Освоение музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционных занятий
учебно-методическое пособие
Данное учебно-методическое пособие создано для помощи обучающимся объединения «Ансамблевой музицирование» СП ОДО СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» в освоении одного из разделов программы, а конкретно, музыкально-теоретического раздела, в период дистанционных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_filippovoy_r.s.docx | 26.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Освоение музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционных занятий
Данное учебно-методическое пособие создано для помощи обучающимся объединения «Ансамблевой музицирование» СП ОДО СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» в освоении одного из разделов программы обучения, а конкретно, музыкально-теоретического раздела, в период дистанционных занятий.
Ансамблевое музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления, обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие обучающихся в образовательном процессе.
Программа «Ансамблевое музицирование» рекомендована для обучающихся 16-18 лет, относится к программам художественной направленности и предполагает базовый уровень освоения.
Представленная программа предполагает наличие у обучающихся начальных музыкальных навыков, полученных до их поступления в Колледж «Звёздный» в различных ДМШ, ДШИ, Дворцах творчества и т.д.
Актуальность программы заключается в том, что обучение ансамблевому музицированию способствует развитию познавательной мотивации, индивидуальных способностей обучающегося в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что наряду с обучением специальным навыкам и умениям игры в ансамбле формируется комплекс знаний по истории возникновения жанра ансамбля (камерного, фортепианного и других), его особенностях и музыкальной культуры в целом.
Реализация данной программы может проходить в следующих формах:
- совместное исполнение обучающимися музыкальных произведений (ансамбли от 2 до 7 человек);
- ансамбли обучающихся с включением педагога (ов) (ансамбли от 2 до 7 человек).
Программа «Инструментальный ансамбль» адресована обучающимся 16-18 лет.
Программа предназначена для обучающихся, проявляющих интерес к художественному творчеству, склонных к эстетическому восприятию окружающего мира, а также имеющих способности к изучению навыков игры на инструменте.
Цель программы:
– развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи программы:
Общие:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований
Воспитательные (личностные):
- воспитывать трудолюбие, терпение, выдержку, усидчивость, аккуратность;
- формировать уверенность в себе и в своих силах;
- воспитывать чувство ответственности за результат совместного творчества;
- способствовать решению коммуникативных задач (совместное творчествообучающихся, умение общаться в процессе совместного исполнения);
Развивающие (метапредметные):
- развивать музыкальные способности учащихся;
- развивать артистизм, эмоциональность и музыкальность;
- способствовать расширению музыкального кругозора обучающегося путемознакомления с ансамблевым репертуаром;
- способствовать приобретению обучающимися опыта творческой деятельности ипубличных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.
Обучающие (предметные):
- обучить комплексу знаний и исполнительских навыков, необходимых дляансамблевого музицирования;
- обучить выстраивать звуковой баланс между голосами ансамбля;
- обучить навыкам чтения с листа в ансамбле;
- обучить навыкам самостоятельной работы.
Музыкально-теоретический раздел данной программы включает в себя теоретический и практический материал.
Освоение теоретического материала призвано помочь обучающимся определить характер и форму музыки, тональность, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп, уяснить смысл и функцию каждой партии ансамбля.
Рассмотрим подробнее встречающуюся в теоретическом материале терминологию.
Характер музыки – это индивидуальное её качество, присущее каждому музыкальному произведению.
Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:
Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.
Однако, каждый исполнитель, опираясь на нотный текст и слуховое восприятие, добавляет индивидуальные грани в характер того или иного музыкального произведения.
Музыкальная форма – это многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Форма определяется рассмотрением музыкальной конструкции и отнесением её к определённому виду – простые формы (период, простая 2-х или 3-хчастная), рондо, вариации, сложная 3-хчастная, сонатная и другие.
Тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами или звуковысотное положение лада. Определение тональности и раскрытие ее семантики – важный момент в анализе музыкального произведения, так как каждая тональность содержит определённую «историю» своего появления в различных музыкальных произведениях.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части.
Темп – это мера времени в музыке, скорость исполнения музыки.
