Классный час "Медицина в жизни М.В.Ломоносова"
классный час
Сценарий классного часа
Медицина в жизни М.В.Ломоносова
«Память о великих людях, имеет для нас не меньшее значение,
чем их живое присутствие» Сенека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_lomonosov_v_meditsine.docx | 112.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №3
СОГЛАСОВАНО
Заведующей отделением
ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
_________________Е.В.Веник
Сценарий
Классного часа
Медицина в жизни М.В.Ломоносова
«Память о великих людях, имеет для нас не меньшее значение,
чем их живое присутствие» Сенека
Составила классный руководитель группы_Сорокина Л.М
Цели и задачи классного часа:
-Расширить кругозор студентов, развивают память, творческие способности -Возможность работать в команде, ощутить себя частью коллектива - Формировать личность будущего специалиста
-Оставить добрый след на земле
Алгоритм работы-
- Знакомство с темой классного часа
- Опреление тем домашнего задания, связанных с темой классного часа
- Обсуждение видеоролика
Личностные универсальные учебные действия-
- Вызвать чувства патриотизма и гордости
-Необходимость познания наследия М.в.Ломоносова
-Использовать его открытия на благо современной России
Оборудование:
-Презентация
- Мультимедийная система
Организационные моменты:
- Домашнее задание по темам :
1.Имя Ломоносова на карте мира
2.Слово о Ломоносове
Ход мероприятия:
Классный руководитель:
Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю науки и культуры как гениальный ученый-энциклопедист и просветитель. В сферу его деятельности входили исследования по физике, химии, геологии, географии, астрономии, горному делу и металлургии, технологии стекла, истории, грамматике ,реформировал стихосложение.А.С. Пушкин удивительно точно выразил многогранность таланта великого ученого: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и во все проникнул» .
В этом перечне отсутствует упоминание о медицинской деятельности М.В. Ломоносова – после окончания Марбургского университета ему было присвоено звание кандидата медицины.
Михаилу Васильевичу отечественная медицина идейно обязана своими основными направлениями: гуманностью («страждущих успокоить»), профилактичностью («отвращении приходящего»), целостным подходом к организму человека («должно все рассматриваться как одно целое»). Философская мысль М.В. Ломоносова наложила отпечаток на все развитие медицины в России.
Благодаря Ломоносову материалистическое направление стало ведущим в медицинской науке, оказав значительное влияние на мировоззрение российских врачей.
Слайд 1 Приложение 2.1
Будущий ученый родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне МишанинскойДвинского уезда, бывшей Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны, рано овладел грамотой и движимый стремлением к знанию в 1730 г. ушел в Москву учиться.
Слайд 2
В январе 1731 г. был принят в Славяно-греко-латинскую академию, с осени 1734 г. продолжил учебу в Киево-Могилянской академии, в декабре 1735 г. направлен в Петербургскую Академию наук. Жажда знаний, овладевшая молодым человеком, заставляла забывать обо всех лишениях, которые приходилось терпеть изо дня в день. Знание для него было единственной целью, порождало все стремления и давало высшее удовлетворение.
Классный руководитель:
Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
Видео ролик – 3 мин « О, Вы, которых ожидает Отечество…»
Слайд 3
Осенью 1736 г. М.В. Ломоносова, в числе лучших студентов, командировали в Германию для продолжения обучения. В университете Марбурга он изучал философию, физику и механику у крупнейшего ученого XVIII века Х.Вольфа (1679–1754), который уже тогда видел в молодом Ломоносове надежду российской науки; в 1739 г. для обучения металлургии, горному делу и химии
был переведен в Фрейбургский университет.
Слайд 4
В Петербург будущий ученый возвратился в 1741 г. где развернулась его многогранная и плодотворная деятельность. Первоначально заняв должность адъюнкта в Академии наук, М.В.Ломоносов добился значительных успехов в научной деятельности, и через три года ему было присвоено звание профессора химии].
