Cтатья: Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних детей в возрасте 12-18 лет с девиантным поведением в условиях проживания на стационаре
статья
В статье рассмотрен опыт работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях специализированной социальной квартиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Комаров Михаил Андреевич
Воспитатель
СПб ГБУ СОН «СРЦ «ОВПН 12-18» г. Санкт-Петербург
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 12-18 ЛЕТ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ НА СТАЦИОНАРЕ
Аннотация: в статье рассмотрен опыт работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях специализированной социальной квартиры. Представлено содержание технологии социальной реабилитации.
Ключевые слова: технология, социальная реабилитация, девиантное поведение подростков, агрессивность, тревожность.
Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, повлекли за собой трансформацию традиционных институтов и образа жизни, усложнили процессы социализации детей и подростков. Негативные социальные последствия налицо. Катастрофически увеличивается число детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Формирование положительного стиля поведения в обществе, ориентация детей и подростков на здоровый образ жизни – основные направления работы, которое является важнейшим звеном успешной социализации и социальной реабилитации детей и подростков. Основными задачами являются профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, социальная реабилитация и возвращение в социум детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальная реабилитация детей на стационарном отделении проходит в условиях новой социальной технологии – в специализированных социальных квартирах, благодаря чему социальная реабилитация детей проводится в малой группе в условиях, максимально приближенных к домашним, где к каждому ребенку применяется индивидуальный подход.
Социальная квартира предназначена для проживания подростков-мальчиков от 12 до 18 лет в количестве 13 человек.
Как показал анализ статистических данных за последние 8 лет (106 подростков), наиболее характерными проявлениями девиантного поведения у подростков являются:
– 56% подростков совершают мелкое воровство в виде денег у одноклассников, сигарет, булочек или баночного пива в магазине. Следует отметить, что делается это на «спор» с друзьями;
– 84% имеют неадекватную самооценку, искаженную «Я – концепцию», считая себя правыми во всех совершаемых ими поступках, не склонны анализировать свою жизнь и поведение;
– для 70% подростков характерен низкий уровень коммуникативных навыков, который проявляется в низком социальном статусе в группе сверстников, неумении вступать в контакт с людьми, грубости и т. д.;
– 84% показали низкий уровень правовой культуры, который проявляется в неосведомленности их прав и обязанностей;
– 77% – неразвитость самоконтроля проявляется в нежелании и невозможности отвечать о контролировать свое поведение и поступки;
– около 80% подростков курят и употребляют спиртные напитки.
При этом курят постоянно – 56%, употребляют пиво – 68%. 91% (13 подростков) показывают повышенный уровень тревожности и 77% (11 подростков) повышенный уровень агрессивности. По данным психологических тестов у более чем 70% подростков была выявлена потребность подростков в участии в рискованных авантюрах и мероприятиях. К основным причинам возникновения девиантного поведения можно отнести семейное неблагополучие, психолого-физиологические особенности подростков. Технология социальной реабилитации подростков в условиях специализированной социальной квартиры на сегодняшний день является принципиально новой, поэтому требует от всех участников этого процесса полной отдачи, умения творчески подходить к решению нестандартных задач, высокого уровня знаний и постоянного повышения квалификации и самообразования в вопросах педагогического и психологического сопровождения несовершеннолетних. Работая с подростками с отклонениями в поведении важно строить работу на основе постоянной поддержки и стимулировании позитивного поведения. Технология социальной реабилитации включает в себя несколько этапов [1; 2]. 