РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.09 АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
рабочая программа

Рыжкова Татьяна Анатольевна

Программа  учебной дисциплины Акварельная живопись разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.06. Изобразительное искусство

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_akvarelnaya_zhivopis.docx52.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В ГОРОДЕ ЕГОРЬЕВСКЕ – КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА

                                  «Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе

   ______________________О.С. Воробьева

  «____»________________201___г.

                                              «Утверждаю»

                   Директор Филиала ГОУ ВО МО    

                   «ГСГУ» в г. Егорьевске – КПИ

                  _______________Н.А. Рассказова

                 «____»________________201___г.

Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии художественно-графических дисциплин

Протокол  №1    от «   » сентября  201  г.

Председатель ___________ И.Г.Белова

«  » сентября____________201  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.09 АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 54.02.06. Изобразительное искусство

Егорьевск, 2016 г.

Программа  учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.06. Изобразительное искусство

Организация-разработчик: Филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально - гуманитарный университет» в городе Егорьевске – колледж педагогики и искусства

Разработчики:

Белова Ирина Георгиевна, преподаватель изобразительного искусства;

Рыжкова Татьяна Анатольевна, преподаватель изобразительного искусства

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                 

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы выполнения живописных работ

1.1. Область применения программы

 Программа  учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 54.02.06 Изобразительное искусство.

 Программа  учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по специальности 072501 Дизайн.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выполнять живописные  изображения объектов реальной действительности (натюрморты из предметов быта,  птиц  и растений) с натуры, по памяти и представлению;

изображать объекты во взаимосвязи с окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей;

выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись),

 применять в работах изобразительные средства живописи: мазок, заливку, лессировки,  работу «по сырому» и т.д.;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;

основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу;

теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;

основы цветоведения (цвет, тон, колорит, свойства акварельных  красок  и приемы работы с ними);

 Учитель изобразительного искусства и черчения должен обладать общими  и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   156 часов;

самостоятельной работы обучающегося 78 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

     лабораторные занятия (не предусмотрены)

-

     практические занятия

140

     контрольные работы

     курсовая работа (проект) (не предусмотрена)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

(не предусмотрено)

-

Выполнение живописных акварельных этюдов:

Акварельные упражнения.

Этюд из осенних листьев

Натюрморт их овощей.

Натюрморт их овощей и фруктов.

Натюрморт в теплом колорите.

Этюд  натюрморта из 2 предметов.

Этюд  натюрморта с фруктами «А-ля-прима».

Этюд  натюрморта в технике «Гризайль»

Этюд  натюрморта в технике раздельного мазка.

Этюд натюрморта   с белым предметом

Выполнение  презентации по основам цветоведения.  

Этюд натюрморта   на цветных драпировках.

Этюд натюрморта, с глубоко затемненным задним планом.

Тематический натюрморт

78

2

2

4

4

6

6

4

6

6

6

10

6

6

10

Итоговая аттестация в форме  экзамена.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. 

Основы цветоведения

34

1

Введение

Содержание учебного материала.

1. Понятия об акварельной живописи.

2

2. Приемы письма акварелью.

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия

Акварельные упражнения. Плавные переходы акварелью: от темного тона к светлому; ровные заливки одним тоном: от теплого цвета к холодному и т.д.                            

2

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся.   Акварельные упражнения.

2

Тема 1.1.

 Световой спектр

Содержание учебного материала.

2

1

Восприятие цвета. Основные , составные  и дополнительные цвета

2

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия

1. Этюд из осенних листьев

4

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся.  Этюд из осенних листьев

2

Тема 1. 2.

Основные характеристики цвета

Содержание учебного материала

1

Локальный цвет.

2

2

2

Контрастный цвет

Лабораторные работы       (не  предусмотрены)

Практические занятия

1. Натюрморт из фруктов на локальные  цвета

6

2  Натюрморт из овощей на контрастные цвета

6

Контрольные работы        (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся. Натюрморт из фруктов.

4

 Натюрморт их овощей .

4

Тема 1.3

Колорит

Содержание учебного материала

2

1.

 Гармонизация  цвета.

2

Лабораторные работы       (не  предусмотрены)

 Практические занятия

Натюрморт в холодном колорите.

8

Контрольные работы        (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся.   Натюрморт в теплом колорите.

6

Раздел 2.

Акварельная живопись

122

Тема 2.1.

Живописное построение объемного предмета

Содержание учебного материала

2

1

Лепка тоном формы предметов.

2

2

Лепка  цветом формы предметов. Передача  цветового и пластического богатства природных форм, развитие технических навыков при выполнении акварельного этюда

Лабораторные работы(не  предусмотрены)

 

Практические занятия  

Этюд натюрморта из бытовых предметов

10

Контрольные работы   (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся   Этюд  натюрморта из 2 предметов.

6

Тема 2.2

Этюд натюрморта из разнообразных по цвету предметов

Содержание учебного материала

2

1. Выявление общего цвета каждого предмета,  общей тональности цветового пятна. Обогащение цвета за счет лессировки, соблюдение тонально - цветового единства.

2

2.Практическое  овладение техническими приемами акварельной живописи.