Слайд 5
Академия наук, учрежденная Петром I в 1724 г., с первых лет своей деятельности собрала в своих стенах выдающихся ученых, получив прекрасную репутацию в Европе. Медицина с самого зарождения российской науки развивалась в тесной связи с естествознанием. Этому способствовало то, что ряд ученых, приглашенных из Европы, были медиками по образованию. Академик-математик Д. Бернулли окончил медицинский факультет, в 1721 г. Защитил диссертацию «О дыхании», в 1726 г. опубликовал работы «О движении мышц»,«О зрительном нерве»; другой математик Л. Эйлер внес немало нового в изучение гемодинамики; академики И.Г. Дювернуа и И. Вейтбрехт опубликовали ряд работ по анатомии .
Слайд 6 Приложение 2.2
Многие прогрессивные черты отечественной медицины берут начало в теоретическом наследии великого ученого. Отношение М.В. Ломоносова к медицине выражалось не только в общих замечаниях о ее важности, но и в необходимости изучения человеческого организма. Он подчеркивал: «… через познание свойств тела человеческого достигает причину нарушенного здравия и, употребляя приличные к исправлению оного средства, часто удрученных болезнию почти из гроба восстанавливает».
Организм человека, его строение и функции ученый рассматривал с позиций метафизического материализма, пользуясь законам физики . Представление о «первоначалах», вытекающие из корпускулярной теории, М.В. Ломоносов распространял и на человеческий организм: «Все тела состоят из нечувствительных физических частиц, которые… могут быть реально разделенына другие меньше». Эти «первоначала» он называл физическими монадами, которые в отличие от бестелесных монад Г.В. Лейбница (1646–1716) обладают всеми свойствами материи протяженностью, фигурой, силой инерции, способностью к движению». В организме человека присутствуют твердые и жидкие тела, но основным началом он считал твердые частицы.
Слайд 7
В соответствии с медицинскими воззрениями своего времени основной функцией человеческого организма М.В. Ломоносов считал движение, в первую очередь крови. За 17 лет до А.Л. Лавуазье (1743–1794) он обосновал химическую природу горения и окисления, что позволило глубже понять процесс дыхания. Проводя эксперименты на животных, ученый сделал вывод, что «животные без воздуха умирают». Сегодня такое утверждение звучит наивно, но тогда это было научным открытием . Закон сохранения вещества и движения, внедрение в химию количественного анализа, выяснение химических закономерностей процесса окисления явились важным этапом в подготовке дальнейших биохимических и физиологических исследований.
Слайд 8 Приложени 2.4
Ученый полагал – без знания анатомии врач не может быть хорошим специалистом. «Но к точному и подробному познанию какой-нибудь вещи, – указывал он, – должно части, которые оную составляют. Ибо как можем рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и составов для его укрепления, ни союза, ни положения мышц для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов сего чудного строения» . Обладая энциклопедической эрудицией, М.В. Ломоносов взял на себя труд по редактированию перевода анатомических терминов для атласа, подготовленного его учеником, анатомом А.П. Протасовым.
Слайд 9
Отмечая связь медицины с другими науками, Михаил Васильевич большое значение придавал химии: «Медик без довольного познания химии совершен быть не может… Химия может установить наличие в тех или иных телах целебных свойств, поскольку их причина лежит в частях, недоступных остроте зрения».
Он считал, что врач должен обладать глубокими знаниями и в области физики. В одном из проектов нового регламента для университета ученый писал: «Анатом, будучи при том физиолог, должен давать из физики причины движения животного тела… Ботаник для показания причин растения должен иметь знание физических и химических главных причин»
Слайд 10
Функцию органов чувств и ощущения ученый рассматривал с точки зрения законов механики. Им разработана прогрессивная для того времени теория функции органов чувств. Чувственные восприятия обусловлены воздействием предмета на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса в основном правильно отображая свойства предметов, их связь с мозгом и теоретическим мышлением. Объяснял он этот процесс с точки зрения законов механии.
«Жизненные соки в нервах, – писал он, – таковым движением возвещают в голову бывающие на концах их перемены, сцепляясь с прикасающимися им внешних тел частицами. Сие происходит нечувствительным временем для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозгу»
Принцип совмещения он применил и в теории цветоощущения, описанной до Т. Юнга (1773–1829) и Г.Л. Гельмгольца (1821–1894)
Слайд 11 Приложение 2.5
Представляет интерес перевод М.В. Ломоносовым статьи академика Г.В.Крафта «О сохранении здравия». Есть все основания полагать, что ряд мыслей,высказанных в статье, принадлежит Михаилу Васильевичу.
