Народный танец
материал
История происхождения татарского народного танца, польского народного танца (костюм, основные движения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_narodnomu_tantsu.docx | 0 байтов |
polskiy_tanets.docx | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Реферат
по дисциплине: Народный танец
cпециальность: 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»
Тема: «Польский народный танец»
Выполнил(а):
студентка группы ПДО-2.2
Паршикова Екатерина Владимировна
Проверил(а):
Баканова Д.В
Оценка: _______________
Волгодонск
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Польский национальный костюм: история, описание 8
Основные движения польского танца 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ВВЕДЕНИЕ
Польский народный танец возник в крестьянской среде. Уже намного позже горожане также начали сочинять танцы. Первоначально танцы были связаны с обрядами, традициями, семейными и общественными праздниками, началом и окончанием полевых работ и календарными играми. Поэтому польские народные танцы массовые, яркие и зрелищные. Некоторые танцы одновременно могло бы танцевать более 100 человек.
Чаще всего польский народный танец парный и массовый. В польских танцах много сложных движений и поз, линии обычно чёткие, плавные и последовательные. Польские народные танцы имеют своеобразную пластику. Они лиричные, лёгкие, и в то же время — ритмичные и темпераментные.
Польские танцы подразделяются на повсеместно распространённые и региональные. К повсеместно распространённым танцам относятся полонез, мазур, мазурка, оберек, куявяк и краковяк. Примерами региональных танцев являются трояк, збуйницкие, гуральские танцы и т. д.
Многие польские танцы обрели популярность в странах Европы. Хотя бальный и сценический варианты танцев немного отличаются от народного, тем не менее они сохранили основные народные черты. Об истории и культуре каждого народа могут без слов рассказать народные традиции, обычаи, песни и, конечно, танцы. Они ярко отображают национальный характер определенного этноса. Польские народные танцы стали своеобразной визиткой своего народа по всему миру и однозначно достойны того, чтобы узнать о них подробнее.
История происхождения танца
Такой вид танца потому и называют народным, что основные его элементы складываются из движений и ритмов, выражающих определенные настроения, традиции или пожелания этнической группы. Они отражают характер и отличительные черты той или иной народности. Делать выводы о менталитете можно, рассматривая характерные особенности народного танца: какие движения преобладают, плавные или резкие, отрывистые; быстрый или медленный темп; какое настроение передает танец. Своему появлению польские народные танцы обязаны общим стремлениям или настроениям простых людей определенного региона страны. С помощью разнообразных вариаций движений они выражали радость, печаль, ожидания или пожелания. Название танец получал либо от местности, в которой был популярен, либо от основных па (повороты, притопы, прыжки и другие).
Какими танцами славится Польша:
История польского народного танца не может не удивить. В ней собраны характерные черты этнической группы. Национальные танцы этого народа проделали колоссальный путь от массовых плясок простых людей до неотъемлемых атрибутов любого бала. Кто еще может похвалиться такими достижениями? Польский народный, затем бальный танец, полонез до сих пор в обязательном порядке используют на традиционных школьных балах. Мазурку и краковяк специально изучали знатные дамы и господа, чтобы блеснуть танцевальными способностями на подходящем мероприятии. А менее известные обертас и куявяк очаровывают каждого, кто хоть раз увидит их исполнение. Разбираться в народных танцах Польши несложно: для этого нужно только знать отличительные черты каждого из них.
- Степенный полонез.
Полонез – это народный польский танец, название которого уже само по себе прославляет свою страну, так как происходит от слова «польский». Его легко распознать по степенности, плавности и величественности движений. Второе название этого танца – «ходзонный», происходит от слова «ходьба». В полонезе вы не встретите резких движений и общих хороводов. Все происходит размеренно, чтобы танцующие успели показать себя и рассмотреть партнеров. Для того чтобы танцевать полонез на светском мероприятии, нужно заранее подготовиться. Участники исполняют фигуры, которые и создают общий рисунок танца. Наиболее известные из них мост, восьмерки, четверки, пара на пару и многие другие. Задает фигуру первая пара танцующих или танцмейстер и от их мастерства и опыта зависит общая красота картины полонеза.
- Ритмичная мазурка.