1. Диагностический этап. Диагностика старших подростков, с девиантным поведением включает в себя определение: состояние физического и психического здоровья подростков; особенности взаимоотношений, системы нравственных ценностей, особенностей в общении и коммуникативной культуре; индивидуальных особенностей подростка; познавательных интересов, учебных возможностей, особенностей мышления подростков, памяти, внимания, затруднений в учении; потребностей и интересов подростков в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим, интеллектуальным возможностям ребят, какая помощь им необходима); причины и условия возникновения девиаций и форм проявления. Для каждого из подростков составляется карта индивидуальной социальной реабилитации, которая включает в себя вопросы медицинской, социально – правовой, психологической и педагогической помощи ребёнку, что отражается в индивидуальных реабилитационных картах, которые заводятся с момента поступления в Центр. В процессе социальной реабилитации воспитанники максимально вовлечены в различные виды деятельности: учебно-познавательную, хозяйственнобытовую, коммуникативную, спортивно-оздоровительная. Хозяйственно-бытовая. Мальчики участвуют в уборке квартиры и со временем учатся поддерживать в ней уют, ухаживать за своими личными вещами и вещами квартиры, использовать необходимую бытовую технику. Особое внимание уделяется работе по обучению воспитанников приготовлению пищи, сервировке стола, выбору и покупке продуктов. Регулярно проводятся индивидуальные и групповые обучающие занятия по формированию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков и социально-бытовых ориентировок. Как правило, у большинства воспитанников к концу пребывания в нашем центре правильное выполнение культурно-гигиенических процедур доведено до автоматизма и не требует постоянного контроля со стороны взрослых. Несовершеннолетние стараются поддерживать порядок в личных вещах и в квартире, умеют безопасно и эффективно пользоваться, и ухаживать за бытовой техникой (стиральной машиной, пылесосом, миксером, утюгом, электроплитой, холодильником), совершать покупки, пользоваться общественным транспортом, знают правила поведения в общественных местах и правила безопасности на дороге и в местах большого скопления людей. Учебно-познавательная. Для повышения интереса к учебе по мере возможности разнообразятся формы обучения и использованием средств социально-культурной деятельности: просмотр интересных фильмов и видеороликов, связанных с изучаемой темой, чтение интересной литературы, беседы, проведение интеллектуальных диспутов, тематических КВНов. Большое значение в социально-реабилитационном процессе подростка уделяется развитию познавательного интереса и расширению его кругозора, интеллектуальных и творческих способностей, а также формированию морально-этических норм. организуются специальные мероприятия, досуг воспитанников во внеурочное время, выходные и каникулярные дни: дети определяются в различные творческие и музыкальные кружки, спортивные секции, клубы досуга; специально для детей планируются и проводятся тематические и развивающие занятия на определенные темы (патриотическое воспитание, толерантность, правила дорожного движения, развитие здорового образа жизни и др.); проводятся групповые и индивидуальные беседы; дискуссии, викторины, конкурсы, ролевые игры, просмотры художественных и документальных фильмов, лекции, семинары; выезды на природу, автобусные экскурсии, прогулки; посещение театров, музеев, выставок, парков; организуются и проводятся праздники, подготовленные воспитанниками и педагогами и т. д. Спортивно-оздоровительная. Так же на квартирах активно осуществляется вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия спортом, проводятся мероприятия по профилактике алкогольной и наркотической зависимостей, формированию здорового образа жизни.
Список литературы
1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: от теории к практике: Монография. – М., 2001. – 212 с.
3. Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением: Монография. – Lambert Academic Publishing, 2012. – 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Девиантное поведение детей дошкольников и школьников младшего возраста».
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития детей дошкольного возраста
Подробно описано использование логопедического пособия "Игры для Тигры"...
Конспект практического занятия по дисциплине Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС лиц пожилого возраста и инвалидов»
В конспекте отражены: тип занятия,мотивация, ход занятия. Используются тест для опроса. Разбирается диагностическая методика САН, использование ее в работе социального работника....
Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних»
Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемы...
Игровая технология "Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх"
Игровая технология "Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх" Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, резу...
Календарно – тематический план по междисциплинарному курсу МДК 05.02 Психолого – педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста
Рабочая программа профессионального модуля МДК 05.02 Психолого – педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста разработан на основе Федерального государственного образ...