Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей
учебно-методический материал

Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особое значение  музыкально-игровая деятельность имеет в работе с детьми с ОВЗ, раскрытию чувств, их внутреннего мира также способствуют музыкальные  игры, в особенности с группой своих сверстников, что развивает взаимопонимание с остальными членами группы. Главное, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Музыкально-игровое творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, речевую, игровую, а также импровизации на детских музыкальных инструментах. Подобная интеграция позволяет реализовать основные принципы образовательной деятельности:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (в т. ч. возможность применение для работы с детьми ОВЗ);

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

                                 Контрольная работа по МДК.02.05

Теория и методика музыкального воспитания дошкольников с практикумом

                                                          на тему:

 Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей

Выполнила: Калинина Н.А

группа 344з2

специальность 44.02.01

Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

Проверила: Каманина Т.А

                                       Нижний Новгород 2021

                                                   Содержание

1. Введение…………………………………………………………….2

2. Музыкально-игровая деятельность………………………………..3

                  1.1.Значение………………………………………………..3

                  1.2. Виды…………………………………………………...4

                  1.3. Материалы…………………………………………….6

                  1.4. Методы………………………………………………..6

                  1.7. Применение…………………………………………...7

3. Заключение………………………………………………………….9

4. Игры………………………………………………………………..10

5. Список литературы………………………………………………..13

На современном этапе развития дошкольного образования стал особенно актуальным вопрос социально-коммуникативного развития дошкольников. Современные  дети с трудом усваивают  нравственные нормы, они более капризны, эгоистичны. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Ребенок, как утверждал Л. С. Выготский, является социальным существом с самого момента рождения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. В ФГОС дается направление на  «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»

Социально-коммуникативное развитие — это процесс, который позволяет, стать ребенку активным, социально-значимым членом общества. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми

Социализация детей дошкольного возраста, приобщение их социокультурным нормам, традициям семьи, общества происходит, прежде всего, через игру. Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особое значение  музыкально-игровая деятельность имеет в работе с детьми с ОВЗ, раскрытию чувств, их внутреннего мира также способствуют музыкальные  игры, в особенности с группой своих сверстников, что развивает взаимопонимание с остальными членами группы. Главное, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Музыкально-игровое творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, речевую, игровую, а также импровизации на детских музыкальных инструментах. Подобная интеграция позволяет реализовать основные принципы образовательной деятельности:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (в т. ч. возможность применение для работы с детьми ОВЗ);

  • сотрудничество  педагога и ребенка;
  • вариативность образовательного процесса (использование различных игровых технологий);
  • коммуникативность (использование ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий)
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Эффективность музыкально-игровой деятельности, заключается в том, что она создает главное условие для развития дружеских отношений между детьми —  эмоционально-положительную атмосферу, где каждый должен не только проявлять свое творчество, но сотрудничать, создавать образ, выполняя правила игры, учитывая  мнение коллектива. Это помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса. «Вместе» радоваться музыке, вместе преодолевать трудности, вместе идти по пути творческого развития.

Деятельность музыкального руководителя по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей и  как средство коррекции поведения детей  включает в себя :

  • организацию предметно-пространственной среды (использование различных атрибутов, масок, музыкальных и шумовых инструментов, позволяет вызвать у ребенка интерес к творчеству, к действию);
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности (в несложных, но весёлых музыкальных играх дети, в т. ч. и дети с ОВЗ, получают радость от самого процесса движения под  музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить и проявить);
  • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций (в игровой форме дети осваивают движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи);
  • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения (коммуникативные  танцы-игры построены в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, тактильный контакт еще больше способствует развитию доброжелательных отношений); моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками,  в т. ч. с детьми с ОВЗ (Происхождение музыкальных игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции  нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает  механизм оценивания, раскрепощает ребенка, дает ему уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, формированию положительной самооценки);
  • формирование познавательного интереса (любая музыкальная игра, танец должны расширять кругозор ребенка, раскрывать разнообразие и целостность окружающего мира).

Музыкально-игровой материал очень разнообразен — это пальчиковые игры, игры-упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству, к совместной деятельности, сотрудничеству, коммуникабельности.

Проведенная работа убеждает, что музыкально-игровая деятельность, современные педагогические технологии, а также сотрудничество воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя эффективно способствуют социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста и применяется как средство коррекции поведения детей .

С целью коррекции поведенческих девиаций эффективно использовать в рамках метода проигрывания конфликтов специально разработанные игры с использованием музыки, пения и движений.