Всем известная мазурка - это не менее популярный польский народный танец. Он также стал неотъемлемым для любого европейского бала. Название мазурка получила от региона в центральной Польше – Мазовии, где она и появилась впервые. Чтобы блеснуть на балу умением её танцевать, необходимо старательно подготовиться, ведь именно этот танец считает одним из самых сложных среди народных. Мазурка богата сменами ритма, резкими поворотами и даже пируэтами, а также высокими прыжками. Все это выполняется в быстром темпе и при этом должно выглядеть элегантно и утонченно. В начале XVIII века мазурка стала очень популярна на территории всей Европы. Танец пришелся по душе дворянам и знати и прочно вошел в обязательную бальную программу.
- Энергичный краковяк.
В деревнях из окрестностей польского города Кракова в далеком XVI веке зародился веселый и довольно необычный народный танец, символизировавший радость и бодрость. Позже краковяк получил широкое распространение и всенародную любовь по всей территории государства и наконец дошел до бальных залов и модных салонов. Краковяк – это народный польский танец, описание которого можно свести к высоким энергичным прыжкам в сочетании с утонченностью и изящностью перебежек. Танцевать его непросто, так как отличительной чертой является сложный ритм с музыкальным размером две четверти и частыми синкопами. Польские народные танцы краковяк и мазурка, наряду с полонезом, крайне популярны далеко за пределами своей родной Польши и являются настоящим достоянием культуры этой страны.
- Лирический куявяк.
Польский куявяк – это разновидность свадебного танца, получивший свое название от польского региона Куявия. Он исполнен нежности и любви, поэтому движения танцоров плавные и неторопливые. Куявяк идеально подходит для свадебного торжества. В то же время этот танец массовый, для него характерно движение по кругу. В куявяке танцующие исполняют определенные фигуры, которые учат заранее. Этот народный польский танец исполняется мягко, неторопливыми шагами. Акценты расставляются посредством характерных сильных притопов. Именно куявяк раскрывает мелодичность и изящность народных танцев польского народа.
- Безудержный оберек.
Еще один удивительный пример трансформации исконно народного деревенского танца в исключительно благородный бальный атрибут. Оберек, или обертас, относится к наиболее энергичным, быстрым и в какой то мере неистовым танцам, превосходя в этом отношении популярную мазурку. Оберек изобилует поворотами и пируэтами, которые сквозят через каждую фигуру танца. Именно на поворотах в быстром темпе основывается сам танец, что и обусловило его название. Также этому танцу присуща высокая интенсивность и скорость движений и сложный музыкальный ритм – 3/8. Зародился этот народный танец в начале XVI века и был прерогативой исключительно простого деревенского люда. Но постепенно проникнув в салоны, а затем и бальные залы, оберек так полюбился высокой знати, что уже к концу XIX века полностью утратил свой народный характер, превратившись в классический бальный танец. Тем не менее поляки не забывают истинные корни происхождения оберека, ведь он может отразить энергичный темперамент и эмоциональность их этноса. Народные танцы всегда привлекают к себе необъяснимое внимание: они завораживают своей мощной энергетикой и способны без слов передать эмоции и настроения целой нации. Характер танцев складывался исторически и по их развитию и становлению можно проследить историю целого народа, прочувствовать его боль, страдания, радость или счастье. Польские народные танцы сделали практически невозможное: они покорили сердца требовательной европейской знати и проделали длинный путь от деревенских плясок к изысканным бальным танцам. Они отражают несломленный дух, энергичность и жизнерадостность своей нации, прославляя ее и популяризуя польскую культуру и по сей день.
Польский национальный костюм: история, описание
Польские национальные костюмы — это яркая многоцветная одежда. Она отражает самобытность и уникальность культурной жизни народа, рассказывает о его историческом развитии и служит настоящим символом нации. Однако нельзя упускать из виду тот факт, что костюмы поляков во многом переняли элементы одежды других народов. Случилось это в результате тесного взаимодействия Польши с Россией, Румынией, Австрией и Литвой. За долгие годы культура этих стран оказывала сильное влияние на культуру жителей Польши, в связи с чем в национальных костюмах поляков и полячек появились новые элементы. Однако костюмы это ничуть не испортило, напротив, одежда получилась оригинальной, неповторимой и очень красивой.
Описание польского национального костюма:
По словам историков, национальная одежда Польши как таковая стала формироваться только в 19 веке. Это объясняется плохим финансовым положением основного ее носителя — человека из народа. До отмены крепостного права народ жил крайне бедно и носил максимально простые вещи, которые служили людям много лет подряд. После реформы дела у рабочих и крестьян несколько улучшились, появились деньги на покупку ткани для создания настоящих национальных костюмов. Тогда появилась возможность носить такую одежду гораздо чаще, а не только по праздникам. Характерной особенностью было то, что костюмы отличались не только согласно статусу своего хозяина, но и той местности, для которой они изготавливались Так, в разных деревнях, расположенных по соседству, одежда могла различаться цветом, орнаментом, длиной рукава или юбки.
