Методическая разработка урока по теме: „Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений в классе фортепиано“
методическая разработка

Цель урока :

освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),

закрепление практических умений,

приобретение новых знаний по ритму.

 

Задача урока :

познакомить с новой терминологией,

развивать музыкальное воображение и представление,

обогащать музыкальное мышление и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_teme.docx81.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              МУ ДО« Детская музыкальная школа» п.г.т. Благоево

Методическая разработка открытого урока по теме:

„Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений

в классе фортепиано“

     

                                                   

                                                                       Преподаватель:

                                                                                                                                                           Вакуленко Н.А.

п.г.т. Благоево

2022 г.

Цель урока :

освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),

закрепление практических умений,

приобретение новых знаний по ритму.

Задача урока :

познакомить с новой терминологией,

развивать музыкальное воображение и представление,

обогащать музыкальное мышление и память.

Методы и приемы :

объяснение,

показ (исполнение музыкальных произведений),

вопросы к учащимся и ответы на них,

слушание произведений,

проигрывание гамм в разных ритмах,

ходьба под маршевую музыку,

прохлопывание ритмических рисунков,

устный счет,

игра учащихся на инструменте,

анализ ритмической структуры музыкальной пьесы.

Музыкальные произведения :

„Марш“ Фаттаха,

Гиллок «Менуэт»

„Марш“ Львова-Компанейца,

Гаммы, арпеджио, аккорды ( C-dur, a-moll,).

Литература :

„Школа игры на фортепиано“ под ред. Николаева.

„Музыка в детском саду“ вып. 3,4,5.

ж. „Дошкольное воспитание“ 3,4 за 1984г.

„Теория музыки“, учебник, авт. Вахромеев.

                                             

  Ход урока:

-Поскольку тема сегодняшнего урока затрагивает встречающиеся в пьесах различные ритмические трудности, сегодня на уроке будут показаны далеко не все, а только некоторые приемы и методы, помогающие нашим учащимся преодолевать эти трудности в процессе изучения музыкального материала. И речь пойдет именно о тех приемах, которыми чаще приходится пользоваться в моем классе.

—Как мы играем свои пьесы всегда на уроках, особенно при разборе?

(Ответ: со счетом.)

— Правильно, а для чего мы считаем?

(Ответ: чтобы точно были сыграны во времени ноты различной длительности)

— Верно. Значит, в любом произведении, если мы взглянем на ноты, есть длительности короткие и длинные. Откроем любой нотный текст.

/Учащаяся, с помощью преподавателя, анализирует длительности данного нотного текста

— Итак, мы видим разные длительности - и восьмые, и четверти, и половинные и т. д. Все дело в том КАК эти длительности чередуются между собой, в каких отношениях, в каких положениях, узорах, рисунках.

— И это чередование, соотношение длительностей как называется?

(Ответ: ритм.)

Предлагаю учащимся прослушать произведение Фаттаха “ Марш” и рассмотреть, как чередуются длинные и короткие длительности, / исполняю/.

— Какие ритмические фигуры вы здесь видите? (Ответ:         

и т. д.)

— Какой ритмический рисунок встречается чаще всего ?

(Ответ: нота с точкой).

— Все эти ритмические рисунки в данном тексте по своему строению, по конфигурации одинаковы, похожи друг на друга или разнообразны?

(Ответ: разнообразные).

— Какой характер музыки подсказывают эти ритмические фигуры и, особенно, характерные для этого произведения ноты с точками, т. е. пунктирный ритм?

(Ответ: маршевый характер)

— А если мы возьмем однообразные ритмические фигуры, например, многократно повторенные восьмые /напеваю и показываю дирижерским жестом/, то характер какого движения подчеркивают эти восьмые?

( Ответ: русский шаг, хоровод, переменный шаг ).

— Как видите, здесь вроде бы присутствует один вид движения – ходьба. Но в первом случае острый, пунктирный ритм совместно с другими ритмическими фигурами дает нам решительный энергичный марш, а в другом – мягкое, ровное течение восьмых требует плавного движения типа русского хороводного шага. То есть, ритм меняет характер движения.

— Ритм — это одно из средств музыкальной выразительности, которыми пользуются при передаче в музыке определенного характера, какого-то образа. А какие средства музыкальной выразительности вам знакомы?

( Ответ: мелодия, темп, динамика)

— Скажите, а связан ли ритм с мелодией?

(Ответ: да)

— Верно, ритм помогает уловить мысль, заложенную внутри фразы, помогает раскрыть смысл и характер музыкального произведения. Обратимся к музыке. / Предлагаю учащейся исполнить произведение Гиллока “ Менуэт”./

— Определите характер этой музыки. ( Бодрый, веселый, радостный).

