РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие приказом директора от «____» _____________ 20____ г. № ____________ | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ________________ Д.В. Колесник |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
2015 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол № ______ от «____» _____________ 20____ г. | Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии химико-технологических дисциплин Протокол № ______ от «____» _____________ 20____ г. Председатель ПЦК ________________ Е.В.Гусакова |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии.
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчики:
Михайличенко О.В. преподаватель 1 квалификационной категории
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины принадлежит к профессиональному циклу дисциплин ППССЗ базовой подготовки и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков, необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учётом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, технологий и социальной сферы в рамках, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
определять твердость материалов;
подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термической и химической обработки, и защиты от коррозии;
классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
основные свойства полимеров и их использование;
особенности строения металлов и сплавов;
свойства смазочных и абразивных материалов;
способы получения композиционных материалов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением, и резанием.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 51 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 76 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 51 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Подготовка сообщений и рефератов Проработка тем и составление конспекта | 15 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 05 Материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Основы материаловедения. | 49 | |||
Тема 1.1. Строение и свойства металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | 20 | |||
1 | Введение. Предмет и задачи дисциплины. Общие понятия и определения. | 2 | |||
2 | Механические свойства материалов. Технология материалов и технологические свойства. Физические, химические и эксплуатационные свойства материалов. | ||||
3 | Строение металлов. Кристаллизация металлов. | ||||
4 | Металлические сплавы. | ||||
5 | Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. | ||||
6 | Стали. Влияние углерода и примесей на свойства стали. Классификация сталей. | ||||
7 | Легированные конструкционные стали. Маркировка. | ||||
8 | Коррозионностойкие стали. Методы защиты от коррозии. | ||||
9 | Чугуны. Классификация чугунов. | ||||
10 | Цветные металлы и сплавы. | ||||
Лабораторные работы Л.р. № 1 Определение твёрдости металлов. | 4 | ||||
Практические занятия Пр.р. № 1 Изучение микроструктур углеродистой стали. Пр.р. № 2 Изучение микроструктур легированных сталей. Пр.р. № 3 Изучение микроструктур серых чугунов. | 10 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся составить конспект по темам: «Качество материалов и его оценка», «Виды диаграмм состояния», «Сплавы железа с углеродом», «Конструкционные стали», «Стали со специальными свойствами». | 10 | ||||
Тема 1. 2. Основы выбора материалов. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Схема выбора материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся подготовить рефераты «Область применения и видов обработки конструкционных материалов». | 3 | ||||
Раздел 2. | Обработка металлов и сплавов. | 19 | |||
Тема 2. 1. Обработка металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Термическая обработка стали. | 2 | |||
2 | Химико-термическая обработка. | ||||
3 | Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. | ||||
Лабораторные работы Л.р. № 2 Изучение микроструктур термообработанных сталей. Л.р. № 3 Влияние отжига и нормализации на свойства стали. Л.р. № 4 Закалка и отпуск углеродистой стали. | 6 | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы «Свойства и обработка металлов и сплавов». | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений «Закалка и отпуск стального лезвия», «Виды механических испытаний». Подготовка рефератов «Исследование металлов на прочность». | 6 | ||||
Раздел 3. | Неметаллические материалы. | 8 | |||
Тема 3.1. Неметаллические материалы. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Пластические массы. Неорганические материалы. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Виды прокладочных и уплотнительных материалов», «Свойства смазочных и абразивных материалов», «Способы получения композиционных материалов». | 6 | ||||
Тематика курсовой работы (проекта) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | ||||
Всего: | 76 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническоме обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Материаловедение».
Оборудование учебной лаборатории:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
комплект плакатов (стендов);
комплект рисунков, схем, таблиц для демонстраций;
учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты); наборы деталей и элементов конструкций;
задания для практических работ, методические указания по их выполнению и образцы выполненных работ;
оборудование для лабораторно - практических работ - муфельная печь, металлографический микроскоп;
учебно-методическая литература.
Технические средства обучения: Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. Пособие для НПО. - М.: Академия, 2007.
- Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для
НПО. / Заплатин В.Н. - М.:Академия, 2008
- Ржевская С.В. Материаловедение: Учебник для ВУЗов. - М.:
Университетская книга Логос, 2006.
- Солнцев Ю.П. Материаловедение: Учебник для СПО. - М.: Академия,
2007
- Черепахин А.А. Материаловедение: Учебник для СПО. - М.: Академия,
2006
- Чумаченко Ю.Т. Материаловедение: Учебник для СПО. - Ростов н/Д.:
Феникс, 2009.
Дополнительные источники:
- Зуев В. М. Термическая обработка металлов. - М.: Академия, 2001.
- Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1990.
- Калачев Б.А., Ливанов Б.А., Елагин В.И. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – М.: МИСИС, 2005.
- Материаловедение / Под. общ. ред. Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Знание видов механической, химической и термической обработки металлов и сплавов. Умение определять режимы отжига, закалки и отпуска стали. | Правильно определяет и подразделяет виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов. Определяет режимы отжига, закалки и отпуска стали. |
Знание закономерностей процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, способы защиты металлов от коррозии. Знание основных сведений о кристаллизации и структуре расплавов. | Анализ кристаллизации и структуры расплавов, закономерностей процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов. Обосновывает способы защиты металлов от коррозии. |
Знание классификации, основных видов, маркировки, области применения и видов обработки конструкционных материалов, основных сведений об их назначении и свойствах, принципов их выбора для применения в производстве. Умение определять свойства по маркировке, по внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их. Умение выбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации. | Обосновывает области применения и виды обработки конструкционных материалов. Самостоятельно определяет марку сплавов. Обосновывает выбор конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве. Анализиреет и классифицирует выбранные конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации. |
Знание методов измерения параметров и определения свойств материалов. Умение определять твердость материалов. | Анализирует методы измерения параметров и определения свойств материалов. Оценка твердости материалов. |
Знание основные сведений о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства. | Анализирует основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов и технологию их производства. |
Знание основных свойств полимеров и их использования. | Оценивает свойства полимеров и обосновывать их использования. |
Знание особенностей строения металлов и сплавов. | Анализирует особенности строения металлов и сплавов. |
Знание свойств смазочных и абразивных материалов. Знание видов прокладочных и уплотнительных материалов. | Оценивает свойства смазочных и абразивных материалов. Правильно определяет виды прокладочных и уплотнительных материалов. |
Знание способов получения композиционных материалов. | Анализирует способы получения композиционных материалов. |
Знание сущности технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. Умение подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давление, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей. | Правильно оценивает сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. Анализирует и подбирает способы и режимы обработки металлов для изготовления различных деталей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...
Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста в современных условиях, раскрыта сущность понятий «индивидуализация» студ...
Методический материал учебного элемента по учебной практике для специальности 080114 "Эконмика и бухгалтерский учет"
Представленный учебный элемент предназначени для формирования профессионалдьных компетенций по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" в ходе учебной практики по профессиональному модулю...
Учебное пособие по учебной дисциплине «Основы сварки»
СОДЕРЖАНИЕ Стр.1Теоретические основы сварки41.1Сварочная дуга и ее свойства41.2Металлургические процессы при сварке101.3Сварочные материалы141.4Сварные соединения и швы212Виды сварки2...
Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения
Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...
Рабочаяпрограмма ОП. 03 "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Техническое оснащение 2016-2017...