Рабочая программа по учебному предмету «Хор»
рабочая программа
Хоровой класс занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Учебный предмет «Хор» является одной из основных исполнительских и практических дисциплин в программе обучения в детских музыкальных школах, детских школах искусств и колледжах искусств.
Систематические занятия хоровым пением формируют у учащихся вокальные навыки, вокальный слух; активизируют музыкальный слух; укрепляют музыкальную память; воспитывают эстетический вкус и чувство стиля; развивают творческие способности; воспитывают у учащихся дисциплину, ответственность, чувство коллективизма. Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Учебный предмет «Хор» имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что развитие музыкальных способностей учащихся на занятиях хоровым пением происходит в коллективной форме. Кроме этого, хоровое искусство имеет особую доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; хоровое пение адекватно психолого-возрастным особенностям детей, в частности, их стремлению к активным формам освоения искусства.
Программа по учебному предмету «Хор» реализуется в рамках работы региональной инновационной площадки «Создание инновационной среды образовательного учреждения по формированию художественно-эстетического образования в условиях межведомственного взаимодействия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_andreeva_12_gimn.docx | 55.77 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
«Утверждаю»
Директор колледжа искусств
___________ Ю.А. Толмачев
«___» __________ 2013 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Хор»
(образовательная программа дополнительного образования детей)
Тамбов 2013 г.
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Хоровой класс занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Учебный предмет «Хор» является одной из основных исполнительских и практических дисциплин в программе обучения в детских музыкальных школах, детских школах искусств и колледжах искусств.
Систематические занятия хоровым пением формируют у учащихся вокальные навыки, вокальный слух; активизируют музыкальный слух; укрепляют музыкальную память; воспитывают эстетический вкус и чувство стиля; развивают творческие способности; воспитывают у учащихся дисциплину, ответственность, чувство коллективизма. Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Учебный предмет «Хор» имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что развитие музыкальных способностей учащихся на занятиях хоровым пением происходит в коллективной форме. Кроме этого, хоровое искусство имеет особую доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; хоровое пение адекватно психолого-возрастным особенностям детей, в частности, их стремлению к активным формам освоения искусства.
Программа по учебному предмету «Хор» реализуется в рамках работы региональной инновационной площадки «Создание инновационной среды образовательного учреждения по формированию художественно-эстетического образования в условиях межведомственного взаимодействия».
2. Срок реализации программы по учебному предмету «Хор»
Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей в возрасте от девяти до четырнадцати лет составляет 5 лет (с 1 по 5 классы).
3. Объем учебного времени
Объем учебного времени предусмотрен учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор». Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Еженедельно проводятся сводные репетиции хоровых групп – 1,5 часа. Общее количество часов в 1 классе – 64, сводных репетиций – 48. Во 2-5 классах - 66 и сводных репетиций – 49,5 ч.
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (класс до 35 человек).
Возможно проведение занятий хорами:
младший хор: 3-4 классы
старший хор: 5-7 классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
5. Цель и задачи учебного предмета «Хор»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- формирование умений и навыков хорового исполнительства;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
- приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках региональной инновационной площадки на тему: «Создание инновационной среды образовательного учреждения по формированию художественно-эстетического образования в условиях межведомственного взаимодействия» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами извукотехническим оборудованием;
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
2. Содержание учебного предмета
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год в хоровом классе должно быть освоено не менее:
младший хор - 10-12 произведений,
старший хор - 8-10 (в том числе a cappella).
Основные принципы подбора репертуара:
- Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).
- Решение учебных задач.
- Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).
- Содержание произведения.
- Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).
- Доступность:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
- Разнообразие:
а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание.
Младший хор
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных на занятиях в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.
Звуковедение и дикция
Младший хор
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение nоn legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp.
Ансамбль и строй
Младший хор
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных на занятиях в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков.
