Программа элективного курса "Мир дизайна"
элективный курс
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников детских художественных школ и выпускников общеобразовательных школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками встает проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером.Цель данного элективного курса - познакомить выпускников с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_dizayna.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса "Мир дизайна"
(специальное художественное направление)
Разработала преп. ИЗО и ДПИ
МБУ ДО «ДШИ» г.п. Талинка
Пятаченко Д.А.
Пояснительная записка.
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников детских художественных школ и выпускников общеобразовательных школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками встает проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда после окончания учебы выпускники поступали в колледжи, лицеи, институты на специальность "дизайн", а через некоторое время наступало разочарование в выбранном направлении, так как большую часть времени приходилось заниматься не художественным творчеством, а чертежами, математическими расчетами и т.д. Кроме того, многие учащиеся еще не понимают, что нет "дизайнера вообще", что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике.
Цель данного элективного курса - познакомить выпускников с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление. После этого ученик сможет более осознанно выбрать дальнейший профиль; кто-то после 9-го класса пойдет в технологический колледж, кто-то в строительное училище, кто-то в 10-й физико-математический класс для подготовки к поступлению на машиностроительные специальности в вузы, кто-то выберет информа-тику, кто-то -гуманитарный профиль, позволяющий более глубоко изучить изобрази-тельное искусство или технологию. В ходе изучения элективного курса, учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.
Элективный курс рассчитан на 20 учебных часов и может быть предложен в одной из учебных четвертей (например, 10 занятий по 2 часа). Занятие предполагает, как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизов, моделей, мини-проектов и т.п. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля, показывать видеофильмы, слайды и т.д.
В качестве методического пособия для обеспечения занятий можно воспользоваться книгой Н.М. Сокольниковой "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе" (гл. IV "Теоретические основы обучения дизайну) - М, Академия, 2002).
Учебный план
№ | Наименование разделов | Кол. часов | Форма контроля |
1 | Дизайн и его место в духовной и материальной культуре | 4 | Тестирование |
2 | Графический дизайн | 4 | Защита творческой работы |
3 | Промышленный дизайн | 4 | Защита творческой работы |
4 | Дизайн среды | 5 | Защита творческой работы |
5 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 3 | Защита творческой работы |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Название тем | Кол-во часов |
1. 1.1. | Дизайн и его место в духовной и материальной культуре | Особенности дизайна, его место к системе пластических искусств | 1 |
1.2. | Из истории развития дизайна | 1 | |
1.3. | Направления (виды) дизайна | 1 | |
1.4. | Твой выбор (тест по профориентации | 1 | |
2 2.1. | Графический дизайн | Графический дизайн и его направления. Графический знак | 1 |
2.2. | Инструменты и материалы художника-графика | 1 | |
2.3. | Шрифт | 1 | |
2.4. | Обобщающее занятие (выставка творческих работ) | 1 | |
3 3.1. | Промышленный дизайн | Промышленный дизайн и его направления | 1 |
3.2. | Основы проектирования | 1 | |
3.3. | Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия) | 2 | |
4. 4.1 | Дизайн среды | Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн. | 1 |
4.2. | Архитектура | 1 | |
4.3. | Дизайн интерьера | 1 | |
4.4. | Творческая работа (коллективный мини-проект) | 2 | |
5. 5.1. | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок | 1 |
5.2. | Дизайн одежды, обуви и аксессуаров | 1 | |
5.3. | Обобщающее занятие | 1 | |
итого | 20 |
Программное содержание.
Раздел I. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре
Тема 1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств (1 час)
Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).
Тема 2. Из истории развития дизайна (1 час)
Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема "бесстилья и эклектики" изделий машинного производства. II половина XIX века -появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века-"Германский веркбунд" (1907). "Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники" (П, Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века-определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создании всей материальной, социальной и духовной среды.
Тема З. Направления (виды) дизайна (I час)
Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна:
промышленный дизайн;
графический дизайн;
дизайн среды;
дизайн имиджа
Тема 4. Твой выбор (тест по профориентации) (1 час)
Проведение тестирования по определению профессиональных склонностей. Анализ результатов тестирования. Определение направлений дизайна, которые больше подходят тому или иному ученику.
Раздел II. Графический дизайн
Тема 1. Графический дизайн и его направления. Графический знак (1час)
Два подхода к понятию "Графический дизайн".
1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.
Тема 2. Инструменты и материалы художника-графика (1 час)
Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо/тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.
Тема З. Шрифт (I час)
Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).
Тема 4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ) (I час)
Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т.п.). Коллективное обсуждение и анализ работ.
Раздел III. Промышленный дизайн
Тема 1. Промышленный дизайн и его направления (1 час)
Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
Тема 2. Основы проектирования (1 час)
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).
Тема 3. Творческая работа (коллективный мини-проект no разработке изделия) (2 часа)
Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта. Возможные темы мини-проекта:
набор посуды или разделочных досок,
набор светильников,
школьная парта,
современный стул,
мольберт.
Раздел IV. Дизайн среды
Тема 1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтами дизайн (1 час)
Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.
Тема 2. Архитектура (1 час)
Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры (школьного этажа).
Тема 3. Дизайн интерьера (1 час) Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.
Тема 4. Творческая работа (коллективный мини-проект) (2 часа)
Разработка и представление проектов интерьера (эскизы). Темы мини-проектов:
Интерьер кухни в русском народном стиле,
Современная гостиная.
Интерьер классной комнаты,
Комната школьника,
Интерьер детской комнаты.
Раздел V. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем
Teма 1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок (1 час)
Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.
Тема 2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров (1 час). Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние па внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.
Тема 3. Обобщающее занятие (1 час)
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.
Литература:
Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М.:МЗ-Пресс,2001.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М,: Академия, 2002.
Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2000.
Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису
Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....
Программа элективных курсов для 11 класса
Решение нестандартных задач...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Рекомендации написания сочинения- рассуждения в 11 классе, пошаговое объяснение....
Программа элективного курса «Мои права»
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...
Рабочая программа элективного курса "Анализ текста" (10 класс)
Материал содержит рабочую программу элективного курса "Анализ текста" и календарно-тематическое планирование уроков элективного курса в 10 классе. Программа составлена на основе нормативно-правовых до...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...