В статье описывается взаимное влияние «души» (психики) и телесных проявлений. Подчеркивается значение психического состояния для здоровья: «Сие совсем подлинно, что ум человеческий такую власть над своим телом имеет, чрез которого действие оное здраво содержать и большую часть немощей от него отвратить может».
Раскрывается физиологическая основа этого взаимодействия, суть которого заключается в том, что беспечный и спокойный ум возбуждает и поддерживает умеренное движение в «жизненных духах», поэтому сердце бьется ровно, кровь движется «изрядно», человек здоров. Неспокойное состояние психики, сильные эмоции, особенно отрицательные, могут привести к болезни, и даже смерти. Учитывалась также возможность заболевания в результате внушения и самовнушения. М.В. Ломоносов выступал против популярного в то время учения о «панацее», утверждая, что «лекарства действуют не токмо по одному состоянию своих собственных сил, но купно и по свойствам того тела, которое их принимает». Особое внимание заслуживает положение, что «несравненно легче настоящее здравие соблюсти, нежели потерянное возвратить».
Слайд 12
Во многих трудах ученого нашли отражение его мысли о болезнях и причинах их возникновения. М.В. Ломоносов еще не разделял понятий «причина» и «сущность» болезни, позже это сделает выдающийся патолог Р. Вирхов (1821–1902). Михаил Васильевич понимал болезнь как заболевание всего организма,происходящее «от повреждения жидких материй… обращающихся в теле нашем…», что вытекало из представления ученого о целостности организма. Исходя из того, что живая природа находится в тесном взаимодействии с неживой, он стремился обнаружить причины болезней как во внешней окружающей человека среде, так и в образе жизни людей и вредных привычках.
Слайд 13
Причину «повреждения соков» ученый видел в состоянии воздуха, особенностях питания, душевных потрясениях.
На вопрос, заданный ему в 1741 г.«Что за подлинные начала и причины всех болезней признать надлежит?»
Ответ был сформулирован следующим образом: «Первейшая причина есть воздух.Ибо искусство показывает довольно, что при влажной к дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает, от безмерно студеной нервы очень вредятся; и иные сим подобные неспособства случаются. Потом едение и питие, которое немочи причиною быть может, ежели кто оного через меру примет…
Слайд 14
Еще принадлежат к причинам болезней и пристрастия души нашей: понеже довольно известно, что за вред нечаянное испуганье, гнев, печаль, боязнь и любовь нашему телу навести могут» Среди причин болезней упомянута и «душа», но в совершенно ином смысле – как связь душевной (нервной) деятельности с функционированием всего организма.
Слайд 15
Что касается роли атмосферы в происхождении болезней, то ее ученый касался неоднократно. Большое значение он придавал температуре воздуха.
Значительно большее значение для возникновения болезней по Ломоносову имеет зной, который расслабляет человека, способствует гниению воды, пищевых продуктов и появлению эпидемических болезней («поветрий»). Холод же оказывается более полезным особенно для привычных к нему русских людей.
Слайд 16 Приложение 2.6
Помимо температуры воздуха важную роль в происхождении болезней М.В. Ломоносов придавал прекращению солнечной радиации – затмениям солнца. По его мнению, солнце излучает «електрическую силу» благоприятно действующую на живой организм. Отсутствие этого электричества заставляет растения «ночью спать», а затмение солнца, то есть внезапное прекращениедействия этой силы вызывает гибель всего живого: растения вянут, начинаются
эпидемии, падеж скота.
Слайд 17
В «Описании разных путешествий по северным морям» причину эпидемий в тропических странах Михаил Васильевич видел не в происках злого духа или потустороннего существа, а в «согниении воды и съестных припасов» и связанным с этим «рождением в них червей». Во времена Ломоносова в соответствии с классификацией К. Линнея (1707–1778) микроорганизмы относились к червям. Несмотря на разделяемый ученым этот господствовавший предрассудок, он по существу сделал шаг в сторону бактериальной этиологии эпидемических болезней, утвердившейся окончательно лишь через полтора столетия.
