ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НАРОДНЫЕ КУКЛЫ"-2020
проект
данная программа разработано всоответствии с СФГОС для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_narodnye_kukly.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Жигулевск»
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект программы курса внеурочной деятельности
«НАРОДНЫЕ КУЛЫ»
по результатам освоения курса
«Организация и содержание внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
(вариативный модуль именного образовательного чека)
25.05.-29.05.2020г.
Исполнитель:
Варламова Оксана Анатольевна
учитель истории, дефектолог(сурдопедагог)
Общая характеристика Программы «Народные куклы»
Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.
Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.
Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка. Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). необходимо научить учащихся с ОВЗ видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. (1)
Цель программы: познакомить с многообразием народных кукол.
Задачи программы:
• Познакомить обучающихся с ОВЗ с разнообразием видов народных кукол
• Приучить учащихся с нарушением слуха к частично поисковой деятельности.
• Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому народов среднего Поволжья.
• Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре и обычаям народов нашего края.
• Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи у детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты работы
В результате реализации данной программы учащиеся с нарушением слуха
1. Научатся работать с информацией, определять ее источник.
2. Больше узнают о своей малой Родине, о традициях, праздниках.
3. Сформируется уважение и бережное отношение к истории своего
края .
Актуальностью программы является приобщение ребёнка с ОВЗ к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.
Особенностью данной программы является то , что она подразумевает свою работу нацеленную на детей с нарушением слуха. Слабослышащие дети представляют собой особую группу учащихся, которые очень четко выражают свои эмоции при помощи жестов и невербальных средств общения, но четко и стройно не могут выражать свои мысли на родном языке. Однако, по опыту работы у этих детей очень своеобразное восприятие цвета. Многие дети , как правило очень хорошо рисуют, большинство детей с нарушением слуха посещают художественные школы и студии. Их работы отличаются яркостью красок, гротеском цветов.
Пояснительная записка
В этом учебном году в первый класс пришли дети с нарушением слуха. Территориальная ПМПК рекомендовала им обучение по Адаптированной основной образовательной программе (вариант 2.1, вариант 2.2). Группа этих детей разнородна. Различная степень тугоухости накладывает свои проблемы в обучении. Но на уроках внеурочной деятельности их общение выходит на несколько иной уровень.
В начале работы над Программой «Народные куклы» проводится анкетирование родителей с целью уточнения, что дети будут заниматься именно в этой группе, а не в другой, насколько необходима данная программа детям с нарушением слуха. С детьми в начале года проводится картинный тест «Народные куклы»( на соотнесение).
В конце первого года обучения проводится выставка работ учащихся, итоговый тест по курсу и опрос родителей о том какие ожидания они получили. Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Что-то привлекательное и таинственное кроется в кукле, до конца не раскрытое. Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Почему народная аутентичная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Самарская область располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют её культуру. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой (факультативной, внешкольной) деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Художественно-эстетическое развитие детей с нарушением слуха предлагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического,отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;стимулирование переживания персонажами художественных произведений;реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, и др.)
Цели:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Задачи:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд, конструирование);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству
коррекционное развитие с нарушением слуха в процессе
обучения изобразительной деятельности развитии
Сроки реализации программы «Народные куклы»: 2 года обучения с учащимися 1дополнительных, 1 классов по программе для детей с нарушением слуха СФГОС (вариант 2.1)
Количество часов в учебном году – 33 часа (1 час в неделю).
Тип программы – обучающая, развивающая воспитывающая.
Основной идеей программы «Народные куклы» является творческая деятельность детей, самораскрытие и самореализация каждого ребёнка, воспитание любви и гордости за свой язык, историю предков, толерантность и добрососедские отношения с представителями других культур и народностей.
Основные направления деятельности:
Учебная – получение школьниками новых знаний о народной кукле.
Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать свое мнение и уметь их обосновывать.
Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Коррекционная – рассчитана на детей с нарушением слуха, поступившими в 1дополнительный, 1 основной классы по программе СФГОС
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми, которые способствуют лучшему пониманию фольклора и обрядов, воспитанию положительных эмоций, свободное и непринуждённое взаимопонимание, формирование положительной самооценки. С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей используются следующие формы и методы работы:
• игры;
• работа в библиотеке с дополнительной литературой;
• практические занятия;
• работа в компьютерном классе;
• обсуждения;
• беседы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме, экспонаты музейной комнаты учреждения.
Содержание Программы
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАРОДНАЯ КУКЛА»
1 год обучения
Раздел 1
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Веснянка. Кукла боярыня в душегрее. Зайчик на пальчик. Кукла барыня. Бабочка. Сорока.
Раздел 2
КУКЛЫ-ПОДАРКИ
Календарь праздников на Руси. Приметы и народные поверья. Традиции. Сельскохозяйственный календарь. Цикл жизни человека. Куклы-подарки. Отдарок на подарок. Пеленашки. Капустка. Колокольчик.
Раздел 3
КУКЛЫ-ЦЕЛИТЕЛЬНИЦЫ
Здоровый образ жизни. Здоровье ребенка. Целебная сила растений. Фитотерапия. Купавка. Лихоманки. Кубышка.
2 год обучения
Раздел 1
КУКЛЫ ОБРЯДОВЫЕ
Обряды. Уникальность обрядов славян. Традиции наших предков . Куклы обрядовые. Кукла на счастье. Кувадка. Коляда. Мартинички. Солнечный конь. Птица Радость.
Раздел 2
КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ
Обереги наших предков. Тайна оберега. Кукла-берестушка. Кукла Берегиня. Кукла Девка-Баба. Бессонница. Богач. Доля. Крупеничка. Подорожница. Масленица. Кукла Пасха. Неразлучники. Спиридон-солнцеворот. Параскева. Кукла-коза. Лихоманки Десятиручка. Филипповка. Мамка. Кукла-помощница.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.: Ладога - 100, 2007.- 64 с.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Шайдурова, Н. В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно – методическое пособие [Текст] / Н. В. Шайдурова. – СПб, Детство Пресс, 2012. – 173 с.
5. Традиционная народная кукла [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tn-kukla.livejournal.com
6. Страна мастеров [Электронный ресурс] – Режим доступа http://stranamasterov.ru
7. История народной куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.treeland.ru
8. Народные куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.rukukla.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/29/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-po
Приложение 1. Мониторинг достижения планируемых результатов
ТЕСТ(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
1. Назовите их по определению.
Обрядовые:
1. Куклу делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол – «Зернушка, Крупеничка».
2. Кукла, которая была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. – «Десятиручница».
3. Как называлась обучающая кукла ,которая помогала научить ребёнка благодарности – «Отдарок – на – подарок».
4. Кукла, которую показывать никому не следовало, если хотели, чтобы желание исполнилось – «Желанница».
5. Этих кукол делали на свадьбу и хранили всю жизнь. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. – «Неразлучники» (свадебная кукла).
Игровые:
1. Мешочек наполняли древесной золой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Ее одевали бабушкой. (Зольная кукла).
2. Куклу устанавливали на треногу – тренога. Куклы-треноги используются в магии удмуртов для излечения больных.
3. Как назывались куклы, закрученные из лоскутков ткани? (Закрутки, пеленашки).
4. Оберег молодости и красоты. (Кукла-Веснянка).
5. Куколок делали из белых и красных ниток в первый месяц весны – Мартинички.
Куклы-обереги:
1. Целительская кукла. Оберегает от болезней и недугов. (Кубышка-травница).
2. Куклы-обереги жилища. Берегут порядок в доме. (День и Ночь).
3. Оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение. (Колокольчик).
4. Покровительница женских ремёсел. (Праскева Пятница).
5. Амулет, оберегающий от несчастья. (Кукушечка).
2. Проведение опроса по следующим вопросам:
Вопрос
Ответ
Когда возникли первые игрушки?
В глубокой древности.
Из чего их делали?
Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.
Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях?
Тряпичная кукла.
Названия, каких кукол вы запомнили?
Ответы детей
Подсчет результатов.