Лабораторные работы(не  предусмотрены)

Практические занятия  

Этюд натюрморта из разнообразных по цвету предметов

10

Контрольные работы   (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся   Этюд  натюрморта  с фруктами «А-ля-прима».

4

Тема 2.3

 Натюрморт из ясных и четких по форме предметов.

Гризайль.

Содержание учебного материала

2

1

 Совершенствование акварельной техники.

2

Передача  тональных отношений.    

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия  Натюрморт из ясных и четких по форме предметов

10

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта в технике «гризайль»

6

Тема 2.4

Натюрморт из предметов, сближенных по цвету

Содержание учебного материала

2

1

Грамотный рисунок при ясном и выразительном композиционном решении.

2

Лепка формы цветом при ясных больших цветовых отношениях. Применение техники «мазки».

3

Цельность колористического и тонального решения. Последовательность ведения этюда

Лабораторные работы (не  предусмотрены

Практические занятия

Натюрморты из  предметов,  сближенных по цвету.

10

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся   Этюд  натюрморта в технике раздельного мазка.

6

Тема 2.5

Натюрморт с белым глянцевым предметом на 2-3 драпировках.

  

Содержание учебного материала

2

1

Рефлексы в живописи

2

2

Лепка  формы предметов цветом, влияние  окружающей среды на белый предмет, понятие «рефлексов» в живописи.

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия  Натюрморт с белым глянцевым предметом на 2-3 драпировках.

10

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта   с белым предметом

6

Тема 2.6 

Натюрморт  из предметов, различных по материальности.

Содержание учебного материала

2

1.Выявление материальности при лепке формы цветом.  Грамотный рисунок при ясном и выразительном композиционном решении.

2.Цельность колористического и тонального решения.

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия Натюрморт  из предметов, различных по материальности.

16

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся.  Выполнение презентации по основам цветоведения.  

10

Тема 2.7 

Натюрморт из предметов различных по цвету и цветовой насыщенности

Содержание учебного материала

2

1. Выявление  различия  цвета путем сравнения цветовых отношений  предметов и пространственной среды.

2

2. Применение  смешанных акварельных техник

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия  Натюрморт из предметов различных по цвету и цветовой насыщенности

16

Контрольные работы  (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся.  Этюд натюрморта   на цветных драпировках.

6

Тема 2.8

Натюрморт с ярко выраженным освещением.

Содержание учебного материала

2

1. Этюд натюрморта выполняется при различных условиях освещения – на прямом свету, солнечное освещение и т.д.

2. Передача  изменения цветового строя натюрморта в зависимости от освещения. Развитие  цельного видения. Богатство и согласованность цветов.

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия   Натюрморт из бытовых предметов с ярко выраженным освещением.

16

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта, с глубоко затемненным задним планом.

6

Содержание учебного материала

Тема 2.9

Натюрморт из крупных предметов ниже линии горизонта

1 Грамотный рисунок при ясном и выразительном композиционном решении.

2 Развитие  цельного видения. Богатство и согласованность цветов.

Лабораторные работы (не  предусмотрены)

Практические занятия   Натюрморт из бытовых предметов с ярко выраженным освещением.

16

Контрольные работы (не  предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся.   Тематический натюрморт

10

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

 Всего:

234

Внутри каждого раздела

указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия  мастерских живописи; лаборатория художественно-методического фонда;

Технические средства обучения:

персональный компьютер;

лазерный принтер;

музыкальный центр;

видеокамера;

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

-  персональный компьютер с принтером – рабочее место преподавателя.

- мольберты по количеству обучающихся;

- стулья ученические;

- осветительный прибор.

Оборудование художественно-методического фонда:

учебные пособия по живописи; лучшие работы студентов; геометрические гипсовые тела, предметы быта,  гипсовые головы,  муляжи, чучела птиц, драпировки.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

Основные источники:

1. Ломов С.П. Живопись. Учебное пособие. М.: Агар, 2008.

2. Бесчастнов Н.П. Живопись. Учебное пособие для вузов.-М.: Владос. 2010.

3. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов.-       учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2013.

Дополнительные источники:

1.Беда Г.   Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. -учебное пособие М.: Просвещение 1986.

3. Волков H.H. Цвет в живописи.М.,1984.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

выполнять живописные  изображения объектов реальной действительности с натуры, по памяти и представлению;

Наблюдение за действиями на практических занятиях

изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей;

Оценка деятельности студентов на  практических работах;

выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись),  применять в работах изобразительные средства живописи: мазок, заливку, лессировки, отмывки, работу «по сырому» и т.д.;

оценка результатов выполнения практических работ  по выявлению степени  освоения  основных живописных техник.

оценка результатов выполнения практических работ на индивидуальных и групповых просмотрах;

Знать:

 теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;

Оценка в процессе устного опроса

 основы цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и приемы работы с ними);

Оценка защиты компьютерной презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок и живопись" для специальности 07.02.01 Архитектура

Рабочая программа по дисциплине "Рисунок и живопись" разработана в соответствии с учебным планом...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 04. Учебная практика ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа учебной практики УП.04. по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, разработана на основе Федерального государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...