Эссе на тему: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!"
классный час
В представленном эссе на тему: "Сказка -ложь, на в ней намек" представлен психоаналитический разбор Сказки об Иване-царевиче, Сером волке и Жар-птице. С помощью вопросов студенты приходят к пониманию зашифрованных смыслах сказки!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulkina_esse_skazka_lozh_da_v_ney_namek.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Разбор сказочного повествования «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке».
Все люди любят сказки? Почему? Что так привлекает в сказке маленького человека и большого? Волшебные силы, которые помогают герою? Или сам герой с его необыкновенными способностями? А ведь, как правило, герои волшебных сказок – обыкновенные люди, ничем не примечательные. Даже внешность их никогда не описывается. Почему? Может быть, чтобы каждый слушатель и читатель мог поставить себя на место главного героя? И пройти весь путь, все испытания вместе с ним? Когда я читала сказку «Иван царевич и серый волк» студентам, они всякий раз ругали его за авантюризм, жадность, глупость, желание иметь все с помощью волка! Не видели в нем ничего такого особенного, что должно быть в герое сказки! То есть, он был в представлении современного молодого человека самым обыкновенным, хоть и царского рода. Так может в этом и есть ключ к разгадке? Представьте, что в этой сказке зашифровано послание наших предков о том, как должно происходить взросление молодого человека, его путь юности (из детства в молодость), что юноша должен сделать, кого встретить, чему научиться?
Давайте попытаемся шаг за шагом разобрать повествование, задавая себе вопросы! «Было у отца три сына…» во многих сказках встречается три человека, предмета, события. Какой смысл заложен в тройке? Один раз – случайность, два – мало, три – уже система!
Почему герою не удалось выполнить веление отца поймать ночного вора? Иван успел ухватить Жар-птицу за хвост, и у него осталось перо, как доказательство ночной встречи с похитителем любимых царских яблок! В отличие от своих братьев, младший сын проявил радение, исполнительность, послушание воле отца. И эта его бесхитростная исполнительность выгодно отличает от ленивых старших братьев.
Почему царь велел добыть сыновьям Жар-птицу? Ведь перестала она казну щипать! Что это: любопытство, интерес к новому, желание обладать полной информацией о каком-либо явлении.
Почему Иван-царевич тоже хочет ехать с братьями? И сколько ему лет, если царь не хочет отпускать его «по младости»? Герой хочет самостоятельности, им движет интерес и самолюбие, соперничество с братьями. Возможно, он еще совсем молодой отрок и ему 13 – 15 лет?
Что означает камень на пути? Первый самостоятельный выбор героя. Начало инициации. Современный школьник тоже делает свой самый главный выбор – профессиональный в старших классах!
Как вы расцените выбор дороги Ивана-царевича у камня направо: «Кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв»? Нет безрассудства, нет самоубийства, но есть сознательная жертва, отказ от привычного круга, от комфорта (от родного коня). Какой символикой обладает конь? Возможно, это близкое окружение, друзья, комфорт, привычная материальная среда, подвластная герою. Получается, Иван-царевич сознательно сменил социальное поле, и оно принесет ему революционные изменения в психике. Как принял герой потерю коня? С сожалением, но и со смирением.
«Кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив»: как можно трактовать поворот налево? Среда (конь) остаётся, а человек полностью теряет своё «Я», полностью подчиняется обществу, теряя своё эго и волю.
«Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден»: как это понимать? Вечный компромисс с самим собою, двуличие, не несущее быстрых позитивных изменений, эволюционный путь развития.
Оказался Иван в дремучем лесу. Какое символическое значение несёт лес? Новая незнакомая жизнь, неизвестное общество с неизвестными законами, новые страны, чужие люди. А может, это новая форма обучения: колледж, институт. Раз есть лес, значит есть и волк! Какое символическое значение имеет волк? Человек или новая группа, которая на время становится для героя другом, учителем, т.к. он (волк) является носителем знаний об этом лесе, об этом неведомом мире, о его законах.
И вот добрались они до жар-птицы! Почему герой не пошёл честно просить у царя Афрона Жар-птицу? Потому что Иван-царевич хороший ученик, он полностью доверяет своему учителю. Вот только такую малость забыл, что клетку не следует брать! Почему же он ослушался волка в отношении клетки? По молодости, по незнанию, понадеялся на авось, «не зная брода, полез в воду». Интерес, желание превысило знание опасности, т.е. эмоция погасила голос разума. Много можно привести примеров, когда в юности люди делают подобные ошибки: на спор переплывают реку, садятся в нетрезвом состоянии за руль. А еще, он вспомнил свою первую встречу с Жар-птицей: не удержал ведь, одно перо в руке осталось.
