»;

5.   Сварочное оборудование:

-    сварочные выпрямители - ВДМ-1001;

-6. Баластный реостат: БР-300.

  1. Сварочные материалы:

-   электроды УОНИИ 13/55, УОНИИ 13/45; Э50А, Ø =3- 4мм.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:

1. Классификация сталей (материаловедение).

2. Источники питания постоянного тока (МДК 02.01, физика)

3.Подготовка металла к сварке, сборка деталей под сварку (МДК 01.01)

4.Сила тока, полярность, длина дуги (электротехника, физика).

5.Техника выполнения сварных швов (МДК 02.01).

6.Дефекты сварочных швов (МДК 04.01).

7.Сварка низкоуглеродистых  сталей (МДК 02.01)
Основы материаловедения (ОП 04).

8.Химический состав сталей (Основы материаловедения (ОП 04)

9.Параметры режима сварки: род тока, полярность, марка и диаметр электрода, угол наклона электрода, скорость перемещения вдоль шва (физика, МДК 02.01, математика).

10.Контроль сварочных швов (МДК 04.01)

ХОД УРОКА

  1.Организационный момент: 3мин.

Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих обучающихся, проверка готовности обучающихся (соответствие спецодежды и оснащения обучающихся требованиям производственной санитарии и безопасности труда.  

 2.Вводный инструктаж: 40 мин.

2.1. Постановка темы занятия.

2.2.Ознакомление обучающихся с целями и задачами занятия.

2.3.Повторение: беседа преподавателя по материалу, изученному на уроках Основы материаловедения:

Устный блиц-опрос

1.Что называется сталью?

2.Что входит в химический состав стали?

3.Чем определяется качество стали?

4. Как делятся стали по содержанию углерода?

5. Привести примеры низкоуглеродистых сталей.

Тест по материаловедению:

1. Сталь - это сплав железа с углеродом, где углерода:

  1. 50%
  2. от2,14%- до 6,67%
  3. 1 %
  4. до 2,14 %
  5. до 0,25%

2. Качество стали зависит от количества:

  1. углерода;
  2. водорода;
  3. цинка;
  4. вредных примесей;

     5. легирующих добавок

3. Какая из сталей обладает наилучшей свариваемостью:

  1. ХВГ;
  2. Сталь 08;
  3. У7;
  4. Сталь 60;
  5. Р6М5.

4.        Определить высококачественную сталь:

  1. 9ХВГ
  2. Ст.4кп
  3. Сталь А25
  4. Сталь 55А
  5. У10

5.        Выбрать сталь углеродистую инструментальную:

  1. Сталь А12
  2. Сталь50
  3. У10
  4. Р15МФА
  5. 40Х6Г4

6.        Низкоуглеродистая сталь содержит углерода:

  1. До 0,25%
  2. до 2,14 %
  3. 0,7%- 1,3%
  4. 0,25%-0,65%
  5. более 1%

7.        Выбрать низкоуглеродистую сталь:

  1. Сталь35
  2. Сталь 13
  3. У7
  4. Сталь ХВГ
  5. Р6М5

8.   Выбрать среднеуглеродистую сталь:

  1. У9
  2. Сталь35
  3. Сталь 38Х4МА
  4. Р6МЗ
  5. Сталь 12А

9.        Сталь среднеуглеродистая содержит углерода:

  1. до 0,25%
  2. более 1%
  3. от 0,25% до 0,65%
  4. до 10%
  5. 2,14%

10.Высокоуглеродистая сталь содержит углерода:

  1. более 10%
  2. до 1 %
  3. от 0,7% до 1,3%
  4. до 0,65%
  5. 25%

11. Выбрать высокоуглеродистую сталь:

  1. У10
  2. Сталь 45
  3. Сталь 10А
  4. Сталь 08Х4ВГ
  5. Сталь25

12.Выбрать сталь обыкновенного качества:

  1. Ст 0
  2. У7
  3. Сталь 45
  4. Сталь Р6М5
  5. ХВГ

13.Выбрать вредные примеси:

  1. водород, углерод
  2. азот, кислород
  3. сера, фосфор
  4. железо, никель
  5. хром, вольфрам

Подведение обучающихся к восприятию знаний по выполнению трудовых приемов.

2.4. Беседа мастера п/о по материалу, изученному на уроках МДК 01.02 и МДК 02.01:

1. значение данной работы в освоении профессии;

2. перечислить объекты труда, на которых будут отрабатываться приемы наложения валиков на пластину в нижнем положении низкоуглеродистых сталей, приемы, навыки и умения;

Вопросы мастера производственного обучения:

-Как подбираются  марки и типы электродов?

- Какие марки и типы электродов применяют для сварки низкоуглеродистых сталей?

- Как подбираются диаметры электрода?

-Как расчитать силу сварочного тока?

