Проектирование контрольно-диагностического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ансамбль русских народных инструментов"
методическая разработка
Разработка описывает формы, методы и критерии диагностики освоения программы "Ансаабль русских народных инструментов", разработанные педагогом дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_kimy.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр эстетического воспитания детей и молодежи
Калининского района г. Санкт – Петербурга
«Центр на Брянцева»
Методическая разработка
«Проектирование контрольно-диагностического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Ансамбль русских народных инструментов»
Разработал
Москаев С.П.
педагог дополнительного образования
Консультант:
Павлова Е.В.
методист
2018 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка 3стр.
2. Цели и задачи 5 стр.
3. Условия реализации, структура 6 стр.
4. Диагностические материалы 6 стр.
5. Формы подведения итогов 6-7 стр.
6. Критерии, используемых контрольно-измерительных 8-11 стр.
мероприятий
7. Задания для входного контроля 1 года обучения 7 стр.
8. Задания для входного контроля 2 и последующих годов 7-8 стр.
Обучения
9. Планируемые результаты 12-13 стр.
10. Выводы 14 стр.
11. Литература 14-15 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Ансамбль русских народных инструментов» имеет художественную направленность.
Исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые музыкальные традиции, берущие своё начало с древнейших времён. Совместное же исполнительство всегда было наиболее комфортным и интересным видом исполнительства. Здесь не обязательно виртуозно владеть своим музыкальным инструментом, можно иметь первоначальные навыки при ограниченных технических данных и получать при этом моральное и эстетическое удовлетворение от своего вклада в общую звуковую палитру.
Актуальность
Данная программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребности учащихся и родителей как потребителей этой программы.
Отличительные особенности – вследствие того, что программа включает в себя занятия малыми формами, у учащихся появляется возможность получить первоначальные навыки освоения музыкальным инструментом, необходимыми приемами звукоизвлечения, основами музыкальной грамоты. Кроме того учащиеся с первого года обучения получают необходимые начальные навыки ансамблевого музицирования, что позволяет им уже через несколько месяцев после начала занятий исполнять несложные произведения малыми ансамблями, что в свою очередь позволяет значительно интенсифицировать процесс и более сознательно перейти к более сложной форме обучения – общей репетиции в больших коллективах уже на втором году обучения. Данная методика вытекает из стратегических задач 1-го года обучения – создание ансамбля, подготовка коллектива к выступлению, развитие и поддержание интереса ребёнка к данному виду деятельности.
Адресат программы – программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет, обладающих необходимыми музыкальными данными и отсутствием медицинских противопоказаний для занятий на выбранном ими музыкальном инструменте.
Цель – формирование и развитие творческих способностей ребёнка путём приобщения к русскому народному инструментальному искусству, а также обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Достижение цели должно раскрываться через следующие группы задач: обучающие, воспитательные, развивающие.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с элементами музыкальной выразительности;
- изучить содержание произведений, их жанров;
- обучить умению передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения, подчиняться единой логике музыкального развития в совместном музицыровании, другим навыкам коллективного исполнительства.
Развивающие:
- развивать у учащихся навыки и умения игры на музыкальном инструменте;
- развивать навыки восприятия и оценки музыки;
- развивать координацию рук и беглости пальцев;
- развивать музыкальный слух, память, чувства ритма, внимание;
- развивать различные исполнительские и ансамблевые навыки обучающихся;
- развивать познавательный интерес и любовь к музыке;
- развивать общекультурные, нравственные качества ребёнка;
- формировать коммуникативную культуру, внимание, и уважение к людям;
- формировать чувство коллективизма, ответственности.
Воспитательные:
- воспитать артистизм;
- воспитать художественный вкус;
- воспитать волевые качества, организованность, целеустремлённость, трудолюбие;
- воспитать творческую самостоятельность и стремления к саморазвитию.
