Толерантность-свобода в многообразии.
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: воспитание у студентов миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев. Даже у нас в группе обучаются студенты разных национальностей. Все мы разные, мы различаемся внешне, чувствами, идеями, образом жизни и при этом по-разному относимся друг к другу. Как мы должны строить отношения между собой? Чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо наличие у него многих качеств. Одним из них является толерантность.
- Какое из определений вам импонирует более всего? - Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? - А что же объединяет эти определения? Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: - в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; - во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; - в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; - в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; - в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая Россию). Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Свойства толерантной личности: признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.); уважение культурной самобытности и языков других наций; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивное отношение к людям других национальностей. Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.
Свойства интолерантной личности: ставить себя выше остальных; отсутствие чувства солидарности; неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе; пренебрежительное отношение к другим людям нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей. Она способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? • оскорбления, насмешки; • игнорирование (отказ в беседе, в признании); • негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); • преследования, запугивания, угрозы; • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе); • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); • мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков"); • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); • осквернение религиозных или культурных символов; • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов); • изгнание (официальное или насильственное); • репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
приветствия из разных стран сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония); потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия) показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция). какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными? как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя
КЛИЧКИ. Станете тоже называть человека кличкой, иначе все могут начать смеяться над вами? • Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих. • Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
На стене техникума вы увидели свастику. Ваши действия: • Пройду мимо и не замечу • Напишу рядом "смерть всем черным" • Незаметно сотру ее • Вместе с друзьями начну в техникуме кампанию против нацистских символов.
Один ваш друг в компании рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия: Сделаю вид, что не услышал этой реплики. • Объясню друзьям, что это - предрассудок.
В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными и человечными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по теме;Многообразие животных
Урок окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива"Тема урока; Многообразие животных Урок с презентацией по теме урока...
Многообразие письменностей
Внеурочное занятие по ФГОС для 4-8 классов по теме "многообразие письменностей". в данной работе рассказывается о письменностях мира, материал насыщен примерами письменностей и их отличительными...
“Эффективность образовательных методик и их многообразие”
“Эффективность образовательных методик и их многообразие”Концепция модернизации Российского образования определяет цели и задачи,которые требуют высокое качество уровня образования.Общество заинтересо...
Многообразие культуры русского народа
Многообразие культуры русского народа...
конспект урока на тему: «Деятельность людей и ее многообразие»
конспект урока на тему: «Деятельность людей и ее многообразие»...
Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров
Презентация "Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компью...
Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов и многообразие программ для обработки и создания графических мультимедийных объектов
Данный материал позволит обучающимся лучше ориентироваться в возможностях создания цифровых объектов с помощью внешних устройств....