Методическая разработка "Принцип двух слабостей"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Принцип двух слабостей.
Этот термин «принцип двух слабостей» был сформулирован А. Нимцовичем.
Его суть состоит в следующем. Две слабости сами по себе легко защитимые попеременно берутся под обстрел по очереди. В какой-то момент противник не успевает защитить одну из них. При этом атакующий опирается на преимущество в пространстве. Ему удобно перебрасывать фигуры с фланга на фланг. Данный приём тем эффективней, чем дальше друг от друга расположены эти слабости.
Алехин – Рубинштейн (1923)
Ход белых.
В позиции на диаграмме сразу заметна недостаточная защищённость чёрного короля.
Вторую слабость надо поискать «подальше». Отметим дисгармонию фигур ферзевого фланга, и обнаружим – слон на с8 защищён всего один раз. Вот оно!
1.b4! (рентген) Сf8
2.Фc6 Лd7
3.g3! Фb8 Лучше 3...Фd6, но и тогда 4.Фc4
4.Кg5 чёрный король попадает под удары
4. … Лed8
5.Сg6! Фe5 ферзь вернулся спасать короля. Брать слона нельзя 5...f:g 6.Фg2 С:b4 7.Фh3+ Крg8 8.Фh7+ Крf8 9.Фh8+ Крe7 10.Ф:g7+ Крe8 11.Фg8+ Сf8 12.Ф:g6+ Лf7 13.Ф:f7#. Если 5...Сb7, то 6.Фc4.
6.К:f7+ Л:f7
7.С:f7 Фf5
8.Лfd1 надо разменять единственного защитника 8-го ряда
9. … Л:d1+
9.Л:d1 Ф:f7
10.Ф:c8 Крh7
11.Ф:a6 Фf3
12.Фd3+ после размена ферзей чёрные беспомощны.
1–0
Смыслов – Дюкштейн (1955)
Ход белых.
Посмотрим внимательно. У белых – лишняя пешка f5 (материальное преимущество). Но пешку белым не спасти.
У чёрных – нарушено пешечное прикрытие короля. Но все чёрные фигуры вокруг него. Прямая атака на короля не пройдёт.
1.b4! Смыслов находит вторую слабость – сдвоенные пешки на ферзевом фланге. У белых есть возможность создания проходной пешки. Это сила белых, а значит – слабость чёрных.
1. … Лa:f5
2.a4 Кf6
3.a5 b:a
4.b:a Проходная пешка, как магнит соберёт вокруг себя фигуры чёрных.
4. … Лc5
5.Фa4 Лa8
6.a6 Фf5
7.Лfe1 Белые «вспомнили» про чёрного короля.
7. … Крf8 негодится 7...Кd5 из-за 8.Фd4+ Крf7 (8...Фf6 9.Сe5 d:e5 10.Ф:c5) 9.c4 (Кb6 10.С:d6 c:d6 11.Фb2 Кd7 12.Фb7 Лe8 13.Л:e8 Кр:e8 14.a7)
Видимо лучший практический шанс 7...Ф:c2 (8.Лe7+ Крg6 9.Л:c7 Ф:a4 10.Л:a4 d5)
8.c4 Кd7
9.Фb4 белый ферзь стремится на b7, чтобы обеспечить продвижение пешки до а8.
9. … Кb6 (9...Лb8 10.Ф:b8+ К:b8 11.a7)
10.С:d6+ c:d
11.Ф:b6 чёрные сдались.
1-0
Шахматный приём «принцип двух слабостей» в партиях опытных шахматистов встречается достаточно часто. Знание и умелое применение этого приёма принесет вам немало успешных партий и радость творческих достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-299246-1380211698.jpg)
Методическая разработка по теме "Дифференциальное исчисление функций двух переменных"
Рассмотрены теоретические вопросы, большое количество задач...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-339277-1418559030.jpg)
Сценарий первого сольного концерта Кристины Копецкой "В двух шагах от мечты"
Сценарий первого концерта стипендиата фонда им. В.С.Серовой Кристины Копецкой. В концерте участвовал весь класс отделения эстрадно-театрального искусства ДШИ им. В.С.Серовой....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-711987-1447905737.jpg)
Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»
Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-792391-1465451509.jpg)
Конспект открытого тренировочного занятия по шахматам для групп начальной подготовки "Использование слабости последней горизонтали"
Материал для спортивных школ, специализация "шахматы"...
Методическая разработка открытого урока "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)"
Методическая разработкаоткрытого урока по дисциплине "История развития строительства и архитектуры" для специальности 08.02.01 "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)", проводившегося в ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/14/picture-831344-1718378308.jpg)
Тест по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными»
Данный тест составлен по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» и предназначен для учащихся 7-9 классов. Он может быть использован на уроках промежуточного и обобщающего контроля по ...