Классный час "Встреча с Федором Абрамовым"
классный час
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству Фёдора Абрамова. Литературный час «Встреча с Федором Абрамовым»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_f._abramov.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«НЯНДОМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству Фёдора Абрамова.
Литературный час «Встреча с Федором Абрамовым»
Авторы-разработчики:
Притыкина Т.И., старший библиотекарь ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж».
Вислых О. М., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж».
Няндома, 2020
Цели:
- способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Ф.А.Абрамова.
Задачи:
- проверить знания обучающихся по биографии и творчеству писателя-земляка;
- приобщить обучающихся к нравственным ценностям;
- создать благоприятную обстановку для активизации деятельности обучающихся.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, отрывки документальных фильмов «Неистовый», «Северное сияние Федора Абрамова».
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Сценарий классного часа:
1. Слово преподавателя:
29 февраля 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка, уроженца Архангельской области Федора Александровича Абрамова.
Учитывая значение творчества выдающегося русского писателя и общественного деятеля для отечественной культуры и в связи со столетием со дня рождения, губернатор Архангельской области И.Орлов объявил 2020 год годом Федора Абрамова.
Абрамов – человек трудной судьбы, ему много пришлось пережить в жизни, поэтому все его книги посвящены простым северным людям, их нелегким судьбам. Сам писатель столкнулся с немалыми лишениями в жизни: испытал нужду в голодные детские годы, ранения в ВОВ, службу в «СМЕРШЕ».
Накануне, вам было дано задание познакомиться с биографией Ф. Абрамова. Сейчас я предлагаю Вам ответить на вопросы викторины, посвященной жизни и творчеству писателя.
1.Назовите деревню в Архангельской области, в которой родился Фёдор Александрович Абрамов:
1.Юрмола
2. Веркола
3.Тулгас
4.Кондратовская
2.Федор Абрамов родился:
1. 29 марта 1920г.
2. 29 февраля 1920г.
3. 29 апреля 1920г.
4. 29мая 1920г.
3. На берегу какой реки расположена Веркола:
1. Ангара
2.Северная Двина
3.Пинега
4.Печора
4.Как звали старшего брата Ф.Абрамова, который пятнадцатилетним пареньком ездил в Карпогоры за телом отца?
1.Иван
2.Тимофей
3.Михаил
4.Евстигней
5.В школу Фёдор Абрамов пошёл в каком возрасте?
1. в 7 лет
2. В 8 лет
3. В 10 лет
4. Совсем не ходил
6. Любимый литературный герой Ф.Абрамова?
1. Павка Корчагин, Н.А. Островский, «Как закалялась сталь».
2. Григорий Печорин, М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».
3. Саня Григорьев, В.А. Каверин «Два капитана».
4. Павел Власов, А.М.Горький, «Мать».
7. Чем отличился Ф.Абрамов в крестьянском труде?
1.Быстро убирал сено во время сенокоса
2.Чисто собирал ягоды
3.Чисто полол грядки, помогая матери
8. Как звали мать Фёдора Абрамова?
1.Манефа
2. Степанида
3. Прасковья
4.Агафья
9. В какое учебное заведение поступает учиться будущий писатель после окончания школы в 1938 году?
1.Московский университет
2.Ленинградский университет
3.Казанский университет
10. На каком фронте воевал Абрамов?
1. Белорусском
2. Украинском
3. Ленинградском
4.Сталинградском.
11. После войны он защищает диссертацию по творчеству:
1.А.И.Солженицына
2. М.А.Шолохова
3.А.Т.Твардовского
12. Какой журнал напечатал первый роман Ф.Абрамова «Братья и сестры»:
1. «Новый мир»
2. «Нева»
3. «Знамя»
4. «Наш современник»
13. В каком театре был поставлен спектакль по повести Ф.Абрамова «Деревянные кони»:
1. Московский художественный театр
2. Театр «Современник»
3. Театр на Таганке
4. Театр им. Вахтангова
14. За какое произведение Ф.Абрамов получил Государственную премию?
