Гризайль
статья
Речь идет о сложной и интересной живописной технике - гризайль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grizayl.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. (станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие).
Художники XVIII-XIX веков, работавшие в станковой живописи масляными красками, во многих случаях переводили рисунок композиции на холст, затем на первом этапе делали гризайль или серо-белую, или сепией, охрой красной, английской красной тонкими слоями лессировочно с прокладкой освещенных частей фигур белилами. Таким образом, в живописи выявляются сразу объем, рельефность, соотношение частей композиции в тоне. После просыхания красок в конце этого этапа живописи художник приступал к работе различными цветами, к полихромной живописи.
В последующем, начиная с XIX века, некоторые художники живописцы стали писать маслом на холсте методом "а-ля прима", то есть сразу, без предварительного этапа гризайли и даже без подмалевка.
Прекрасные гризайльные росписи можно встретить в интерьерах многих зданий эпохи классицизма (конца XVIII — начала XIX века). В основе гризайли «под скульптуру» лежит светотеневая моделировка изображаемых форм. То есть художник так пишет скульптуру, как если бы она стояла на предполагаемом месте, в предполагаемом помещении, освещенная конкретно существующими естественными или искусственными источниками света.
Чем точнее в гризайли переданы свет, полутона, тень, рефлексы — тем сильнее создается иллюзия подлинной скульптуры. Размещается гризайль обычно либо под потолком, либо на потолке, а значит, рассматриваться она будет с определенного расстояния. Архитектурная гризайль обычно делается всего лишь несколькими заранее заготовленными тонами (колерами), каждый из колеров соответствует определенной световой градации: свет, полутон, тень, падающая тень, рефлекс. В подборке колера художник учитывает и имитируемый материал скульптуры (мрамор, бронза), и значение ее в общей архитектурной композиции, и, главное, расстояние, с которой будет рассматриваться законченное произведение.
Постепенно гризайль заняла свое место и в станковой живописи, вначале ею пользовались для выполнения эскизов, затем она стала самостоятельным видом живописи.
Соответственно, расширилась и палитра. Появилась «сепия» – краска, которую изготавливали из чернильного мешка морского моллюска каракатицы. Затем гризайль стала синей, красноватой.
Широкое распространение гризайль получила во Франции, в XIV в., в частности, в мастерской живописца и скульптора Андре Бове, а также в рукописях, выполненных Жаном Пюселем.
В эпоху Карла V техника гризайли стала исключительно популярной в миниатюре, витраже и живописи, в станковой живописи она была характерной чертой северной школы - на оборотной стороне алтарных картин часто изображалось «Благовещение», исполненное гризайлью.
В творчестве Босха «Блудный сын» и Брейгеля гризайль превратилась в чисто живописный прием, «обманку», который использовали и многие другие художники.
Помимо скульптуры, живописцы создавали имитации архитектурных деталей — колонны, кессоны, арки, разнообразные бордюры и лепнину — все это в сочетании с многоцветной росписью. Удивительно, насколько объемными кажутся иногда такие иллюзии, часто на глаз невозможно отличить, где живопись, а где скульптура.
Пример метода работы в технике гризайль:
Составить 3-4 основных колера серых или коричневых тонов, для того, чтобы удержать целостность, тональный строй, особенно если размер работы большой. Но, в основные, составленные заранее тона, нужно впоследствии вписывать другие - серые, черные и белые прямо с палитры, чтобы не получилось лишь сухой расколеровки, а была передана живописность изображаемого. В конце гризайль можно «оживить» «ударчиками» - акцентированными бликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс 2. Вечерний пейзаж в технике гризайль
Техника рисования мягкими материалами (соус, ретушь) [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7016326","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"640","width":"853"}}]]...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...
Роспись под лепнину (техникой гризайль)
Материал урока предназначен для педагогов и мастеров для отработки компетенций реставрация, консервация и укрепление и общих компетенций с использованием образовательных технологий. Расписано поэтапно...
Гризайль как упражнение по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры
Практико-значимая работа на тему «Гризайль как упражнение по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры» включает в себя технологическую карту занятия....
Открытый урок по предмету Живопись "Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль"
Тема: « Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.» Для учащихся 1 класса ДПП "Живопись" Цель: Знакомство детей с техникой «гризайль» и применение её на практике. Обучение выполнению то...
- Мне нравится (1)