— Как здесь ритм способствует выражению этого характера? Рассмотрим, какие ритмические фигуры встречаются здесь? / проводится анализ с позиций характера пьесы

- нота с точкой — придает мелодии остроту звучания,          

-восьмая с остановкой на четверти – дает уверенные интонации,         

-затакт — сдвигает мелодию, делает ее подвижной, более стремительной,        

-ровные восьмые – придают легкость и одновременно означают продвижение вперед /напоминаю предыдущий пример./        

/Весь разбор осуществляется при помощи дирижирования, напевания, проигрывания отдельных мест пьесы, тактирования, отстукивания/.

— А связан ли ритм с темпом?

(Ответ: да.)

— Действительно, просто неотделим.

/ Предлагаю учащейся сыграть “ Марш” Львова-Компанейца./

— Как надо играть марш?

( Ответ: так, чтоб можно было ходить под музыку — четко, бодро, энергично).

— Попробуем промаршировать под вашу игру.

/Предлагаю второй ученице промаршировать под вторичное звучание марша./

— Если сыграть медленно, то будет ли это походить на бодрый марш?

( Ответ: нет.)

— А если быстр?

( Ответ: да.)

/Предлагаю повторить упражнение с ходьбой под музыку в быстром и медленном темпе /

— Какая здесь основная ритмическая фигура, которая подчеркивает именно маршевость?

( Ответ: нота с точкой.).

/ Подробно проанализировали ритмическую структуру и просчитали вслух, отхлопали в ладоши./

 

— Возьмем, к примеру, пьесу П. И. Чайковского “ Болезнь куклы”. Какой здесь основной ритмический рисунок?

— Как он считается?

( Учащиеся отвечают: на две четверти)

/ Изображаю метритческую сторону данного рисунка на листе бумаги /.

— Если просто ровно сыграть, строго по счету “ раз-и”, “ два-и”

то получим ли полное ощущение грустного настроения, печального состояния ребенка от того, что кукла заболел?

/ Проигрываю несколько тактов, считаю./

( Ответ: нет.)

— А если этот ритм чуть сдвинем в темпе , то ощущается эта печаль, эта тоска, вздохи ?

( Ответ: да.)

— Значит, ритм еще является проявлением каких-то эмоциональных состояний. Чтобы подчеркнуть это эмоциональное состояние, эти “ вздохи”, что же мы должны делать в данном случае с этой фигурой, чтобы эти “вздохи” ярче выделялись и были понятны детям в детском саду при прослушивании этого произведения?

/ Показываю, проигрываю выразительно несколько тактов./

( Ответ: каждую сильную долю в такте мы выделяем, акцентирует)

— Таким образом, за счет акцентов мы ярче выделяем и показываем метрическую сторону ритма. Без этого нам не обойтись.

— Что же такое метр? Если вы помните, то метр – это та основа, та канва, на которой ритм выписывает свои узоры.

Это чередование, причем, равномерное чередование сильных и слабых долей.

Например, одна сильная и одна слабая доля,         одна сильная и две слабых.

— Представьте себе двухдольный такт. Прохлопайте этот такт, выделяя сильную долю.        

Разобьем слабую долю на две восьмых. Прохлопайте и сыграйте этот рисунок.

— А теперь залигуем одну восьмую с четвертью,

получаем четверть с точкой и восьмую.

Прохлопаем и сыграем.

/ Учащиеся выполняют предложенные упражнения /.

— Проделаем тоже самое в 3-х дольном такте:         

— Знаком ли вам ритм последнего ритмического рисунка? В каком произведении вы его встречали?

( Ответ: “ Аннушка” чешская народная мелоди.)

/ Проигрываю, учащиеся прохлопывают ритм этой пьесы. Предлагаю ученице проиграть этот ритм на одной ноте./

Для закрепления материала

Учащимся предлагается проиграть гаммы в заданных различных ритмах.

Например: C-dur ( ),        a-moll ( ),        

Вопросы для закрепления полученных прежде знаний:

— Выражением метра является размер. Что такое размер? Что он означает?

Какие бывают размеры? Где записываются? Как ведется отсчет по размеру?

 В конце урока предлагается проанализировать ритм в новом, незнакомом произведении. План анализа : размер, устный счет (двумя карандашами), определить длительности, отстучать со счетом, прохлопать, определить границы фраз, аппликатура, устное название нот, сыграть мелодию со счетом, напеть мелодию , напеть и сыграть одновременно, напеть и прохлопать, напеть и продирижировать, выделить отдельные ритмические рисунки, просчитать их и прохлопать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Программа разработана на основе Примерной программы и  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...

Методическая разработка урока по теме:«Возможности Интернета. Работа в сети Интернет».

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока и  презентации учащихся, позволяющиее  более наглядно раскрыть тему.Internet безусловно представляет собой очень важный источ...

Методическая разработка урока по теме: "Организация работы и оборудование горячего цеха супового отделения"

Данный урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по учебной дисциплине: Техническое оснащение иорганизация рабочего места. Урок составлен на основе применения цифровых образовательных ресу...

Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

    Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

Методическая разработка урока на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строит...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....