Методическая разработка урока по теме: „Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений в классе фортепиано“
методическая разработка
Цель урока :
освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),
закрепление практических умений,
приобретение новых знаний по ритму.
Задача урока :
познакомить с новой терминологией,
развивать музыкальное воображение и представление,
обогащать музыкальное мышление и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_teme.docx | 81.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУ ДО« Детская музыкальная школа» п.г.т. Благоево
Методическая разработка открытого урока по теме:
„Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений
в классе фортепиано“
Преподаватель:
Вакуленко Н.А.
п.г.т. Благоево
2022 г.
Цель урока :
освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),
закрепление практических умений,
приобретение новых знаний по ритму.
Задача урока :
познакомить с новой терминологией,
развивать музыкальное воображение и представление,
обогащать музыкальное мышление и память.
Методы и приемы :
объяснение,
показ (исполнение музыкальных произведений),
вопросы к учащимся и ответы на них,
слушание произведений,
проигрывание гамм в разных ритмах,
ходьба под маршевую музыку,
прохлопывание ритмических рисунков,
устный счет,
игра учащихся на инструменте,
анализ ритмической структуры музыкальной пьесы.
Музыкальные произведения :
„Марш“ Фаттаха,
Гиллок «Менуэт»
„Марш“ Львова-Компанейца,
Гаммы, арпеджио, аккорды ( C-dur, a-moll,).
Литература :
„Школа игры на фортепиано“ под ред. Николаева.
„Музыка в детском саду“ вып. 3,4,5.
ж. „Дошкольное воспитание“ 3,4 за 1984г.
„Теория музыки“, учебник, авт. Вахромеев.
Ход урока:
-Поскольку тема сегодняшнего урока затрагивает встречающиеся в пьесах различные ритмические трудности, сегодня на уроке будут показаны далеко не все, а только некоторые приемы и методы, помогающие нашим учащимся преодолевать эти трудности в процессе изучения музыкального материала. И речь пойдет именно о тех приемах, которыми чаще приходится пользоваться в моем классе.
—Как мы играем свои пьесы всегда на уроках, особенно при разборе?
(Ответ: со счетом.)
— Правильно, а для чего мы считаем?
(Ответ: чтобы точно были сыграны во времени ноты различной длительности)
— Верно. Значит, в любом произведении, если мы взглянем на ноты, есть длительности короткие и длинные. Откроем любой нотный текст.
/Учащаяся, с помощью преподавателя, анализирует длительности данного нотного текста
— Итак, мы видим разные длительности - и восьмые, и четверти, и половинные и т. д. Все дело в том КАК эти длительности чередуются между собой, в каких отношениях, в каких положениях, узорах, рисунках.
— И это чередование, соотношение длительностей как называется?
(Ответ: ритм.)
Предлагаю учащимся прослушать произведение Фаттаха “ Марш” и рассмотреть, как чередуются длинные и короткие длительности, / исполняю/.
— Какие ритмические фигуры вы здесь видите? (Ответ:
и т. д.)
— Какой ритмический рисунок встречается чаще всего ?
(Ответ: нота с точкой).
— Все эти ритмические рисунки в данном тексте по своему строению, по конфигурации одинаковы, похожи друг на друга или разнообразны?
(Ответ: разнообразные).
— Какой характер музыки подсказывают эти ритмические фигуры и, особенно, характерные для этого произведения ноты с точками, т. е. пунктирный ритм?
(Ответ: маршевый характер)
— А если мы возьмем однообразные ритмические фигуры, например, многократно повторенные восьмые /напеваю и показываю дирижерским жестом/, то характер какого движения подчеркивают эти восьмые?
( Ответ: русский шаг, хоровод, переменный шаг ).
— Как видите, здесь вроде бы присутствует один вид движения – ходьба. Но в первом случае острый, пунктирный ритм совместно с другими ритмическими фигурами дает нам решительный энергичный марш, а в другом – мягкое, ровное течение восьмых требует плавного движения типа русского хороводного шага. То есть, ритм меняет характер движения.
— Ритм — это одно из средств музыкальной выразительности, которыми пользуются при передаче в музыке определенного характера, какого-то образа. А какие средства музыкальной выразительности вам знакомы?
( Ответ: мелодия, темп, динамика)
— Скажите, а связан ли ритм с мелодией?
(Ответ: да)
— Верно, ритм помогает уловить мысль, заложенную внутри фразы, помогает раскрыть смысл и характер музыкального произведения. Обратимся к музыке. / Предлагаю учащейся исполнить произведение Гиллока “ Менуэт”./
— Определите характер этой музыки. ( Бодрый, веселый, радостный).