высокий уровень - Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями
средний уровень - Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями
низкий уровень - Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями
3. Письменный опрос
1. В чем отличие игровой, обрядовой и обережной куклы.
2. Провести аналогии времени года с календарными праздниками и традиционными куклами.
3. Заполни таблицу: Виды традиционных кукол по назначению
4. Распределить названия кукол по видам назначения и вписать в таблицу: Столбушка, Малышок – голышок, Куватка, Коляда, Барыня, Кукушечка, Ангелочек, Колокольчик, Купавка, кукла с косой, кукла нарядная, Мировое дерево, День – ночь, Масленица, Венская, Праскева, Неразлучники.
6. «Вопрос – ответ»
Из каких материалов раньше делали кукол?
1. Соломы, тряпочек, ниток.
2. Песка, опила, бумаги.
Как назывались куклы?
1. Барби, кукла Маша, кукла пупс.
2. Кукла «Стригушка», «Барыня», «Мартиничка».
В какое время года делали кукол «Мартиничек»?
1. Осенью.
2. Весной.
7. Ответить на вопросы:
Кто создает народную куклу?
Назовите разновидности кукол?
Что таит в себе народная кукла?
Народная кукла только игрушка?
Из каких материалов изготавливали игрушку?
В чем ценность традиционной народной куклы?
ТЕСТ(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
1. Народные игрушки - это:
а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;
б) игрушки, изготовленные вручную древним человеком.
2.Какова главная ценность традиционной народной куклы?
а) она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе самобытность, характерные черты создающего её народа
б) рукотворное творчество
3. На какие три группы делятся народные куклы?
а) игровые
б) обрядовые
в) сувенирные
г) обереги
4. Первые игрушки изготавливали:
а) из камня;
б) из металла;
в) из пластмассы;
г) из дерева.
5. У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как:
а) в крестьянской семье не было карандашей;
б) не умели хорошо рисовать;
в) куклы без лица считались оберегами.
6. Многие тряпичные куклы изготавливались:
а) несколько месяцев;
б) несколько недель;
в) несколько дней;
г) несколько часов или минут.
7. Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:
а) ситец;
б) шелк;
в) шифон;
г) шерсть;
д) трикотаж.
8. Тряпичные куклы из золы (зольники) дарились:
а) на день рождения;
б) на свадьбу как пожелание потомства молодой семье;
в) на Новый год.
9. Куклу «масленица» изготавливали:
а) из ситца;
б) из соломы;
в) из веревки;
г) из лыка (мочала).
10. Кукла «перевертыш» состоит из частей:
а) две головы, четыре руки, две юбки;
б) одна голова, две руки, одна юбка;
в) одна голова, четыре руки, одна юбка
11. Кукла «мокредина» изображала собой:
а) играющего ребенка;
б) женщину-крестьянку, работающую в поле, когда не хватает рук;
в) богатую барышню.
12. Для оформления куклы «сударушка» использовали кичку. Кичка (или кика) - это:
а) головной убор замужней женщины;
б) венок для молодой девушки;
в) фартук;
г) нижняя юбка.
13. Кукла «на выхвалку» изготавливается из:
а) одного целого квадрата;
б) трех квадратов - тела, рук и ног;
в) двух квадратов - тела и рук.
14. Почему в наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет?
а)это цвет солнца, тепла, здоровья, радости
б) он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм
в) красивый яркий цвет
Приложение 2 В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
Авторская программа "Изготовление тростевой театральной куклы"
Моя авторская программа по изготовлению театральной куклы на уроках декоративной композиции в художественной школе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
Программа по внеурочной деятельности "Подсолнух".
Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников "Подсолнух". Главное направление программы - это проектная деятельность. По форме организации - работа игрового клуба. В осно...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога 2015-2020 гг.
Индивидуальная программа развития педагога...
Сценарий внеурочного мероприятия "Куклы. Традиции и время"
Цель мероприятия:- Способствовать развитию творческого потенциала студентов, умений использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла, способности организовывать собственную деят...
Сценарий внеурочного мероприятия "Куклы. Традиции и время"
Сценарий внеурочного мероприятия "Куклы. Традиции и время"...