Младший и старший хоры
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие педагогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Структура и примерное содержание учебной программы «Хор»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 574 |
Учебная нагрузка за год: - всего (1 кл.) - занятия (1 кл.) - сводные репетиции (1 кл.) - всего (2-5 кл.) - занятия (2-5 кл.) - сводные репетиции (2-5 кл.) | 112 64 48 115,5 66 49,5 |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов по программе | Кол-во часов, отведённых на теорию | Кол-во часов, отведённых на практику |
1. | Прослушивание. | 2 | 2 | |
2. | Введение. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. | 2 | 1 | 1 |
3. | Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | |
4. | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 1 | 1 | |
5. | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. | 4 | 1 | 3 |
6. | Распевание. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. | 4 | 1 | 3 |
7. | Распевание. Атака звука. Виды атаки звука и способ звуковедения. | 4 | 1 | 3 |
8. | Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. | 2 | 2 | |
9. | Распевание. Развитие динамического диапазона. | 2 | 2 | |
10. | Распевание. Работа над тембром. | 2 | 2 | |
11. | Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 2 | 2 | |
12. | Дикция. Работа над согласными. | 4 | 0,5 | 3,5 |
13. | Дикция. Работа над гласными. | 4 | 0,5 | 3,5 |
14. | Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 10 | 10 | |
15. | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики | 20 | 20 | |
ИТОГО: | 64 | 7 | 57 |
Планируемый результат (1 год обучения):
- знать строение артикуляционного аппарата;
- знать и понимать особенности и возможности певческого голоса;
- знать гигиену голоса;
- понимать и различать виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»;
- знать место дикции в исполнительской деятельности;
- стремиться передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно;
- уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- уметь петь короткие фразы на едином дыхании;
- принимать участие в творческой жизни коллектива.
Тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов по программе | Кол-во часов, отведённых на теорию | Кол-во часов, отведённых на практику |
1. | Прослушивание | 2 | 2 | |
2. | Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 2 | 1 | 1 |
3. | Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | |
4. | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 1 | 1 | |
5. | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. | 5 | 1 | 4 |
6. | Распевание. Атака звука. Виды атаки звука и способ звуковедения. | 4 | 1 | 3 |
7. | Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. | 4 | 4 | |
8. | Распевание. Развитие динамического диапазона. | 4 | 4 | |
9. | Распевание. Работа над тембром. | 3 | 3 | |
10. | Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 4 | 4 | |
11. | Дикция. Работа над согласными. | 4 | 4 | |
12. | Дикция. Работа над гласными. | 4 | 4 | |
13. | Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 8 | 8 | |
14. | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики. Движения под музыку. | 20 | 20 | |
ИТОГО: | 66 | 5 | 61 |
Планируемый результат (2 год обучения):
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству;
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);
- уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- уметь точно повторить заданный звук;
- уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- уметь петь чисто в унисон;
- уметь дать критическую оценку своему исполнению;
- уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- уметь работать в сценическом образе;
- принимать участие в творческой жизни коллектива;
- участвовать в конкурсах и концертах.
Тематическое планирование 3 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов по программе | Кол-во часов, отведённых на теорию | Кол-во часов, отведённых на практику |
1. | Прослушивание | 2 | 2 | |
2. | Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 2 | 2 | |
3. | Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 0,5 | 0,5 | |
4. | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 0,5 | 0,5 | |
5. | Теоретические основы. Нотная грамота. | 3 | 1 | 2 |
6. | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 4 | 1 | 3 |
7. | Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 4 | 4 | |
8. | Распевание. Работа над тембром. | 4 | 4 | |
9. | Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 4 | 4 | |
10. | Дикция. Работа над согласными. | 5 | 5 | |
11. | Дикция. Работа над гласными. | 5 | 5 | |
12. | Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 10 | 10 | |
13. | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 22 | 2 | 20 |
ИТОГО: | 66 | 5 | 61 |
Планируемый результат (3 год обучения):
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству;
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);
- знать основы музыкальной грамоты;
- уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- уметь точно повторить заданный звук;
- уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- уметь петь чисто в унисон;
- уметь дать критическую оценку своему исполнению;
- уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- уметь работать в сценическом образе;
- принимать участие в творческой жизни коллектива;
- участвовать в конкурсах и концертах.