Разделение по сословиям:
Все польские национальные костюмы делятся на 2 категории:
1. шляхтецкий костюм (его носили обеспеченные люди, представители знати) — такая одежда изготавливалась из дорогой шерстяной ткани;
2. крестьянский костюм (недорогая одежда, сшитая преимущественно изо льна). Чаще всего изменениям подвергался именно шляхтецкий костюм.
Знатные люди находились в тесном контакте с иностранцами и нередко использовали понравившиеся элементы их одежды для изменения собственной. В результате такого смешения получался оригинальный костюм, привлекающий внимание. Цвета национальной одежды Несмотря на то что в каждой местности был свой вариант польского национального костюма, некоторые черты можно выделить в качестве основных. Женская одежда отличалась яркостью, многоцветием, среди использованных цветов чаще других встречались белый, желтый, красный, синий и зеленый. Самым популярным орнаментом считались цветы. Это объясняется не только красотой рисунка, но и тем, что многие цветы имели символическое значение. Довольно часто женские юбки шили из разноцветной полосатой ткани. Мужская одежда тоже отличалась яркими, сочными цветами, но выполнялась из однотонной ткани. Детская одежда почти не отличалась от взрослой по характеру и крою, менялся только размер вещей.
Женская национальная одежда.
Основу женского наряда составляли несколько основных элементов. Юбки. Вне зависимости от типа ткани (лен или тонкая шерсть) и расцветки, польские юбки были длинными и доходили до щиколотки. Шили их из 5 клиньев. 4 из них были присборены на поясе и только 5-й был гладким и ровным — он располагался спереди. Рубашки. Женская рубашка имела простую прямоугольную форму и шилась из домотканого беленого льна или хлопчатобумажных тканей. Рукава делали с ластовицей (специальной вставкой для большего удобства при движениях руки) и манжетой. Довольно часто встречались рубашки, богато украшенные вышивкой на воротнике и манжетах. Фартук. Это обязательный элемент одежды, которую носили польские женщины, он встречался повсеместно. Его шили из ткани зеленого, желтого, черного или белого цвета и всегда обильно украшали. Для декора использовалась тесьма, кружево, разноцветные ленты, вышивка. Жилет. Этот предмет одежды обладал более сложным кроем, нежели юбки и рубахи. Чуть позже (после 1870 года) появилась и еще одна разновидность жилета, получившая название корсета. Его чаще всего выполняли из бархата или велюра черного, темно-зеленого или красного цвета.
Мужская польская одежда.
Костюм для мужчин состоял из:
- рубахи;
- штанов;
- жупана (верхняя длинная одежда);
- делии (накидка, напоминающая турецкий кафтан);
- пояса.
Мужская рубаха выполнялась изо льна или хлопчатобумажной ткани (как и женская), однако она была лишена каких бы то ни было вышивок и украшений. Одним из обязательных элементов считался жупан — его носили представители абсолютно всех сословий. Он представлял собой длинную приталенную одежду, которая непременно имела воротник-стойку и частый ряд пуговиц до талии. Жупаны в каждой местности были разного цвета. Это могла быть черная, коричневая, темно-зеленая одежда. Разницу в сословии можно было увидеть благодаря качеству тканей, богатству украшений и виду пуговиц. Петлицы на жупане выполняли из декоративного шнура, рукава и полы покрывала вышивка. Мужской пояс — один из показателей обеспеченности семьи, поэтому польские шляхтичи уделяли ему особое внимание. Пояса шили из ткани или кожи, украшали их вышивкой, красивыми застежками из металла (иногда для этой цели использовались серебряные элементы).
Украшения и головные уборы.
Представить себе польскую одежду без украшений и головных уборов просто невозможно, тем более что мужская шапка и вовсе расценивалась как показатель достатка наравне с поясом. Именно по этой причине каждый мужчина старался как можно обильнее и богаче украсить свой головной убор. Что касается женщин, то по головному убору можно было узнать семейное положение красавицы. Яркие платки, покрывающие голову, предназначались юным незамужним девушкам. Как только полячка обзаводилась семьей, она надевала чепец (он тоже видоизменялся в зависимости от территориального признака). Чтобы дополнить свой замечательный наряд, польские женщины с удовольствием использовали яркие украшения. Обычно это были крупные бусы (часто именно красные), массивные серьги и браслеты. Надо сказать, что на покупку украшений для своих жен мужчины не скупились, ведь именно количество и размеры женских аксессуаров выдавали уровень дохода мужчины. Таким образом, польский национальный костюм смело можно назвать многогранным понятием, которое отражало быт и особенности культуры определенной местности. При этом на сегодняшний день сами поляки считают национальной одеждой костюм жителей Кракова.
