Необходимость новаторства в современной системе обучения
методическая разработка
Необходимость инноваций в современной школе имеют большое значение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka._neobhodimost_innovatsiy_v_sovremennoy_shkole.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость инноваций в современной системе обучения
Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. А главное - важность инноваций в образовании.
Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.
Методы внедрения инноваций. Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:
Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
«Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.
Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза
Проблемы внедрения инноваций
Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.
Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.
Как принять инновации
Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.
Технология обучения
Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании
Влияние современных педагогических технологий обучения на школьников
Успешная и эффективная подготовка школьников, обучение и физическое воспитание, требует от педагога глубокого изучения научно обоснованных представлений о самых глубоких и зачастую скрытых от поверхностного взгляда методах обучения, разработки и овладения современными эффективными методиками, позволяющими максимально реализовать природный потенциал у школьника. В современном спорте высших достижений успешная реализация двигательных соревновательных задач во многих спортивных специализациях достигается за счет очень высокого уровня развития широкого комплекса различных двигательных, сенсомоторных и психических качеств, составляющих основу спортивно-технического мастерства. Сложность обобщения широкого круга проблем в различных видах спорта в единое исследовательское направление состоит в огромном разнообразии этих качеств, разной значимости каждого из них в различных видах спорта, спортивных специализациях и даже конкретных ролях и амплуа отдельных спортсменов. Представляется, что с практической точки зрения, по мнению авторов, значительный интерес представляют некоторые следующие из возможных направлений совершенствования педагогического процесса спортивной тренировки: повышение эффективности двигательного обучения в технической подготовке, физическая подготовка в особо сложных, на наш взгляд, скоростно-силовых упражнениях и видах спорта, индивидуализация тренировочного и соревновательного процессов с учетом типологии личности спортсмена и развитие сенсомоторных качеств спортсменов. В настоящей работе сделана попытка в обобщенном, в отдельных случаях даже в постановочном виде представить возможные, на взгляд авторов, направления совершенствования глубоких внутренних психолого-педагогических процессов спортивной тренировки, не ориентируя их прагматично на какой-либо из видов спорта. Такой подход, на наш взгляд, излагая принципиальные вопросы отдельных методик, в то же время оставляет большое поле для деятельности тренеров-практиков в доведении их до своих практических задач, уровня подготовки спортсменов, их индивидуальных типологических характеристик, возраста, пола, этапа многолетней подготовки и многого другого. Учитывая ограниченные возможности журнальной статьи, представляется целесообразным прежде всего наметить рассмотрение таких направлений (не позиционируя их по степени значимости) как индивидуализация тренировочного процесса на основе личностной типологии спортсмена и совершенствование психомоторных качеств как основы спортивного мастерства.
Индивидуализация тренировочного процесса и типология личности спортсмена. Одной из важных проблем в организации эффективного процесса спортивной тренировки является его индивидуализация в соответствии с особенностями и спецификой личности спортсмена, типом его высшей нервной деятельности, характером и темпераментом. Индивидуальные различия спортсменов, их генетические и биологические основы и влияние типологии личности человека на специфику его интеллектуальной, психической, мотивационной и двигательной деятельности в современном спорте, особенно высших достижений, приобретают огромное, зачастую доминирующее значение. Наиболее актуальными для спорта являются особенности типологии личности спортсмена, ее связь с двигательными качествами, необходимыми в избранном виде спорта, со стилем обучения и тренировки, а также практическая технология определения основных типологических характеристик, достаточно информативных к спортивной деятельности. Типологию личности в спорте необходимо рассматривать как способ учета природной предрасположенности спортсменов и возможности ее использования и развития в интересах личности спортсмена. Целесообразно рассмотреть возможность положить в основу типологии личности применительно к ее спортивной деятельности такие параметры, как направленность личности (экстраверт-интроверт), способ сбора информации (сенсорный ? интуитивный типы), специфику принятия поведенческих решений (аналитический-наглядно-образный типы) и способ ориентирования в жизни (на основе оценки ? или чувств).Известный опросник Д. Кейрси для выявления типологии личности позволяет достаточно просто получить более точную и разнообразную типологическую систему из 16 различных типов личности, образованную в результате сочетаний из 4 указанных параметров по 4, что может быть практичным инструментом для лучшего обозрения индивидуальных различий каждого из спортсменов. Знание этих основ дает тренеру понимание различий сущности личности, обозначает путь ускорения естественного развития и коммуникации и позволяет выявить и раскрыть сильные стороны его личности, установить физические и психологические причины его недостатков, оценить, как и почему спортсмен не использует свои возможности, и определить, как спортсмену тренироваться, а тренеру – как его обучать. На основе общих вопросов типологии личности игрока можно наметить принципиальные подходы к адаптации процесса обучения к природным особенностям спортсмена, его двигательной и коммуникативной одаренности. Практические соображения относительно использования этих характеристик в учебно-тренировочном и соревновательном процессе вместе с конкретными психолого-педагогическими рекомендациями для каждого типа личности подробно изложены в работах и доступны тренерам. Каждый психологический тип имеет свой индивидуально предпочтительный стиль обучения, знание которого помогает понять личностные интересы и мотивационные ценности спортсмена, успех или неудача обучения которого зависит от соответствия стиля обучения типологии личности учащегося.
