Статья
статья

Туйгунова Рида Рафаилевна

Статья на тему "Возможности формирования у школьников ценностного отношения к творчеству В.А.Моцарта через синтез литературы и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuygunova_stattya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В.А. МОЦАРТА ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К СИНТЕЗУ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ.

Туйгунова Р.Р., студентка 30 группы ЧПК№1.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта это не только национальная гордость Австрии, но и общечеловеческого достояния, а сам композитор есть величайшая загадка Творца и символ Гения. Его жизнь и смерть обросли легендами и мифами  и оставили больше вопросов, чем ответов. Его музыка направлена на постижение человеком самого себя, так как обладает общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого слушающего музыку.

Профессор,  доктор педагогических наук А.В. Торопова считает, что современному обществу важно не утерять и передать следующим поколениям возможность понимания и расшифровки смысла всего того, что содержится в музыкальной сокровищнице человечеств, так как  музыка и музыкальная деятельность способствуют раскрытию человеческих ресурсов и возможностей их развития. Музыка это способ сохранения человеческого в человеке. Именно В.А. Моцарт один из тех самых гениев, которые создавали несравненную красоту. О Моцарте пишут книги и статьи (Д.Вейс «Возвышенное и земное», В.Козарев «Реквием Моцарта», Е.Медников «Моцарт» и др.), стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни. Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано, что музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. В результате многочисленных исследований был открыт музыкальный феномен психофизиологического воздействия музыки Моцарта на организм человека, который назвали «эффектом Моцарта».

К одной из задач художественного воспитания школьников можно отнести способность восприятия и оценивания эстетических явлений в искусстве и музыки, в том числе, классической музыки. Мы считаем, что классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих необычных свойств. Как известно, благодаря посещению концертов «живой» классической музыки у человека не только формируется хороший вкус и воспитание, но также, именно такие концерты снимают негативное напряжение и нормализуют биоритмы органов человека. Подобную музыку создают не простые люди, а великие мастера, часто Посвящённые. Таким Посвящённым талантливым композитором был Вольфганг Амадей Моцарт.

Нужно научить детей видеть прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое. Нужно, чтобы они всё это понимали и чувствовали; в той или иной мере выражали своё отношение на образцах подлинно художественного искусства, эстетических явлений жизни. Это  будет способствовать формированию у детей высокого и требовательного художественного вкуса, умение глубоко проникать в идейно- художественную сущность произведений искусства и красоту действительности.

Одна из возможностей решение проблемы обращение к синтезу искусств. К сожалению, литературно-музыкальная композиция как вид школьного творчества несколько утратил свою популярность в практике учителей современной школы. При этом она обладает уникальными возможностями глубокого погружения в творчество великих  мастеров, в нашем случае –  В.А. Моцарта, и в результате может способствовать  формированию ценностного отношения к его музыке. Сама подготовка литературно-музыкальной композиции, а затем ее сценическое воплощение – не только  наиболее доходчивый способ изучения конкретного материала, но и средство воспитания чуткого слушателя и душевно обогащённого, эрудированного человека.

Обращение к данной теме обусловлено тем, что средства литературно-музыкальной композиции могут стать эффективным методом формирования ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта.

Музыка по своей сущности является художественной формой познания человека. По нашему мнению, в музыке великого композитора Моцарта заключен глубинный смысл познания силы и духа человека, а красота его музыки, изящная и совершенная по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту в счастье.

Мы раскрыли понятие синтеза искусств и ознакомились с компонентами литературно-музыкальной композиции. Музыкально-литературная композиция охватывает все формы художественных произведений, имеет несколько видов и соответствует современным требованиям. Планируется создание альбома из литературно-музыкальных композиций. В нем будут творческие композиции и для младших классов, и для средних классов. Все будут посвящены В.А.Моцарту. И как пример предложили уже созданную пробную литературно-музыкальную композицию.

Список используемой литературы:

  1. Вольфганг Амадей Моцарт: [Электронный ресурс] / URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/volfgang-amadej-motsart (Дата обращения: 27.03.2019).
  2. Музыкальный мир Моцарта: [Электронный ресурс] / URL: https://www.sites.google.com/site/muz050116/uroki-mhk/11-klass/hudozestvennaa-kultura-17-18-vekov/muzykalnyj-mir-mocarta (Дата обращения: 30.04.2019).  
  3. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В.Г. Ражников. – Москва: Издательский дом «Классика – XXI», 2017. –    184 с.
  4. Смирнов, С.А. Педагогика [Текст]/ С.А. Смирнов.- Москва: Академия,1998.- 512с.  
  5. Терапия музыкой: касаясь струн души [Электронный ресурс] / URL:  https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/muzykoterapiya-kasayas-strun-dushi.html  (Дата обращения: 08.04.2019)
  6. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст]  / А.В. Торопова . – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 245 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....