Слайд 18
Михаил Васильевич живо интересовался практической медициной. В годы пребывания в Германии он изучал химию у профессора Дуйзинга, читавшего ее на медицинском факультете Фрейбургского университета. «Возможно, пишет биограф ученого А.А. Морозов, – что любознательный Ломоносов, посещая занятия Дуйзинга, приобщился и к различным другим предметам, преподаваемым на том же факультете, и бывал в анатомическом театре».
Слайд 19
Михаил Васильевич был знаком с методикой исследования больных, осведомлен не только о клинических проявлениях и часто практикуемых способах лечения распространенных заболеваний, но и признаках редких повреждений, например, поражения молнией.
Это видно из описания осмотра тела погибшего при производстве опыта его друга и соратника – профессора Г.В. Рихмана (1711–1753) и тех мер, которые были приняты: «Первый удар от приве-
шенной линеи с ниткой пришел ему в голову, где красновишневое пятно видно на лбу; а вышла из него громовая електрическая сила из ног в доски. Нога и пальцы сини, и башмак разодран, а не прожжен. Мы старались движение крови в нем возобновить, затем что он еще был тепл, однако голова его повреждена, и больше нет надежды».
Слайд 20 Приложение2.6
Свои взгляды на здравоохранение М.В. Ломоносов изложил в письме к покровителю наук, графу И.И. Шувалову, которое вошло в историю как размышление «О размножении и сохранении российского народа». Письмо свидетельствует об исключительной проницательности и глубине взглядов ученогопросветителя. Россия, по его мнению, должна заняться самым важным делом «сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество,могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» . По сути, была сформулирована национальная идея государства, сохраняющая свою актуальность и поныне. Широта взглядов, блестящий язык, искреннее убеждение в правоте своего мнения позволяют считать это письмо одним из выдающихся литературных произведений в русской литературе XVIII столетия.
«Несчастье России, – писал Михаил Васильевич, – состоит не в избытке, а в недостатке населения». По его словам, Россия может «вместить в свое безопасное недро целые народы». Для сохранения существующего населения и увеличения его численности он предложил целую систему социально-экономических и санитарно-гигиенических мероприятий.
Слайд21
М.В. Ломоносов не мог не видеть, что одной из важнейших причин, отрицательно влияющих на прирост населения, является непомерно высокая детская смертность. По его подсчетам ежегодно умирало до 100000 детей в возрасте до 3 лет: «Много несчастных родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни одного не осталось.
И даже у царя Петра и у царицы Екатерины из 11 народившихся детей – девять умерло в раннем возрасте».
По его мнению, до10000 младенцев можно было бы сохранить, если принять должные меры.
«Для ребенка, – писал Ломоносов, – опасно самое рождение, страждет младенец не менее матери. Часто при рождении ребенок претерпевает большие повреждения, особенно головы. Он либо умирает, либо здоровье его повреждается навсегда. Сие можно отвратить, хотя несколько облегчить искусством повивальных бабок и осторожностью беременных. Болезнь при выходе зубов,грыжи, оспа, черви в животе и другие причины детской смерти требуют знания,как лечить те болезни»
Слайд 22 Приложение 2.7
Для уменьшения детской смертности он предложил систему мероприятий общегосударственного масштаба. К ним относилась подготовка повивальных бабок, издание на родном языке наставлений о «повивальном искусстве» и книг о лечении «младенческих болезней», продажа доступных по цене лекарств, организация приютов для внебрачных детей. Призывы ученого во многом остались неосуществленными при его жизни, но в отношении улучшении родовспоможения и подготовки повивальных бабок передовые врачи второй половины XVIII века С.Г. Зыбелин (1735–1802), Н.М. Максимович-Амбодик (1744–1812), Д.С. Самойлович (1744–1805), А.М.Шумлянский (1748–1795) в своей деятельности следовали заветам М.В. Ломоносова
Слайд23
Проблемы роста населения Михаил Васильевич ставил в зависимость от возраста супругов: «В обычай вошло, особенно по деревням, что малых ребят женят на девках взрослых, первые после женитьбы лета проходят бесплодны,следовательно, такое супружество вредно размножению народа… жена могла бы иметь детей раньше, наносится вред здоровью подростка. Для сего вредное приумножение и сохранению народа неравенство супружества запретить и в
умеренные пределы включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее, разве только двумя годами… Всего сходне, ежели муж жены старее от семи до десяти лет». Ученый также выступал против пострига в монахи мужчин до 50 лет и женщин до 45 лет.
