План конспект - занятия по теме: «Назначение и сущность токарной обработки. Основные узлы и части токарного станка»
план-конспект занятия по теме

Балковая Татьяна Геннадьевна

План  конспект - занятия  по теме:

«Назначение и сущность токарной обработки. Основные узлы и части токарного станка»

Раздел 1. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках

Тема 1.1.Сведения о токарной обработке

Дисциплина  ОП. 05  ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ И РАБОТ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ

Специальность: 15.01.26 Токарь-универсал  

План учебного занятия    

Тема учебного занятия:  Назначение и сущность токарной обработки. Основные узлы и части токарного станка

Цели учебного занятия:

Обучающая:  Формировать знания:  устройство основных узлов,   назначение, принцип работы, основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин,  

Развивающая:  Развитие познавательного интереса учащихся, учебно самостоятельность, формирование навыков принятия решений, информационной и  коммуникативной компетенций.

Воспитательная:  Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

ОК и ПК формируемые на занятии:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ПК 1.1.

Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках.

ПК 1.2.

Проверять качество выполненных токарных работ.

Тип учебного занятия:   Урок усвоения  новых знаний

Вид учебного занятия:    Комбинированный урок

Метод:  рассказ, объяснение, демонстрация, слайдовый показ электронной  презентации, самостоятельная работа, показ видеофильма.

Оборудование учебного занятия:  Электронная презентация, проектор, индивидуальный раздаточный материал

Действующая модель токарно-винторезного станка 16К20

Межпредметные связи:  Производственное обучение; материаловедение, основы черчения  

Используемая литература:

1.       Багдасарова Т.А.  Токарь: технология обработки: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 80 с.

2.       Вереина Л.И. Справочник станочника: учеб. пособие для проф. образования.

– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 560с

Продолжительность учебного занятия:  1час 30 минут

Технологическая карта

Ход занятия

Планируемое время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

2

3

2 мин

 

I. Организационная часть урока

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих по списку.

 Староста сообщает готовность к уроку

3мин

II Постановка целей и задач:

1. Изучить назначение основных узлов токарно- винторезного станка 16К20.

2. Ознакомиться с органами управления станка

3. Выполнить самостоятельную работу, заполнить таблицы, применяя полученные знания на уроке теоретического обучения

ОК .01-ОК.02

 

 

20мин

III. Актуализация опорных знаний:

Повторение:    Классификация станков токарной группы, их особенности.

Вопросы:

1. Какие станки входят в состав токарной группы?

2. Для чего предназначены токарно- винторезные станки?

3. Какие детали называют телами вращения?

4. Расшифровать модели станка 1К62; 16К20; 1А616

Ответ на вопрос

 

ОК.03-ОК.04

40 мин.

IV. Формирование новых знаний, умений.

Объяснение нового материала:

План:

1. Назначение токарно-винторезных станков.

3. Основные узлы и механизмы.

4. Органы управления станком.

Слушают объяснение, записывают тему, отвечают на наводящие вопросы и задают свои вопросы

ОК.01-ОК.04

Краткий конспект

Для осуществления процесса резания необходимо обеспечить относительное перемещение заготовки и инструмента.

1.  Что такое процесс резания?

2. Основные движения для  процесса резания?

3. В каком документе можно найти технические параметры станка токарно-винторезного станка и токарного станка(паспорт станка)

Слайд. 5 Как измерить высоту центров станка, расстояние между центрами  станка(личный показ)

Слайд. 6  Как найти наибольшую  длину  L,заготовки которую нужно обработать  на станке, чем можно измерить ( личный показ)

 масса станка:

- легкие - до 500 кг (D = 100 - 200 мм);          - средние - до 4 т (D = 250 - 500 мм);

- крупные - до 15 т (D = 630 - 1250 мм);         - тяжелые - до 400 т (D = 1600 - 4000 мм).

Основные узлы станка и их назначение (слайд 7)

1. Токарно-винторезный станок предназначен для выполнения разнообразных токарных работ по чёрным и цветным металлам, точение конусов, нарезание метрической, модульной, дюймовой и питчевых резьб.

2. Слайд 8

  1.  Месторасположение станины?

Ответ: Станина — массивное чугунное основание,   с двумя  стенками, которые соединены между собой поперечными элементами, придающими ей требуемый уровень жесткости, смонтированы основные узлы станка. Верхняя часть станины имеет две плоские и две призматические направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка.

2.             Передняя бабка?

Ответ: Чугунная коробка, внутри которой расположен -  главный рабочий орган станка: шпиндель и коробка скоростей.

3.              Для чего служит передняя бабка токарного станка? 

Ответ: Передняя бабка одновременно выполняет две функции: придает заготовке вращение и поддерживает ее в процессе обработки.

4.             Для чего служит шпиндель?

Ответ: Полый ступенчатый вал на переднем конце, которого при помощи приспособления закрепляется заготовка или инструмент

5.             Какие требования предъявляют шпинделю?

Ответ: Точность вращения, жесткость, виброустойчивость, износостойкость.