Программа рассчитана на 5 лет и предназначена для детей 7-18 лет. Отбор детей в ансамбль осуществляется на основе прослушивания с учётом их физиологических и музыкальных данных (чувство ритма, слуха, музыкальная память). Инструментальный состав ансамблей может быть как однородным, так и смешанный, в количественном отношении – от 2 до 5 человек.
Исходя из целей и задач программы, а также её особенностей формируется и контрольно-диагностический комплекс (КДК)
Цели и задачи КДК вытекают из целей и задач программы
Цель:
способствовать успешному усвоению программы, подготовка учащегося к успешному решению исполнительских задач, диагностика учебно-воспитательного процесса
Задачи:
1. Диагностика степени усвоения музыкальной грамоты
2. Диагностика степени усвоения музыкального материала в партиях и индивидуальных программах
3. Диагностика степени формирования навыка чтения с листа
4. Диагностика степени формирования личностных качеств учащихся (вкус, эрудиция, коммуникативные способности)
Условия реализации, структура, формы и методы КДК
Набор детей в ансамбль осуществляется на основе прослушивания с учётом их физиологических и музыкальных данных (чувство ритма, слух, музыкальная память).
В начале каждого учебного года, а также в его процессе на основе входного контроля, уже сформированные группы могут пополняться новыми участниками из числа проявивших интерес, и имеющих соответствующие способности, и навыки игры на инструменте.
Аттестационные мероприятия проходят в виде концертов в период промежуточного (Декабрь) и итогового контроля (Май). Также на протяжении года контроль над успеваемостью осуществляется в виде контрольно–измерительных тестирований в виде сдачи партий, зачета по пройденным пьесам, чтению с листа.
В каникулярное время, в порядке воспитательной работы, происходят выезды в город с посещением музеев, концертов и других мероприятий.
Учащийся может быть исключен из группы за пропуски занятий без уважительных причин или остаться на повторное обучение данного года, если по каким-либо причинам не смог пройти полный курс, и получить соответствующие знания и навыки данного года обучения.
На основе входного контроля обучающийся может быть переведен в другую возрастную группу, если соответствует ей в профессиональном плане.
Педагог руководит всеми контрольно-измерительными процессами и диагностикой.
Структура КДК
- Диагностические материалы
- Формы подведения итогов
- Критерии
Диагностические материалы:
1. тестовые задания на проверку самостоятельности при проставлении аппликатуры: группы 3-5 годов обучения
2. контрольные работы на знание музыкальных терминов и знаков музыкальной выразительности: группы 2-5 годов обучения
3. тестовые задания на проверку ритмических формул и чтение их с листа: группы 1-3 годов обучения
4. тестовые задания на проверку нотной грамоты: группы 1-3 годов обучения
5. нотный материал для чтения с листа (подбирается с учетом возрастных особенностей, степени подготовленности и инструментария)
6. анкеты с целью выявления степени участия в делах коллектива
7. анкеты с целью выявления степени эрудиции, музыкального вкуса, коммуникативных способностей
Формы подведения итогов
1. Творческие отчёты – Декабрь, Май (концерты класса)
2. Конкурсы по данному жанру – по графику учредителя (районные, городские, международные)
3. Концертные выступления на площадках города, района, своего учреждения
4. Для выявления отдельных результатов в течении учебного периода проводятся – вводный (Сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый контроль (Май м-ц)
5. Мероприятия в виде зачетов:
- По пройденным пьесам
II. По чтению с листа
III. Сдача партий
IV.По малому ансамблю (игра дуэтом)
6. Другие измерительные мероприятия (в течении года):
а) технические зачёты (игра гамм, арпеджий, различных упражнений). 2 -5 классы
б) тестовые задания на проверку самостоятельности при проставлении аппликатуры 3-5 классы
в) контрольные работы на знание музыкальных терминов и знаков музыкальной выразительности 2-5 классы
г) конкурс внутри класса на лучшее исполнение кантилены или технически сложного фрагмента партии.
д) конкурс на лучшую сдачу партии
6. Конкурсы по номинациям:
а) на лучшее исполнение фрагмента произведения малым ансамблем по выбору учащихся
б) на самое интересное суждение по – поводу исполняемого или исполненного накануне в концерте
в) на самое лучшее пожелание в «Журнал добрых пожеланий и предложений» в конце года
г) на самого эрудированного учащегося
Шкала результативности подразделяется на 3 уровня: низкий, средний, высокий.
Вся успеваемость находит отражение в дневниках учащихся и аттестационных ведомостях.
Критерии используемых контрольно-измерительных мероприятий
Задания для входного контроля 1 года обучения
в классе ансамбля русских народных инструментов
1. Повтор ритма за педагогом.
2. Определение высоты звука на инструменте.
3. Подбор по слуху музыкального отрезка из 3-5 звуков.
4. Запоминание музыкального отрезка и воспроизведение его голосом.
5. Упражнение на координацию, где левая рука отбивает ритм четвертями, а правая - восьмыми.
Задания для входного контроля 2 и последующих годов обучения, объединяющие задачи по пройденным пьесам,
чтению с листа и игре партий
1. Игра пьес прошлого года
2. Игра партий прошлого года
3. Чтение с листа правой рукой несложного музыкального отрывка (на баяне)
4. Чтение с листа левой рукой 5-8 тактов новой пьесы или партии (на баяне)
5. Определение нот 1-2 октав (тест на музыкальную грамотность)
6. Определение длительностей нот 1-2 октав (тест на музыкальную грамотность)
Критерии используемых контрольно-измерительных мероприятий
Зачет по партиям
(сдача партий)
2-5 год обучения
Критерии
Высокий уровень
1. Правильность нот.
2. Высокий уровень выразительности исполнения.
3. Соответствие оригинальному темпу.
4. Игра на память
Средний уровень
1. Игра с небольшими ошибками.
2. Средний уровень выразительности исполнения.
3. Несоответствие оригинальному темпу.
4. Игра на память не всего музыкального материала.
Низкий уровень
1. Игра с большими ошибками, остановками.
2. Отсутствие выразительности в исполнении.
3. Полное несоответствие оригинальному темпу.
4. Незнание на память всего музыкального материала.
Зачет по пройденным пьесам
2-5 год обучения
Критерии
Высокий уровень
1. Выразительность исполнения.
2. Количество произведений (регламент 3 пьесы).
3. Игра на память.
4. Высокий технический уровень исполнения.
5. Прогресс в исполнении произведений.
6. Степень самостоятельности, осмысленности исполнения.
Средний уровень
1. Невысокий уровень выразительности.
2. Неполное исполнение количества произведений (регламент 3 пьесы).
3. Игра на память не всех пьес.
4. Технические ошибки во время исполнения.
5. Отсутствие прогресса в исполнении произведений.
6. Невысокая степень самостоятельности и осмысленности исполнения.
Низкий уровень
1. Полное отсутствие выразительности.
2. Исполнение 1 пьесы из 3-х
3. Незнание пьес на память.
4. Большое количество ошибок во время исполнения.
5. Полное отсутствие прогресса в исполнении.
6. Полное отсутствие осмысленности в исполнении
Зачет по чтению с листа
2-5 год обучения
Критерии
Высокий уровень
1. Исполнение 2 руками (3-5 г. обуч. на баяне и аккордеоне).
2. Правильность аппликатуры.
3. Количество пройденных тактов за определенный период времени (20тт. за 10 мин.).
4. Исполнение с учетом штрихов и динамики.
5. Выразительность исполнения (4-5 г. обуч.)
Средний уровень
- Исполнение 2 руками (3-5 г. обуч. на баяне и аккордеоне).
2. Случайная аппликатура.
3. Количество пройденных тактов за определенный период времени (10 тт. за 10 мин.).
4. Исполнение с учетом только штрихов.