Каждый из них мотивируется различными факторами, которым и должен соответствовать индивидуальный, оптимальный стиль обучения. Для тренера это предполагает знание такой специфики, а также желание и способность адаптировать свой стиль работы со спортсменом. Возможные мотивационные особенности спортсмена в зависимости от типологии его личности, их влияние на эффективность стиля обучения и некоторые практические рекомендации также изложены в работах [5; 6]. Анализ поведенческих тенденций, к которым предрасположены спортсмены отдельных типов личности, и их мотивирующих потребностей позволяет тренеру творчески использовать такой подходе в работе со спортсменом.Совершенствование психомоторной подготовки спортсменовАктуальность рассмотрения данного направления диктуется, на наш взгляд, следующими проблемами в общем интегративном тренировочно-соревновательном процессе, особенно в спорте высших достижений. Прежде всего, психомоторная структура организма человека составляет важнейшую сторону его природной двигательной одаренности, а применительно к спортивной деятельности в ряде видов спорта может быть доминирующей. В спортивных специализациях с ответным характером технико-тактических действий спортсмена, особенно в условиях жесткого лимита времени для принятия решения и реагирования на действия соперника во многих случаях при непосредственном телесном контакте с ним, эта специфика отбирает наиболее сенсомоторно одаренных спортсменов.С точки зрения практического вклада в спортивный результат значимость психомоторных качеств особо возрастает в спорте высших достижений, когда спортивная борьба идет на уровне предельных (а зачастую и запредельных) физических и психических возможностей человека, а эффективные двигательные реакции реализуются в значительной степени автоматически, на уровне подсознания и на основе программно сформированных двигательных стереотипов и на природной одаренности.И наконец, нельзя обойти вниманием недостаточную, на наш взгляд, квалификацию тренерских кадров в рассматриваемой области. Традиционно в процессе подготовки тренеров главное внимание сосредотачивается на развитии основных физических качеств, на внешних соревновательных характеристиках вида спорта, технико-тактической подготовке и многом другом, оставляя вне поля зрения базовые характеристики спортивно-технической двигательной культуры спортсменов. В тренерской среде бытует также мнение о том, что сенсомоторные качества представляют достаточно жесткую, природно заданную структуру, которая изначально не поддается целенаправленному развитию. Среди тренеров известно мнение о том, что «стайером можно стать, а спринтером надо родиться», и поэтому, простая двигательная реакция на любой внешний стимул (скажем, стартовая реакция спринтера на выстрел стартера) не тренируема в принципе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные системы оплаты труда
На основе повременной заработной платы и разнообразного сочетания ее с элементами сдельной формы возникло множество современных гибких и эффективных систем оплаты труда....
Современная система подготовки юных футболисток групп начальной подготовки
В методических рекомендациях программе обобщен отечественный и зарубежный опыт подготовки юных футболисток, программа может быть использована тренерами по футболу, работающими с девушками ...
Наличие ИКТ-компетентности преподавателя иностранного языка — необходимое условие на современном этапе
Статья по методике преподавания английского языка. Рассматривается необходимость внедрения новых технологий на уроке и наличие у преподавтеля современных знаний....
Использование информационно-коммуникативных технологий, современных средств обучения, технологии дистанционного обучения
Тесты «Знаете ли вы Великобританию?»...
Межпредметность как современный принцип обучению английского языка в современной школе
Межпредметность как современный принцип обучению английского...
Компьютерная графика в современной системе обучения
Дополнительное образование в современной системе обучения. Факультатив подразумевает углубленный уровень изучения одного из направлений – компьютерной графики. При подготовке учащихся информацио...
Необходимость новаторства в современной системе обучения
В современный век очень важно идти в ногу со временем....