Освоение музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционных занятий
учебно-методическое пособие

Филиппова Радмила Сергеевна

Данное учебно-методическое пособие  создано для помощи обучающимся объединения «Ансамблевой музицирование» СП ОДО СПб  ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» в освоении одного из разделов  программы, а конкретно, музыкально-теоретического раздела, в период дистанционных занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_filippovoy_r.s.docx26.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Освоение музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционных занятий

Данное учебно-методическое пособие  создано для помощи обучающимся объединения «Ансамблевой музицирование» СП ОДО СПб  ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» в освоении одного из разделов  программы  обучения, а конкретно, музыкально-теоретического раздела, в период дистанционных занятий.

Ансамблевое музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления, обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие обучающихся в образовательном процессе.

Программа «Ансамблевое музицирование» рекомендована для обучающихся 16-18 лет, относится к программам художественной направленности и предполагает базовый уровень освоения.

Представленная программа предполагает наличие у обучающихся начальных музыкальных навыков, полученных до их поступления в Колледж «Звёздный» в различных ДМШ, ДШИ, Дворцах творчества и т.д.

Актуальность программы заключается в том, что обучение ансамблевому музицированию способствует развитию познавательной мотивации, индивидуальных способностей обучающегося в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что наряду с обучением специальным навыкам и умениям игры в ансамбле формируется комплекс знаний по истории возникновения жанра ансамбля (камерного, фортепианного и других), его особенностях и музыкальной культуры в целом.

Реализация данной программы может проходить в следующих формах:

- совместное исполнение обучающимися музыкальных произведений (ансамбли от 2 до 7 человек);

- ансамбли обучающихся с включением   педагога (ов) (ансамбли от 2 до 7 человек).

Программа «Инструментальный ансамбль» адресована обучающимся 16-18 лет.

Программа предназначена для обучающихся, проявляющих интерес к художественному творчеству, склонных к эстетическому восприятию окружающего мира, а также имеющих способности к изучению навыков игры на инструменте.

Цель программы:

– развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи программы:

Общие:

-  формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

-  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований

Воспитательные (личностные):

- воспитывать трудолюбие, терпение, выдержку, усидчивость, аккуратность;

- формировать уверенность в себе и в своих силах;

- воспитывать чувство ответственности за результат совместного творчества;

- способствовать решению коммуникативных задач (совместное творчествообучающихся, умение общаться в процессе совместного исполнения);

Развивающие (метапредметные):

- развивать музыкальные способности учащихся;

- развивать артистизм, эмоциональность и музыкальность;

- способствовать расширению музыкального кругозора обучающегося путемознакомления с ансамблевым репертуаром;

- способствовать приобретению обучающимися опыта творческой деятельности ипубличных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Обучающие (предметные):

- обучить комплексу знаний и исполнительских навыков, необходимых дляансамблевого музицирования;

- обучить выстраивать звуковой баланс между голосами ансамбля;

- обучить навыкам чтения с листа в ансамбле;

- обучить навыкам самостоятельной работы.

Музыкально-теоретический раздел данной программы включает в себя теоретический и практический  материал.

Освоение теоретического  материала призвано помочь обучающимся определить характер и форму музыки, тональность, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп, уяснить смысл и функцию каждой партии ансамбля.

Рассмотрим подробнее встречающуюся в теоретическом материале терминологию.

Характер музыки – это индивидуальное её качество, присущее каждому музыкальному произведению.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.

Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.

Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.

Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Однако, каждый исполнитель, опираясь на нотный текст и слуховое восприятие, добавляет индивидуальные грани в  характер того или иного музыкального произведения.
           
Музыкальная форма – это многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Форма определяется рассмотрением музыкальной конструкции и отнесением  её к определённому виду – простые формы (период, простая 2-х или 3-хчастная), рондо, вариации, сложная 3-хчастная, сонатная и другие.

Тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами или звуковысотное положение лада. Определение тональности и раскрытие ее семантики – важный момент в анализе музыкального произведения, так как каждая тональность содержит определённую «историю» своего появления в различных музыкальных произведениях.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части.