Слайд24
М.В. Ломоносов призывал организовать борьбу со всевозможными обрядами и предрассудками. Он писал: «Простые безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы с ворожением и шептанием, и тем самым еще более укрепляют в людях суеверие и приводят их в страх и уныние». Вместе с тем, борясь с невежеством и суевериями, Михаил Васильевич ценил народную мудрость. Он понимал – во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, многие обычаи народной медицины являются плодом вековых наблюдений и коллективного опыта.
Слайд25
Много внимания ученый уделял вопросам общественного здоровья, разделу медицины, который позднее стал именоваться социальной гигиеной, понимал большое значение антисанитарных условий в тогдашних городах, порождающих заболевания: «Сверх того, вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и других животных, бывших всю зиму
заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела влива ются, рождают болезни в здоровых, умножаются оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои еще могли пожить долее» .
Слайд 26
Михаил Васильевич требовал отказаться от использования детского труда на тяжелых физических работах, особенно в горнорудной и металлургической промышленности, где дети «в нежном своем возрасте тяжкою работою и ядовитою пылью здоровье травят и на всю жизнь себя увечат». В сочинении «Первые основания металлургии или рудных дел» дано много указаний, направленных
на сохранение здоровья рудокопов. В трактате «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном» сформулирована теория движения воздуха в шахтах, которая легла в основу расчета естественной вентиляции, применяемого и в настоящее время.
Слайд 27
Ученый затрагивал вопросы, связанные с питанием, отмечая важную роль химии при исследовании пищевых продуктов. По его мнению, химические методы позволяют отличить здоровую пищу от вредной, а в «Курсе истинной физической химии» он даже описал процесс производства продуктов питания. Известна его практическая деятельность в этом вопросе. При подготовке экспедиции адмирала В.Я. Чичагова (1726–1809) для отыскания «возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» по рекомендации М.В. Ломоносова команда «сверх регламентной дачи» была обеспечена и «противоцинготными средствами» (мед-сырец, сосновый экстракт, рисовый солод, морошка, горчица, хрен, лук)
Слайд 28 Приложение2.3
Россия в XVIII веке испытывала острую нужду во врачах. Обучение медицине проводилось лишь в нескольких госпитальных школах. Приглашение врачей из-за границы обходилось дорого и не имело широкого распространения. Ученый поднимает актуальный для того времени вопрос: «Требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных
лекарствами, хотя б только по нашему климату пристойными, – чего не токмо нет и сотой доли, но и войско российское весьма недовольно снабжено медиками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо, чтобы всякого осмотреть, выспросить обстоятельно, дать лекарства и тем страждущих успокоить. От такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают»
Слайд29
Михаил Васильевич рекомендовал расширить практиковавшиеся способы подготовки врачей: направление за границу в университеты русских студентов и индивидуальное ученичество у иностранных лекарей с требованием обучения «с великим прилежанием, ничего не тая» и обязательным контролем над их деятельностью. Приглашенные в Россию иностранцы, щедро оплачиваемые и пользовавшиеся привилегиями, часто не оправдывали возлагавшихся на них
надежд. Если свои профессиональные обязанности они и выполняли с грехом пополам, то от передачи знаний всячески уклонялись. Лишь немногие из них, как например, известный хирург Н.Л. Бидлоо (1670–1735) честно обучали учеников госпитальных школ, большинство же открыто этому препятствовало. М.В. Ломоносов прекрасно понимал, что широкая подготовка врачей возможна только в России, поэтому наряду с требованием усилить существующую систему обучения настойчиво добивался создания университета с медицинским факультетом.
Слайд 30
При Петербургской Академии наук существовал университет, основанный еще в 1725 г., однако он не получил должного развития и влачил жалкое существование. В одном из обличительных писем, направленных против «неприятелей наук российских», ученый в резкой форме ставил им
в вину малое число студентов в университете.
