Вокально-хоровое воспитание в России
статья
В разные эпохи, в разных странах большое внимание уделялось хоровому воспитанию детей, которое, впоследствии, претерпевало изменения и развивалось. Следует также отметить, что дирижирование не выделялось как доминирующий вид деятельности на уроке музыки. Во все времена детская хоровая культура держалась во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов-хормейстеров и учителей музыки своему делу, и сейчас продолжает оставаться одним из эффективных способов формирования личности ребенка, его эстетических взглядов, мироощущения. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovoe-vospitenie-v-rossii.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Вокально-хоровое воспитание детей в России
Большой частью музыкальной культуры России всегда являлась песня. Хоровое творчество главенствовало и активно развивалось. С 6-7 лет в Древней Руси детей обучали пению в церковных и монастырских школах.
Хоровое исполнительство развивалось, вместе с ним необходимо было развивать хоровое образование. В XI веке начинают появляться частные школы, где можно было обучиться пению. Так, в 1086 году открывается училище для девочек при Андреевском монастыре, где кроме обучения чтению и письму, преподавали пение. Стоит отметить, что до этого хоровому искусству обучали только мальчиков.
В 1551 году по указу Ивана Грозного возникают специальные училища при церквях. Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Одним из первых в России был хор государевых певчих дьяков. Они возникли еще при Василии III, и главной их обязанностью было обслуживание церкви, также они обучали пению царских детей.
Важным элементом в развитии хорового творчества в России стали и женские учебные заведения, где музыка занимала важное место. Так, в петербургском училище Ордена Святой Екатерины ученицам, наряду с основными предметами, преподавалось хоровое пение и игра на фортепиано. Репертуар отличался разнообразием, пели, как церковную музыку, так и светскую. Кроме хорового пения и игре на фортепиано, во всех классах преподавалась гимнастика и танцы. К моменту окончания училища воспитанницы обладали достаточно обширными знаниями в области музыкального искусства, умели петь в хоре, а также свободно владели игрой на фортепиано.
Постепенно княжеские дворы и монастыри становились центрами хорового просвещения и воспитания. Открывались певческие школы в таких городах, как Москва, Псков, Новгород.
Постепенно начинает формироваться теоретические труды, посвященные вокально-хоровому воспитанию. Так, Н. П. Дилецкий пишет трактат под названием «Грамматика мусикийская», в котором он изложил на русском языке правила певческого обучения детей. Музыкальный теоретик и композитор своей широкой деятельностью дал новый толчок развитию хоровой музыки в России Нового времени, приблизил теорию музыки к западноевропейским нормам. Он заложил фундамент профессиональной композиторской школы в России. Его множественные хоровые сочинения до сих пор являются востребованными, не смотря на то, что расцвет творчества Дилецкого и современный мир разделяют четыре века. Теоретик отмечал важность понимания смысла музыкального произведения, ее содержания, а также выразительного исполнения.
Постепенно на смену монодии приходит многоголосный стиль, усиливается светское начало в музыке, а церковное пение уходит на второй план. Возникает новый стиль многоголосной музыки, как партесное пение. Здесь хор делится на группы по голосам, склад преобладает аккордовый, используется многоголосие.
Хоровое искусство в России расширялось, уровень образования и знаний об искусстве пения накапливался. Имена таких композиторов, как Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский известны каждому, кто, так или иначе, связан с хоровым творчеством. Эти люди внесли большой вклад в развитие хоровой культуры в России. Образовывается Придворная певческая капелла, которая в последствие стала примером организации обучения и способствовала увеличению частных и государственных музыкальных школ.
Особое значение в Придворной капелле имела работа М. И. Глинки. Его подход к вокально-хоровой постановке называют концентрическим, так как в процессе работы с детьми, он сначала укреплял средние звуки диапазона, а после только переходил к верхним и нижним звукам. Он добивался простоты звучания, легкости и согласия между партиями, стремился к равновесию и благородному произношению текста.
Известен также Синодальный хор, в котором детей изначально обучали только церковному пению, и лишь спустя долгое время ввели дополнительные предметы, такие как грамматика, арифметика, чтение и изучение языков. Расцвет исполнительского искусства Синодального хора пришелся на 1880-ые годы. Должность руководителя хора тогда занимал музыкант В. С. Орлов. При нем занятия осуществлялись ежедневно по 2 часа, во время которых большое внимание уделялось проработке партий, характеру исполнения, выработке уверенности для дальнейшего успешного выступления на публике.
Большое количество квалифицированных певцов было подготовлено в созданной М. Балакиревым и Г. Ломакиным бесплатной музыкальной школе. Основной ее целью была пропаганда классической и современной музыки, также программа школы включала в себя теоретические предметы и инструментальную подготовку учащихся. Хор школы достиг высокого мастерства, не смотря на то, что к концу XIX века деятельность этого учебного заведения стала угасать ввиду недостаточной материальной и общественной поддержки.
