Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Т.А. по дисциплине "Пластическая анатомия" на тему: "Способы определения пропорций фигуры человека в истории изобразительного искусства"
презентация урока для интерактивной доски

Серова Татьяна Александровна

Презентация может быть использована преподавателями на занятиях "Пластической анатомии" в колледжах художественной направленности, а также уроках рисунка и МХК в школах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы определения пропорций фигуры человека в истории изобразительного искусства

Слайд 2

Художники разных стран и эпох стремились вывести единые общие пропорции для фигуры человека, которые по их представлениям соответствовали бы идеалу человеческой красоты. Эти принимаемые за образец определенные соотношения размеров фигуры назывались «канонами». Каноны вырабатывались художниками как для облегчения работы по изображению человека, так и для выражения в искусстве тех идеалов человеческой красоты, которые господствовали в данное время. Времена менялись, менялись и идеалы красоты, поэтому изменялись и каноны пропорций фигуры человека. Сейчас мы можем насчитать множество различных канонов, которые применялись в разные исторические эпохи, в разных странах с древнейших времен до последних веков.

Слайд 3

Древний Египет

Слайд 4

Древний Египет Изучение пропорций , первые попытки изображения человека были в странах Востока и Египте . До нас дошел египетский канон ( система пропорций ), по которым пропорциональной считалась фигура высотой в 19 средних пальцев руки . И еще 2 и ¼ части приходились на головной убор. Египтяне пользовались специальными сетками – таблицами, которые наносились на поверхность стены для создания рельефа или росписи.

Слайд 6

К наиболее древним парным семейным портретам относятся статуи принца Рахотепа и его жены Нофрет . Лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и ясности. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красно – коричневый цвет, а статуя Нофрет – в желто – розовый, волосы черные, одежда белая.

Слайд 7

Портреты, выполненные в амарнском стиле, отличают удлиненная форма черепа, тонкая талия и округлые бедра мужских и женских фигур, загадочная улыбка.

Слайд 8

Лучшее, что было создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити – свидетельствуют о новой, лирической трактовке образа человека.

Слайд 9

Древняя Греция

Слайд 10

Лица скульптур не передавали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а обобщенные образы, обладающие духовной красотой, богов и героев. К греческому типу лица можно отнести следующие черты: правильный овал; прямая линия носа, продолжающая линию лба; продолговатый разрез глаз; полные выпуклые губы, причем верхняя губа тоньше нижней; подбородок крупный и круглый. Волнистые волосы мягко облегают голову, не скрывая правильной округлой формы. Лицо озаряет знаменитая «архаическая улыбка», выражающая состояние жизнерадостности и уверенности.

Слайд 11

Древняя Греция Древнегреческий скульптор Поликлет долго и тщательно изучал человеческое тело и в итоге написал большой трактат о своих исследованиях под названием «Канон». Согласно «Канону», длина ступни человека должна составлять шестую часть высоты ноги, высота головы – восьмую часть роста и т.д. Этому канону соответствует скульптура Поликлета « Дорифор » («Копьеносец»). « Дорифор », скульптор Поликлет

Слайд 12

Древний Рим

Слайд 13

Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет. Согласно сложившемуся культу предков, знатные римляне чтили умерших. Они заказывали скульптурное изображение головы покойного (из глины, дерева, легкого камня, реже из бронзы) и хранили дома в специальном шкафу. С конца 2 века до н.э. с лица покойного стали снимать маску, по которой делалась отливка, точно передающая его черты. Этот обычай римляне заимствовали из Греции, где он распространился в эпоху эллинизма. Но маски для греческого скульптора были лишь подсобным материалом при создании портрета. Римские же мастера, работающие над портретом в мраморе или бронзе, точно следовали отливке, сохраняя все вплоть до мельчайших особенностей. В праздничных процессиях римляне шествовали, неся с собой портреты предков как зримый знак своего знатного происхождения.

Слайд 14

Римские портреты запечатлели изменения в облике людей, нравах, обычаях, моде на протяжении нескольких столетий. Поразительно живые образы императоров, полководцев, поэтов, философов, ученых и знатных римлян сохранили дыхание своего времени.

Слайд 15

Особой виртуозности в этом достигли скульпторы при Марке Аврелии. Они изобрели ряд технических приемов, чтобы пережать богатую игру светотени на волосах. Затем каноны изображения изменились – перестали делать пышные завитки волос, почти не было усов и бород. Главной задачей стало выявление пластической формы.

