Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: Танцевальная студия «Vita» 

144 академичестких часа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vita_2024-2025.doc40.97 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(БУ «Урайский политехнический колледж»)

 ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ

научно-методического совета

Протокол от «____» ______20__года

№_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор БУ «Урайский

политехнический колледж»

_________А.А. Севастьянова

Приказ от «____» _______20__ года №______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ VITA 

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 16–20 лет

 

Автор-составитель программы:

Михалевич Галина Антоновна,

Педагог-организатор

 

 

Урай, 2024


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующей нормативной базы:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844.
  4. Постановление от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  6. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России (письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242).
  7. Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).

Программа ориентируется на учащихся, занимающихся творческой деятельностью в танцевальном направлении.

Программа по своей содержательной направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации групповой. В хореографический коллектив принимаются физически здоровые студенты от 16 лет. Занятия по данной программе актуальны в связи с тем, что в процессе постановочной работы, репетиций, студенты приучаются к сопереживанию, сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Актуальность обусловлена тем, что в программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности за счет проведения бесед о хореографическом искусстве, истории и культуре танца, совместных просмотров видеоматериалов, целью которых является повышение нравственной и эстетической культуры обучающихся.

Новизна: Материал дает возможность создавать несложные сюжетно-тематические номера и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, этническую. Программа содержит необходимый минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений – азбуку классического, народного, современного танцев, что способствует гармоническому развитию способностей обучающихся. Теоретические сведения даются непосредственно в процессе занятий, в ходе работы над постановками.

Основой занятий является формирование у студентов танцевальных знаний, умений и навыков, на основе овладения и освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения классического, народного, современного танца, элементы современной пластики, можно создать репертуар, имеющий целью воспитания личности человека, его гуманных, гражданственных и патриотических чувств, нравственной направленности его сознания.

Форма занятий и режим: Занятия в студии проводятся в групповой форме, возраст обучающихся: 16 – 20 лет.

Данный курс рассчитан на 1 год обучения (108ч) и включает в себя следующие разделы:

  • учебно-тренировочная работа,
  • концертная деятельность.

Цель программы: раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей студентов, профессиональную ориентацию и адаптацию к условиям современной жизни.

Задачи программы:

Личностные:

  • формирование у обучающихся творческих способностей;
  • развитие природных задатков, творческого потенциала каждого студента, чувства ритма;
  • развитие аналитических способностей, образного и пространственного мышления, памяти, внимания, воображения.

Метапредметные:

  • последовательно ознакомить обучающихся с различными жанрами танца;
  • развивать интерес к хореографии, стремление преодолевать трудности;

Образовательные:

  • развивать умение выступать на сцене;
  • развивать память, чувство ритма, умение работать в коллективе, внимание и воображение;
  • развивать и совершенствовать знания в области композиции танца;
  • развивать навыки импровизации.

Ожидаемый результат:

После прохождения программы обучающийся должен знать:

  • правила безопасности на занятиях и выступлениях;
  • как провести разминку перед занятием;
  • позиции в разных жанрах танца.

После прохождения программы обучающийся должен уметь:

  • последовательно вести работу, анализировать ее;
  • работать в коллективе;
  • слышать музыку, замечать акценты в ней;
  • владеть своим телом;
  • импровизировать в непредвиденной ситуации на сцене;
  • адекватно оценивать свою работу.

После прохождения программы обучающийся будет иметь навыки:

  • проведения разминки;
  • выступления на сцене;
  • решения нестандартных задач;

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, фото, отзывы обучающихся и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: показ номеров, участие в конкурсах.


3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

  1. Учебно-тренировочная работа 54 ч

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

Конкурсы, фестивали, выступления

1

Разогрев мышц. Музыкально-ритмические упражнения

4

2

2

практические работы

2

Партерный класс

8

2

6

практические работы

3

Растяжка

6

6

практические работы

4

Класс на середине зала

6

2

4

практические работы

5

Работа с пространством. Кроссы. Диагонали

6

6

практические работы

6

Современный танец. Разогрев мышц. Импровизация на заданных условиях

10

2

8

практические работы

7

Работа в партере. Основные элементы. Кувырки. Слайд

6

2

4

практические работы

8

Современный танец. Экзерсис на середине зала

8

8

практические работы

  1. Концертная деятельность 54 ч.

11

Постановочная деятельность, подготовка к мероприятиям

18

18

практические работы

22

Работа над репертуаром. Разучивание комбинаций и танцевальных номеров

18

18

практические работы

33

Сценическая практика

18

18

практические работы

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ ,

наименование раздела, темы программы

Месяц

№ п\п

Кол-во

часов

Время проведения

Тема учебного занятия

Форма занятия

Место проведения

Формы и методы контроля

Раздел 1. «Учебно-тренировочная работа»

Тема 1.1. Разогрев мышц. Музыкально-ритмические упражнения

2

Разогрев мышц под соответствующую музыку различного ритма и темпа

Лекция

Актовый зал

Комбинированные практические работы

2

Разогрев мышц под соответствующую музыку различного ритма и темпа

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 1.2. Партерный класс

2

Комплекс упражнений на полу, направленный на правильное развитие координации и основных танцевальных навыков.

