«Проблемы развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арт-технологий (это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества).
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (изобразительным искусством), драма-терапией (сценическими играми), танцевально- двигательной терапией (движениями и танцами) и музыкальной терапией (звуками и музыкой).
Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии - это способность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проблемы развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Введение
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Слайд 2 Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арт-технологий (это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества).
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (изобразительным искусством), драма-терапией (сценическими играми), танцевально- двигательной терапией (движениями и танцами) и музыкальной терапией (звуками и музыкой).
Слайд 3 Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии - это способность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.
Слайд 4
- Цель и задачи музыкальных занятий
В зависимости от активности ребёнка музыкотерапия может быть активной (посредством пения, движения, игры на музыкальных инструментах) и пассивной (слушание музыки).
Основная цель музыкальных занятий: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Музыкальные занятия формируют способность к ощущению, восприятию, представлению, памяти, воображению, мышлению. Стимулируют навыки речи через пение.
Слайд 5 Воздействуя на эмоциональную сферу личности, в процессе музыкальной деятельности дети учатся выражать и управлять своими эмоциями. При выполнении основных и артикуляционных движений, движений пальцев рук под музыкальное сопровождение развивается пространственная координация. (Например: дождик) В процессе реализации важно учитывать возможности здоровья и особенности психофизического развития детей.
Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, музыкально - дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Слайд 6 На занятиях учитель должен заложить основы гармоничного развития (музыкальный слух, внимание, чувство ритма и красоты мелодии, движение и индивидуальных музыкальных способностей) и проработать следующие задачи:
- Приобщить к русской народно-традиционной мировой музыкальной культуре.
- Подготовить к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями.
- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
- Познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.
Слайд 7
- Содержание музыкального занятия
В структуру занятий входят: музыкально – ритмические игры, пальчиковые игры, движения под музыку, пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки.
При построении занятий следует учитывать ряд необходимых условий:
- умственные, физические и эмоциональные нагрузки детей;
- подбор нотного и песенного репертуара[1];
- многократное повторение музыкального материала, наличие дидактического материала (иллюстрации, тематические наборы игрушек, аудио и видеоматериалы), атрибутов для выполнения двигательных упражнений (флажки, платочки, веточки, листочки, снежинки и др.), музыкальных инструментов (бубенцы, треугольник, бубен, маракасы и др.).
Слайд 8 Для достижения оптимального результата музыкально – коррекционные занятия проводятся по следующей схеме:
1. Приветствие - обязательный ритуал;
2. «Свободное движение» - включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует лёгкость вступления в контакт, развивает координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве;
3. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам – активизируют ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых играх, а также помогают организовать и проявить свою коммуникативную активность
4. Ритмическая разминка – движение с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, а также оказывает эмоционально – положительное влияние на психику;
5. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений – включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений позволяет стимулировать речевую активность, формирует звукопроизношение и повышает уровень развития всех психических процессов;
6. Пение – развивает дыхание, речь, развивает эмоциональную сферу;
7. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах – развивает слуховое внимание[2];
8. Танцы, хороводы – развивают двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные навыки;
9. Прощание – обязательный ритуал, который заканчивает музыкально – коррекционное занятие.
Слайд 9 Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, какое влияние музыкальные занятия оказывают на детей с ОВЗ:
- развивают психические процессы, способствуют достижению эмоциональной устойчивости;
- развивают координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений;
- развивают коммуникативную и речевую активность;
- дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения при участии в различных видах музыкальной деятельности, развивают музыкальный опыт и начало творчества;
- способствуют приобретению первичных умений ритмико-двигательных навыков приносят ребятам истинную радость.
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (каждый в силу своих индивидуальных возможностей).
Музыка является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я».
Музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется у ребёнка с проблемами в развитии не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, игре на музыкальных инструментах.
В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры, благоприятные условия для коррекции отклонений, в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирование предпосылок развития его творческих способностей и музыкальных.
Слайд 10 11
Список литературы
- Айдарбкова А.А. «Музыкальное воспитание, как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми детьми». Москва, 1989г.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. «Музыкальное воспитание. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Санкт-Петербург, 2001г.
- Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста». Москва, 2003г.
- Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот». Москва, 2003г.
- Евтушенко И.В. «Организация музыкальных занятий в системе учебно – воспитательного процесса в школе – интернате для умственно отсталых детей - сирот». Журнал «Дефектология», 1995г.№5.
- Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург, 2010г.
[1] Музыка, написанная специально для детей и предназначенная для пения в школе композиторами: В.Шаинским, Б.Савельевым, Г.Гладковым, Г.Струве, Е. Крылатовым, А. Филиппенко, А.Островским, Е.Тиличевой и др. Однако ученики с удовольствием исполняют не только музыку, созданную специально для них. Фольклор должен занять важное место в их репертуаре. Народные попевки удобны для исполнения, многие из них близки речевым интонациям.
[2] Программой рекомендуется для слушания музыка следующих композиторов _ классиков: А. Вивальди, В.А.Моцарта, И.С.Баха, Л.В.Бетховена, Ф.Мендельсона, М.И.Глинки, Ж.Бизе, Э.Грига, К.Сен-Санса, Ф. Шуберта, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Д.Гершвина и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...
Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни изм...