Тематическое планирование 4 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов по программе | Кол-во часов, отведённых на теорию | Кол-во часов, отведённых на практику |
1. | Прослушивание | 2 | 2 | |
1. | Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 | 1 | |
2. | Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 0,5 | 0,5 | |
3. | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 0,5 | 0,5 | |
4. | Теоретические основы. Нотная грамота. | 3 | 1 | 2 |
5. | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 4 | 1 | 3 |
6. | Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 3 | 3 | |
7. | Распевание. Работа над тембром. | 3 | 3 | |
8. | Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 5 | 5 | |
9. | Дикция. Работа над согласными. | 4 | 4 | |
10. | Дикция. Работа над гласными. | 4 | 4 | |
11. | Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 8 | 8 | |
12. | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 28 | 2 | 26 |
ИТОГО: | 66 | 5 | 61 |
Планируемый результат (4 год обучения):
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижёрские жесты;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;
- уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- уметь точно повторить заданный звук;
- уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- уметь петь чисто в унисон;
- уметь дать критическую оценку своему исполнению;
- уметь работать в сценическом образе;
- уметь исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать участие в творческой жизни коллектива;
- участвовать в конкурсах, фестивалях и концертах.
Тематическое планирование 5 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов по программе | Кол-во часов, отведённых на теорию | Кол-во часов, отведённых на практику |
1. | Прослушивание | 2 | 2 | |
1. | Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 | 1 | |
2. | Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 0,5 | 0,5 | |
3. | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 0,5 | 0,5 | |
4. | Теоретические основы. Нотная грамота. | 4 | 1 | 3 |
5. | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 4 | 1 | 3 |
6. | Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 3 | 3 | |
7. | Распевание. Работа над тембром. | 3 | 3 | |
8. | Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 3 | 3 | |
9. | Дикция. Работа над согласными. | 3 | 3 | |
10. | Дикция. Работа над гласными. | 4 | 4 | |
11. | Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 8 | 8 | |
12. | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 30 | 2 | 28 |
ИТОГО: | 66 | 5 | 61 |
Планируемый результат (5 год обучения):
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижёрские жесты;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;
- уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- уметь точно повторить заданный звук;
- уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- уметь петь чисто в унисон;
- уметь дать критическую оценку своему исполнению;
- уметь работать в сценическом образе;
- уметь исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать участие в творческой жизни коллектива;
- участвовать в конкурсах, фестивалях и концертах.
Примерный репертуарный список
Младший хор
1. Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи дитя мое, усни».
2. Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и Людмила») Гречанинов А. «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон-дон», «Маки-маковочки».
3.Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Киска»
4. Кюи Ц. «Майский день», «Белка»
5. Чайковский П. «Мой садик», «Осень» Морозов И. «Про сверчка».
6. Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С.Полонского).
7.Колядки «Появились над вертепом ангелы».
8. Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского-Корсакова).
9. Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского).
10. «10 русских народных песен» (в свободной обр. Григоренко).
11. Русская народная песня «Светелка».
12. Русская народная песня «Блины».
13. Русская народная песня «Пришла Масленица».
14. Дубравин Я., сл. В. Суслова. «Страна Читалия».
15. Красев М. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».
16. Крылатов Е., сл. Л. Дербенева. «Песенка о снежинке», «Три белых коня».
17. Крылатов Е., сл. Ю. Энтина. «Это знает всякий».
18. Лихторович Б., сл. Е. Хайтмана. «Елочка».
19. Лихторович Б., сл. Н. Емельяненко. «Здравствуй, Киса!».
20. Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной».
21. Пахмутова А., сл. Н. Добронравова. «Добрая сказка».
22. Попатенко Т. «Горный ветер».