Почему царь Афрон дает такое сложное задание: добыть ему золотогривого коня? Как расплату во искупление преступления. Нарушил закон – плати! Не выучил урок – получи вдвойне.
И вот добрались до коня! Почему Иван не пошёл честно просить коня у царя? Во-первых, волк сказал украсть, а, во-вторых, просто так никто ничего не даёт. И опять Иван-царевич не выполнил наказ волка и соблазнился уздою? Первый урок не был усвоен. Герой не удовлетворяется половиной, он стремиться к целостности: раз в его руках находится конь (как символ некой силы, знаний), так надо иметь ещё и узду, чтобы управлять им (умения, навыки, диплом, права).
Почему третье задание - добыть Елену-Прекрасную для царя Кусмана волк не доверяет царевичу? Иван-царевич влюбился бы в неё, увидев, гуляющую по саду и не смог бы выкрасть её для другого. Нельзя украсть, купить, выменять, передать вдохновение, любовь, их можно почувствовать, встретить.
Что происходит с Иваном-царевичем дальше? Осознание ценности всего, что он получил от судьбы и чему научился. И желание удержать всё это у себя. В этом месте студенты ругают Ивана за жадность, хотя, наверное, они испытывают другие чувства. И опять волк выручает героя, помогая ему оставить при себе все завоевания.
Почему в определённый момент волк оставляет Ивана-царевича? С уходом волка уходит учитель, попечитель, друг, который помогал ему на протяжении определённого периода взросления. У Ивана-царевича наступает период самоидентификации, взросления, обретения самого себя.
Доходим до самого страшного: братья убивают своего младшего брата, отобрав «всю добычу» себе. Алчность, зависть, все пороки людские, почему они сопровождают нашу жизнь на протяжении тысячелетий? Загадка пока не разгадана… А если человек молод, красив, удачлив, какой грех может родиться у него? Тщеславие, гордыня, высокомерие. Как можно интерпретировать убийство главного героя, чтобы не было так драматично? Отсекая голову спящего Ивана-царевича, братья уничтожают порок гордыни и тщеславия в самом зародыше, в корне.
Возрождение Ивана-царевича – это его переход из молодости в зрелость. Теперь перед нами совсем другой человек, пропал эгоизм и авантюризм молодости. Нет показухи, он возвращается домой с пустыми руками, но совсем другим человеком. Вся его доблесть, ум, вдохновение внутри, не на показ. И он очищен от всего дурного.
Что происходит дома? Все его достижения проявляются и становятся неоспоримыми. Идёт вознаграждение от родителя, и жизнь на новом уровне, в качестве женатого мужчины, несущего ответственность за всё царство. Такой человек может управлять собой, семьёй и государством!
Что ж, скажете Вы, на то он и царевич! Ему на роду так написано! Да нет, всем на роду написано БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
Булкина Н.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг-психодрама для подростков по формированию навыка уверенного поведения в опасных ситуациях "Сказка ложь, да в ней намек"
Тренинг для подростков формирует навык противостояния давлению, повышению стрессоустойчивости, сплочению коллектива, может использоваться в рамках антинаркотических акций, профилактики нас...
Внеклассное мероприятие "Добры молодцы"
Конкурс проводится с целью формирования у детей интереса к русским народным традициям, способствует повышению культуры, совершенствует силу, ловкость и др. физические качества. Участвуют две команды м...
конспект занятия на тему "Сказка "Цветик - семецветик".
конспект занятия в детском саду....
Сценарий праздника 23 февраля «Эх, добры молодцы!»
Внеклассное сероприятие "Эх, добры молодцы" проведено в рамках праздника "23 февраля"...
Конспект НОД в подготовительной группе "Добры молодцы и красны девицы"
Образовательная деятельность направлена на повышение интереса у детей к физической культуре....
Конспект урока по музыке в 3м классе УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
Конспект урока по музыке в 3м классеУМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»....
Технологическая карта занятия по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» на тему: «Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения»
Занятие по методике преподавания литературного чтения направлено на реализацию методов, приемов, форм организации работы по определению отличия народных и литературных сказок, ...