Основные движения польского танца
- Танцевальный шаг
- Па де баск
- Па голубец
- Вальсовые повороты в музыкальном размере 2/4.
- Танцевальный шаг (Pas marshe).
Исходное положение: Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца. Ноги - в I или в III позиции (правая нога спереди). Руки – в бальной позиции.
Затакт (и) – выдвинуть правую ногу – на носок – баттман тандю правой ногой вперёд.
(раз) – Сделать небольшой танцевальный шаг правой ногой вперёд:
– чуть приподнять носок правой ноги над полом;
– наступить с носка на подушечку правой ноги;
– перейти на всю ступню – поставить на пол пятку правой ноги;
– встать на правую ногу, перенести на неё вес тела (левая нога остаётся сзади на носке, без веса).
(и) – опорная правая нога чуть смягчается в колене. Опорная нога, также чуть смягчённая в колене, скользящим движением проводится через I позицию и выводится вперёд на носок.
(два) – сделать небольшой танцевальный шаг левой ногой вперёд:
– чуть приподнять носок левой ноги над полом;
– наступить с носка на подушечку левой ноги;
– перейти на всю ступню – поставить на пол пятку левой ноги;
– встать на левую ногу, перенести на неё вес тела (правая нога остаётся сзади на носке, без веса).
Далее повторить движение с правой ноги.
- Па де баск
Исходное положение: Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца. Ноги - в III позиции (правая нога спереди). Руки – на поясе. Корпус слегка повёрнут влево (по диагонали к центру по линии танца), правым плечом вперёд. Голова – чуть направо. Взгляд – вперёд, по линии танца.
1 такт.
Затакт (и) – левая (опорная нога) слегка смягчается в колене. Правая нога, с вытянутым носочком и выпрямленным коленом, скользящим движением носком по полу выводится вперёд и, не отрывая носка от пола, переводится в сторону II позиции («деми ронд»).
(раз) – с мягким перескоком перенести вес на правую ногу (в сторону). Колено правой ноги смягчается в плие. Одновременно левая нога, смягчаясь в колене, скользящим движением носком по полу подтягивается к правой ноге, проходит через I позицию и выводится вперёд на носок в IV позицию. Корпус поворачивается слегка вправо (по диагонали от центра по линии танца), левым плечом вперёд. Голова – чуть налево. Взгляд – вперёд, по линии танца.
(и) – переступить (перенести вес) вперёд на левую ногу. Колено левой ноги выпрямлено. Пятка правой ноги, оставшейся позади, приподнимается. Носок правой ноги касается пола.
(два) – скользящим движением приставить правую ногу сзади к левой ноге в III позицию. Перенести вес на правую ногу. Колени выпрямлены.
2 такт (с левой ноги).
Далее движение повторяется с левой ноги. Исполняется аналогично.
- Па голубец простой (Coup de talon)
Музыкальный размер: 2/4 или 3/4.
Движение исполняется на 1/4 такта.
Исходное положение: Танцующие стоят в линии. Ноги – в I позиции. Руки – на талии.
Па голубец простой (с правой ноги).
Затакт (и) – слегка присесть на левой ноге. Одновременно правую ногу с выпрямленным коленом и вытянутым носком, скользя носком по полу, вывести в сторону (вправо) на носок. Носок правой ноги от пола не отрывается. Корпус, не сгибаясь, слегка наклоняется влево (в сторону левой ноги). Голова поворачивается направо (к правому плечу).
(раз) – сделать небольшой легкий подскок на левой ноге с небольшим продвижением вправо, вдоль пола. Одновременно (во время подскока), ноги, скользя носками по полу, резко смыкаются каблуками: левая нога приближается к правой ноге, а правая нога – к левой, и происходит легкий удар каблучками друг о друга (удар внутренней стороной пяток). Причем правая нога лишь слегка подается по направлению к левой, а левая нога, наоборот, проделывает практически весь путь до соединения с правой, т.е. опорная нога ударяет работающую. Каблук левой ноги как бы подбивает каблук правой ноги с небольшим продвижением вправо. Этим ударом правая нога слегка отбрасывается в сторону. Носок правой ноги все время касается пола. При ударе каблучками обе ноги вытянуты в коленях, носки оттянуты.