5. Средняя выразительность исполнения (4-5 г. обуч.)
Низкий уровень
1. Исполнение только одной рукой (3-5 г. обуч. на баяне и аккордеоне).
2. Случайная аппликатура.
3. Количество пройденных тактов за определенный период времени (5 тт. за 10 мин.).
4. Исполнение без учета штрихов и динамики.
5. Невыразительное исполнение (4-5 г. обуч.)
Зачет по малому ансамблю
(игра дуэтом)
2-5 год обучения
Критерии
Высокий уровень 1. Синхронность исполнения.
2. Понимание приоритетности своей партии (уровень ансамблевого мышления).
3. Выразительность исполнения.
4. Соответствие оригинальному темпу.
Средний уровень 1. Нарушение синхронности в исполнении.
2. Неполное понимание приоритетности своей партии (слабый уровень ансамблевого мышления).
3. Малая выразительность исполнения.
4. Неполное соответствие оригинальному темпу.
Низкий уровень 1. Отсутствие сыгранности.
2. Непонимание приоритетности своей партии (низкий уровень ансамблевого мышления).
3. Небрежность, отсутствие выразительности в исполнении.
4. Игра в несоответствующем темпе.
Конкурс «Смышлёныш» на определение степени эрудиции,
музыкального вкуса, коммуникативной культуры
(2-5 год обучения)
Критерии
Высокий уровень
1. Определить 5-7 правильных ответов с живописными произведениями (используются карточки)
2. Определить 5-7 правильных ответов на жанровую принадлежность из демонстрируемых музыкальных отрывков
3. Определить 5-7 правильных поведенческих моделей в представленных ситуациях.
Средний уровень
1. Определить 3-4 правильных ответов с живописными произведениями (используются карточки).
2. Определить 3-4 правильных ответов на жанровую принадлежность из демонстрируемых музыкальных отрывков.
3. Определить 3-4 правильных поведенческих моделей в представленных ситуациях.
Низкий уровень
1. Определить 1-2 правильных ответов с живописными произведениями (используются карточки)
2. Определить 1-2 правильных ответов на жанровую принадлежность из демонстрируемых музыкальных отрывков
3. Определить 1-2 правильных поведенческих моделей
в представленных ситуациях
Планируемые результаты
Личностные -
- Развить познавательный интерес и любовь к музыке.
- Развить общекультурные, нравственные качества ребёнка
- Сформировать коммуникативную культуру, внимание, и уважение к людям
- Сформировать чувство коллективизма, ответственности.
- Воспитать артистизм
- Воспитать художественный вкус
- Воспитать волевые качества, организованность, целеустремлённость, трудолюбие
- Воспитать творческую самостоятельность и стремления к саморазвитию
Предметные -
Обучающийся научится:
- Читать с листа несложные в техническом отношении произведения.
- Находить нужные аппликатурные решения.
- Самостоятельно разбирать произведение.
- Понимать ауфтакт и откликаться на дирижёрский жест адекватным образом.
- Слышать себя и своих партнёров по ансамблю, играть слаженное вместе.
- Играть различными штрихами, а также выразительным, певучим звуком.
- Справляться с техническими трудностями.
- Ознакомится с элементами музыкальной выразительности.
- Изучит содержание произведений, их жанров;
- Обучится умению передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения, подчиняться единой логике музыкального развития в совместном музицировании, другим навыкам коллективного исполнительства
Метапредметные –
- Овладеет навыками и умениями игры на музыкальном инструменте
- Овладеет навыками восприятия и оценки музыки.
- Разовьет координацию рук и беглости пальцев.
- Разовьет музыкальный слух, память, чувства ритма, внимание.
- Овладеет различными исполнительскими и ансамблевыми навыками.
- Разовьется познавательный интерес и любовь к музыке.
- Разовьются общекультурные, нравственные качества ребёнка.
- Сформируются коммуникативная культура, внимание, и уважение к людям.