Идея массового обучения детей пению появляется в конце XIX века, появляются методические разработки, а пение признается основой формирования музыкальной культуры. Эту идею можно назвать прогрессивной для того времени, но тем не менее в образовательных учреждениях не было налаженной системы по обучению, в которой бы учитывались возрастные и психологические особенности детей. Народное образование оставалось на низком уровне, а настоящие знания были доступны лишь буржуазии.
В 1905-1906 годах начинается просветительская деятельность С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой. Они пишут теоретические труды о проблемах музыкальной педагогики. Также стоит отметить работу таких композиторов, как П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов, Н. К. Метнер, которые находились в числе педагогического состава привилегированных женских учебных заведениях и продолжали развитие музыкального образования в России.
Школьная система дореволюционной России сохранила остатки сословности: это кадетские корпуса, духовные семинарии и училища, институты благородных девиц. Существовало две системы, одна из которых была предназначена для получения элементарного образования широких масс, это были дети трудящихся. Вторая система предназначалась для детей дворянства, это также было получение среднего и высшего образования. Мальчики и девочки учились отдельно, причем качественно и количественно (по количеству преподаваемых предметов) обучение разнилось - мальчиков обучали тщательнее. Здесь важно отметить то, что музыкальные занятия вводились на усмотрение начальства, они не являлись обязательными. Обучение музыке присутствовало там, где его могли оплатить состоятельные родители учащихся.
События 1917 года отчасти определили новые задачи воспитания подрастающего поколения. Общество начинает стремиться к всеобщему эстетическому воспитанию. Для этого стала осуществляться более тщательная подготовка учителей и работа над образовательными программами.
Важным этапом для музыкального образования стали также годы Великой Отечественной войны. Именно в непростое для страны время людей сплачивало искусство, оно помогало держаться вместе, выражать свои эмоции и чувства через песню, театральную деятельность, литературу. В Москве при содействии А. В. Свешникова было открыто хоровое училище для мальчиков, из стен которого вышли многие замечательные композиторы, педагоги, хормейстеры.
С приходом в исполнительскую деятельность А. В. Свешникова, В. Г. Соколова, В. С. Локтева заметно повысился профессиональный уровень многих детских хоров. В учебно-хоровом комплексе, организованным Соколовым, обучались дети разных возрастов, им давались обширные знания в области вокально-хоровой подготовки.
В. С. Локтевым был создан ансамбль песни и танца Московского дворца пионеров и школьников. Здесь были объединены разные формы музыкального творчества – песня, танец, инструментальное творчество. Появляется новая форма организации музыкального воспитания детей – хоровая студия, что в последствие развивалось и стало массовым явлением в 60-ые годы.
Стоит отметить деятельность Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, которым руководил В. С. Потапов. Деятельность этого творческого коллектива во многом определила ориентиры развития жанра детской песни. В хоре существовало разделение на несколько возрастных групп, профессионально обученные дети составляли Большой концертный хор.
В 60-70-ые годы в общеобразовательных школах работало много опытных музыкантов-хоровиков, так как школьно-управленческий аппарат был заинтересован в наличии хоровых коллективов, также важную роль в этом играла партийно-идеологическая направленность образования. Так, вокально-хоровая работа во многих школах осуществлялась на высоком уровне, и зачастую, в одном учебном заведении был не один, а несколько хоров.
С приходом в школу Д. Б. Кабалевского было положено начало разработки нового содержания и методики эстетического воспитания как целостной системы, в основе которой лежало принципиальное и методическое единство. В новой программе уроки пения стали называться уроками музыки. Важно отметить, что каждый класс воспринимался Кабалевским как отдельный хор.
К проблеме обучения вокально-хоровому искусству стали обращаться такие известные деятели как О. А. Апраксина, А. А. Егоров, В. И. Краснощеков, Л. М. Абелян, В. С. Попов, В. Г. Соколов, Г. А. Струве, П. Г. Чесноков и другие. Ими производилось множество научно-методических исследований в области хорового искусства и методики преподавания вокально-хоровых дисциплин, а их работы имеют свою педагогическую ценность до сих пор.
Основы советской музыкальной педагогики заложил один из выдающихся деятелей, музыкант-просветитель Б. Л. Яворский. «Он считал необходимым использовать разнообразную музыкальную деятельность: хоровое пение, слушание музыки, игру на несложных музыкальных инструментах, ритмику и детское музыкальное сочинительство»[2,109]. Яворский считал очень важным взаимосвязь композитора, исполнителя и слушателя, а его практика преподавания носила экспериментальный характер. Так, он часто пытался найти различные ассоциации, например, изобразительные, звуковые или двигательные при знакомстве с той или иной музыкой. Этот педагог способствовал развитию творческой фантазии, свободе мыслей при восприятии музыки, он старался связать музыкальный образ с литературным или просил изобразить его на листе бумаги. Постепенно учащиеся могли без труда рассказать о музыкальном произведении, самостоятельно раскрыть его содержание и рассказать о средствах музыкальной выразительности, которые были использованы композитором.