В.М.Бехтерев делил эмоции по влиянию на организм на бодрящие, или возбуждающие и расслабляющие, или угнетающие; по отношению к влиянию на других людей - на социальные, или альтруистические и антисоциальные, или эгоистические. Он видел основную задачу при воспитании эмоциональных отношений в привитии ребенку полезных бодрящих эмоций и устранении угнетающих. "Бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма. Она отражается благотворно на всех его функциях как растительных, так и нервно-психических, регулирующих внешнее отношение организма." (В.М.Бехтерев. Психика раннего возраста и охрана детского здравия.) Источником бодрящей веселой эмоции называются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, увлечь в особенности же его "забавы и игры".

Известно, что эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т.д. Эмоциональная сфера проходит у ребенка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многогранности, которые доступны взрослому. Развитие эмоций неразрывно связано с формированием личности ребенка в целом и по сравнению со взрослыми отличается более непосредственным, непроизвольным характером. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у ребенка положительных качеств, доброжелательного отношения.

Выделено четыре основных типа реакций ребенка на музыку: сосредоточение, двигательное реагирование, вокализация и эмоциональные реакции. Музыка имеет бесспорно положительное значение для направления их в нужное русло, для коррекции поведения. Опираясь на интерес ребенка к музыке, можно формировать черты социально активной личности, неразрывно связанные с познавательной деятельностью детей, развитием творческих способностей.

Дети младшего возраста с огромным интересом относятся к музыкальным заданиям, позволяющим им самостоятельно придумать движения в пляске, продумать поведение того или иного "героя" игры, выбрать, как должен вести себя персонаж инсценировки в соответствие со звучанием музыки. Творческий процесс формирует и развивает память, мышление, активность, целеустремленность, наблюдательность, логику суждений, способность принимать быстрое решение. Умение оперировать полученными на занятиях умениями и навыками стимулирует самостоятельную деятельность, и дети от простейших творческих проявлений переходят к более сложным, переносят свой опыт на жизненные ситуации.

Выразительное преподнесение музыкального материала, его образное пояснение, простейший анализ произведений при помощи вопросов, иллюстративный материал, задания на самостоятельное решение, оценки ответов и действий товарищей самими детьми - все эти методические приемы работы позволяют создавать психологическую установку на осознание необходимости сдержанных способов выражения эмоций при помощи мимики, жестов, на положительное содержание общения с окружающими.

По мере осознания опыта, приобретения умений и навыков у детей укрепляются характер и воля, мотивы поведения становятся более стойкими. Общественная активность растет вместе с ростом самостоятельности, что в свою очередь связано с воспитанием пытливости, любознательности, творческой инициативы.

Этому способствуют: источники информации - занятия, вечера досуга, праздники, жизненные ситуации; материальная среда - музыкальные игрушки и инструменты, пособия для проведения музыкально-ритмических движений, дидактических игр, иллюстративный материал, образные игрушки; характер руководства - объяснения, пояснения, личный пример, помощь, вопросы поискового характера, привлечение литературных источников, создание поисковых ситуаций.

В основе сюжетных игр лежит заданная тематика, в них раскрываются образы действия, разыгрываются роли: игры имеют кульминацию, развязку. Наряду с имитацией действий под музыку появляются требования к сходству, переживанию образа, проявление эмоциональной выразительности в образах, осознанное отношение к своей роли.

Музыка помогает ребенку раскрыться в игре, спроецировать свои чувства. Терапевт разделяет и реагирует на эмоциональные переживания, высказывания и поведения ребенка. Правила и определенные ограничения учат ребенка самоконтролю, что необходимо в случаях агрессивных проявлений. Важно распознать у ребенка эмоции гнева, радости, страха, печали, удивления, чтобы в последствии их проанализировать. Эмпатия также является мощным корригирующим средством.

Музыкально-игровая деятельность с детьми наиболее эффективна в случаях психогенно обусловленных поведенческих, речевых расстройств. Применение ее снижает уровень тревожности и агрессивности, улучшает эмоциональное состояние, корригирует настроение. Следует также определить границы использования данного вида терапии.

Таким образом музыкально-игровая деятельность повышает мотивацию, корректирует поведения детей формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи. Развитие музыкальных навыков обязательно поможет ребенку в будущем успешно обучаться в школе. 

Музыкально-речевых игр для детей.

      Игра «Пляска»

Игра на развитие мелкой моторики, динамического слуха,

Водят пчелки хоровод — Ззз…Ззз. (поочерёдное соприкосновение подушечек пальцев)

В барабан ударил кот (ритмичные удары пальчика о пальчик)

— Трам-там-там, трам -там — там.

Стали мышки танцевать:

— Тра-ля-ля, тра-ля-ля! (удары по коленям)

Так, что дрогнула земля (ритмичные шлепки по коленям)

Вся земля! (поочерёдные притопы обеими ногами).