- Сформируется чувство коллективизма, ответственности.
Обучающийся овладеет навыками:
- Ансамблевой игры
- Публичных выступлений
- Точного прочтения исполняемого текста.
- Игры простых и сложных размеров.
- Игры фермат, accelerando, ritenuto, crescendo, diminuendo
- Игры триолей, пунктирного ритма и других сложных ритмических формул.
Ожидаемые результаты
по окончании полного курса обучения по программе
«Ансамбль русских народных инструментов» учащиеся должны:
Знать
- Основные особенности ансамблевого музицирования.
- Определённое количество произведений в данной области.
- Основные приёмы звукоизвлечения на своём инструменте.
- Штрихи
- Аппликатурные принципы.
- Позиции (на струнных инструментах)
- Жанровые и стилистические особенности произведений.
- Обозначения динамики, темпа, характера произведений
Уметь
- Читать с листа несложные в техническом отношении произведения.
- Находить нужные аппликатурные решения.
- Самостоятельно разобрать произведение.
- Понимать ауфтакт и откликаться на дирижёрский жест адекватным образом.
- Слышать себя и своих партнёров по ансамблю, играть слаженно вместе.
- Играть различными штрихами, а также выразительным, певучим звуком.
- Справляться с техническими трудностями.
Иметь навыки
- Ансамблевой игры
- Публичных выступлений
- Точного прочтения исполняемого текста.
- Игры простых и сложных размеров.
- Игры фермат, accelerando, ritenuto, crescendo, diminuendo
- Игры триолей, пунктирного ритма и других сложных ритмических форму
Выводы:
Рассматривая вопросы диагностики учебного процесса исполнительства на русских народных инструментах, данная работа стремится дополнить ту часть педагогической деятельности, которая связана с контрольно-измерительным комплексом. Она также может быть использована и педагогами других исполнительских дисциплин, которые могут использовать тот или иной аспект КДК данной работы в своей педагогической деятельности.
Многолетняя практика подтвердила эффективность использования КДК в рамках учебной и концертно–исполнительской деятельности ансамбля русских народных инструментов «Невская радуга», руководителем которого является автор данной работы.
Литература
- Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты
- Розанов В. Инструментоведение. – М., 1981
- Мирек А. Школа игры на аккордеоне. – М., 1966.
- Методика обучения игре на русских народных инструментах. – Л.: 1975
- Ставицкий Э. Начальное обучение игре на домре. – Л., 1984
- Чучин В. Школа игры на трёхструнной домре. – М., 1990
- Шалов А. Основы игры на балалайке. – Л., 1970
- Попова Т. Русское народное музыкальное искусства- М.,1968
- Андрюшенков А. самоучитель игры на балалайке 1,2 ч.,СПБ2003г
- Барсова И. Книга об об оркестре – М.,1969
- Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов –М., Советский композитор 1983
Наглядный материал:
- Таблица темповых и динамических обозначений
- Схема левой клавиатуры баяна
- Схема правой клавиатуры баяна
- Схема расположения нот на грифе гитары
- Памятка балалаечника
- Памятка домриста
- Памятка контрабасиста
- Звукоряд
Электронные ресурсы:
- www.strunnik.ru
- unnknown-artist.site.narod.ru
- www.mus-info.ru
- www.notesgallery.com
- www.ossipovorchestra.narod.ru
- www.gusly-ru
- www.ens-budashkin.narod.ru
- www.dubrovsky.keytown.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Музыкальный инструмент» Ансамбль русских народных инструментов составлена с ...
Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. "Русская кадриль" муз. О. Дымова
Инструментовка произведения "Русская кадриль" О. Дымова для оркестра русских народных инструментов детской музыкальной школы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програма социальной поддержки «Клуб добрых сердец»
Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о дон...
Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»
Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...
Современные подходы к проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
В презентации даны подробные рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Матерал будет полезен педагогам дополнительного образования, студентов, обучающихс...
Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"
Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...