РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
рабочая программа на тему

Михайличенко Ольга Вадимовна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05    МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Введено в действие

приказом директора

от «____» _____________ 20____ г.

№ ____________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

________________ Д.В. Колесник

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05    МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

2015 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета

Протокол № ______

от «____» _____________ 20____ г.

Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии

химико-технологических дисциплин

Протокол № ______

от «____» _____________ 20____ г.

Председатель ПЦК ________________

                                      Е.В.Гусакова


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  специальности

18.02.05  Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии. 

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

Разработчики:

Михайличенко О.В. преподаватель 1 квалификационной категории

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05  Материаловедение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 18.02.05  Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии. 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины принадлежит к профессиональному циклу дисциплин ППССЗ базовой подготовки и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков, необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учётом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, технологий и социальной сферы в рамках, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом. 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;

определять твердость материалов;

подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;

виды прокладочных и уплотнительных материалов;

закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термической и химической обработки, и защиты от коррозии;

классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

методы измерения параметров и определения свойств материалов;

основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

основные свойства полимеров и их использование;

особенности строения металлов и сплавов;

свойства смазочных и абразивных материалов;

способы получения композиционных материалов;

сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением, и резанием.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 51 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

51

в том числе:

     лабораторные занятия

10

     практические занятия

10

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Подготовка сообщений и рефератов

Проработка тем и составление конспекта

15

10

Итоговая аттестация в форме экзамена      


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 05  Материаловедение

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы материаловедения.

49

Тема 1.1.

Строение и свойства металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

20

1

Введение. Предмет и задачи дисциплины. Общие понятия и определения.

2

2

Механические свойства материалов. Технология материалов и технологические свойства. Физические, химические и эксплуатационные свойства материалов.

3

Строение металлов. Кристаллизация металлов.

4

Металлические сплавы. 

5

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.

6

Стали. Влияние углерода и примесей на свойства стали. Классификация сталей.

7

Легированные конструкционные стали. Маркировка.

8

Коррозионностойкие стали. Методы защиты от коррозии. 

9

Чугуны. Классификация чугунов.

10

Цветные металлы и сплавы.

Лабораторные работы

Л.р. № 1 Определение твёрдости металлов.

4

Практические занятия

Пр.р. № 1 Изучение микроструктур углеродистой стали.

Пр.р. № 2 Изучение микроструктур легированных сталей.

Пр.р. № 3 Изучение микроструктур серых чугунов.

10

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

 составить конспект по темам:  «Качество материалов и его оценка», «Виды диаграмм состояния», «Сплавы железа с углеродом», «Конструкционные стали», «Стали со специальными свойствами».

10

Тема 1. 2.

Основы выбора материалов.

Содержание учебного материала

2

1

Схема выбора  материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

подготовить рефераты  «Область применения и видов обработки конструкционных материалов».

3

Раздел 2.

Обработка металлов и сплавов.

19

Тема 2. 1.

Обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

6

1

Термическая обработка стали.

2

2

Химико-термическая обработка.

3

Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

Лабораторные работы

Л.р. № 2 Изучение микроструктур термообработанных сталей.

Л.р. № 3 Влияние отжига и нормализации на свойства стали.

Л.р. № 4 Закалка и отпуск углеродистой стали.

6

Практические занятия 

-

Контрольные работы «Свойства и обработка металлов и сплавов».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений «Закалка и отпуск стального лезвия», «Виды механических испытаний».

Подготовка рефератов «Исследование металлов на прочность».

6

Раздел 3.

Неметаллические материалы.

8

Тема 3.1.

Неметаллические материалы.

Содержание учебного материала

2

1

Пластические массы. Неорганические материалы.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка рефератов «Виды прокладочных и уплотнительных материалов»,  «Свойства  смазочных и абразивных материалов», «Способы  получения композиционных материалов».

6

Тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) 

-

Всего:

76

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническоме обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Материаловедение».

Оборудование учебной лаборатории: 

рабочее место преподавателя;  

рабочие места обучающихся;  

комплект плакатов (стендов);

комплект рисунков, схем, таблиц для демонстраций;  

учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты);  наборы деталей и элементов конструкций;

задания для практических работ, методические указания по их выполнению и образцы выполненных работ;

оборудование для лабораторно - практических работ - муфельная печь, металлографический микроскоп;  

учебно-методическая литература.

Технические средства обучения: Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

  1. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. Пособие для НПО. - М.: Академия, 2007.
  2. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для

НПО. / Заплатин В.Н. - М.:Академия, 2008

  1. Ржевская С.В. Материаловедение: Учебник для ВУЗов. - М.:  

Университетская книга Логос, 2006.

  1. Солнцев Ю.П. Материаловедение: Учебник для СПО. - М.: Академия,

2007

  1. Черепахин А.А. Материаловедение: Учебник для СПО. - М.: Академия,

2006

  1. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение: Учебник для СПО. - Ростов н/Д.:

Феникс, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Зуев В. М. Термическая обработка металлов. - М.: Академия, 2001.         
  2. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1990.
  3. Калачев Б.А., Ливанов Б.А., Елагин В.И. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – М.: МИСИС, 2005.
  4. Материаловедение / Под. общ. ред. Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ,  а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и рефератов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знание видов механической, химической и термической обработки металлов и сплавов.

Умение определять режимы отжига, закалки и отпуска стали.

Правильно определяет и подразделяет виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов.

Определяет режимы отжига, закалки и отпуска стали.

Знание закономерностей процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,  способы защиты металлов от коррозии.

Знание основных сведений о кристаллизации и структуре расплавов.

Анализ кристаллизации и структуры расплавов, закономерностей процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов.

Обосновывает способы защиты металлов от коррозии.

Знание классификации, основных видов, маркировки, области применения и видов обработки конструкционных материалов, основных сведений об их назначении и свойствах, принципов их выбора для применения в производстве.

Умение определять свойства  по маркировке, по внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их.

Умение выбирать конструкционные материалы   по их назначению и условиям эксплуатации.

Обосновывает области применения и виды обработки конструкционных материалов.

Самостоятельно определяет марку  сплавов.

Обосновывает выбор конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве.

Анализиреет и классифицирует выбранные конструкционные материалы   по их назначению и условиям эксплуатации.

Знание методов измерения параметров и определения свойств материалов.

Умение определять твердость материалов.

Анализирует методы измерения параметров и определения свойств материалов.

Оценка твердости материалов.

Знание основные сведений о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства.

Анализирует основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов и  технологию их производства.

Знание основных свойств полимеров и их использования.

Оценивает свойства полимеров и обосновывать их использования.

Знание особенностей строения металлов и сплавов.

Анализирует особенности строения металлов и сплавов.

Знание свойств  смазочных и абразивных материалов.

Знание видов прокладочных и уплотнительных материалов.

Оценивает свойства смазочных и абразивных материалов.

Правильно определяет  виды прокладочных и уплотнительных материалов.

Знание способов  получения композиционных материалов.

Анализирует способы  получения композиционных материалов.

Знание сущности технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

Умение подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давление, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей.

Правильно оценивает сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

Анализирует и подбирает способы и режимы обработки металлов для изготовления различных деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Методический материал учебного элемента по учебной практике для специальности 080114 "Эконмика и бухгалтерский учет"

Представленный учебный элемент предназначени для формирования профессионалдьных компетенций по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" в ходе учебной практики по профессиональному модулю...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Основы сварки»

СОДЕРЖАНИЕ   Стр.1Теоретические основы сварки41.1Сварочная дуга и ее свойства41.2Металлургические процессы при сварке101.3Сварочные материалы141.4Сварные соединения и швы212Виды сварки2...

Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения

Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...