Лекция

Актовый зал

Комбинированные практические работы

6

Комплекс упражнений на полу, направленный на правильное развитие координации и основных танцевальных навыков.

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 1.3. Растяжка

6

Растяжка

Практика

Актовый зал

практические работы

Тема 1.4. Класс на середине зала

2

Теория и техника безопасности занятий на середине зала

Лекция

Актовый зал

Комбинированные практические работы

4

Класс на середине зала

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 1.5. Работа с пространством. Кроссы. Диагонали

6

Комплекс упражнений, выстроенных в танцевальные комбинации в джазовой манере направленных на отработку техники джазового танца.

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 1.6. Современный танец. Разогрев мышц. Импровизация на заданных условиях

2

История современного танца, основы импровизации

Лекция

Актовый зал

Комбинированные практические работы

8

Выполнение заданного алгоритма, определение ритмических и графических задач. Выполнение заданий через своё видение, благодаря лексическому опыту и танцевальным возможностям

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 1.7. Работа в партере. Основные элементы. Кувырки. Слайд

2

Изучение возможности своего тела, с перспективой переноса в параллельную плоскость

Лекция

Актовый зал

Комбинированные практические работы

4

Составление комбинаций, позволяющих танцовщику понять, как естественно работает его тело

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 1.8. Современный танец. Экзерсис на середине зала

8

Экзерсис на середине зала с элементами современного танца и импровизации

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Раздел 2. «Концертная деятельность»

Тема 2.1. Постановочная деятельность, подготовка к мероприятиям 

18

Постановочная деятельность, подготовка к мероприятиям

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 2.2. Работа над репертуаром. Разучивание комбинаций и танцевальных номеров

18

Работа над репертуаром. Разучивание комбинаций и танцевальных номеров

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

Тема 2.3. Сценическая практика

18

Сценическая практика

Практика

Актовый зал

Комбинированные практические работы

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Раздел 1. «Учебно-тренировочная работа»

Перед началом занятия студенты выстраиваются в линии в шахматном порядке. Каждое занятие начинается с поклона. Поклон - это танцевальное приветствие. Он может варьироваться на усмотрение педагога от 2-х до 8 тактов, в любой манере в зависимости от последующих упражнений.

Разминка. Разогрев мышц под соответствующую музыку различного ритма и темпа Преподаватель показывает - студенты повторяют.

Разминка может повторяться из урока в урок пока степень овладения навыками выразительного движения не будет приемлемой.

Преподаватель может попросить студентов выполнять те или иные движения в различных рисунках; по кругу, в диагоналях, в линиях.

Длительность разминки составляет 10 минут. В разминку входят изучение основных положений рук и основных позиций ног.

I- выворотная. Пятки сводятся вместе, пальцы врозь.

II - параллельная. Стопы параллельны на ширине тазобедренных суставов.

II - открытая широкая. позиция ног, соответственно стопы развернуты параллельно и широко.

III позиция, невыворотная V.

IV- позиция соответствует V широкой позиции. Между стоп остается некоторое расстояние.

V -позиция ног- положение при котором пятка расположена напротив носка, расстояние между стоп отсутствует.

Позиции рук.

Позиции рук заимствованы из классического танца с некоторыми изменениями и дополнениями.

І позиция. Локти разведены в сторону, лопатки вставлены. Кисти расположены на уровне желудка на некотором расстоянии от тела и друг друга. Предплечья образуют одну линию.

II позиция. Руки раскрыты в стороны. Ладони собраны в «Бутон» направлены вперед внутренней стороной.

Необходимо следить за тем, чтобы руки не вываливались назад, а плечевой сустав был вставлен на место.

III позиция Руки подняты вверх, на некотором расстоянии друг от друга.

IV позиция. Одна рука поднимается вверх, вторая опускается в сторону

Партерный класс. Комплекс упражнений на полу, направленный на правильное развитие координации и основных танцевальных навыков.

Упражнения выполняются лежа на спине, а также ряд упражнений выполняется лежа на животе.

Комплекс выполняется на каждом занятии в течение 20 минут. Все упражнения выполняются в классических позициях рук и ног.

Работа с пространством. Диагонали, кросс.

Комплекс упражнений, выстроенных в танцевальные комбинации в джазовой манере направленных на отработку техники джазового танца. Комбинации выполняются из угла в угол по диагоналям на продвижение вперед. В основе комбинации лежат базовые джазовые шаги, прыжки, вращения с уходом в пол. В комбинации включены движения из репертуарных номеров с целью улучшить качество исполнения.

Основной принцип - от «простого к сложному».

Время на работу в диагоналях отводится с учетом необходимости и на усмотрение педагога от 15 до 30 минут.

Современный танец.

Разогрев мышц. Импровизация на заданных условиях.

Педагог может задавать алгоритм, определять ритмические и графические задачи. Студент выполняет задание через своё видение, благодаря своему лексическому опыту и танцевальным возможностям. Смена задания происходит на усмотрение педагога. Задания может быть дано на индивидуальное «проживание», либо на работу в парах «партнёринг». Время, отведенное на импровизацию, варьируется, в зависимости от существующих задач и сложности задания.

