Развитие профессиональной компетентности cтудентов технических специальностей при обучении инженерной графике.
статья на тему
Развитие профессиональной компетентности студентов технических специальностей при обучении инженерной графике.
Компетентностный подход в профессиональном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prof.kompetentnosti_studentov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетентности cтудентов технических специальностей при обучении инженерной графике.
Компетентностный подход в профессиональном образовании
Развитие профессиональной компетентности cтудентов технических специальностей при обучении инженерной графике.
Бардина Марина Вячеславовна преподаватель специальных дисциплин,
Ликино-Дулёвский политехнический колледж –филиал ГГТУ, г.Ликино-Дулёво
Обязательным условием Ликино-Дулёвского политехнического колледжа является интегрированная система обучения - органичное соединение теоретической подготовки студентов с их профессиональной деятельностью на базовых предприятиях, в организациях и учреждениях.
Решение проблемы развития профессиональной компетентности студентов технических специальностей в процессе обучения графическим дисциплинам лежит в процессе обучения и разработки новой оптимальной технологии обучения инженерной и компьютерной графики на основе компетентностного подхода и ориентированной на развитие компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста.
Графические предметы для технической специальности являются первыми профессионально ориентированными дисциплинами, с которыми сталкивается студент. Успехи в освоении этих предметов служат индикатором будущей профессиональной состоятельности, так как невозможно представить себе специалиста, не владеющего графическим языком.
Одной из главных проблем среднего профессионального образования для технической специальности является противоречие между возрастающими требованиями к конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников.
– процесс обучения графическим дисциплинам студентов технических специальностей.
– развитие профессиональной компетентности студентов технических специальностей при обучении графическим дисциплинам.
– развитие профессиональной компетентности студентов технической специальности в процессе обучения графическим дисциплинам с помощью технологии обучения, спроектированной в логике компетентностного подхода.
обучение графическим дисциплинам обеспечит развитие профессиональной компетентности студентов, если:−
содержание графических дисциплин будет отвечать таким−
целям обучения, которые детерминированы особенностями современной профессиональной деятельности;
будет найдена оптимальная последовательность графических дисциплин в учебном плане подготовки студентов технической специальности;−
технология обучения графическим дисциплинам будет разработана на основе компетентностного подхода;−
используемые компьютерные технологии будут содействовать развитию профессиональных навыков будущего специалиста.−
При разработке технологии обучения, основанной на компетентностном подходе, обоснована целесообразность соотнесения целей, содержания, форм и средств технологии обучения графическим дисциплинам с компонентами профессиональной компетентности, детерминируемыми особенностями современной профессиональной деятельности специалиста.
Теория проектирования технологии обучения графическим дисциплинам студентов технической специальности обогащена педагогическими знаниями об особенностях
реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста и может быть трансформирована на другие предметы программы обучения студентов.
Разработаны целевой, содержательный и процессуальный компоненты технологии обучения студентов технических ссузов компьютерной и инженерной графики и машиностроительного черчения; определены преемственности и последовательности изучения графических дисциплин; выявлены средства реализации межпредметных связей графических дисциплин с другими дисциплинами программы подготовки студентов технической специальности.
Профессиональная компетентность специалиста включает в себя общепрофессиональные и специальные качества, физиологический, психологический и морально-этический компоненты и зависит от социально-экономических требований современного общества. Структура профессиональной компетентности специалиста включает в себя такие составляющие, как когнитивный, аксиологический, коммуникативный, социально-психологический компоненты и профессиональный опыт.
Несомненным плюсом внедрения компетентностного подхода в систему образования является реализация личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подхода в образовательном процессе.
В процессе развития компонентов профессиональной компетентности в самом начале обучения будущего специалиста немаловажная роль отводится как самому курсу, так и разработанной технологии обучения инженерной и компьютерной графике в силу их
1) позиционных условий: обучение графическим дисциплинам начинается с первого семестра и продолжается два курса;
2) условий, связанных с содержанием, целью и задачами самих предметов:
– профессиональной значимостью содержания графических дисциплин;
– тесной взаимосвязью с программами других математических, специальных и общетехнических дисциплин и с будущей профессиональной деятельностью;
– характером «самодостаточности» этих предметов; по окончании студент может применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении чертежей машиностроительных и строительных конструкций «от руки» и с помощью компьютера не только в курсовых проектах, но также и в трудовой деятельности;
3) принципиального отличительного качества графических дисциплин, которое заключается в том, что они начинаются с теоретического курса, формирующей фундаментальные знания, и продолжаются практическими прикладными дисциплинами.
Предметная (графическая) компетентность является неотъемлемой частью:
– когнитивной компетентности студента. Графическая компетентность является не только целью, но и средством для овладения многими знаниями в области других специальных и общепрофессиональных дисциплин;
– коммуникативной компетентности, так как язык графики, знание стандартов, компьютерных графических редакторов объединяет всех специалистов. В процессе изучения правил выполнения и чтения чертежей студенты уже на первых курсах погружаются в мир профессиональных понятий и терминов.
В процессе обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода также развиваются:
– аксиологическая компетентность, так как профессиональная направленность всей программы, содержания и методики преподавания графических дисциплин способствуют усилению профессиональной мотивации обучения, постоянному определению целей и значимости учебно-познавательной деятельности студента, его самоактуализации и рефлексии его способностей и достижений в профессиональном становлении;
– социально-психологическая компетентность, которая позволяет студенту и специалисту реализовать свои знания в нужный момент в конкретном месте. Этот компонент профессиональной компетентности развивается общими усилиями всех непосредственных участников учебно-познавательной деятельности.
Графические дисциплины более всех остальных предметов первого и второго курса способствуют раннему приобретению профессионального опыта и помогают студентам с помощью уже сформированной предметной графической компетентности быть вовлеченными в профессиональную деятельность.
Структурирование содержания графических дисциплин в логике компетентностного подхода предлагается осуществлять с помощью определения 3-х уровней контекстов:
взаимосвязь содержания графических дисциплин с профессиональными компетентностями;
- взаимосвязь содержания графических дисциплин с содержанием других дисциплин программы обучения специальности;
- внутрипредметные контексты, в которых можно выделить три подуровня: обращение к уже полученным в процессе обучения графическим дисциплинам знаниям, умениям и навыкам и ключевым и межпредметным компонентам профессиональной компетентности, сформированным ранее; текущий контекст, определяющий структуру и взаимосвязи изучаемых элементов внутри изучаемой темы; обращение к будущим темам – предварительный контекст.−
Список литературы
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва-Воронеж, 2002. – 355с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 576 с.
4. Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения технологий в обучении: Дис. канд. пед наук. – Москва, 2003. – 180 с.
5. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд-во РАО, 2002. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
Деловая игра как средство развития профессиональной компетентности студентов.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опир...
«Дипломное проектирование как средство развития профессиональной компетентности студентов»
СОДЕРЖАНИЕ1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА2.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕ...
Методические указания для выполнения практической работы по теме 2.8 Проекции моделей в программе ADEM для специальностей технического профиля по дисциплине «Инженерная графика»
Методические указания предназначены для освоения последовательности построения детали «Модель» в компьютерной программе ADEM....
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.
Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...