Cтатья по теме "живопись Джотто"
статья

Фролова Светлана Петровна

Для групп ТПИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frolovasp_esse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Светлана Петровна ХПИ 21

Джотто ди Бондоне.

За многовековую историю изобразительного искусства Западная Европа подарила миру не одну плеяду выдающихся мастеров живописи, среди них - Джотто ди Бондоне. С ним связан переворот в развитии итальянской живописи. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку, вносит в религиозные сюжеты земное начало, передает реальность мира через материальную убедительность форм и правдоподобие образов.

На тот момент Византийская школа превалировала в Италии, потому что Италия долгое время была частью византийской империи.

Икона как молельный образ появилась с возникновением христианства, однако художественная биография ее начинается значительно раньше. В искусстве восточных римских провинций эпохи эллинизма возник особый портретный тип, как часть погребального культа - фаюмский портрет. Изображения как бы пребывали в потустороннем мире, это их как бы роднило с иконой, его персонажи имели индивидуальные черты, но походили друг на друга тонкостью черт, большими глазами и скорбной отрешенностью. Но рождение иконы из портрета проходило не без трудностей. Как материальными средствами передать бесплотное? Необходимо предельно дематериализовать  фигуры,  сведя их к двухмерным теням на гладкой поверхности доски. Но и доска должна раствориться в потоке энергии, преобразоваться в потоке Божества. Для этого необходимо покрыть ее золотом. Золото не только символизировало божественный свет, но и создавало мистическую мерцающую среду.  Нечто зыбкое, эфемерное, озаренный пламенем лампады или свечи, образ то выступал из фона, то снова уходил за ту черту между этим миром и тем, куда нет доступа смертным.

Но Джотто шагнул в другое измерение. Он не наследовал даже самым талантливым мастерам старой византийской школы. Он прервал в Италии византийскую традицию, открыв  двери в совсем иной мир и шагнул за порог неведомого.

«До Джотто живопись была мертва, поскольку довольствовалась тем, что уже умели отцы, и не стремилась улучшить искусство. После Джотто все искусства пошли в гору.

 Изящество письма Чимабуэ, изысканность готических линий, тонкие черты восточного лика Богородицы, телесная бесплотность. Икона Джотто ломает эти условные строгие правила. И это уже и не икона, тело Богородицы не бесплотно. Значение этого изменения сложно недооценить: Богородица становится Мадонной. Отныне, от Джотто у каждого итальянского художника своя Мадонна, свой излюбленный женский тип, ничуть не напоминающий восточный «ликовый канон». В российской иконописи ликовый канон существует по сей день. Религиозное и светское искусство разделены. Если лик Богородицы станет лицом - иконы не стало. В Мадоннах Джотто - черты прекрасной дамы. Это крепкие здоровые женщины, с румяным лицом и золотыми волосами.

На рубеже 13 и 14 веков. Джотто изменил направление, по которому развивалось искусство. Мадонна торжественно преисполненная земного женского достоинства, в ней нет ни печали ни жертвы, она величественна и спокойна.

Появление Джотто было воспринято с радостью и размахом. Мир ждал обновления.

В Европе происходили бурные события: Крестовые походы, политические битвы, начало увлечения античностью, расцвет городов, развитие литературы, архитектуры, насыщенная социальная и культурная жизнь. Это время было заряжено могучим интересом к жизни к политике к будущему, оно было готово к переменам. Меняется сознание людей.

Но с одной стороны это все еще эпоха, которая представляла мир единым и в центре - Творец. С другой стороны уже наступала эпоха гуманизма, которая была выражена словами «я человек, я посредине мира». Чуть меньше столетия оставалось до начала эпохи Возрождения. Так случилось, что работавший на рубеже средневековья и нового времени художник был назван первым из ренессансных мастеров. А его работы стали образцом для подражания и изучения. Их копировали Мазаччо, Микеланджело, Рафаэль.

Истинная ценность произведений чаще всего становится понятной лишь с течением времени. Но иногда судьба их создателей складывается иначе. Они сразу завоевывают славу и признание, один из таких художников - Джотто. Он никогда не был осуждаем. Никогда не был гоним.  Напротив,  был прославлен, ценим и любим современниками. «Он писал столь совершенно, что завоевал славу величайшую».

Джотто нашел тот новый язык, язык новой жизни, которого требовало  время. Он гениально предугадал, наметил путь, по которому пошло развитие живописи. Писатели Возрождения говорили о правдоподобии изображений художника, конечно, они намного ближе к реальности, чем средневековые живописные изображения, в них больше жизненных деталей и верности природе, он показывает общечеловеческое значение происходящего. У него евангельские сюжеты, словно действительно происходят в реальном пространстве, но построенном как театральная сцена. Они это пространство полностью обживают и подчиняют себе. Джотто не изобрел новой системы передачи пространства, он пользуется античными с средневековыми средствами. Он наметил тенденцию реалистичной трактовки изображения, одним из первых обрисовал художественную проблему, которая будет решена в начале 15 века, открытием законов линейной перспективы.

