Урок нравственности "Вирус сквернословия"
классный час
Материал поможет в проведении урока нравственности по теме: "Вирус сквернословия". В доступной форме описано пагубное влияние сквернословия на личность, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные неприличными выражениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок нравственности "Вирус сквернословия" | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым «Сакский технологический техникум»
Урок нравственности
на тему: «Вирус сквернословия»
Подготовила:
педагог-психолог
Немченко Анна Леонидовна
Саки, 2024
Тема: «Вирус сквернословия»
Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.
Задачи:
- Познакомить с историей сквернословия
- Предупредить о вреде здоровью
- Выявить сущность мата
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Ход мероприятия
Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.
Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.
Попытаемся разобраться.
Что же такое сквернословие?
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Что такое скверна (Сообщение учащегося Большой толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова)
«Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное»
История возникновения сквернословия.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.
Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Ребята, в каких целях используется мат в современном мире?
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Так уж безобидна эта вредная привычка?
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию все дозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.
Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.
Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в
электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).
Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.
Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.
Сообщения обучающихся.
1. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.
На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают
информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
2. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.
3. Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
Педагог: Вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. С православной точки зрения: «Сквернословие – это грех!» Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.
Борьба со сквернословием
Педагог: Как борется с матом закон.
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
У того, кто сквернословит, есть 2 пути:
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.
И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.
Педагог: Запомните!
Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".
• "Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ.
• "Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".
• "Сквернословие оскорбительно для многих".
• "Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".
• "Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом".
Педагог: Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»
Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси.
- В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.
- Хорошее слово – половина дела.
- С умным разговориться – что меду напиться.
- Красно поле пшеном, а беседа умом.
Педагог: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Подведение итогов
Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)
Учитель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!!
Анкета «Твое отношение к сквернословию»
- Как ты относишься к сквернословию?
- Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? (никогда, редко, часто)
- Волнует ли тебя проблема чистоты языка? (волнует, не волнует, никогда не задумывался об этом)
- Чем, по- твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе? (свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань, свой вариант).
- Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…(не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант)
- Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? (это бесполезно; можно попробовать, но не думаю, что изменится что –либо; борьба необходима в любом случае)
- Как бороться со сквернословием? (системой штрафов, воспитанием, самовоспитанием, свой вариант)
- Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? (да, нет, свой вариант)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Сквернословие"
В Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: - Расширить знания учащихся о вредных привычках. - Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечест...
Поговорим о сквернословии
Целью внеклассного мероприятия по русскому языку «Поговорим о сквернословии» является формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, восп...
Классный часс:Сквернословие
В нашей жизни мы часто в обращении слышим слова нецензурной лексики,в ходе этого классного часа стараюсь обьяснить,как негативно сказывается на человеке такое обращение...
Материалы для оформления "Поговорим о сквернословии"
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда "Поговорим о сквернословии".Эти материалы могут быть использованы в деятельности социально-психологической службы образовательного учреджения....
Твое отношение к сквернословию
Анкета "Твое отношение к сквернословию"....
Сквернословие – порок или болезнь?
Сценарий для классного часа в формате телепередачи "Пусть не говорят" об опасности тотального распространения сквернословия, о влиянии матерной речи на человека, о бережном отношении ...
Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»
Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...