Слайд31
На медицинском факультете Московского университета вначале не было ни одного профессора, с 1759 г. весь факультет олицетворял лишь профессор Карстенс, читавший минералогию, в 1764 г. к нему присоединился профессор Эразмус, читавший анатомию и акушерство. Только с появле-
нием профессора С.Г. Зыбелина в 1765 г., начавшего читать «все части медицины еоретической», то есть физиологию, диететику, патологию и общую терапию, а через несколько лет анатомию, хирургию и химию медицинский факультет стал отвечать своему назначению. М.В. Ломоносов полагал, что стране нужны не только специалистылекари, но и врачи, облеченные почетным званием доктора медицины. Поэтому он настаивал, чтобы Академии наук и ее университету было присвоено право «инаугурации» – возведения в ученую степень («ученый градус»), надеясь в
дальнейшем распространить его и на Московский университет. Такое право было даровано Екатериной II в 1764 г.
Слайд 32
Научные труды ученого получили признание не только в России, но и за рубежом – в 1760 г. его избрали почетным членом Шведской академии наук, в 1764 г. – Болонской академии наук. Он продолжал много работать, мечтал о развитии спорта в стране, предполагал написать работу
«Олимпийские игры», однако силы были истощены.
В январе 1765 г. МихаилВасильевич тяжело заболел. Появился «частый лом в ногах», отекли ноги, варикозное расширение вен осложнилось тромбофлебитом, на правой голени появились угрожающие признаки гангрены. Чувствуя приближение смерти, Михаил Васильевич писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».
Слайд 33
4 (15) апреля 1765 г. в пять часов вечера великого ученого не стало.
На могиле М.В. Ломоносова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге установлен памятник из каррарского мрамора. На стеле под текстами эпитафии аллегорический рельеф: жезл Меркурия – кадуцей со змеями (символ красноречия и проникновения в тайны природы) перекрещенный со свитком с циркулем и пером (символ наук) и лирой (символ искусств) с лавровым венком (символ славы) под ними.
Слайд 34
И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »
ЛИТЕРАТУРА
1. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. – М.- Л., 1947.
2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – М.–Л., 1949. – Т. VII.
3. Захарова Н.С., Мазуркевич Т.Л., Грибанов Э.Д. //Клинич. мед. – 1987. – Т. LX, № 2. – С.142–146. 4. Громбах С.М. Медицина в трудах М.В. Ломоносова. – М.,1985.
5. Голицына О.Ю. Медицина в культуре России XVIII века. – Дисс…. канд. ис- торич. наук. – Волгоград, 2009. – 165 с.
6. Вавилов С.И. Ломоносов и русская наука. – М., 1947.
7. Грот Я.К. Очерк академической деятельности Ломоносова. – СПб., 1865.
8. Осипов В.И. Философское мировоззрение М.В. Ломоносова и русских есте- ствоиспытателей XIX века. – Архангельск, 2001.
9. Уемов А.И. //Вестник Московского университета. – Сер. 7. Философия. – 2003. – № 5. – С.123–128.
10. Ломоносов М.В. Сб. статей и материалов.– М.-Л., 1940–1951. – Т. 1–3.
11. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. – М., 1950.
12. Ломоносов М.В. Избранные произведения: в 2 т. – М., 1986.
13. Громбах С.М. Русская медицинская литература XVIII века. – М., 1953.
14. Губергриц А.Я. М.В. Ломоносов и отечественная медицина. – Ижевск, 1957.
15. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – СПб., 2003.
16. Гусаков Н.И. Развитие медицины в России. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка классного часа «Я выбираю жизнь!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркоти...
Классный час "Здоровый образ жизни - выбор молодых"
Конспект классного часа для обучающихся 9 классов. При проведении классного часа используется мультимедийная презентация и по окончании - раздается обучающимся буклет....
Классный час "Здоровый образ жизни" 6 класс
Отрытый классный час....
Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".
Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...
Классный час "Здоровый образ жизни"
Классный час для студентов второго курса, на тему "Здоровый образ жизни"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «Вода-это жизнь»
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет и до последнего д...