 В искусстве предшествующего времени каждый жест был строго определен. Имел символическое значение, Джотто придал им индивидуальность, окрасил человеческими эмоциями, чувствами. «Он показал, что каждый лицом и жестом по-особому обнаруживает признаки душевного волнения, причем так, что у каждого свои собственные, отличные от других движения и положения» -Леон Баттист Альберти.

Живопись Джотто строга, проста монументальна. Во флорентийской церкви Санта Кроче есть две капеллы расписанные Джото. Фрески одной из них посвящены истории святого Франциска. В этих росписях Джото еще более склонен к повествовательности, тут еще больше деталей выхваченных из повседневной жизни, цветовая гамма сдержана и торжественна. Цвета более приглушенные, чем в капеллы Скровеньи. Благодаря тому, что в их композициях присутствуют архитектурные или гористые фоны, они органично гармонируют с интерьером базилики и ее инкрустационным готическим стилем.

Все картины, фрески Джотто можно рассматривать долго. Они подробно описывают действие, где важна любая деталь. И каждая деталь равно реальна и равно чудесна. Идеи Франциска в стиле Джотто - уникальное взаимораскрытие философии и искусства. Для Джотто его театр живописи, стиль, герои, отношение к деталям близки к философии добра и духовного равенства перед лицом бога, природы и вечности.

Картины Джотто всегда диалоги на сцене. Диалоги внутренние - героев между собой и внешние, со зрителем. Состояние невесомости заменила сила земного притяжения. Ангелы тяжелы, плотны, подобны людям, страдают, ликуют, плачут, они наши хранители и подобия. Наиболее известные произведения-фрески в капелле дель Арена (капеллы Скровеньи ) в Падуе.

В 1303 году Джотто приезжает в Падую и приступает к росписи стен капеллы. Небольшая романская капелла имеет один неф и арочные стены, но организация пространства и цветовое решение создают ощущение большого пространства и света. Внутреннее художественное единство живописного повествования, делают эти росписи уникальными в истории средневекового монументально-декоративного искусства. Фрески расположены в три яруса, под ними в цоколе зала изображены четырнадцать аллегорических образов, олицетворяющих человеческие добродетели и пороки. Все аллегории похожи на мраморные изваяния, вставленные в ниши. Выполненные монохромно, они гармонично сочетаются с мраморным цокольным поясом. В таком же стиле выполнены рамы и другие художественные элементы. Эта техника фресок впоследствии получила название-гризайль, впервые была использована Джотто и именно в этой базилике. На ярко синем фоне выделяются фигуры людей, животных, пейзаж с горками, деревьями и архитектурой, написанные золотисто-желтыми, розоватыми, серо-голубыми, красновато-оранжевыми, оливково зелеными красками. И эта изысканная, тонкая колористическая палитра картин, обрамленная орнаментальными композициями дополненная ярко синим фоном перекрытия и золотыми звездами на нем, создает яркое по силе эмоционального воздействия впечатление.  Маленькая уютная церковь, дает возможность хорошо рассмотреть фрески, погрузится в драматургию Джотто. Каждая композиция является частью целого и может восприниматься как самостоятельное произведение.  Джотто создал композицию, сам является сценаристом, режиссером и актером своих картин: « Я там был, и это было так».  В его рассказах всегда присутствует способность убедить зрителя в реальности изображенного, поверить в значение того что говорит художник. И зрители верят ему.

Его живопись наполнена теплом  и светом. Так трогательно написан ослик с  большими  грустными глазами. Это не просто  животное, у него есть душа, мы видим это. Верблюды в сцене «Поклонения волхвов», женщины сильные, здоровые с золотыми косами. Букеты цветов в руках ангелов, все это излучает энергию любви. Может в этом и есть ответ, мы стремимся к этим вибрациям и находим их в его работах?

Современники знали и любили Джотто, ценили его. О нем записано при жизни не мало историй: « Джотто был весел, любил шутку, деньги. И деньги ему платили охотно. Он был «здоровым» гением, крепким, монументальным, сентиментальным, как и его живопись». Именно с Джотто начинается современная европейская живопись. А через семь веков имя Джотто будет присвоено космическому аппарату, который прошел в непосредственной близости от ядра кометы Галлея. Это была дань уважения творческой смелости мастера наблюдавшего комету и изобразившего «хвостатую звезду» в сцене «Поклонение волхвов».

Литература.

Великие художники т74 Джотто ди Бондоне ЗАО Издательский дом Комсомольская правда 2011

Юный художник 3/91 «Язык иконописи», «Феномен Джотто»

Паола Волкова Мост через бездну АСТ2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....

Cтатья: Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних детей в возрасте 12-18 лет с девиантным поведением в условиях проживания на стационаре

В статье рассмотрен опыт работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях специализированной социальной квартиры....

Cтатья Бинарный урок английского и химии на тему "Изучение периодической таблицы Менделеева"

Статья посвящена  уроку -симбиозу 2 предметов, химии и английского, по тематике необычному и интересному, с точки зрения и языка и химии. Урок разработан для 1 курса медицинского училища, включае...