Темп – это мера времени в музыке, скорость исполнения музыки. 
           Музыкальный ансамбль – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для определенного состава исполнителей. Умение играть с одним или несколькими партнерами составляет одну из важнейших сторон профессионального мастерства каждого музыканта-исполнителя.

Музыкальный ансамбль должен представлять собой  художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения.

А.А.Егоров различал два основных элемента   ансамбля: внешний и внутренний.

Внешний – это единство впечатления, получаемого от стройного сочетания зрительных и слуховых сторон исполняемого.

Внутренний – это слияние отдельных неодинаково звучащих элементов в единое целое.

В работе с ансамблем необходимо всегда стремиться к тому, чтобы эти два основных элемента находились в полном равновесии, гармонии, что раскрывает эстетическую сущность ансамблевого исполнительства.

Кроме того важны:

 - динамический ансамбль как уравновешенность голосов по силе и громкости звучания;

 - ритмический ансамбль, включающий все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом   исполнения.

        Практическая часть  музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» включает в себя исполнительский анализ произведения: мотивное строение фраз, предложений, тем,  характеристику мелодических линий, ритма, динамики, характера  как отдельных частей сочинения, так и музыкального произведения в целом.

        Для реализации занятий в период дистанционного обучения, помимо беседы в социальной сети ВКонтакте, была создана группа «Ансамблевое музицирование»,  а также текстовый и голосовой каналы  на платформе Discord.

        Приведем примеры нескольких занятий для отработки практической части  музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционного обучения:

Задание 1:
1) Прослушайте прикрепленные записи

https://www.youtube.com/watch?v=gMu2c8DrzjI
https://www.youtube.com/watch?v=RPXJtFGO-iI

2) Сравните уровень исполнения и ансамблевого взаимодействия по следующим пунктам:
совместное вступление в началах фраз;
совместное снятие аккордов и окончание фраз;
чистота интонации в интервалах или аккордах;
органичность перекличек между несколькими музыкантами;
сольные вставки.

Задание 2:

сделать аудио- или видеозапись своего исполнения партий, которые мы изучали на занятиях и проанализировать их.

Задание 3:
а) Прослушать компиляцию произведений разных веков
б) Определить, какие жанры были использованы в данной аранжировке
https://www.youtube.com/watch?v=lExW80sXsHs

Задание 4:

Прослушать несколько аудиозаписей  и определить, какой состав исполнителей в каждом из них.

Таким образом, ансамблевое музицирование – это сложное явление, состоящее из множества компонентов.

         Музыкально-теоретический раздел в программе объединения – один из самых сложных для освоения, так как требует от обучающихся  внимательного отношения ко всем его элементам.  

        Данное краткое учебно-методическое пособие позволит обучающимся и педагогу дополнительного образования  при освоении данного раздела более детально систематизировать необходимые  знания.

  Список литературы

1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989.

2. Д.БраславскийАранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров  «Музыка», 1974г.

2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.

3. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963.

4. Тарановская Н.В., Значение ансамблевой игры, приемы и методы работы в классе ансамбля,  Ростов-на-Дону, 2000.

Репертуарный список:

О. Хромушин  «Восток- дело тонкое»

О. Хромушин  «Диджей»

Дж. Майкл Carelesswhisper

Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»

М. ДжексонMedley

Nirvana  Smells like teen spirit  

Сборник музыки к к/ф «PlayHollywood»

Поп-музыка и музыка к к/ф для инструментального ансамбля

Электронные образовательные ресурсы:

Нотный архив Бориса Тараканова// http://notes.tarakanov.net

Нотный архив Александра Кондакова //http://www.notarhiv.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...

Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.

Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству." ...

Тесты по физической культуре по разделам программы для студентов освобожденных от практических занятий.

Представлены тесты по физической культуре по разделам программы: Легкая атлетика, Баскетбол, Волейбол, Лыжная подготовка, Гимнастика...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...