Работа на полу в Современном танце, это изучение возможности своего тела, с перспективой переноса в параллельную плоскость. Постепенно осваивая основные элементы, а прежде всего безопасное исполнение их, составляются комбинации, позволяющие танцовщику понять, как естественно работает его тело. Современный танец отличается от классического своей «анотомичностью».

Кувырки. Упражнение на полу, выполняется через плечо из положения лежа н спине, и обратно, лежа на животе.

Облет - кувырок ос скольжением поочередным стоп вокруг оси.

Свинг- закрытое и открытое, круговое вращение со скольжением ног, и рук.

Слайд - скольжение тела или части тела

Перекат - переход через пол.

Экзерсис на середине зала состоит из танцевальных комбинаций, включающих основные упражнения и партерные элементы в различных техниках на усмотрение педагога. Работа на середине может включать и импровизационную работу студентов.

Раздел 2. «Концертная деятельность»

Танцевальный номер для студента - это подведение итогов его учебной репетиционной работы.

Постановку номера делает педагог, опираясь на пройденный материал, имеющиеся танцевальные навыки и данные студента. Демонстрация номера сводится к участию в мероприятиях колледжа, а также городских и окружных конкурсах, фестивалях и является формой контроля результатов. На постановку номера отводится от 4 и более часов, в зависимости от сложности постановки.

Танцевальный номер (этюд, сюита, хореографическая зарисовка, танец) ставится в процессе прохождения класса, и является результатом работы студента.

Каждое выступление снимается, для дальнейшего обсуждения и коррекции. Исходя из этого, выстраивается процесс отработки «чистки» номера. Для получения лучшего результата работа над номером ведется по частям, по комбинациям.

Каждая комбинация повторяется несколько раз до получения желаемого эффекта. Внимание акцентируется на правильном исполнении танцевальной лексики и правильной подачи танцора.

Постановочная деятельность - это сочинительская работа, которая в основном осуществляется руководителем-хореографом. Допускается работа с приглашенными хореографами, под контролем руководителя коллектива. Постановка проводится в классе с учетом того пространства, на котором будет презентация танца по законам драматургии. Идея, сюжет, музыкальный материал и лексическое наполнение должны соответствовать возрасту и уровню подготовки студентов.

Работа над репертуаром, это доведение до чистого исполнения готовых танцевальных номеров, а также подробный разбор и проучивание комбинации по элементам. Репетиция танцевального номера может проходить от нескольких часов до месяцев в зависимости от сложности лексического материала.


6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Материально-техническое обеспечение программы:

  • помещение для занятий и репетиций;
  • вluetooth-колонка;
  • реквизит и костюмы для выступлений
  • актовый зал

7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы

 диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические занятия

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем 0,5 объема знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет 0,5)

Максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой)

Наблюдение

Тестирование

Контрольный

опрос

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребёнок избегает употребления специальной терминологии)

Средний уровень (ребёнок сочетает специальную и бытовую терминологию)

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием

Собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем 0,5 объема умений и навыков, предусмотренных программой).

Средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет 0,5)

Максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный программой)

Контрольное задание

Владение специальным оборудованием

Отсутствие затруднений в исполнении номеров

Минимальный уровень (ребёнок испытывает определённые трудности при работе с оборудованием).

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога).

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Контрольное задание

Творческие навыки (креативность)

Креативность в исполнении

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога).

Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца).

Творческий уровень (выполняет задания с элементами импровизации).

Контрольное задание

Воспитательный компонент

Личностные качества

Соответствие принятым в обществе правилам, традициям.

Максимальный уровень: сформированность духовно-нравственных, этических, гражданско-патриотических качеств, уважительное отношение родителям, сверстникам, истории страны и малой родины, культурным традициям народа, правилам, принятым в обществе, стремление к саморазвитию и самопознанию, продуктивное сотрудничество с окружающими при решении различных творческих задач.

Средний уровень: недостаточная форсированность вышеперечисленных качеств.

Низкий уровень: полное или частичное отсутствие вышеперечисленных качеств.

Педагогическое наблюдение. Участие в различных акциях и проектах

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основная литература

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1.

Хореодраматургия. Искусство балетмейстера

Есаулов И.

Ижевск, 2000.

2.

Леонид Якобсон: "хореопластика" – образный язык современного танца

Звездочкин В.А.

Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2017.

3.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Марченкова А.И.

Чита, 2013.

4.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Апухтина В.А.

Белгород, 2020.

Интернет ресурсы

http://roomfor.ru/susan-leigh-foster/

https://choreoresour.ru/tema.php

http://dance-chance.ru/istoriya-vozniknoveniya-tanca/

https://1.mukcbs.org/635-istoriya-tantsa-ot-drevnosti-do-sovremennosti

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа  для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело....

Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"

Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования КРУЖОК «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

Рабочая программа кружка является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...

Рабочие программы дополнительного образования

Рабочие программы по стрелковому спорту и туризму...

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и досто...