Главные вкладки
Специальная физическая подготовка в спортивном фехтовании
статья
Физическая подготовка - неотъемлемая часть тренировки фехтовальщиков на всех этапах спортивного совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_podgotovka_v_sportivnom_fehtovanii.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Фехтование - трудный, сложный, разностароний по своему воздействию на человека вид спорта. Ценность фехтования заключается в широком воспитательном воздействии на человека, в развитии физических и психологических качеств, в формировании определённых положительных черт характера и личности в целом.
Систематизированные методики двигательной подготовки относятся к общеразвивающему, восстановительному и корригирующему разделам тренировки. Поэтому фехтовальщик немыслим без двигательной подготовки.
Физическая подготовка - неотъемлемая часть тренировки фехтовальщиков на всех этапах спортивного совершенствования. Ее важнейшие задачи, направленные на специализирование физических качеств и создание предпосылок для совершенствования приемов и действий, решаются с учетом периода годичного цикла.
Возможности овладения специализированными навыками во многом определяются уровнем двигательных качеств человека. Совершенствование техники, в свою очередь, повышает эффективность проявлений двигательных способностей спортсмена через отдельные качества и их сочетания: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, произвольное мышечное расслабление.
Физическая подготовка включает в себя общие и специальные средства, которые обеспечивают всестороннее развитие спортсмена и специализированность проявлений качеств, необходимых фехтовальщику.
Общая физическая подготовка направлена на подъем функциональных возможностей организма, его всестороннее развитие и приобретение разнообразных двигательных навыков. Для решения этих задач применяется вся совокупность средств физического воспитания. Однако по характеру требований к двигательным навыкам в одном ряду с фехтованием стоят баскетбол, футбол, теннис, хоккей, бокс, акробатика, что позволяет рекомендовать тренерам и спортсменам преимущественное применение упражнений из указанных видов спорта.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие и специализирование проявлений двигательных качеств для совершенствования приемов и действий фехтования. Ее средствами являются приемы и действия, применяемые спортсменами в фехтовальном бою.
Следует учитывать взаимозависимость и взаимовлияние упражнений, направленных на совершенствование различных двигательных качеств. Упражнения могут либо взаимнодополнять друг друга, либо, наоборот, ухудшать развитие какого-либо качества. Поэтому в физической подготовке в наибольшей мере должно использоваться положительное взаимодействие различных двигательных навыков и качеств и исключено отрицательное влияние на специализированность их проявлений. Необходимо учитывать также избирательное влияние упражнений на выработку отдельных качеств. Однако наибольшее развитие одного качества возможно только при одновременном повышении уровня развития других.
Физическая подготовленность создает основу для совершенствования спортивной техники, которую следует рассматривать как форму проявления двигательных возможностей фехтовальщика, а также условия для психической устойчивости и проявлений волевых качеств. Кроме того, чем у спортсмена крепче здоровье, чем выше работоспособность организма, тем лучше он воспринимает тренировочные нагрузки и быстрее достигает высокого уровня развития двигательных качеств.
В каждом виде спорта, и в частности в фехтовании, "набор" требуемых качеств должен выражать специфику двигательных свойств, характерных для вида спортивной деятельности. Поэтому совершенствование физической подготовленности фехтовальщиков должно иметь главной целью сочетание и углубленное развитие специфических качеств. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей спортсмена, развитие его ведущих качеств приводит к высшим достижениям.
Успех фехтовальщика в бою в значительной мере зависит от быстроты и внезапности действий, умения изменять скорость движения. При этом быстрота имеет ряд форм проявления (латентное время, быстрота одиночного движения, темп и др.), независимых друг от друга.
Воспитание быстроты у фехтовальщика направлено на развитие скорости боевых движений и быстроты двигательной реакции на изменение ситуаций. Для решения первой задачи применяются приемы и действия, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. В свою очередь, развитие скорости двигательной реакции на внезапное изменение ситуации осуществляется специальными упражнениями с оружием и без него, а также использованием спортивных игр (баскетбол, гандбол, футбол и др.). Кроме того, спортивные игры - эффективное средство развития быстроты в длительной работе переменной интенсивности, что исключительно важно для фехтования.