23. Смирнов В. «Колыбельная».
24. Соснин А., сл. И. Вакрушовой. «Солнечная капель».
25. Шаинский В. «Мир похож на цветной луг», «Песенка про папу», «Из чего же, из чего же».
Старший хор
1. Бах И., русский текст П. Серпина. «Перед дорогой».
2. Брамс И., сл. А. Машистова. «Колыбельная».
3. Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»).
4. Гайдн Й., сл. П. Синявского. «Мы дружим с музыкой».
5. Гречанинов А. «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай».
6. Даргомыжский А. «Тише –тише» (хор русалок из оперы «Русалка»).
7. Ипполитов – Иванов Н. «Горные вершины», «Ночь».
8. Каччини Дж. «АveMaria», обр. Ю. Славнитского.
9. Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны».
10. Рахманинов С.В. «Ангел» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15).
11. Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины».
12. Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком».
13. Норвежская народная песня «Камертон». Русский текст Я. Серпина, обр. В. Попова.
14. Русская народная песня «Славны были наши деды».
15. Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова), «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова), «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова), «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова), «Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова), «Лес зеленой». (Обр. М. Анцева), «Во сыром бору тропинка» (обр. А. Гречанинова).
16. Крылатов Е., сл. Ю. Энтина. «Колокола».
17. Крылатов Е., сл. Ю. Энтина. «Где музыка берет начало».
18. Хачатурян А., сл. П. Синявского. «Мелодия».
3. Планируемые результаты освоения программы
Результатом освоения программы учебного предмета «Хор» являются следующие знания, умения, навыки:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
4. Формы и методы контроля, система оценок
В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- сдача партий в квартетах;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.
При оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете (академическом концерте);
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива |
4 («хорошо») | регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально - интонационная неточность), участие в концертах хора |
3 («удовлетворительно») | нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий |
2 («неудовлетворительно») | пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетном концерте |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям |
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности. На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает обучающимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора обучающихся, помогают формировать их художественную культуру.
Используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. Лишь исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Список рекомендуемых нотных сборников
1. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966г.
2. Искорки. Песни для дошкольников. Вып.17 - М., Советский композитор, 1987г.
3. «Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001 г.
4. Крылатые качели. «Детские песни Е. Крылатова». Москва 1997г.
5. Музыка в школе. Вып.1 - М., Музыка, 2005г.
6. Музыка в школе. Вып.3 - М., Музыка, 2005г.
7. Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. Москва «Советскийкомпазитор» 1988г.
8. Песни для детского хора, Вып. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963 г.
9. Песни для детского хора, Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975 г.
10. Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989 г.
11. Поющее детство. Произведения для детского хора (сост. Мякишев П.),М., 2002 г.
12. Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979 г.
13. Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969 г.
14. Синявский П. Смешной человечек на крыше живет.- Ярославль, Академия развития, 2003г.
15. Струве Г. Хоровое сольфеджио - М., 1995г.
16. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009 г.
17. Улыбка. Мелодии из мультфильмов - Л., Музыка, 1991г.
18. Усачев А.А. «Колыбельная дракоши» детские песни. г.Ярославль 2003г.
19. Хрестоматия школьной песни 5-8 класс. Сост. Н.П. Железнова, г. Барнаул 1998г.
20. «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965 г.
21. Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995 г.
22. Энтин Ю. Кто на новенького? Музыкальный сборник - М., Дрофа, 2001г.
Дополнительные источники: Все поисковые системы, сайт-интернеты, сайты издательств.
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000 г.
2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,1987г.
3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999 г.
5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981г.
6. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983 г.
7. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002 г.
8. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988
9. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д.Критская и др. - М., 1998 г.
10. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – 11. Санкт-Петербург, 2000 г.
12. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 г.
13. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" 4 класс,Биболетова
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в рамках ФГОС,разбитое по четвертям...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой
Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 04 « Математика» общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Программа учебного предмета « Математика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....