1. Трилогия «Пряслины»
2. Повесть «Пелагея»
3. Повесть «Деревянные кони»
4. Роман «Дом»
2. Просмотр отрывка документального фильма «Северное сияние Ф.Абрамова» (отрывок 1).
3. Слово преподавателя:
Нелегкая судьба ждала и многие произведения Ф. Абрамова. Несмотря на это, за трилогию «Пряслины» он был удостоен Государственной премии СССР, а по повестям и романам писателя снимались фильмы, ставились спектакли по всей стране. Кроме того, почти все произведения Ф. Абрамова были переведены на другие языки. О писателе писали стихи. Я приглашаю А.Сорокину прочитать стихотворение Татьяны Бечиной «Памяти Ф.Абрамова».
4. Чтение стихотворения Т.Бечиной «Памяти Ф.Абрамова» - А.Сорокина.
Памяти Федора Абрамова
Он так любил березы и космеи
И пинежский напевный говорок,
День ото дня сильнее и сильнее
Его тянуло на родной порог.
Здесь сердце отдыхало и болело,
Искало вновь ответа на вопрос:
Куда идем? Так в чем, скажите, дело?
Земля скудеет, лес и сенокос.
Герои мы на час? Да неужели?
А Родина просила защитить
От подлости, пассивности, безделья,
От сердца равнодушного в груди.
И он вставал. Он словом бил в упор!
Он, как на фронте, снова был бойцом!
И, выйдя на Абрамовский угор,
Я чувствую, как ветер бьет в лицо!
5. Слово преподавателя:
Дорогие студенты, вы знаете, что 2020 год – это год 75 – летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. Этот год объявлен президентом РФ годом Памяти и Славы. Федор Александрович был участником ВОВ. В ходе войны он был дважды ранен. После первого ранения в 1942 году он ненадолго приехал в родное Пинежье, где ему открылась, как он сам говорил «бабья, подростковая и стариковская война в тылу». Там он стал свидетелем подвига простых деревенских людей, женщин, детей и стариков. Голодные, раздетые и разутые, они работали из последних сил, чтобы помочь фронту. Теме войны посвящены многие произведения Ф.А.Абрамова. Одно из них – рассказ «Медное колечко».
6. Чтение рассказа «Медное колечко»
Ничего не осталось от Вани, любимого младшего брата Анны Афанасьевны.
Карточек в войну не делали (а Ваню взяли на войну в сорок третьем семнадцати лет), единственное письмецо - треугольничек, которое пришло от Вани с фронта, выкурил по недосмотру непутевый сосед Петруха, одежонку, какую носил Ваня, тоже выносили еще в войну.
Правда, когда-то для утешения больной матери Анна Афанасьевна заказала заезжему художнику Ванин портрет (тот нарисовал его по ее рассказам, и красиво нарисовал), но у самой-то у нее не лежала душа к этой картине.
И вот вдруг Анна Афанасьевна узнает: у соседки, такого же старого гриба, как она сама, сохранилось от Вани медное колечко, которое он подарил ей перед самым уходом в армию. Тогда, в войну, модно было делать колечки из медных денег.
Анна Афанасьевна взмолилась:
– Отдай мне, Марья, колечко. Бога ради отдай. Все, чего у меня в дому есть, не пожалею, а у меня хоть одна живая памятка о Ване будет. – Она сразу, с первого взгляда всем сердцем прикипела к колечку.
– Нет, не отдам, – сказала Марья. – Ни за какие деньги не отдам. Тебе нужна памятка о Ване, да и мне нужна. Что ты, я ведь тоже любила Ваню. Он ведь, когда дарил это колечко, что сказал мне? «Жди». Вот я и жду.
Вопросы преподавателя:
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Как вы поняли фразу «единственное письмецо – треугольник, которое пришло от Вани с фронта, выкурил по недосмотру непутёвый сосед Петруха»?