— Как здесь ритм способствует выражению этого характера? Рассмотрим, какие ритмические фигуры встречаются здесь? / проводится анализ с позиций характера пьесы
- нота с точкой — придает мелодии остроту звучания,
-восьмая с остановкой на четверти – дает уверенные интонации,
-затакт — сдвигает мелодию, делает ее подвижной, более стремительной,
-ровные восьмые – придают легкость и одновременно означают продвижение вперед /напоминаю предыдущий пример./
/Весь разбор осуществляется при помощи дирижирования, напевания, проигрывания отдельных мест пьесы, тактирования, отстукивания/.
— А связан ли ритм с темпом?
(Ответ: да.)
— Действительно, просто неотделим.
/ Предлагаю учащейся сыграть “ Марш” Львова-Компанейца./
— Как надо играть марш?
( Ответ: так, чтоб можно было ходить под музыку — четко, бодро, энергично).
— Попробуем промаршировать под вашу игру.
/Предлагаю второй ученице промаршировать под вторичное звучание марша./
— Если сыграть медленно, то будет ли это походить на бодрый марш?
( Ответ: нет.)
— А если быстр?
( Ответ: да.)
/Предлагаю повторить упражнение с ходьбой под музыку в быстром и медленном темпе /
— Какая здесь основная ритмическая фигура, которая подчеркивает именно маршевость?
( Ответ: нота с точкой.).
/ Подробно проанализировали ритмическую структуру и просчитали вслух, отхлопали в ладоши./
— Возьмем, к примеру, пьесу П. И. Чайковского “ Болезнь куклы”. Какой здесь основной ритмический рисунок?
— Как он считается?
( Учащиеся отвечают: на две четверти)
/ Изображаю метритческую сторону данного рисунка на листе бумаги /.
— Если просто ровно сыграть, строго по счету “ раз-и”, “ два-и”
то получим ли полное ощущение грустного настроения, печального состояния ребенка от того, что кукла заболел?
/ Проигрываю несколько тактов, считаю./
( Ответ: нет.)
— А если этот ритм чуть сдвинем в темпе , то ощущается эта печаль, эта тоска, вздохи ?
( Ответ: да.)
— Значит, ритм еще является проявлением каких-то эмоциональных состояний. Чтобы подчеркнуть это эмоциональное состояние, эти “ вздохи”, что же мы должны делать в данном случае с этой фигурой, чтобы эти “вздохи” ярче выделялись и были понятны детям в детском саду при прослушивании этого произведения?
/ Показываю, проигрываю выразительно несколько тактов./
( Ответ: каждую сильную долю в такте мы выделяем, акцентирует)
— Таким образом, за счет акцентов мы ярче выделяем и показываем метрическую сторону ритма. Без этого нам не обойтись.
— Что же такое метр? Если вы помните, то метр – это та основа, та канва, на которой ритм выписывает свои узоры.
Это чередование, причем, равномерное чередование сильных и слабых долей.
Например, одна сильная и одна слабая доля, одна сильная и две слабых.
— Представьте себе двухдольный такт. Прохлопайте этот такт, выделяя сильную долю.
Разобьем слабую долю на две восьмых. Прохлопайте и сыграйте этот рисунок.
— А теперь залигуем одну восьмую с четвертью,
получаем четверть с точкой и восьмую.
Прохлопаем и сыграем.
/ Учащиеся выполняют предложенные упражнения /.
— Проделаем тоже самое в 3-х дольном такте:
— Знаком ли вам ритм последнего ритмического рисунка? В каком произведении вы его встречали?
( Ответ: “ Аннушка” чешская народная мелоди.)
/ Проигрываю, учащиеся прохлопывают ритм этой пьесы. Предлагаю ученице проиграть этот ритм на одной ноте./
Для закрепления материала
Учащимся предлагается проиграть гаммы в заданных различных ритмах.
Например: C-dur ( ), a-moll ( ),
Вопросы для закрепления полученных прежде знаний:
— Выражением метра является размер. Что такое размер? Что он означает?
Какие бывают размеры? Где записываются? Как ведется отсчет по размеру?
В конце урока предлагается проанализировать ритм в новом, незнакомом произведении. План анализа : размер, устный счет (двумя карандашами), определить длительности, отстучать со счетом, прохлопать, определить границы фраз, аппликатура, устное название нот, сыграть мелодию со счетом, напеть мелодию , напеть и сыграть одновременно, напеть и прохлопать, напеть и продирижировать, выделить отдельные ритмические рисунки, просчитать их и прохлопать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
Программа разработана на основе Примерной программы и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...
Методическая разработка урока по теме:«Возможности Интернета. Работа в сети Интернет».
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока и презентации учащихся, позволяющиее более наглядно раскрыть тему.Internet безусловно представляет собой очень важный источ...
Методическая разработка урока по теме: "Организация работы и оборудование горячего цеха супового отделения"
Данный урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по учебной дисциплине: Техническое оснащение иорганизация рабочего места. Урок составлен на основе применения цифровых образовательных ресу...
Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»
Урок разработан для студентов по профессии "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...
Методическая разработка урока на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строит...
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....