РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
рабочая программа по теме
Рабочая программа дисциплины «Музыкальный инструмент» Ансамбль русских народных инструментов составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей.
Программа рассчитана на 5- летний срок обучения.
Целью учебного процесса в классе ансамбля является освоение исполнительских навыков игры на инструменте, ансамблевой игры, формирование художественного вкуса, приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной, зарубежной и современной музыки, знакомство с произведениями народного музыкального творчества, овладение навыками чтения «с листа».
Большое внимание в программе уделено репертуару, где особенно нужно подчеркнуть выдвигаемые на первый план автором программы оригинальные сочинения и обработки для ансамбля русских народных инструментов, произведения современных композиторов. Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orkestru.doc | 86.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Петровская детская школа искусств»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета школы искусств (протокол № ___ от ____________г.) | Утверждаю: Директор МОУ ДОД «Петровская ДШИ» «___»________________20___г ___________________В.Н.Зайцев |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
« Коллективное музицирование»
Ансамбль русских народных инструментов
для специальности Музыкальное исполнительство
(Народные инструменты)
( пятилетний срок обучения)
Срок реализации программы – 5 лет
с.Петровское
2011 г.
Одобрено методическим совещанием отделения народных инструментов
Зав.нар.отд.______ Припадчева Е.А.
Заместитель директора по учебной работе _____________Раева О.А..
Программа утверждена и рекомендована к работе Педагогическим советом.
Протокол заседания №___от « ___» ____________20 __ г.
Составитель: Кривобокова Л.В., преподаватель отделения народных инструментов
МОУ ДОД « Петровская детская школа искусств»
_________________________________________________________________
1 При составлении программы учтены следующие программные разработки:
1.Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для Детских музыкальных школ и Школ искусств. Министерство культуры СССР. – М.,1988.
2. Ансамбль народных инструментов. Рабочая программа ДМШ им. С. М. Старикова. - Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005.
Рецензия
на рабочую программу дисциплины «Музыкальный инструмент»
Ансамбль русских народных инструментов
для специальности Музыкальное исполнительство /Народные инструменты/
образовательная программа дополнительного образования детей
преподавателя народного отделения
МОУ ДОД «Петровская детская школа искусств»
Кривобоковой Л.В.
Рабочая программа дисциплины «Музыкальный инструмент» Ансамбль русских народных инструментов составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей.
Программа рассчитана на 5- летний срок обучения.
Целью учебного процесса в классе ансамбля является освоение исполнительских навыков игры на инструменте, ансамблевой игры, формирование художественного вкуса, приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной, зарубежной и современной музыки, знакомство с произведениями народного музыкального творчества, овладение навыками чтения «с листа».
Большое внимание в программе уделено репертуару, где особенно нужно подчеркнуть выдвигаемые на первый план автором программы оригинальные сочинения и обработки для ансамбля русских народных инструментов, произведения современных композиторов. Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Данная программа отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительному образованию детей, и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе дисциплины «Музыкальный инструмент» класс ансамбля русских народных инструментов для специальности «Музыкальное исполнительство» /Народные инструменты/ образовательная программа дополнительного образования детей.
Зав.народным отделением __________ Припадчева Е.А.
Содержание.
I. Пояснительная записка
II. Методические рекомендации
2.1. Состав ансамбля
2.2. Структура курса
III. Контроль и учет знаний
IV. Примерные репертуарные списки
V. Рекомендуемая нотная литература
VI . Рекомендуемая методическая литература.
- Пояснительная записка
Дисциплина « Ансамбль русских народных инструментов» предусматривает развитие навыков игры в ансамбле.
Цель обучения в классе ансамбля – формирование и развитие у учащихся приемов коллективной игры.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Учащиеся должны научиться:
- Уметь читать ансамблевую партию и ориентироваться в ней.
- Слушать и понимать музыкальное произведение, его основную тему, подголоски, вариации, исполняемые всем ансамблем или отдельными ансамблевыми группами;
- Применять в ансамблевой игре практические навыки игры на инструментах;
- Исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке дирижёра;
- Слушать исполнителя во время аккомпанемента солисту.
За время обучения в классе ансамбля , в течение 5 лет, учащиеся должны освоить приёмы ансамблевой игры, понимать ансамблевую музыку, ознакомится с произведениями народного музыкального творчества, с образцами классической музыки, музыкой современных отечественных и зарубежных композиторов.
II. Методические рекомендации
Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию гармонического слуха, музыкальной памяти, расширять кругозор учащихся.