- Почему в войну делали колечки из медных денег?
- Зачем Анна Афанасьевна просит у соседки Марьи колечко?
- А почему Марья не отдаёт колечко Анне Афанасьевне?
- Какой ещё был предмет у Анны Афанасьевны, связанный с Ваней?
- Если есть красивый портрет, зачем же ей дешёвое колечко? Почему дешёвое медное колечко для Анны Афанасьевны дороже, чем красивый, нарисованный художником портрет Вани?
- Как называет Анна Афанасьевна медное колечко, когда просит его у Марьи?
- Объясните смысл выражения «Живая памятка»?
- Возможно, у кого-то из вас в семье бережно хранятся реликвии, связанные с войной. Расскажите о них.
- Давайте подумаем. Не станет Анны Афанасьевны, не станет Марьи, никто уже не расскажет о Ване. Война закончилась 75 лет назад, участников и даже тех, кто был ребёнком в ту пору, с каждым годом становится всё меньше. Это неизбежно. Пройдёт ещё 10, 20, 50 лет. Останется ли память о войне у следующих поколений? Поэтому пока ещё есть у нас такая возможность расспросить у оставшихся фронтовиков, участников Карельского фронта, у детей войны, давайте будем искать таких людей, спрашивать и продолжать записывать информацию по крупинкам для будущих поколений.
7. Просмотр отрывка документального фильма «Северное сияние Ф.Абрамова» (отрывок 2).
8. Слово преподавателя:
Ф.А. Абрамов очень переживал за русскую деревню. Мы видим это по эпизодам из разных рассказов. Подумайте, какие проблемы деревни беспокоили писателя (чтение отрывков из произведений Ф.Абрамова).
1.В заброшенной деревне – мёртвая тишина среди бела дня, только вой и стон от разъярённых слепней и оводов, тучей набросившихся на нас, - мы напились из колодца холодной, но уже с привкусом подгнившего сруба воды и двинулись дальше. И опять те же муки российского бездорожья, опять пустые, задичавшие деревни, иные от ветхости уже развалившиеся, рассыпавшиеся, а иные – из матёрого листвяка – кругляша – как крепости. И самое удивительное – все дома в таких крепостях без замков, без запоров: заходи и живи. И всё, всё как при хозяевах в избах, кое-где даже самовар с чашками на столе стоит. Так и кажется, что хозяева в какой-то великой спешке выскочили из дому и вот-вот вернутся назад.
«Ничего не понимаю,- сердился наш шофёр.- Всю жизнь слышу: крестьянин – собственник, крестьянин - жадюга. А тут что видим?
2.Сколько раз за эти дни проходил я через заброшенные, словно вымершие деревни, сколько видел пустых домов с давно остывшими печами! Но эта деревня меня взволновала: на углах домов я увидел небольшие красные звёздочки, вырезанные из жести, в память о погибших на войне. От единственной старушонки, которая жила в этой деревне, я узнал, что поставил звёзды на домах местный учитель со школьниками…
И почему бы душам погибших на войне из этой деревни не поселиться в собственных домах, за которые они отдали жизнь? И едва я подумал так, как тотчас же мёртвые дома, чернеющие под ярким, алмазным небом, представились мне сказочными бревенчатыми мавзолеями, в каждом из которых покоится душа погибшего на войне хозяина – солдата. Бревенчатые мавзолеи по всей России.
3.Была одна радость и на нашем пути. Раз выезжаем из чащобы дремучего ольшаника и глазам не верим: золотая сказка. Впереди холмик – каравай из чистейшего золота, а на том холмике – каравае деревенька в 5-6 дворов, да такая весёлая, такая ладная, что сразу решаем: жилая. И точно, в деревеньке были люди – старик со старухой. Живые, натуральные. Сидят себе на крылечке рубленом в тени под навесом и во все глаза, как на какую-то невидаль, как на чертей, смотрят на нас, вылезающих из машины.
5.– И вы зимой одни в деревне?