Слайд 16

Возрождение Закономерностями членения фигуры человека занимались почти все художники Возрождения — Мантенья , Боттичелли, Рафаэль, Дж. П. Ломаццо , Микеланджело . Боттичелли. Канон пропорций Ломаццо . Пропорции фигуры человека Микеланджело. Рисунок для фрески «Страшный суд». Микеланджело. Пропорции фигуры

Слайд 17

Возрождение. Микеланджело Буонарроти Давид Моисей Мадонна Дони

Слайд 18

Древняя Индия

Слайд 19

Индийская скульптура пластически выразительна, чувственна, динамична. Как правило, в скульптурах, рельефах и мелкой пластике преобладают пышные, округлые формы, богатый декор с тщательно проработанными мелкими деталями.

Слайд 20

Многократно воспроизведенный в камне, мраморе и бронзе, образ Будды (1 – 5 века н.э.) воплощает 32 признака совершенства, главными из которых являются удлиненные мочки ушей – знак благородного происхождения, выступ на темени – символ божественной мудрости, родимый знак на лбу, миндалевидные глаза, губы – лепестки лотоса. Главная задача, стоящая перед ваятелем, заключалась в передаче гипнотического воздействия статуи на зрителя. Буда спокоен и безмятежен, но за этим отрешением от земных благ (нирвана) чувствуется огромная сила духа и колоссальная жизненная энергия.

Слайд 21

С 6 века быстро распространяется индуизм. Многоликий пантеон индуистских богов из бронзы, камня, дерева создавались по особым правилам, записанным с специальных книгах.

Слайд 22

Классическое изображение (8 век н.э.) демонстрирует канонизированный образ танцующего Шивы. Шива кружится в стремительном танце. Барабанчик в правой руке означает пробуждение к новой жизни, огонь в левой руке – разрушение и обновление, танец – вечное движение Вселенной, четыре руки – сверхъестественную силу, карлик – демон внизу – попираемое ногой невежество. Голову Шивы украшает корона с черепом – знаком победы над смертью.

Слайд 23

Древний Китай

Слайд 24

Значительное влияние на китайское изобразительное искусство оказал буддизм с его богатейшей иконографической школой. Образы буддийских божеств постепенно приобрели утонченную грацию, пропорции фигур стали более вытянутыми, величественность и спокойствие поз.

Слайд 25

Одно из самых распространенных в китайской пластике – изображение богини милосердия Гуаньинь . Задумчивое выражение лица, полуприкрытые глаза, изящество жестов придают ее образу лирические черты.

Слайд 26

Стремление передать внутреннее единство человека и природы особенно наглядно выражено в портретной пластике. Ее традиционным образом стал монах – отшельник, углубленный в созерцание и отрекшийся от суеты жизни.

Слайд 27

Скульптура придворной дамы точно отражает идеал женской красоты начала 8 века: полное лицо, статная фигура, плавные движения, модное платье и сложная прическа.

Слайд 28

Древняя Япония

Слайд 29

Более древние изображения отличает вытянутость пропорций, отсутствие интереса к чувственной красоте. С течением времени скульптура становится более каноничной. В 9 – 10 веках появляются более чувственные образы многоликих и многоруких божеств.

Слайд 30

Уникальное явление представляют собой миниатюрные скульптуры - нэцкэ. Они возникли в связи с тем, что национальный японский костюм – кимоно – не имеет карманов, и все необходимые мелкие предметы (трубку, кисет, коробочку для лекарств, веер и др.) прикрепляли к поясу с помощью шнурка. С одного его конца подвешивали вещички, а с другого – брелок – противовес нэцкэ. Распространенные персонажи нэцкэ – мудрецы, ремесленники, бродячие актеры, женщины за домашними занятиями, монахи, воины и т.д.

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Татьяны Александровны по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Микеланджело Меризи да Караваджо"

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства"  на тему "Микеланджело Меризи да Караваджо" может быть использована учителями в средней и художественной школе н...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии" на тему: "Философия Древнего Рима"

Презентация по дисциплине "Основы философии" на тему "Философия Древнего Рима" может использоваться на занятиях философией в колледжах, а также школах на уроках МХК....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Т.А. по дисциплине "История гримерного искусства" на тему "Грим в кино" для студентов специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Пезентация преподавателя Серовой Т.А. по дисциплине "История гримерного искусства" на тему "Грим в кино" может использоваться преподавателями колледжей соответствующих специальност...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Татьяны Александровны по дисциплине "Рисунок и живопись" на тему "Три основные правила работы с цветом в живописи"

Данная презентация может быть использована на занятиях по рисунку и живописи в художественных школах, средней школе, а также в колледжах художественной направленности....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...