Вирус сквернословия
классный час
Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Особенно важно это для формирующейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virus_skvernosloviya.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ»
Подготовила:
Воспитатель общежития ОГБПОУ «ЮАПК,
Хасанова Е.В.
Цель: Формирование у студентов нравственных принципов.
Задачи: содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, обеспечить нравственное воспитание учащихся. содействовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова.
Оборудование: компьютер, презентация, ватман, маркеры, листовки «НЕТ СКВЕРНОСЛОВИЮ!», плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”.
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть на занятии здоровыми и счастливыми. |
Показ слайда по теме занятия. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? |
Воспитатель: Сегодня у нас очень важная, трудная и в то же время интересная тема «Вирус сквернословия». Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием? Ребята, у меня к вам такой вопрос: «Что такое сквернословие»? (ответы)
Воспитатель:Что же такое сквернословие? (слайд)
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Что такое скверна? «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное»
Воспитатель: Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами.
Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.
Сократ говорил : «Каков человек, такова его и речь».Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
Воспитатель: Слово заразно, и мат в наше время, как вирус, распространяется очень быстро и проникает действительно во все слои общества. Подвержены этому вирусу не только юноши, но и девушки. Ведь недаром говорят: «Речь – это показатель ума».
Игра «Эстафета добрых слов»
Воспитатель: Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал:
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладаетцелительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. ( выполняют задание.)
Воспитатель. Мне кажется, у нас в зале стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
«Заразные слова»
Воспитатель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернёмся к началу воспитательного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом необходимый признак здорового образа жизни. Непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши студенты (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их.
Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Трудно поверить, что еще какие-то двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.
Ведущий 2. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. ( До XIX века сквернословие являлось уголовно наказуемым).
Ведущий 1. Во времена правления Великого Петра I, грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Ведущий 2.Что же происходит в наше время. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.
Ведущий 1.Сквернословие на Руси во все века являлось уголовно наказуемым. И сейчас наше государство применяет наказания за использование мата в речи.В соответствии с нормами КодексаРФобадминистративныхправонарушениях преследуется нецензурная браньвобщественномместе и нецензурнаябрань, которая используется в целях оскорбления личности. Занецензурнуюбраньвобщественномместепредусмотрена административная ответственность по ч. 1ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) ввидештрафа от 500 до 1000 рублей или административногоарестанасрокдо15суток.
Ведущий 2. А сейчас поговорим, как сквернословие влияет на здоровье человека. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать эти ругательства. Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своём стихотворении:
Чтец
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков
Ведущий 1. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что потребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;
третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Воспитатель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаем вам немного поговорить и высказаться:
-Почему люди ругаются матом? Ответы (низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).
-Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные? (грызть ногти, курить, плеваться, чавкать, и т. д.). Всё это или приносит вред здоровью или характеризует человека как человека с низкой культурой, неприятного.
-Чем можно заменить пагубные привычки есть альтернативные способы?
Ответы: ( туризм, музыка, хобби, спорт, походы, лыжи, дискотека).
- Ребята, как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? (ответы)
Воспитатель:Так давайте же задумаемся о словах, которые мы произносим!
Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»
Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»
Воспитатель: Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Студенты высказываются.)
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:
-перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
- читать русскую классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы.
Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («елки-палки», «блин», «фиг» и т. п.). Но этого делать не стоит. Это все равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить:
«Ро-до-ден-дрон» (цветок такой). И кому-то это помогало.
Составление антирекламы сквернословия
Воспитатель: Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например (читает):
- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!
- Наше условие - долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (студенты выполняют задание, читают свои лозунги.)
Примерные варианты лозунгов:
- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат)!
- Мат - это помоев ушат.
- Мат-дорога в ад.
- Мат уродует девчат.
- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
- Мат - это ядов концентрат!
- В классе мы найдем управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
Воспитатель. Древняя библейская мудрость, гласит; «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Воспитатель: Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы.)
Воспитатель: В заключении всем участникам нашего мероприятия я предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (маркером под деревом нужно вписать добрые слова), затем каждый участник приклеивает листочки (чтобы от добрых слов дерево росло и зеленело).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»
Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВИРУСОВ. РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ФГОС СПОТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВИРУСОВ.РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»...
Ооткрытый классный час на тему "Вирус сквернословия"
ГБОУ «АКТАНЫШСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАСАНА ЗАМАНОВА»открытыйклассный часна тему"Вирус сквернословия" ОФИЦЕР ВОСПИТАТЕЛЬ И.М. ХАСАНОВ2015 год...
Методическая разработка классного часа на тему "Вирус сквернословия"
Методическая разработка классного часа предназначена для педагогов...
Ток -шоу "Вирус сквернословия"
Ток-шоу (значения). Ток-шо́у (от англ. talk show [tɔ:k ʃoʊ] — разговорное представление) — телепередачи разговорного жанра, в которых несколько приглашённых участников ведут обсуждени...
Методическая разработка для проведения классного часа "Вирус сквернословия"
Материал предназначен для классных руководителей, кураторов групп и может быть использован в воспитательной работе по профилактике употребления обучющимися ненормативной и нецензурной лекс...
Урок нравственности "Вирус сквернословия"
Материал поможет в проведении урока нравственности по теме: "Вирус сквернословия". В доступной форме описано пагубное влияние сквернословия на личность, какую отрицательную роль причиняют сл...