Открытый урок
план-конспект урока
Открытый урок "Работа над техникой гитариста в гаммах и этюдах" 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt._urok_2.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
по учебному предмету «Специальность» (гитара) с учащимся 1 класса – Маркиным Кириллом
Тема урока: «Работа над техникой гитариста в
гаммах и этюдах».
.
Преподаватель – Пастухов В.А
Покачи
2018 г
Цель: выработать и развить у учащегося технические исполнительские умения и навыки игры на гитаре в конкретных видах техники. Задачи: Тип урока: тематический. План урока Организационный момент: Актуализация опорных знаний: Работа над гаммами включает в себя знание ключевых знаков, нот в позициях на грифе, беглость пальцев правой и левой руки, их синхронность. Работа над этюдами чрезвычайно многообразна. Она включает в себя знакомство с произведением, разбор нотного текста, а в дальнейшем над звуком, ритмом, преодолением технических сложностей и постепенная подготовка произведения к исполнению на техническом зачете. Разбор – главный этап в работе над этюдом. При разборе ученик на первых же уроках получает представление о том, какой должна быть пьеса в готовом виде. Мы намечаем ее характер, разбираем форму, границы фраз, находим ноты в позициях, осваиваем выработку рациональных движений на запоминание физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата. Далее начинается собственно работа над произведением. Предлагаемый урок можно разделить на 2 части: Точность аппликатуры, контроль за качеством звука, за постановкой правой и левой руки, историческая справка об авторе исполняемого произведения, знание текста, тональности, правильности исполнения в плане ритма. Ход урока Применение знаний и умений: Исполнение гамм является одним из средств развития техники обеих рук. Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных произведений и выявление индивидуальности исполнителя. Гаммы следует выучить на память и играть их двумя пальцами правой руки – i, m и m, a, считая на 2, 3, 4. Надо стараться, чтобы в левой руке были главные переходы из позиции в позицию. Начинать играть гаммы надо с медленного темпа и прибавлять пределы своих возможностей. Двух и трехоктавные гаммы исполняются на гитаре в позициях. Позиция – это положение левой руки. Она определяется местонахождением указательного пальца на одном из ладов. Таким образом, каждая позиция – это четыре лада. Чтобы научиться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах, нужно рационально использовать аппликатуру левой руки. Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться следующими способами: 1. Используя открытые струны – это значит, что во время звучания открытой струны можно левую руку перестраивать в любую позицию. 2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трех и четырех. Этот способ заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а нужно каким-нибудь одним из пальцев скользить по струне до следующего лада, не прерывая мелодию. Чем больше пальцы скользят по струнам, тем легче и удобнее переход. Перед скольжением пальцы немного ослабляют и потом передвигают. 3. Переход удобен во время пауз и в момент, когда пальцы левой руки не растянуты, а собраны все вместе. Итак, гаммы необходимо играть для преодоления таких технических трудностей, как смена позиций, знание нот на грифе, для развития беглости и растяжки пальцев. Далее идет работа над этюдом Ф. Сора (ре-минор). Этюды – это пьесы, основанные на разработке определенного технического приема игры. Они бывают учебно-конструктивного или концертно-виртуозного плана. Данный этюд является лучшим этюдом Ф. Сора, и, конечно он концертно-виртуозного плана. Несмотря на богатое художественное содержание, он остается этюдом и имеет целый ряд технических трудностей, которые не так-то просто преодолеть. Простая трехчастная форма благодаря своим возможностям находит широкое применение в музыке разных жанров. В этой форме написано множество танцев, этюдов, романсов и прочих произведений. В работе над этюдом первая и труднейшая задача – научится петь на инструменте, приближая звучание мелодии к вокальной кантилене через преодоление ударно-щипковой природы звукоизвлечения, вызывающего быстрое затухание звука. Участие слуха в решении этой задачи должно быть подкреплено владением определенными техническими приемами. Главное обратить внимание на двигательные ощущения. Для рук это трудная задача – короткий контакт правой руки со струной надо скоординировать с принципиально иными действиями левой руки. Этот этюд – прекрасный материал для решения данной задачи, обусловленный прозрачностью 1-ой части, невозможностью спрятаться за густую фактуру. Интонационная и динамическая направленность в 1-ом предложении должна быть направлена к четверти «ля» т. 2 и восьмой «ми» т. 3. В аккордах, завершающих 1-е предложение подчеркиваем ход баса соль, соль-диез, ля. Чтобы осуществить плавный переход от 1-го ко 2-му предложению, слушаем затухающий звук «ми» и с того же динамического уровня звука начинаем связующий пассаж. В конце 2-го предложения на восьмой си-бемоль (т. 7), мелодия неожиданно останавливается, что следует особенно подчеркнуть. Для этого нужно сделать небольшое расширение. Залог успешного исполнения 2-ой части – соблюдение точной аппликатуры обеих рук, а также осмысленная игра отклонений. Скачки в мелодии нужно играть широко, выразительно – кварта ля-ре в т.2, т. 9-12. Скачек левой рукой должен подготавливаться зрением: сначала надо увидеть лады, на которые предстоит попасть. Вообще следует заранее зримо представлять положение руки и пальцев в новой позиции, как бы лепить новый аккорд еще при перемещении кисти. Для надежности скачка нужно найти общие пальцы: так в т.11 - 2-ой палец, берущий «до», соскальзывает по 2-ой струне до 6-го лада, он будет направляющим при скачке. Последний звук перед сменой позиций нужно играть очень легко и тихо, тогда его укороченное звучание не будет восприниматься так остро. Дома она должна выучить этюд и гамму фа-мажор наизусть для сдачи технического зачета, отрабатывать сложные переходы из одной позиции в другую плавно без пауз, уверенно знать аппликатуру. Из содержания урока, объяснений педагога, ученице должна быть понятна важность систематических, вдумчивых занятий над гаммами и этюдами для развития беглости пальцев, для дальнейшего изучения других музыкальных произведений. Список литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро...
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....