3. последовательность наложения валиков на пластину в нижнем положении;

4.обратить внимание на рабочие инструменты, приспособления, оборудование;

5. организация рабочего места (обратить внимание на соблюдение правил по технике безопасности, культуру труда, меры по предупреждению утомляемости;

Кроссворд

О

ч

к

и

Г

о

л

у

б

о

й

з

а

з

е

м

л

е

Н

и

е

с

в

Е

т

о

ф

и

л

ь

т

р

в

е

н

Т

и

л

я

ц

и

я

и

н

с

т

р

У

к

ц

и

я

Ш

л

а

к

в

е

р

т

И

к

а

л

ь

н

о

е

а

ц

е

Т

и

л

е

н

б

р

Е

з

е

н

т

к

и

с

Л

о

р

о

д

1 п

о

м

о

щ

Ь

Выдача задания обучающимся, сообщение норм времени и критериев оценок.

Ход игры

Распределение ролей:

1.Представитель отдел техники безопасности;    (ТБ)           

2. Представитель отдел технолога;

3. Представитель сварочного  цеха;

     4.  Представитель отдела  технического контроля. (ОТК)

Каждому отделу дается задание согласно его деятельности:

ТБ - мероприятия по безопасному ведению работ;

Технологи - установить последовательность технологического процесса;

Сварка - установить параметры режима сварки, последовательность выполнения сварочных швов.                        

ОТК - назначить методы контроля св. шва конструкции (визуально).

3.Текущий инструктаж: 4 часа

3.1.выполнение учебно-производственных работ по наложению валиков на пластину в нижнем положении; (узких и уширенных).

3.2.Деятельность мастера:

-наблюдение за началом работы всех обучающихся;

-первый целевой обход: проверить организацию и содержание рабочих мест;

-второй целевой обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и операций по подготовке металла под сварку;

- третий целевой обход: проконтролировать технологию наложения шва;

-четвертый целевой обход: проверить правильности выполнения наплавки валиков, ведения самоконтроля;

-прием и оценка работ обучающихся, заполнение

Оценочный лист

№п/п

Ф И

Оценка

теорет.

части

Подготовка под сварку

Качество

сварки.

Оценка практич.

части

Сумма

балов

Общая оценка

1

Боднарюк Э.

12

4

4

4

24

4

2

Бородин А.

11

3

3

3

20

3

3

Бычков М.

12

4

3

3

22

3

4

Воронков А.

14

3

3

3

23

4

5

Закарян А

9

3

3

3

18

3

6

Касьяненко В

11

4

4

4

23

4

7

Ключников И

14

3

3

3

23

4

8

Красов Р.

10

3

3

3

19

3

9

Куницын В.

17

3

3

3

26

4

10

Лушпин Г.

14

4

4

4

26

4

11

Муравский С

13

5

5

5

28

5

12

Редькин А.

16

4

4

4

28

5

13

Руденко Н.

13

3

3

3

23

4

14

Савченко В.

11

3

3

3

20

3

15

Сериков А

11

4

4

4

23

4

16

Степанов Д

10

4

3

3

20

3

17

Чумаченко А

11

5

5

5

26

4

18

Шинкарев Д

10

3

3

3

19

3

19

Савченко С.

12

3

3

3

21

3

4. Заключительный инструктаж: 20 мин.

4.1.подведение итогов работы за учебный день:

  -Преподаватель: обобщение и подведение итогов выполнения учебных задач урока.

-Мастер: сообщить причины появления наиболее характерных недочетов в работе и типичных ошибок;

-отметить тех обучающихся с отличным качеством выполнения работы;

-сообщить оценки каждому обучающемуся;

-выявить нарушения техники безопасности:

-уборка рабочих мест.

Лучшие обучающиеся  получают приглашение на работу для реализации проекта.

Выдача домашнего задания:

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2013. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование. Гл.3 с.32-41

Заключение

      Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку учащимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.

При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА: «Взаимосвязь предмета товароведение и производственного обучения»

Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Открытый бинарный урок по основам маркетинга

Открытый бинарный урок по основам маркетинга...

методическая разработка открытого бинарного урока( с/х машины и тракторы) по теме "Вал отбора мощности трактора МТЗ-80 и косилка КРН-2.1"

В данной разработке изучается назначение, устройство, принцип действия, привод вала отбора мощности трактора МТЗ-80 и устройство назначение, регулировки и принцип работы косилки КРН-2.1. Даны тестовае...

Открытый бинарный урок "Кривые второго порядка"

Изучение любой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию.Материал этого урока показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас м...

Конспект открытого бинарного урока технология (швейное дело) + биология в 7 классе на тему: «Лён и хлопок. Ткани из растительных волокон и их свойства»

Бинарный урок был проведен в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "общеобразовательная школа №30" г. Белгорода. В данном образовательном учреждении обучаются дети с ограниченными возм...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...