      «Побежали, побежали»

Коммуникативный танец–игра

Дети встают парами по кругу.

Побежали, побежали парами скорей. (Бегут парами по кругу)

И друг другу погрозили: «Сориться не смей!» (Грозят пальчиками)

Хлопнули в ладоши, и крепко обнялись, (Движения по тексту)

Пару поменяли  и за руки взялись. (Дети, стоящие во внешнем кругу перебегают к другому ребенку, стоящему дальше по кругу)

      «Братишки» пальчиковая игра

— Здорово, братишки! (сгибаются пальцы правой руки)

— Здорово, братишки! (сгибаются пальцы левой руки)

— Как жизнь, ребятишки? (сгибаются пальцы правой руки)

— Вот так, ребятишки! (Показывают большой палец)

— Давай поцелуемся, братцы теперь. (Касаются кончиками пальцев)

— Обнимемся крепко. (руки сжимаются в «замок»)

— А-а! Когти, как зверь! (движения «Кошка»)

— Поссорились братцы и вновь разбежались. (хлопнуть в ладоши и спрятать руки за спину)

— А вроде недавно совсем улыбались. (Разводят руки в стороны)

-Давайте помирим ладошки свои (Сцепляются мизинцы)

И вкусным вареньем их угостим. (поглаживание ладошек)

Наелись досыта варенья друзья, (поглаживание по животу)

Увидели рядом, по всюду друзья. (машут ладонями другому ребенку)

(Игра продолжается в паре: ладонь одного ребенка «общается» с ладонью другого, или встречаются обе ладони с ладонями соседа).

        Игра «Жуки»

Дети выбирают кто будет играть роль «Курочки», остальные -«Жуки».

Землю солнышко пригрело, («Жуки» сидят на корточках — «Спят»)

«Жуки»: Выползли жуки несмело. («Жуки» выходят на середину зала)

Потянулись, огляделись, (Потягиваются, оглядываются)

По полянке разлетелись. (Ползают на четвереньках по залу)

Полетали, погудели, на цветы жуки присели. (Приседают в центре)

Ведущий. Вышла курочка – пеструшка, (Выходит «Курочка»)

Пети-Петушка подружка.

Острый клюв и зоркий глаз,

Ох! Сейчас увидит вас!

«Курочка»: Вы, букашки, не зевайте! Поскорее улетайте! («Курочка» догоняет «жуков»)

     «Дело было в сентябре»

Физминутка

Дело было в сентябре, плыли мы на корабле,

В океане плыли, много нового открыли,

В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!

В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!

В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!

В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!

В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!

«Что у вас?»

Игра на внимание

Игра происходит в форме диалога.

Педагог: Я сова, а вы люди. У меня — голова,

Дети: И у нас — голова.

Педагог: У меня глаза,  

Дети: И у нас — глаза.

Педагог: У меня — клюв,    

Дети: А у нас – нос,

Педагог: У меня – лапы

Дети: А у нас ноги,  

Педагог: У меня руки,

Дети: А у нас – крылья.

Педагог: встретились у нас совята и лисята.

Второй вариант игры.  Дети делятся на группы:

«Совята»: У нас — голова,

«Лисята»: И у нас — голова.

«Совята»: У нас — глаза,  

«Лисята»: И у нас — глаза.

«Совята»: У нас — клюв,  

«Лисята»: А у нас —    нос.

«Совята»: У нас — крылья,

«Лисята»: А у нас лапы.

«Совята»: У нас — хвост,

«Лисята»: И у нас — хвост,

«Совята»: У нас — перья,

«Лисята»: И у нас – мех!

Список литературы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html;

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011;

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. /Санкт-Петербург: РЖ «Музыкальная палитра», 2012/- C.56;

Картушина М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М.Ю. Картушина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4. – С. 49-60.

 Зимина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 нояб. 1996 г. - М.: Изд. Дом "Грааль", 1996. - С. 106-107. 1. Каплунова И. Слушаем музыку. Санкт-Петербург, 2015.

Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009. .

Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. — СПб.: — Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

Журнал «Музыкальный руководитель», № 4, 2012 г.

 http://www.vishneviy-sad.ru/razvitie-rechi-detej-cherez-muzyku/ https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/09/razvitie-rechi-detey-cherez-muzyku

 https://psymania.info/raznoe/280.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Опыт участия в НПК "Шаг в будущую профессию" в качестве научного руководителя с работой "Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции поведения детей".

Опыт участия в научно-практической конференции "Шаг в будущую профессию", в качестве научного  руководителя. В статье дается кратное описание исследования....

Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа

Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа...

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи  подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...

Курсовая работа "Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО"

   Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задаче...

Конспект занятия с родителями по коррекции деструктивного поведения детей и подростков

Агрессия среди подростков - явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при...