- Одни, как не одни. Снегом да сугробами закладёт по самую крышу, всю зиму, как Папанин на Северном полюсе, сидим. Осенью муки на тракторе завезут, и до весны вдвоём кукуем.
- Надо бросать эти единоличные-то замашки… Переехали бы на централку – и жили бы припеваючи, с утра до ночи телек смотрели.
- Нет уж, поздно нам на чужую-то сторону ехать. В своём дому помирать будем… Ты смотри, что в жизни-то деется.- Она кивнула на незасеянные вокруг, в жёлтой сурепке поля и заплакала.
4. Не радовала глаз деревня. Новой постройки ни одной (лет пять уже запрещено всякое строительство), исправные дома тоже наперечёт, а общая картина – разорение, распад деревни: заколоченные окна, захламленные, поросшие собачьей дудкой пустыри, на которых когда-то кипела жизнь, и старые-престарые избы с провалившимися крышами. В которых сутками напролёт пировала птица мира.
Старая Меланья первая не выдержала – расплакалась: « Не вернётся, не вернётся больше солдат в Юрмолу. Кончается родная деревенька». И тут все старухи и бабы вдруг заголосили, завыли, как на похоронах.
9. Слово преподавателя:
В честь юбилея Ф.Абрамова в нашем колледже был объявлен конкурс на лучшее сочинение по произведениям писателя. Тунжай Черкезли принял участие в данном конкурсе. Свое сочинение – письмо «Каждый выбирает для себя», обращенное к Ф.Абрамову, он написал после прочтения повести «Алька». Предлагаю Вам прослушать данное сочинение.
10. Чтение сочинения «Каждый выбирает для себя» Т.Черкезли.
11. Слово преподавателя:
Каждому из вас было дано задание прочесть повесть «Алька», давайте поговорим о ней.
Вопросы преподавателя:
∙ Какой вы представляете Альку, читая повесть. Симпатизируете вы ей и в чем?
∙ Гордится ли она своей городской работой?
∙ Знает ли Алька деревенскую жизнь и может ли работать в деревне?
∙ Испытывает ли Алька чувства совести и стыда перед сельчанами, уважение к традициям деревни, общаясь с ними?
∙ Какие чувства испытывает Алька, когда пришла в дом подруги Лиды, какие в ней происходят изменения?
∙ Сравните её с другими сельчанами, принимают ли они её «городскую»?
∙ Что происходит в душе Альки во время похода в лес?
∙ Почему Алька сломилась под тяжестью обстоятельств, не вернулась в деревню?
∙ Каким вам видится её будущее? Что бы вы ей посоветовали?
Наш литературный час «Встреча с Ф. Абрамовым» подходит к завершению, и мне хотелось бы предложить вам отрывок из документального фильма «Неистовый», в котором художник Евгений Мальцев говорит о том, насколько значимо творчество Ф. Абрамова и для настоящего, и для будущего России.
12. Просмотр отрывка документального фильма «Неистовый» (отрывок 3).
Я надеюсь, что после нашей встречи с Ф. Абрамовым вам захочется поближе познакомиться с творчеством этого замечательного русского писателя. Читайте, и будьте счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Качалкин Федор Анисимович
Качалкин Федор Анисимович, мой дед по материнской линии...
Дифференциация звуков С-Ш. Посылка в Простоквашино от д.Федора.
Игра -презентация направлена на дифференциацию звуков С-Ш....
Николай Дмитриевич Федоров Герой Советского Союза Составил Кухарев Антон студент «БПТК»,гр.781
Презентация о герое СоветскогоСоюза. А.Кухарев подготовил материал о своем односельчанине....
Конспект урока. Творчество Федора Ивановича Тютчева.
Познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева. Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева. Развивать навыки выразительного чтения Продолжить знакомство уча...
индивидуальное коррекционное занятие "Поможем бабушке Федоре"
занятие посвящено лексической теме "Посуда", на занятие представлен материал по автоматизации звука "Р"...