В целях постепенного и планомерного развития учащихся рекомендуется начинать работу с лёгких произведений, в удобной тональности и простым ритмическим рисунком, последовательно усложняя репертуар.
Целесообразно участие в детском ансамбле педагогов отделения. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.
Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика – она
развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности.
2.1. Состав ансамбля.
Ансамбль русских народных инструментов формируется из учащихся 1 - 5 классов, обучающихся на народном отделении школы и изучающих на индивидуальном уроке «оркестровый инструмент» русские народные инструменты.
Для игры на гуслях, ударных и других инструментах могут приглашаться учащиеся из других отделений школы. Основной состав ансамбля – это домрово-балалаечная группа. Её образуют: домра малая –1; домра малая -2; домра альт – 1; домра альт –2; домра бас; балалайка прима, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка контрабас. Значительно обогатит художественно – выразительные возможности ансамбля введение 1 аккордеона или баяна и ударных инструментов (треугольника, бубна, тарелки, ксилофона и т.д.).
2.2.Структура курса
Основной формой занятий является групповой урок. Занятия в классе ансамбля длятся 1 академический час в неделю с 1 по 5 класс в каждой группе . По необходимости – назначаются сводные репетиции.
III. Контроль и учёт знаний.
В конце каждой учебной четверти учащимся выставляется оценка. Основным критерием оценки является степень приобретения необходимых навыков ансамблевой игры на данном этапе, а также старательность учащегося. В течение учебного года в классе ансамбля необходимо выучить 2-3 произведения. Каждое выступление ансамбля следует рассматривать как отчет о проделанной работе: отчётный концерт отделения, школы, конкурс, который является одновременно и зачётом, как для всего ансамбля , так и для каждого участника ансамбля.
Программа отчётного концерта составляется руководителем ансамбля, в зависимости от возможностей и подвижности коллектива.
Целесообразно для сохранения и приумножения концертного репертуара ансамбля оставить из репертуара прошлого учебного года 1-2 произведения.
Руководитель ансамбля может пополнять предлагаемый репертуарный список новыми, вновь созданными произведениями (оригинальными, обработками и переложениями) обработками народных песен и собственными инструментовками. В предлагаемом репертуарном списке произведения расположены по годам обучения.
V. Примерные репертуарные списки
Первый год обучения.
Отчётность.
Две разнохарактерные пьесы. Унисон.
Примерная программа.
1. «Цыплятки»
2. М. Иорданский «Песенка про чибиса»
3. З.Левина «Неваляшки»
Примерный репертуарный список.
1. Обр. Е. Тиличевской «Андрей – воробей»
2. Обр. С. Стемпневского «Как на тоненький ледок» на тему р.н.п.
3. Обр. В. Сибирского «Два кота»
4. Р.н.п. « Как под горкой, под горой»
5. Р. н. п. « Как пошли наши подружки»
6. Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
7. О. Гравитис «Детская песенка»
8. А. Филиппенко «Цыплятки»
9. В. Шаинский « Про кузнечика»
10. В. Калинников «Тень-тень»
11. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»
12. З.Левина «Неваляшки»
13. М. Иорданский «Песенка про чибиса»
Второй год обучения.
Отчётность.
2 разнохарактерные пьесы. Обработки народных мелодий.
Примерная программа.
1. Ф. Лещинская «Полька» перел. Л.Кривобоковой
2. А.Коробейников «Марионетки»
3. Р.н.п. « Во лесочке »
Примерный репертуарный список.
1. Обр.О.А. Ахуновой «Во сыром бору тропина»
2. Л.Бекман «В лесу родилась ёлочка»
3 А. Островский «Спят усталые игрушки»
5. Ф.Лещинская «Полька»
6. Перел. А. Нечепоренко «Как под яблонькой»
7. Обр.В.В.Андреева «Во саду ли в огороде» на тему р.н.п.
8. А.Коробейников «Марионетки»
9. Р.н.п. «Неделька»
10. «Я пойду ли молоденька » р.н.п.
11. Обр.И. Гойны «Мой конёк» на тему чеш.н.п.
12. Р.н.п. « Во лесочке »
Третий год обучения.
Отчётность.
2 разнохарактерные пьесы. Переложения русских и зарубежных композиторов.
Примерная программа.
1. Г.Гладков «Песенка львёнка и черепашки».
2. П. Пьерпон «Бубенчики»
3. В.Попонов «Наигрыш» перел. О. Раевой
Примерный репертуарный список.
1. М.Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин» обр. В.В.Андреева
2. М.Блантер «Катюша» обр. С.Сафронова
3. В.Попонов «Наигрыш»
4. Обр. С.Сафронова «Коробейники» на тему р.н.п,
5. М. Красев «Ёлочка»
6. Г.Гладков «Песенка львёнка и черепашки».