Для убыстрения реакции могут использоваться педагогические задачи, направленные на ускорение целостного выполнения действия и его компонентов, а также на сокращение скрытого периода реакции. При этом следует иметь в виду, что стабилизация временных показателей выполняемого движения сигнализирует о необходимости изменения условий его выполнения.
Развивая быстроту реагирования, необходимо учитывать вид фехтования, которым занимаются спортсмены, и применять специфические сигналы. Так, для фехтовальщиков на рапирах и шпагах наиболее типичными раздражителями будут тактильные и зрительные сигналы. Для сабельного фехтования в большей мере свойственны зрительные раздражители. Конечно, следует применять разнообразные сигналы, в том числе и не характерные для фехтовальной деятельности, однако ведущими должны быть специфические раздражители. Весьма важно при этом варьирование силы самого сигнала, который определяется не только его абсолютной величиной, но и относительной скоростью или продолжительностью сигнала.
В процессе развития быстроты двигательных реакций следует уделять внимание и совершенствованию способности фехтовальщика точно различать, дифференцировать микроинтервалы времени, что создает предпосылки к формированию умений управлять быстротой своих действий.
Для совершенствования быстроты движений целесообразны средства, используемые в легкой атлетике для подготовки спринтеров с учетом специфики фехтования. Можно рекомендовать следующие упражнения:
- рывки (старты) на 10-20 м из разных исходных положений (боевой стойки, низкого и высокого старта, положения лежа, сидя спиной к направлению движения и т.д.);
- чередование медленного бега с рывками на 15-20 м;
- скоростные движения руками, сопровождающиеся сжиманием и разжиманием пальцев (размахиванием, ударными движениями);
- скоростные движения ногами (стопами, голенями), имитация бега на месте и т.д.; - соревнования на быстрейшее преодоление небольших расстояний(30-60 м) бегом, шагами вперед и назад, скачками вперед и назад, выпадами, прыжками на одной и двух ногах и т.п.;
- рывки с доставанием или перехватыванием предметов, летящих с разной скоростью и на разной высоте, выполняемые из разных стартовых положений (низкого, высокого старта, боевой стойки и др.).
Быстрота движений и скорость реагирования могут быть увеличены только соответствующим волевым усилием, для чего необходимо использовать специальные задания, например:
- введение в занятия элемента соревнования (если занимающиеся не равны по силам, применяется гандикап);
- применение сигналов, диктующих темп движения или реагирования, в том числе использование электромишени, метронома и т.п.;
- использование инерции движения при выполнении атаки "стрелой" после предварительного скачка, шага и выпада и др.;
- выполнение передвижения по наклонной дорожке;
- включение дополнительного задания, заставляющего ускорять действия, в частности после ответа перед взятием последующей защиты произвести ремиз.
Для совершенствования быстроты необходимо повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью. Но многократное выполнение одного и того же действия приводит к нежелательной стабилизации или снижению достигнутого уровня быстроты. Выполнение упражнения следует прекратить, предупреждая появление утомления и снижения скорости движения или увеличения времени двигательной реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр)
1.Методические принципы физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Основы и этапы обучения движения 4.Воспитание физических качеств....
Оценка уровня общей физической подготовки студентов по бально-рейтинговой системе
Оценка качества освоения студентами требований ФГОС по бально-рейтинговой системе...
"ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ФУНДАМЕНТ ЗДОРОВЬЯ"
В рамках современного периода развития российского общества возрастает внимание к персоналистическим тенденциям в культуре в целом и в образовании в частности, повышаются требования к личным качествам...
ПРОГРАММА Секции по общей физической подготовки
Физическое воспитание как составная часть общей системы воспитания и образования служат целям всестороннего развития подрастающего поколения, подготовки его к труду и защите Родины. Всеобщность физич...
Как выбрать вид оружия в спортивном фехтовании
Разъясняет и помогает при определении каким видом оружия фехтования заняться....
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая и специальная подготовка по футболу"
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая и специальная подготовка по футболу" реализуется в рамках комплексной программы по виду спорта "Футбол" в ДЮСШ "Воро...
«Общая физическая подготовка» для 5 кадетского класса основного общего образования
Основные упражнения в общей физической подготовкеПрыжки на скакалке – одинарные, двойные и тройные.Прыжки через штангу – перепрыгивание штанги с двух ног.Бег – бег на короткие, средн...