6.       Как крепится трёх - кулачковый само центрирующий патрон:

  Ответ: Патрон устройства (кулачкового или поводкового типа) фиксируется на конце шпинделя при помощи резьбового соединения. Именно данный узел токарного станка отвечает за передачу вращения заготовке в процессе ее обработки. На правом конце шпинделя крепится приспособление (например, патрон), зажимающее заготовку.

7.       Применение  коробки скоростей?

  Ответ:  Служит для изменения частот вращения шпинделя.

8.       Суппорт?

Ответ:  Устройство для закрепления резца и обеспечения движения подачи, т.е. перемещения резца в продольном и поперечном направлениях. Движение подачи может осуществляться вручную или механически. Механическое (автоматическое) движение подачи суппорт получает от ходового вала или ходового винта (при нарезании резьбы).

9.       За какую работу отвечает ходовой винт?

Ответ:  За продольное перемещение

10.    Где на станке можно закрепить режущий инструмент

Ответ:  В резцедержателе

11.    Зачем столько позиций для резцедержателя? 

Ответ:  Для   закрепления резцов, экономии времени при работе

12.    Какой узел станка помогает резцу осуществлять движение в различных направлениях?

Ответ:   Суппорт.

13.     Из  каких узлов состоит суппорт?

Ответ:  продольных салазок (каретки), поперечных салазок, поворотной плиты, верхних салазок и резцедержателя

14.    Какой механизм отвечает за перемещение резца  с необходимой скоростью и изменял  величину этого перемещения?

Ответ:  Коробка подач, она  представляет собой механизм, передающий вращение от шпинделя к ходовому валу или ходовому винту, служит для изменения скорости движения подачи суппорта (величины подачи). Вращательное движение к коробке подач передается от шпинделя через реверсивный механизм (трензель) и гитару со сменными зубчатыми колесами.

15.    Какую функцию выполняет задняя бабка?

Ответ:   Она предназначена для поджатия с помощью центра длинных заготовок в процессе обработки, а также для закрепления и подачи стержневых инструментов (сверл, зенкеров, разверток).

16.    Какой вид оборудования помогает приводить в движение все механизмы станка?

Ответ: Электрооборудование.

17.    Лимб?

Ответ: Кольцо (или плоская шайба) с нанесёнными на его поверхности рисками, расположенными на равных расстояниях друг от друга. На определённом интервале, например через каждые 10 рисок, нанесены цифры, указывающие определённую величину градуировки лимба. Лимб может быть отградуирован в миллиметрах, градусах или других метрических величинах.

 

ОК.02; ОК.04

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение с пояснением

(показ презентации)

20 мин.

Закрепление нового материала.

Задания:

1. Выписать обозначения основных узлов  токарно - винторезного станка:

Заполните таблицу 1

2.  «Технические  характеристики станка16К20»

Заполните таблицу 2. 

Выполнение практических упражнений с применением теоретических знаний

ОК.04

5 мин.

Подведение итогов, (рефлексия).

1 Проверить выполненные студентами задания

2 Выставить оценки за работу

3 Анализ допущенных ошибок студентами

Самоанализ результатов решения задания. ОК.03

 

Задание на дом

 

 

  1. Назвать марки станков,  присутствующих в токарной мастерской. (записать в тетрадь)
  2. Межпредметное задание : Назвать металл из которых изготовили основные узлы станка.
  3. Как называется этот предмет  который изучает металлы и сплавы.

Задание в тетради

ОК.04

 

Приложение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация Токарноя обработка2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Назначение и сущность токарной обработки. Основные узлы и части токарного станка» . Специальность: 15.01.26 Токарь-универсал Первый курс 2016год

Слайд 2

Основные виды станков Н П В А C Токарные и токарно-винторезные + + + + + Токарные полуавтоматы и автоматы + + + - - Токарные револьверные + + + + - Токарные копировальные + + - - - Карусельные и лобовые + + + - - Затыловочные и резьбообрабатывающие + + + + - Многоцелевые, специализированные и специальные - + + + - В обозначение модели может входить буква, характеризующая точность станка: 16К20П - токарно-винторезный станок повышенной точности.

Слайд 3

Техническими параметрами, по которым классифицируют токарно-винторезные станки, являются наибольший диаметр D обрабатываемой заготовки (детали) или высота Центров над станиной (равная 0,5 D )

Слайд 4

2. Наибольшая длина L обрабатываемой заготовки (детали )

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ ТОКАРНОГО СТАНКА 16К20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка профессионального модуля по профессии "Токарь-универсал" ПМ 02 "Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках"

Разработка предназначена для мастеров производственного обучения  по профессии "Токарь-универсал" согласно ФГОС...

Профессиональный модуль ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы

Профессиональный модуль ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы...

Профессиональный модуль ПМ 04 Обработка деталей и изделий на токарно-револьверных станках

Профессиональный модуль ПМ  04 Обработка деталей и изделий на токарно-револьверных станках...

Программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы

Программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы...

Презентация на тему "Основные узлы токарного станка"

В презентации рассмотрены основные узлы токарного станка...