7. П. Пьерпон «Бубенчики»
8. Р. Шуман «Солдатский марш»
9. Обр.В.В.Андреева «Зелёная рощица»
10. Р.н.п. «Ай все кумушки домой»
Четвёртый год обучения.
Отчётность.
- разнохарактерных произведения. Переложения русских и современных композиторов.
Примерная программа.
1. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
2. Г.Хейд «Чарльстон»
3. Ю.Савельев «Настоящий друг»
Примерный репертуарный список.
1. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
2. Г. Хейд «Чарльстон»
3. Ю. Савельев «Настоящий друг»
4. Д.Шостакович «Марш»
5. Обр. С.Сафронова «Катюша»
6. Р.н.п. «Ай все кумушки домой»
7. В. Андреев «Бабочка»
8. Р. Шуман Солдатский марш»
9. И. Лехтинен «Летка-енка»
10. Э. Вальдтейфель «Лакомка»
Пятый год обучения.
Отчётность.
2 разнохарактерные пьесы: переложения классиков, русских и зарубежных композиторов, оригинальные инструментовки.
Примерная программа.
1. Г.Манчини «Розовая пантера»
2. С.Бланк « Каравай»
3. И. Лехтинен «Летка-енка»
Примерный репертуарный список.
1. Обр. И.Решетникова «Зайграй моя волынка» на тему р.н.п.
2. Обр.П.Грачёва « Пойду ль я, выйду ль я» на тему р.н.п.
3. В. Конов «Наигрыш»
4. В. Андреев «Мазурка №3»
5. Г.Манчинни «Розовая пантера»
6. С.Бланк «Каравай»
7. А.Коробейников «В тёплый вечер на Тверской»
8. А.Тамарин «Старая афиша» обр.И.Савицкого
9. А.Даргомыжский «Танец» инструментовка Ю. Блинова
10. В. Савельев «Шуточка»
V. Рекомендуемая нотная литература
1. Хрестоматия домриста / Сост.А.Александров вып.1,М. 1971
2. Школа игры на трёхструнной домре / сост. А Александров изд.2,М.1975
3. Хрестоматия домриста 1-3 кл. /сост.В.Евдокимов М.1989
4. Хрестоматия балалаечника 1-3 кл. /Сост.В. Глейхман, М.1989
5. Играет оркестр народных инструментов/Пьесы для начинающих о.р.ин. в обр.С.Сафронова, Тамбов,1991
6. Ветлугина Н.А. «Детский оркестр» М.1976
7. «Заинька, попляши» Русские народные песни для детей, Киев 1978
8. Играет детский оркестр русских народных инструментов / Сост.В.Смирнов
Вып.1,М. 1983
9. «Лёгкие пьесы для детского оркестра народных инструментов»/ сост.А.Комаров
Л. 1974
10. Чунин В. «Современный русский народный оркестр» М. 1990
11. «Пьесы для ансамблей р.н.и.»/Сост. Н. Шелкова вып.3, Л.1984
12. «Хрестоматия смешанных ансамблей р.н.и.» /сост. В.Розанов, М.1983
13. «Заповедная старина». Учебно-методическое пособие/сост.Л.Донских
Тамбов, 1998
- «Русский музыкальный фольклор – детям». Учебно-методическое пособие/ сост.Л.Донских Тамбов,1998
VI . Рекомендуемая методическая литература.
1. Александров А. «Школа игры на трёхструнной домре» – М.,1981.
2. Александров А. «Способы извлечения звука. Приёмы и штрихи на домре»:
материалы к курсу «Методика обучения игре на трёхструнной домре»- М.,1975.
- Александров А. «Гаммы и арпеджио» –М.1963.
- Александров А. «Школа игры на трёхструнной домре».-М.,1981.
- Басенко З.,Басенко П.. «Проблемы интонирования на начальном этапе обучения домриста в ДМШ/ ДШИ».- Ростов-на-Дону 2002.
- Круглов В. «Искусство игры на трёхструнной домре» – М.2001.
- Петрашов С., Петрашова Н. «Основные функции аппликатуры, смена позиций на домре как один из аспектов её узкотехнической функции» – Ростов-на –Дону 2002.
- Сафронов С. «Букварь балалаечника» – М. 2001
- «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры»: методическая рекомендация для преподавателей ДШИ\ДМШ\сост. В. Рябов – М.,1988.
- Чунин В. «Школа игры на трёхструнной домре» – М.,1988