Яворский большое значение уделял движению под музыку, в особенности среди двигательных моментов он выделял дирижирование. Музыкант считал, что именно данный вид деятельности позволяет формировать эмоциональную сферу учащихся.
Также одним из ведущих мест в обучении была обратная связь, Яворский считал, что крайне необходимо взаимодействие учителя с учеником, а «конкретному решению творческих задач способствовала четкая постановка творческих заданий. В выборе этих заданий он руководствовался, прежде всего, их тематикой, которая была связана с детским мироощущением»[21,15].
Что касается хорового обучения в современной России, оно имеет как положительные тенденции, так и тенденции к угасанию вокально-хоровой культуры. Не смотря на то, что существует большое количество профессиональных учебных заведений, где воспитывают профессиональных хоровиков-музыкантов, современное общество в широком смысле не отличается высоконравственной музыкальной культурой. Это связано с утратой большого количества любительских хоров, сложностью заинтересовать подрастающее поколение вокально-хоровым творчеством, стоит также упомянуть проблему оплаты труда кадрам, работающим в государственных образовательных учреждениях, что, несомненно, накладывает отпечаток на мотивационную сторону творческого процесса преподавания. Более доступна и проста для понимания стала, так называемая, популярная музыка, именно она часто привлекает современных школьников, их родителей. Важно заметить, что в современной общеобразовательной школе также перестает существовать понятие, к которому стремился Дмитрий Кабалевский в своей работе, говоря, что каждый класс, должен быть самостоятельным хором. Предмету «музыка» уделяется мало внимания, редко какой преподаватель искренне стремится заинтересовать детей, создать коллектив единомышленников, и это, действительно непросто, рассматривая тот факт, что предмет в расписании предусматривается по школьной программе один раз в неделю. Тем не менее, хоровое искусство существует и продолжает развиваться, появляются новые подходы и программы обучения, синтетические хоровые жанры. Так, стоит упомянуть творческий хоровой коллектив «Весна», который был создан еще в 1964 году А. С. Пономаревым. Он существует и поныне. Коллектив прошел большой и непростой путь развития. Из уст «веснушек», именно так называли себя дети, поющие в хоре, звучали и продолжают звучать только высокохудожественные произведения. Для того чтобы достичь высокого исполнительского уровня, дети занимаются не только вокально-хоровым искусством, но и изучают теоретические предметы. Вначале 80-х годов коллектив стал не просто хором, но получил статус хоровой школы, ученики которой не раз становились лауреатами международных музыкальных конкурсов. Сейчас хор «Весна» продолжает свою образовательную деятельность и носит имя его создателя А. С. Пономарева. Хором исполняется как произведения современных композиторов, так и музыка прошлых лет.
Резюмируя все вышесказанное, целесообразно сделать вывод, что в разные эпохи, в разных странах большое внимание уделялось хоровому воспитанию детей, которое, впоследствии, претерпевало изменения и развивалось. Следует также отметить, что дирижирование не выделялось как доминирующий вид деятельности на уроке музыки. Во все времена детская хоровая культура держалась во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов-хормейстеров и учителей музыки своему делу, и сейчас продолжает оставаться одним из эффективных способов формирования личности ребенка, его эстетических взглядов, мироощущения.
Список литературы:
1. Апраксина О.А. Хрестоматия. Из истории музыкального воспитания// Статья М.А. Румер «О детском музыкальном творчестве из истории вопроса». – М. : «Просвещение», 1990. – 207 с.
2. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников // Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – Сборник научных трудов, М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. – 141с.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/492476-vokalno-horovoe-vospitanie-v-rossii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.
СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО....
Виды самостоятельной работы студентов по МДК «Практикум по организации вокально-хоровой работы»
В данной работе самостоятельность рассматривается как характеристика деятельности студента и представляет собой проявленную им способность решать данну...
Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 06.03 . «Практикум по организации вокально-хоровой работы»
Комплект содержит пакеты экзаменатора и задания к текущей и промежуточной аттестации....
РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ
Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокально-хоровых дисциплин. Гигиена голоса».
Данная методическая разработка адресована педагогам вокально-хоровых дисциплин и обучающимся. Целью данной работы является создание необходимого комплекса знаний и умений направленного на предотвращен...
Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших образцах вокально - хорового искусства....
Проблема вокально – хорового воспитания детей школьного возраста в современной музыкальной педагогике.
методика Огороднова и Емельянова...