Музыкальный ансамбль – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для определенного состава исполнителей. Умение играть с одним или несколькими партнерами составляет одну из важнейших сторон профессионального мастерства каждого музыканта-исполнителя.
Музыкальный ансамбль должен представлять собой художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения.
А.А.Егоров различал два основных элемента ансамбля: внешний и внутренний.
Внешний – это единство впечатления, получаемого от стройного сочетания зрительных и слуховых сторон исполняемого.
Внутренний – это слияние отдельных неодинаково звучащих элементов в единое целое.
В работе с ансамблем необходимо всегда стремиться к тому, чтобы эти два основных элемента находились в полном равновесии, гармонии, что раскрывает эстетическую сущность ансамблевого исполнительства.
Кроме того важны:
- динамический ансамбль как уравновешенность голосов по силе и громкости звучания;
- ритмический ансамбль, включающий все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом исполнения.
Практическая часть музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» включает в себя исполнительский анализ произведения: мотивное строение фраз, предложений, тем, характеристику мелодических линий, ритма, динамики, характера как отдельных частей сочинения, так и музыкального произведения в целом.
Для реализации занятий в период дистанционного обучения, помимо беседы в социальной сети ВКонтакте, была создана группа «Ансамблевое музицирование», а также текстовый и голосовой каналы на платформе Discord.
Приведем примеры нескольких занятий для отработки практической части музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционного обучения:
Задание 1:
1) Прослушайте прикрепленные записи
https://www.youtube.com/watch?v=gMu2c8DrzjI
https://www.youtube.com/watch?v=RPXJtFGO-iI
2) Сравните уровень исполнения и ансамблевого взаимодействия по следующим пунктам:
совместное вступление в началах фраз;
совместное снятие аккордов и окончание фраз;
чистота интонации в интервалах или аккордах;
органичность перекличек между несколькими музыкантами;
сольные вставки.
Задание 2:
сделать аудио- или видеозапись своего исполнения партий, которые мы изучали на занятиях и проанализировать их.
Задание 3:
а) Прослушать компиляцию произведений разных веков
б) Определить, какие жанры были использованы в данной аранжировке
https://www.youtube.com/watch?v=lExW80sXsHs
Задание 4:
Прослушать несколько аудиозаписей и определить, какой состав исполнителей в каждом из них.
Таким образом, ансамблевое музицирование – это сложное явление, состоящее из множества компонентов.
Музыкально-теоретический раздел в программе объединения – один из самых сложных для освоения, так как требует от обучающихся внимательного отношения ко всем его элементам.
Данное краткое учебно-методическое пособие позволит обучающимся и педагогу дополнительного образования при освоении данного раздела более детально систематизировать необходимые знания.
Список литературы
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989.
2. Д.БраславскийАранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров «Музыка», 1974г.
2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.
3. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963.
4. Тарановская Н.В., Значение ансамблевой игры, приемы и методы работы в классе ансамбля, Ростов-на-Дону, 2000.
Репертуарный список:
О. Хромушин «Восток- дело тонкое»
О. Хромушин «Диджей»
Дж. Майкл Carelesswhisper
Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»
М. ДжексонMedley
Nirvana Smells like teen spirit
Сборник музыки к к/ф «PlayHollywood»
Поп-музыка и музыка к к/ф для инструментального ансамбля
Электронные образовательные ресурсы:
Нотный архив Бориса Тараканова// http://notes.tarakanov.net
Нотный архив Александра Кондакова //http://www.notarhiv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевое музицирование в классе фортепиано
Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...
Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.
Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....
"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."
"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству." ...
Тесты по физической культуре по разделам программы для студентов освобожденных от практических занятий.
Представлены тесты по физической культуре по разделам программы: Легкая атлетика, Баскетбол, Волейбол, Лыжная подготовка, Гимнастика...
Образовательная развивающая программа "Ансамблевое музицирование"
Программа "Ансамблевое музицирование"...
Б) Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и динамика результатов освоения образовательных программ в межаттестационный период
В этом разделе представлен мониторинг динамики достигаемых результатов освония образовательной программы...
Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"
Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...