(и) – после подскока опуститься на левую ногу и повторить движения, исполняемые на затакт: снижение на левой ноге и выведение правой ноги в сторону на носок.
Далее движение можно повторить опять с правой ноги.
Па голубец простой (с левой ноги).
С левой ноги движение выполняется аналогично, с подскоком на правой ноге и продвижением в правую сторону. При исполнении Па голубец левой ногой корпус слегка наклоняется вправо, голова поворачивается налево.
- Вальсовые повороты в музыкальном размере 2/4
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: Танцующие стоят в кругу, лицом к центру. Ноги – в III позиции, правая нога спереди. Руки – в бальной позиции (или на талии).
1 такт – Первая половина вальсового поворота.
Затакт (и) – приподняться на п/п обеих ног. (Вес - на левой ноге).
(раз) – шаг правой ногой вперед/вправо, с поворотом на подушечке правой ноги вправо на 180 град., до положения спиной к центру. Опуститься на всю ступню и чуть смягчить колено правой ноги. (Вес - на правой ноге.)
(и) – левая нога скользящим движением проводится рядом с правой ногой через I позицию, выводится в сторону на носок (во II поз.), и выполняется шаг на подушечку (на полупальцы) левой ноги в сторону (по линии танца). (Вес - на левой ноге.)
(два) – правая нога, скользящим движением подтягивается к левой ноге позади нее в 3 поз. Опуститься на полные ступни в III позиции (левая нога спереди). Колени ног чуть смягчаются. (Вес - на правой ноге.)
2 такт – Вторая половина вальсового поворота.
Затакт (и) – приподняться на п/п обеих ног. (Вес - на правой ноге.)
(раз) – шаг левой ногой вперед/влево, с поворотом на подушечке левой ноги вправо на 180 град. до положения лицом к центру. Опуститься на всю ступню и чуть смягчить колено левой ноги. (Вес - на левой ноге.)
(и) – правая нога скользящим движением проводится рядом с левой ногой через I позицию, выводится в сторону на носок (во II поз.), и выполняется шаг на подушечку (на п/п) правой ноги в сторону (по линии танца). (Вес - на правой ноге.)
(два) – левая нога, скользящим движением подтягивается к правой ноге позади нее в III позиции. Опуститься на полные ступни в III позицию (правая нога спереди). Колени ног чуть смягчаются. (Вес - на левой ноге.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые танцевальные формы были неразрывно связаны с обрядами, календарными играми, началом и концом полевых работ, семейными торжествами, являясь неотъемлемой частью их. Этим объясняется массовость польских танцев, широта и размах их композиционного рисунка. Издавна польским танцам присущи театральная яркость, декоративность. В рождественские праздники в каждом доме были обязательны танцы ряженых. Свои танцы имела пасхальная неделя. А в день Ивана Купалы молодежь водила хороводы вокруг костров.
Борьба польского народа с угнетателями запечатлена в героических танцах. Патетична и воинственна пластика этих танцев. Их композиционный рисунок строг, величествен, динамичен.
Всё сочетается грациозность и мужественность, тонкая лиричность и бурный темперамент в польском танце, но весь этот сложный танцевально-психологический сплав подается сдержанно, строго.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- https://fb.ru/article/358356/polskiy-natsionalnyiy-kostyum-opisanie-istoriya/Польский национальный костюм: история, описание
- https://studfile.net/preview/5563304/page:26/Элементы польского танца
- https://www.liveinternet.ru/community/moja_polska/post218778006/Польские народные танцы
- https://poland4.ru/polskie-narodnye-tantsy/Польские народные танцы: все о Польше
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Польские народные танцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Хореографическая постановка молдавский народный танец «Виноградинка»
В методической разработке представлены цель, постановочные задачи, драматургия постановки и композиционный ресунок с описанием движений. Хореографическая постановка предназначена для дуэта. Возрастная...
ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности ( Народный танец)
Раздел ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности (Народный танец) разработан для студентов ...
Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»
Цель данного урока – развитие танцевальных способностей учеников, посредством русского танца.Данная цель будет достигнута через решение следующих задач.в области хореографии:Овладеть «язык...
Рабочая программа "Народный танец"
Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования&r...
Рабочая программа "Народный танец"
Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования&r...
Методическая разработка урока по дисциплине "Народный танец"
Методическая разработка урока по дисциплине "Народный танец"...
Презентация «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»
Народный танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд...